Особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием при использовании атомной энергии в мирных целях
(Васильева Л. Ф.) ("Российская юстиция", 2008, N 5) Текст документаОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ РАДИАЦИОННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Л. Ф. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Л. Ф., юрисконсульт, ЗАО "Стимул", г. Оренбург.
В отличие от многих других форм деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих, атомная деятельность связана со значительно большим риском причинения вреда. "Под гражданско-правовой ответственностью за ядерный ущерб понимается ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью рабочих и служащих атомных установок, а также за вред, причиненный третьим лицам, т. е. лицам, непосредственно не связанным с деятельностью ядерных предприятий" <1>. -------------------------------- <1> Нарышкина Р. Л. США: государство и частный сектор. М.: Юрид. лит., 1976. С. 104.
Изучение и разработка вопросов, связанных с ответственностью за вред, причиненный радиационным воздействием при использовании атомной энергии в мирных целях (далее - радиационный вред), вызывает интерес, поскольку этот вид ответственности в силу наличия особых специфических свойств коренным образом отличается от ответственности в других случаях причинения вреда. В настоящее время специальные нормы, регулирующие ответственность за радиационный вред, закреплены в Федеральном законе от 21.11.2005 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Кроме того, 21.03.2005 была ратифицирована Венская конвенция от 21.05.1963 "О гражданской ответственности за ядерный ущерб" (далее - Венская конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 13.08.2005. Необходимо отметить, что данные правовые акты регулируют вопросы гражданско-правовой ответственности за радиационный вред, причиненный лицам, непосредственно не связанным с деятельностью объектов использования атомной энергии. Специфика гражданско-правовой ответственности за радиационный вред обусловлена иным субъективным составом таких обязательств. В обычном деликтном правоотношении стороны именуются как потерпевший и причинитель вреда. Согласно ст. 53 ФЗ "Об использовании атомной энергии" убытки, причиненные радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, подлежат возмещению эксплуатирующей организацией физическим и юридическим лицам. Эксплуатирующая организация также несет ответственность за вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде (ст. 59). В данном Федеральном законе не закреплен конкретный однозначный перечень лиц, имеющих право на возмещение радиационного вреда, четко не установлено правовое положение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, самих государств и входящих в них государственных образований. В связи с этим на практике могут возникнуть проблемы, связанные с возможностью отнесения того или иного из указанных субъектов к числу лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием. В соответствии с Венской конвенцией в обязательствах вследствие причинения ядерного ущерба (радиационного вреда) понятие "потерпевший" охватывается такой правовой категорией, как "лицо, потерпевшее ядерный ущерб". Согласно п. "а" ст. 1 Венской конвенции понятие "лицо" означает любое физическое лицо, товарищество, любой частный или государственный орган, независимо от того, является ли он юридическим лицом или нет, любую международную организацию, являющуюся юридическим лицом, согласно законодательству отвечающим за установку ядерного объекта государства, и любое государство или любое из входящих в него государственных образований. Из анализа указанной нормы видно, что к числу лиц, имеющих право на возмещение радиационного вреда, необходимо относить всех из перечисленных в данной статье субъектов. Данная норма может восполнить пробел, существующий в национальном законодательстве, но только частично, поскольку Венская конвенция носит ограниченный характер, она не распространяет своего действия на гражданско-правовую ответственность за радиационный вред, причиненный при использовании таких ядерных объектов, как средства морского или воздушного транспорта, которые оборудованы ядерными реакторами. Это свидетельствует о необходимости совершенствования национального законодательства путем уточнения круга лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием при использовании атомной энергии. Другой субъект деликтного обязательства - причинитель вреда. Как уже было сказано, в соответствии с ФЗ "Об использовании атомной энергии" ответственность за радиационный вред несет эксплуатирующая организация, в Венской конвенции используется понятие "оператор ядерной установки". Специфика ответственности эксплуатирующей организации определяется принципом "канализирования" ответственности за причинение ядерного ущерба. Этот принцип предполагает сосредоточение ответственности на одном лице, в данном случае - возложение всей полноты ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием, на эксплуатирующую организацию. По мнению Е. Н. Васильевой, использование принципа "канализирования" ответственности объясняется следующими причинами. Во-первых, стремлением избежать трудностей, связанных с предъявлением встречных исков; во-вторых, такое "канализирование" ответственности устраняет необходимость для всех иных лиц, таких, например, как поставщики продукции для использования на ядерной установке, осуществлять страхование своей ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии <2>. -------------------------------- <2> Иойрыш А. И., Васильева Е. Н., Супатаева О. А. Ответственность за ядерный ущерб. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. С. 22.
В. К. Гусев, В. Н. Михайлов называют ответственность в рамках рассматриваемого принципа исключительной, поскольку она предполагает, во-первых, что никакое иное лицо, кроме эксплуатирующей организации, не несет ответственности за причинение вреда в случае радиационного воздействия и, во-вторых, она исключает право эксплуатирующей организации на обратные (в порядке регресса) иски к кому бы то ни было, в том числе к фактическому причинителю вреда <3>. -------------------------------- <3> Комментарий к Федеральному закону "Об использовании атомной энергии" / Под ред. В. К. Гусева, В. Н. Михайлова. М.: ИздАТ, 1998. С. 185.
Из второго правила имеется исключение. Так, в соответствии со ст. 10 Венской конвенции оператор ядерной установки может воспользоваться правом регресса только в двух случаях: во-первых, если это право было предусмотрено в договоре, во-вторых, предъявление регрессного иска допускается к лицу, чьи действия или бездействие при наличии вины в форме умысла явились причиной ядерного инцидента, повлекшего радиационный вред. В специальном национальном законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с возмещением радиационного вреда, отсутствуют правовые нормы, регулирующие право предъявления регрессных исков. Статья 1081 ГК РФ, закрепляющая право регресса к лицу, причинившему вред, не предусматривает возможности установления каких-либо особенностей, в том числе исключение права регресса или его ограничение, в специальных законах. Исключение составляет только п. 1 указанной статьи, предоставляющий возможность установить законом иной размер регресса. Получается, что Венской конвенции, обладающей наибольшей юридической силой, в рассматриваемом случае противоречит ГК РФ, следовательно, в последний нормативный правовой акт должны быть внесены изменения, позволяющие установление особенностей предъявления регрессных исков для отдельных видов обязательств. Участие государства в отношениях, связанных с возмещением радиационного вреда, определяет следующую особенность данного вида гражданско-правовой ответственности. Участие государства в возмещении ядерного ущерба может носить субсидиарный характер, восполняющий нехватку средств у оператора в пределах его ответственности, а может быть дополнительным - за пределами ответственности оператора <4>. -------------------------------- <4> Иойрыш А. И., Васильева Е. Н., Супатаева О. А. Ответственность за ядерный ущерб. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. С. 29.
Специфика рассматриваемого вида ответственности также выражается при анализе элементов, составляющих основу гражданско-правовой ответственности, к которым относятся: наличие вреда; противоправность поведения причинителя вреда; наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшим вредом; вина лица, причинившего вред. В настоящее время существенной является проблема, связанная с определением вреда, подлежащего возмещению на основании специального законодательства, регулирующего ответственность за радиационный вред. Венская конвенция регулирует ответственность за ядерный ущерб. ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусматривает ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии. Расхождение в наименованиях вреда, причиняемого при использовании атомной энергии, употребляемых в Венской конвенции и в ФЗ "Об использовании атомной энергии", не имеет существенного значения. Проблема заключается в том, что они противоречат друг другу по основаниям возникновения, что, в свою очередь, ограничивает возможность возмещения указанного вреда. Венская конвенция предусматривает возмещение ядерного вреда, причиненного ядерным инцидентом, т. е. любым происшествием или серией происшествий одного и того же происхождения. В то же время положения ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусматривают гражданско-правовую ответственность за радиационный вред, причиненный не только в результате каких-либо происшествий, но и при нормальном использовании атомной энергии. Таким образом, понятие "вреда, причиненного радиационным воздействием", употребляемое в ФЗ "Об использовании атомной энергии", является более широким по сравнению с "ядерным ущербом", ответственность за который установлена Венской конвенцией, и противоречит ему в части возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием при нормальном использовании атомной энергии. В связи с тем что Венская конвенция наделена большей юридической силой по сравнению с ФЗ "Об использовании атомной энергии", в настоящее время в соответствии со специальным законодательством, регулирующим ответственность в области возмещения радиационного вреда, должен возмещаться только вред, причиненный ядерным инцидентом, а вред, причиненный при нормальном использовании атомной энергии, должен возмещаться в соответствии с традиционными нормами гражданского права. Открытие ядерной энергии и бурное развитие форм ее применения породило проблему ответственности за ущерб, который может быть причинен в результате правомерной деятельности. С. В. Микеров указывает, что гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный радиоактивным источником повышенной опасности, всегда является ответственностью за противоправное причинение вреда, так как причинение любого вреда всегда противоправно, даже если сама деятельность владельца радиоактивного источника повышенной опасности являлась правомерной <5>. Таким образом, "причинение ущерба в результате ядерного инцидента следует рассматривать как действие противоправное, порождающее обязательство возместить имущественные потери" <6>. -------------------------------- <5> Микеров С. В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный радиоактивными источниками повышенной опасности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2005. С. 94. <6> Малинин С. А. Мирное использование атомной энергии: Международно-правовые вопросы. М.: Издательство "Международные отношения", 1971. С. 135.
Трудным моментом при решении вопроса о возмещении радиационного вреда является доказывание наличия причинной связи. Процедура доказывания причинной связи между ядерным инцидентом и ядерным ущербом состоит из двух этапов. Первый этап - доказывание того, что данный ущерб является по своему характеру ядерным. Второй этап - доказывание того, что ядерный ущерб причинен в результате ядерного инцидента, происшедшего на конкретной ядерной установке <7>. -------------------------------- <7> Международное атомное право / Под ред. А. И. Иойрыша, А. М. Петросьянца, В. Ф. Петровского. М.: Наука, 1987. С. 232.
В качестве основания для специального регулирования рассматриваемых нами обязательств законодательство указывает на источник и характер причиненного вреда - радиационное воздействие. Доказать наличие причинной связи между радиационным воздействием и причиненным вредом особенно сложно при причинении такого вреда жизни и здоровью личности. Оценка отдаленных последствий, таких как рак, генетические эффекты и врожденные пороки при радиационном поражении, осложняется тем, что спонтанный уровень этих заболеваний достаточно высок и зависит от многих факторов. Ответственность эксплуатирующей организации носит специальный характер, что определяется ГК РФ как ответственность владельца источника повышенной опасности. Она предполагает так называемую "безвиновную" ответственность, которая наступает независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности. Данное положение конкретизировано в ст. 54 ФЗ "Об использовании атомной энергии", в соответствии с которой ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, наступает независимо от вины эксплуатирующей организации. Ответственность эксплуатирующей организации является особым случаем специальной ответственности владельца источника повышенной опасности. На ее ответственность не распространяется действие правила, установленного в п. 2 ст. 1079 ГК РФ, согласно которому владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Эксплуатирующая организация отвечает за причинение вреда и в случае выбытия объекта использования атомной энергии в результате противоправных действий из ее владения. Не действуют некоторые другие нормы ГК РФ, например п. 2 ст. 1083 ГК РФ, содержащий возможность освобождения владельца источника повышенной опасности от такого рода ответственности при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда. В этом проявляется действие принципа абсолютной ответственности эксплуатирующей организации <8>. -------------------------------- <8> Комментарий к Федеральному закону "Об использовании атомной энергии" / Под ред. В. К. Гусева, В. Н. Михайлова. М.: ИздАТ, 1998. С. 189.
Следующая особенность гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации заключается в том, что она ограничивается как по суммам возмещения радиационного вреда, так и по времени, в течение которого иски о возмещении радиационного вреда могут быть к ней предъявлены. Пределы ответственности по суммам возмещения радиационного вреда в ФЗ "Об использовании атомной энергии" не установлены. В п. 2 ст. 55 указанного Федерального закона содержится лишь ссылка на то, что максимальные пределы ответственности за вред, причиненный радиационным воздействием, в отношении любого одного инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами Российской Федерации. Венская конвенция не устанавливает максимальный предел ответственности оператора ядерной установки, предусматривая тем самым возможность его неограниченной ответственности. Однако она оставляет на усмотрение государств - участников данной Конвенции возможность ограничения данного вида ответственности, но при этом предел ответственности оператора ядерной установки не может быть менее 5 миллионов долларов США за каждый ядерный инцидент. Таким образом, в российском законодательстве ответственность эксплуатирующей организации может быть установлена в любом размере, но не менее 5 млн. ам. долл. Однако в настоящее время, как уже было сказано, российское законодательство не содержит норм, ограничивающих ответственность эксплуатирующей организации по объему возмещения, следовательно, в случае причинения ядерного вреда ответственность эксплуатирующей организации, имеющей ограниченные финансовые ресурсы, будет носить неограниченный по суммам возмещения характер. Данная проблема на сегодняшний день имеет особую значимость, поскольку в случае наступления ядерного инцидента эксплуатирующая организация, возможно, не будет располагать денежными средствами, достаточными для удовлетворения требований о возмещении ядерного вреда в полном объеме. Государство тоже может отказаться от участия в возмещении радиационного вреда, поскольку в соответствии со ст. 57 ФЗ "Об использовании атомной энергии" Правительство РФ обеспечивает выплату сумм по возмещению вреда, причиненного радиационным воздействием, лишь в той части, в которой причиненный вред превышает установленный для эксплуатирующей организации предел ответственности. Поскольку предел ответственности эксплуатирующей организации не установлен, последняя должна нести неограниченную ответственность, что не противоречит Венской конвенции, следовательно, государство может отказаться от возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием третьим лицам. Таким образом, видно, что в этой части в российском законодательстве существует большой пробел, который должен быть восполнен путем установления для эксплуатирующей организации ограничения объема возмещения ядерного вреда. В отношении срока исковой давности Венская конвенция устанавливает несколько диспозитивных норм. В соответствии с российским национальным законодательством срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, устанавливается в три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Данная статья дублирует положения Венской конвенции не в полном объеме, поскольку не учтено, что в общей сложности срок исковой давности все же не может превышать 10 (в определенных случаях - 20) лет со дня ядерного инцидента. Таким образом, в Российской Федерации в отношении требований, связанных с возмещением ядерного вреда, причиненного имуществу и окружающей среде, должен применяться трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, который не может превышать 10 (в определенных случаях - 20) лет со дня ядерного инцидента. На наш взгляд, необходимо внести соответствующие дополнения в действующее законодательство. В соответствии со ст. 58 ФЗ "Об использовании атомной энергии" на требования о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Данное правило не противоречит положениям Венской конвенции, однако необходимо соблюдение одного условия. В данном случае это условие сводится к тому, что ответственность эксплуатирующей организации за вред, причиненный радиационным воздействием жизни и здоровью физических лиц, должна иметь финансовое обеспечение на неограниченный период времени. Специальный режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб обусловлен особо опасным характером производства, связанного с использованием атомной энергии, который связан прежде всего с возможностью, риском причинения значительного по своим масштабам вреда населению, имуществу или окружающей среде. Повышенная вероятность ядерного инцидента усиливает необходимость дальнейшей разработки правовых проблем ответственности за ядерный ущерб.
------------------------------------------------------------------
Название документа