Платные образовательные услуги: проблемы правового регулирования

(Кирилловых А. А.) ("Налоги" (газета), 2011, N 9) Текст документа

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых А. А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым явлением в сфере профессионального образования, и объем их неуклонно растет. Условия оказания услуг, предоставляемых образовательной организацией, устанавливаются договором со студентом (обучающимся); студентом, предприятием (организацией) и образовательной организацией. В письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09 <1> даны Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. N 3177 <2> утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. -------------------------------- <1> Официальные документы в образовании. 2002. N 32. <2> БНА ФОИВ. 2003. 22 декабря. N 51.

По договору возмездного оказания образовательных услуг администрация вуза является исполнителем, а студент (родитель, законный представитель) - заказчиком образовательной услуги. При этом студент (родитель, законный представитель) является потребителем образовательных услуг. Поэтому на них в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей (Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <3>). -------------------------------- <3> Ведомости СН и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 <4> утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, которые определяют взаимоотношения образовательного учреждения и лица, обучающегося в вузе на платной основе. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления, как правило, указывается в уставе вуза. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными (муниципальными) вузами, относятся: 1) обучение по дополнительным образовательным программам; 2) преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; 3) репетиторство; 4) занятия по углубленному изучению предметов; 5) подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся; 6) другие услуги. Природа договора возмездного оказания образовательных услуг <5> имеет гражданско-правовые корни, что обеспечивает принадлежность к его конструкции всех признаков, характерных для гражданско-правовых договоров. -------------------------------- <5> На практике можно встретить различные варианты именования данного обязательства: "договор возмездного оказания образовательных услуг", "договор на платное обучение", "договор о подготовке специалиста" и т. п.

Общая характеристика договора возмездного оказания образовательных услуг позволяет выделить его основные особенности как гражданско-правовой сделки. Как полагают специалисты по гражданско-правовой характеристике, такой договор является возмездным, взаимным (двусторонним), встречным обязательством, консенсуальным, синаллагматичным, казуальным, публичным, срочным договором, а также договором присоединения <6>. -------------------------------- <6> Минаев В. И. Договор возмездного оказания образовательных услуг: проблемы теории и практики: Автореф. ... дис. к. ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 16.

При этом в договоре возмездного оказания образовательных услуг должны находить обязательное отражение несколько структурных элементов его предмета: уровень и направленность образования; форма обучения; перечень предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебными планами образовательных услуг; неовеществленный результат оказания образовательных услуг, подтверждаемый документом об образовании с указанием на вид такого документа <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 10.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения: а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации - исполнителя и место их нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; в) сроки оказания образовательных услуг; г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя. Образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории "нематериальные ценности", которые неотделимы от личности их носителя. В практике, конечно, можно встретить примеры услуг овеществленного характера. Например, в рамках оказания медицинских услуг справедливо отмечают возможность как материального результата (стоматологическое лечение), так и его отсутствия, в случае оказания терапевтической помощи <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (5-е издание, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики). ------------------------------------------------------------------ <8> Комментарий к ГК РФ, части второй / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 348.

В образовании такие примеры вряд ли возможны. Даже если стороны договора возмездного оказания образовательных услуг предполагали в качестве одной из составляющих услуги выдачу успешно завершившему обучение документа об образовании, такое условие никоим образом нельзя считать целью самого договора. Многообразная "палитра" взаимодействия в рамках отношений, связанных с получением образования соответствующего уровня, позволяет вести речь о различных методах их регулирования, которые органично характеризуют предмет применяемой для этого соответствующей отрасли права. В литературе справедливо отмечают, что отношения из договора платных образовательных услуг носят комплексный характер и регулируются как гражданским, так и административным законодательством <9>. -------------------------------- <9> Рожков А. И. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования: Автореф. ... дис. к. ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 8.

В целом такая позиция поддерживается и судебной практикой. Так, по мнению ФАС Северо-Западного округа, систематическое толкование ч. 3 ст. 46 Закона об образовании, предусматривающей заключение договора между обучающимся и образовательным учреждением, а также ст. ст. 431, 779 ГК РФ "позволяет определить правовую природу договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, включающего в себя элементы как гражданских, так и административных правоотношений. Условия данного договора не должны противоречить нормам гражданского законодательства и нормам, регулирующим отношения в области образования" <10>. -------------------------------- <10> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2002 N А56-21085/01 // СПС "КонсультантПлюс".

Обозначенный комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. В литературе высказывается предложение о законодательном закреплении необходимости заключения всеми обучающимися в вузе так называемых образовательных договоров <11>, и договорные отношения могут носить различный характер, регулировать различные стороны образовательного процесса. -------------------------------- <11> См.: Бахрах Д. Н., Барабанова С. В. Правовой статус студентов в Российской Федерации // Право и образование. 2004. N 1. С. 58.

Н. В. Булхак, в рамках разграничения уровней регулирования внутривузовских отношений, предлагает правила взаимоотношений между студентом и вузом в лице администрации устанавливать в договоре. То же самое может быть отнесено к порядку регламентации отношений между преподавателем и вузом. Указанные отношения оказывают значительное влияние на природу самого договора и в зависимости от основы обучения могут перейти в разряд административно-правовых <12>. -------------------------------- <12> См.: Булхак Н. В. Правовое реформирование внутривузовских отношений // Право и образование. 2005. N 4.

Следует тем не менее признать, что в данном случае речь не идет о регулировании предоставления образовательных услуг в "чистом" виде, хотя, бесспорно, вопросы, связанные с их оказанием, попутно могут найти отражение в содержании такого договора. Речь не идет о бесплатных образовательных услугах, по крайней мере потому, что судебная практика критерием применимости законодательства о защите прав потребителей к отношениям, вытекающим из договора образовательных услуг, считает их личное потребление обучающимся. Между тем гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, признается потребителем вне какой-либо связи с фактом их оплаты <13>. -------------------------------- <13> См.: Батрова Т. А. Гражданско-правовые аспекты оказания образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. N 4.

В общем, изложенной позиции придерживаются в современных исследованиях, выделяя в качестве определяющего признака такого договора его возмездность, что позволяет распространять на правоотношения между студентом и образовательным учреждением положения Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг и положения Закона РФ "О защите прав потребителей" <14>. -------------------------------- <14> Минаев В. И. Указ. соч. С. 9.

С практических позиций это позволяет студенту, обучающемуся даже за счет средств частного заказчика, выступать в качестве стороны по делу о ненадлежащем качестве оказанной учебным заведением образовательной услуги. Аналогичным образом будет вправе поступить выпускник образовательного учреждения, обучавшийся за счет соответствующего бюджета. Поэтому представляется возможным применение положений Закона "О защите прав потребителей" в защиту прав конкретного работника - потребителя образовательной услуги, который в отличие от своего работодателя (заказавшего обучение сотрудника) имеет намерение приобрести и использовать полученные знания исключительно для личных целей, не связанных с осуществлением им самим предпринимательской деятельности <15>. -------------------------------- <15> См.: абз. 2, 3 разд. I Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей", утв. Приказом МАП России от 20 мая 1998 г. (в ред. от 11 марта 1999 г.) N 160 // Российская газета. N 5 - 6. 1999.

Однотипность регулирования образовательных отношений, вытекающих из договора возмездного оказания услуг, позволяет ученым делать вывод о необходимости заключения аналогичного договора с любым студентом вне зависимости от источника финансирования его обучения и соответственно образовательной деятельности <16>. -------------------------------- <16> Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации: Дис. ... д. ю.н. 12.00.03. С. 268.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения, студента, его родителей (законных представителей) также регулируются договором. В договоре обычно определяется уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия. Вряд ли объем и качество образовательных услуг, оказываемых на платной основе, могут быть ниже либо на порядок отличаться от установленного государственным стандартом. Да и иные условия (обязанности образовательного учреждения) должны обеспечивать равные условия для получения образования. Иначе говоря, образовательный статус обучающихся является идентичным вне зависимости от формы (платной или бесплатной) их обучения. Аналогичным образом негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату со студентов за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг. Следует в этой связи указать, что пересдача экзаменов и зачетов не подлежит дополнительной оплате. Это дополнительная услуга, которая может быть оказана только по согласию с заказчиком (п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). В свою очередь письмом от 16 декабря 1998 г. N 01-50-205ин/32-03 <17> Министерство образования РФ указало, что учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, включают ликвидацию академической задолженности, пересдачу экзаменов и зачетов. Поэтому смета на образовательные услуги, предусмотренная договором (п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей), должна включать плату за пересдачу экзаменов и зачетов, а следовательно, за данные мероприятия взимание дополнительной платы со студентов не допускается. -------------------------------- <17> Вестник образования РФ. 1999. N 4.

Практика образовательных учреждений высшего профессионального образования не использует подобный способ оформления отношений с обучающимися, и договор, как правило, облекается в форму приказа о зачислении студента в вуз. Однако от этого не исчезает сама конструкция и природа договорных отношений, поскольку присутствует публичный характер договора: студент присоединяется к условиям, которые названы в законе, а в части учебного (образовательного) процесса - к локальным актам образовательного учреждения. Нормативное регулирование оформления отношений образовательного учреждения с обучающимися выглядит весьма противоречивым. Основными нормативными актами, регулирующими положения о договоре, являются Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. п. 10, 25 - 29, 37 - 40, 42, 43, 46, 47, 49, 50 - 55, 57 - 61) и гл. 27 - 29, 39 ГК РФ. В соответствии с п. 10 Типового положения заключение договора обязательно в случае, если образовательная программа будет осваиваться обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм. Существенным недостатком содержания Положения является отсутствие конкретизации формы договора, что на практике означает возможность его заключения как в письменной, так и в устной форме. В настоящее время договор на получение образования получил широкое распространение в основном в сфере высшего профессионального образования и незаслуженно игнорируется другими образовательными учреждениями, в частности гимназиями, лицеями. Школы, как отмечают отдельные авторы, заключая договор на обучение с родителями учеников, также ограничиваются лишь устной формой договора <18>. -------------------------------- <18> Минаев В. И. Указ. соч. С. 22.

Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся, его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права. Представляется, что необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств. Перспективы совершенствования образовательного законодательства также отвечают вызовам практики. Регулирование образовательных отношений, как системообразующих для сферы образования, предлагается также осуществлять в договорном порядке, и закрепление соответствующих норм является перспективным направлением в совершенствовании образовательного законодательства <19>. -------------------------------- <19> См.: Концептуальное обоснование и общая характеристика проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. N 2.

Договор об образовании должен стать основной правовой формой существования правовых отношений между образовательным учреждением и обучающимся. Широкое распространение договорных отношений в сфере образования благотворно скажется на развитии образования в целом. Сроки оказания образовательных услуг составляют одно из условий договора, которые стороны должны согласовать в договоре, либо их определение сторонами произойдет путем присоединения к ним заказчика. Жесткие требования относительно сроков могут быть установлены в профессиональном образовании, подчиниться им должны как исполнитель, так и заказчик. По общему правилу определение сроков договора на получение профессионального образования связывается со сроком освоения образовательной программы. Общее образование не имеет строгой нормативной регламентации, и продолжительность отношении сторон определяется по их соглашению. Тем не менее в рамках организации образовательного процесса элементы упорядочения находят различное представление. В сфере общего образования, по мнению некоторых ученых, сроки оказания образовательных услуг (продолжительность и частота занятий, а также их время) составляют одну из важнейших характеристик договора, его существенное условие. В связи с этим предлагается даже внести изменения в п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг и дополнить перечень обязательных условий договора указанием на сроки оказания услуг <20>. -------------------------------- <20> Рожков А. И. Указ. соч. С. 10.

Специалисты в сфере высшего профессионального образования, напротив, не рассматривают условия о сроках оказания образовательных услуг в качестве существенных. В подтверждение такой позиции В. В. Кванина справедливо указывает на подвижность учебного плана в рамках предоставления высшего образования в течение всего срока обучения, что объясняется его ежегодным утверждением вузом <21>. -------------------------------- <21> Кванина В. В. Указ. соч. С. 289.

Приведенные аргументы не лишены определенной логики и в известной степени могут найти свою конкретизацию. Порядок заключения образовательного договора имеет некоторые особенности в зависимости от уровня предлагаемого образования. Правила получения профессионального образования предполагают и даже требуют проведения конкурсного отбора среди абитуриентов, в том числе поступающих на места с оплатой стоимости обучения. С соблюдением установленного порядка заключения договора тесным образом связаны вопросы и ответственности образовательной организации за отказ от предоставления образовательной услуги. Ведь, как справедливо указывается исследователями, заключению договора на платные образовательные услуги в сфере общего образования не может предшествовать какой-либо конкурсный отбор обучающихся-потребителей <22>. -------------------------------- <22> Рожков А. И. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования: Автореф. ... дис. к. ю.н. 12.00.03. М., 2008. С. 10 - 11.

Обязанность образовательной организации оказать образовательную услугу связывается только с наличием возможности ее оказать в натуре, установление иных ограничений (обстоятельств) не может рассматриваться как соответствующее закону. Следовательно, не может оказываться и предпочтение одному потребителю перед другим. В этой связи также поднимается вопрос о необходимости привести данную норму в соответствие с положениями ст. 310 ГК РФ и закрепить в Законе об образовании исчерпывающий перечень оснований одностороннего расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг по инициативе исполнителя <23>. -------------------------------- <23> Минаев В. И. Указ. соч. С. 10 - 11.

Полагаем, что одним из случаев отказа исполнителя от договора оказания образовательных услуг может являться невозможность их оказания по объективным причинам. В то же время односторонний отказ исполнителя от договора без обращения в суд в случае существенного нарушения его условий контрагентом стал бы эффективным способом защиты интересов образовательного учреждения, а также добросовестных заказчиков и обучающихся. В сфере высшего профессионального образования подобный пробел можно устранить за счет включения в Примерную форму договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования <24> самостоятельного пункта. В частности, предлагаемое положение может предусматривать для высшего учебного заведения - исполнителя образовательной услуги право на односторонний отказ без обращения в суд от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг в случае существенного нарушения его условий заказчиком и (или) обучающимся, повлекшего невозможность исполнения высшим учебным заведением предусмотренных обязанностей. -------------------------------- <24> Утверждена Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. N 3177.

Для избежания проблем, связанных с односторонним отказом от договора (п. 2 ст. 779 ГК РФ), образовательным учреждением по причинам неоплаты оказываемых услуг было бы юридически точнее включать в договор обязательное требование последствий ее невнесения по п. 2 ст. 328 ГК РФ. Такое условие может предусматривать право образовательного учреждения приостановить либо отказаться от исполнения образовательных услуг, а также потребитель возмещения убытков в том случае, если заказчик не внесет соответствующую сумму. В теории и практике давно высказываются за расширительное толкование ст. 426 ГК РФ, распространяя положения о публичном договоре не только на деятельность коммерческих, но и некоммерческих организаций в рамках оказания платных услуг, в том числе образовательных <25>. -------------------------------- <25> Подробнее см.: Калашникова Г. А. Публичный договор: Автореф. дис. ... к. ю.н. 12.00.14. Краснодар, 2002. С. 14; Рожков А. И. Указ. соч. С. 10; Минаев В. И. Указ. соч. С. 21 - 22; Кванина В. В. Указ. соч. С. 269.

Оформляемые договором возмездного оказания образовательных услуг отношения следует отнести к встречным обязательствам. Встречность обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг усматривается в обязанности образовательного учреждения оказать образовательную услугу обучающемуся качественно и в полном объеме при условии своевременной оплаты им обучения. Основываясь на позиции признания договора о платном обучении договором присоединения, судебная практика определяет дуалистический характер природы отношений его сторон, связанных с порядком оплаты (изменения стоимости) обучения. С одной стороны, заказчики присоединяются к условиям договора, и плата за обучение определяется не по соглашению сторон, а с учетом расходов на содержание (обучение) и других затрат на обучение <26>. -------------------------------- <26> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 августа 2001 г. N А28-1155/01-43/9.

В другом случае принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ) не позволяет понуждать заказчика к заключению дополнительных соглашений об изменении стоимости услуг (в том числе с помощью административных методов) в силу принципа свободы договора <27>. -------------------------------- <27> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. N Ф09-3317/04-ГК.

Для избежания подобных споров целесообразным является включение в договор на платное обучение условия о праве заказчика требовать от исполнителя документального обоснования причин повышения стоимости обучения, в том числе путем предоставления новой сметы расходов вуза, что в целом соответствует п. 2 ст. 779 ГК РФ. Впрочем, учитывая диспозитивный характер п. 1 ст. 781 ГК РФ, договор может определять предварительную оплату образовательных услуг, с учетом наличия у потребителя информации о различных формах оплаты и возможности добровольного выбора формы оплаты <28>. -------------------------------- <28> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2003 г. N А33-20033/02-С6ао-Ф02-1921/03-С1.

Особой проблемой являются факты нарушений прав заказчиков услуг и обучающихся, которые неоднократно фиксировались контролирующими органами. В частности, к типичным нарушениям можно отнести: - ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин; - условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя; - установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию; - включение в договоры в одностороннем порядке права образовательной организации расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (или в любом другом случае нарушения учащимся своих обязательств по договору); - установление в договорах, помимо платы за обучение, "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения". Такой же примерный перечень нарушений при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг нашел отражение в письме Минобразования России от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг" <29>. -------------------------------- <29> Бюллетень Минобразования России. 2000. N 4.

Частично проблемы, связанные с защитой прав потребителей образовательных услуг, уже имели определенные направления их решения у ряда контролирующих органов, например, в случаях лишения учебных заведений государственной аккредитации. Надо сказать, что антимонопольное ведомство (МАП России) <30> предлагало при лишении образовательного учреждения аккредитации закрепить в образовательном законодательстве положение о сохранении для обучающихся на момент лишения его государственной аккредитации права на получение документа государственного образца и иных преимуществ, связанных с обучением в аккредитованном учреждении. Одновременно ставился вопрос о разработке мер воздействия на образовательные учреждения в целях обеспечения качественного оказания образовательных услуг <31>. -------------------------------- <30> Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации. В настоящее время функции антимонопольного регулирования осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). <31> См.: Платные услуги образовательного учреждения. М.: ИФ "Образование в документах", 2001.

К правовым отношениям, возникающим в связи с оказанием платных образовательных услуг, как правило, применяются меры гражданско-правовой ответственности и лишь в отдельных случаях - меры административной ответственности. Рациональным было бы предложение о закреплении в законодательстве обязанности образовательного учреждения регулировать в договоре вопросы его ответственности по договору, включая перечень конкретных мер восстановления нарушенных прав обучающихся.

Название документа