Самовыражение как личностная характеристика субъекта педагогического общения

(Мирзоева Д. М.)

("Общество и право", 2011, N 1)

Текст документа

САМОВЫРАЖЕНИЕ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Д. М. МИРЗОЕВА

Мирзоева Диана Маратовна, ассистент кафедры английского языка института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.

В статье рассматривается проблема самовыражения обучающихся и неразрывно связанная с ней проблема свободы слова и мысли; один из ее основных аспектов (личностный), функции и характеристики.

Ключевые слова: самовыражение, коммуникативная компетентность, языковая личность, коммуникативная личность, свобода мысли, свобода самовыражения, рефлексия, самостоятельность, автономность, критическое мышление.

The problem of pupil's self-expression and closely connected with it the problem of freedom of speech and mind; it's basic aspect (personal), functions and characteristics are regarded in this article.

Key words: self-expression, communicative competence, linguistic person, communicative person, freedom of mind, freedom of self-expression, reflection, self-dependence, autonomy, critical thinking.

В настоящее время во многих отраслях науки отмечается особый интерес к феномену самовыражения. Выполняя жизненно важные функции, самовыражение не только определяет внутреннюю сущность человека, но и его психическое и физическое здоровье, отношения с окружающими людьми.

Известный английский писатель Оскар Уайльд справедливо отмечал, что стремление к самовыражению является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду, создать комфортные условия жизни, утверждал, что целью жизни является самовыражение. "Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем, это высший долг перед самим собой" [1].

Одним из основных способов самовыражения является общение, в связи с чем проблема самовыражения рассматривается прежде всего в контексте социокультурно-обусловленной языковой и коммуникативной деятельности человека. Феномен самовыражения представляет собой яркий пример социальной детерминированности языка. Так, проблема самовыражения неразрывно связана с проблемой свободы слова и мысли, которая по понятным причинам не могла получить развития в годы тоталитарного режима, когда выражение своего собственного "я", своего отношения к окружающей действительности не встречало общественного одобрения и считалось нежелательным отклонением от официально принятой точки зрения.

Демократические преобразования в обществе позволили закрепить свободу человека, его мысли и слова в ст. 2 Конституции Российской Федерации 1993 года "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства". При этом свобода относится и к свободе выражения своей мысли, "каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них" (ч. ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции РФ) [2].

Идея свободы в педагогике оформлялась в процессе признания обществом или отдельными его прогрессивными представителями положения о существовании реальной социогенной потребности человека быть свободным и необходимости ее поддержки и развития в учебной деятельности. Содержание этой идеи может быть раскрыто на основе принципа свободы и рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию свободы, позволяющего в более дифференцированном и целостном виде проводить анализ феномена свободы в единстве процессов сознания и деятельности, развития мышления и всей личности в целом.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" [3] и в Концепции модернизации российского образования [4] подчеркивается необходимость воспитания учащихся в духе демократии, свободы, уважения прав и свобод личности. Важнейшим компонентом формирования правового пространства школы является реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса. Взаимное наделение ученика и учителя как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа современной педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы учащегося, обеспечивать охрану его жизни и здоровья, уважать личность ребенка и, что особо важно, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства [4]. Основная задача современной школы - не передавать знания, а готовить учащихся к условиям жизни, в связи с чем необходимо актуализировать факторы формирования субъекта жизнедеятельности, к которым отнесем не только условия, связанные с развитием интеллектуальных свойств, но и эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности и ответственности, мотивации самоактуализации, самовыражения, самосовершенствования [5].

Таким образом, идея свободы, и в частности свободы самовыражения, стала одной из ведущих характеристик современного образования, обусловливающих в то же время различные направления исследований, связанных со свободой человека, слова и мышления.

В литературе самовыражение трактуется как отражение человеком своего внутреннего мира во внешнем, как проявление своих идей в материальном мире с учетом своего индивидуального мировосприятия [6]. В психотерапевтических направлениях при этом отмечается терапевтическая ценность таких проявлений [7]. В соответствии с психологическим ракурсом рассмотрения самовыражение понимается как максимально широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, который человек использует для передачи информации о себе другим лицам, независимо от степени их осознанности и целенаправленности [8].

Под самовыражением мы понимаем вызванное жизненно важными потребностями вербальное выражение своих отношений, чувств, желаний, мнений и установок, определяющее успешность взаимодействия человека с другими людьми и уровень его самореализации в окружающем мире.

В литературе выделяют различные функции самовыражения, показывающие важность и необходимость его осуществления в различных ситуациях межличностного общения. В наиболее полном виде система функций самовыражения представлена в исследовании И. П. Шкуратовой, которая указывает что:

экзистенциальная функция состоит в утверждении факта своего существования и желании быть включенным в социальное взаимодействие;

в направленности самовыражения на отражение принадлежности личности к определенным социальным или психологическим типам состоит идентификационная функция;

самовыражение реализует функцию саморегуляции и способствует эмоциональной разрядке;

коммуникативная функция является генетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью, адресована другим людям (установление контакта);

самовыражение включает преобразовательную функцию, которая используется в педагогическом общении во взаимодействии в системе "учитель - ученик";

самовыражение выполняет функцию регуляции межличностных отношений и выстраивает отношения людей друг с другом;

функция самовоплощения связана с тем, что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в их сознании образ себя [9].

Анализ представленной функциональной структуры самовыражения выявляет коммуникативную функцию как генетически исходную, поскольку реализация всех других функций самовыражения не может состояться вне акта коммуникации, вне ситуации общения, в том числе педагогического общения. При этом становится очевидной важность обучения адекватному целенаправленному осуществлению функции самовыражения в каждой ситуации общения. В связи с этим самовыражение рассматривается в рамках коммуникативной компетентности, характеризующей языковую и коммуникативную личности.

Исследование понятий "языковая личность" и "коммуникативная личность" показывает их неразрывную связь, в связи с чем языковая личность может рассматриваться как коммуникативная личность - обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций [10]. Подтверждением этому положению служат уровни языковой личности, выделяемые Ю. Н. Карауловым: 1) вербально-семантический; 2) лингво-когнитивный; 3) мотивационный [11].

Определяющими для коммуникативной личности, согласно Л. Н. Колесниковой, являются характеристики, которые составляют три основных параметра - мотивационный, когнитивный и функциональный.

Совпадение и особенности языкового и коммуникативного аспекта личности являются самоочевидными.

Рассмотрение содержания уровней или аспектов языковой и коммуникативной личности достаточно четко выявляют функцию самовыражения, реализация которой предполагает знание и владение комплексом языковых, коммуникативных средств, актуализацию когнитивных и мотивационных факторов. Не ставя в данном случае задачу рассмотрения языковых и коммуникативных средств самовыражения, считаем необходимым обратиться к анализу личностного аспекта самовыражения, выполняющего роль "пускового механизма" самовыражения.

В личностном аспекте самовыражения в наибольшей степени отражается отмеченная выше проблема свободы слова и мышления, поскольку только свободная полноценно развитая коммуникативная личность сможет оптимально реализовывать свои внутренние потенциальные возможности и выражать свое "я". Дальнейший анализ проблемы свободы мышления позволяет выявить решающий фактор самовыражения. Если человек выделяет в ситуации ее ведущие компоненты: условия, цели, задачи, требования - и соотносит их друг с другом, то он может подняться над ситуацией, выйти за ее пределы и только при выходе за рамки, пределы заданной ситуации человек способен к самовыражению [12]. Следовательно, лишь при выходе за рамки ситуации личность сможет реализовать себя и свободно выражать свои мысли. Данное положение мы также находим у отечественных авторов, которые считают, что проблема развития мышления в процессе творческой учебной деятельности, основанной на способности выходить за пределы заданной ситуации, выступает ведущей в работах Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. С. Якиманской, В. С. Юркевича и др.

Важно подчеркнуть, что ограниченные рамки ситуации не определяют поступки человека, а ее стимулы преломляются через внутренние условия - индивидуальные и личностные качества, логику их развития, особенности протекания мыслительных процессов. В единство свободы и мышления включается важный компонент - личность.

Таким образом, именно особенности личности обусловливают самовыражение и, соответственно, его языковую и коммуникативную реализацию. К таким личностным особенностям, определяющим коммуникативную компетентность самовыражения, относятся: ответственность, автономность, самостоятельность, рефлексивность, установка на самоутверждение, умение критически мыслить. В целом личностные свойства, выражающие отношение к другим, должны развиваться в гармонии и со свойствами личности, отражающими отношение к себе. Такие качества личности, как доброжелательность, коммуникабельность, толерантность, открытость должны уравновешиваться самостоятельностью, автономностью, установкой на самоутверждение, самопринятие, ответственность, субъектность.

Рассматривая личностный аспект формирования коммуникативной компетентности самовыражения, следует обратить особое внимание на такое диагностичное свойство личности, как автономность. В контексте рассматриваемой нами проблемы важно подчеркнуть, что автономия учащегося является одним из решающих условий осуществления самовыражения, поскольку она включает в себя и в то же время предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает определенное психологическое отношение к процессу и содержанию деятельности [13].

В заключении отметим, что одним из решающих факторов, определяющих реализацию самовыражения, являются личностные факторы, позволяющие осуществить акт самовыражения на основе знания языковых и коммуникативных средств выражения своих чувств, желаний, установок. Обладая необходимыми знаниями и личностными качествами субъект педагогического общения в конечном итоге выбирает коммуникативную задачу и осуществляет речевую деятельность адекватно цели и ситуации самовыражения.

Литература

1. Уайльд Оскар. Портрет Дориана Грея. URL: http://www. erlib. com.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ и поправками к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

3. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 08.12.2010) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (Часть 2). Ст. 119.

5. Селиверстова Л. О реализации прав ребенка в школе // Высшее образование в России. 2008. N 1. С. 156.

6. Реан А. А. Человек как субъект познания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней. М.: Агентство "Издательский сервис", 2004. С. 320.

7. См.: URL: http://www. vikipedia. ru.

8. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Под ред. А. Ребера; пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000.

9. Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Ермакова и В. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. С. 241.

10. Шкуратова И. П. Указ. соч. С. 243 - 244.

11. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сборник научных трудов. Волгоград - Архангельск: "Перемена", 1996. С. 22.

12. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. С. 5.

13. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. С. 112.

14. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. 2001. N 4. С. 105 - 107.

Название документа