Голос как инструмент социального диалога

(Устинова В.)

("Реклама и право", 2010, N 2)

Текст документа

ГОЛОС КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

В. УСТИНОВА

Устинова Валерия, генеральный директор центра "Мир диалога", театральный педагог, тренер-консультант в сфере коммуникации и личной эффективности топ-менеджеров, арт-директор социального проекта "Эхо небес", доцент кафедры теории и практики рекламы НИУ - Высшей школы экономики.

Я расскажу о социальном проекте "Эхо небес. Уникальные голоса русских актеров". По личной просьбе одной русской певицы мне посчастливилось провести несколько консультаций перед премьерой в Милане. Пользуясь случаем, я договорилась о посещении нескольких занятий в ведущей европейской театральной школе театра Пикколо диМилано. Там я узнала, что, оказывается, многие актеры, не задействованные в репертуаре, считают своим долгом и обязанностью заниматься социальными проектами. Причем не участвовать в чьих-то социальных проектах, спущенных свыше, а выступать с собственными инициативами и работать с самыми разными категориями людей на тему улучшения коммуникативного опыта, коммуникативных практик. Только представьте, что может дать хорошая актерская школа! Это публичные выступления, искусство самопрезентации, техника речи, роли в межличностной коммуникации. Это социальные проекты со взрослыми и подростками, в психологических центрах и тюрьмах, социальные проекты с разными этническими группами и т. д.

И что меня совершенно поразило: люди делают это с огромной отдачей и удовольствием. У них нет тотальной депрессии от того, что актер не востребован, что он не снимается или не играет. В это время он занимается социальными проектами, потому что, как выяснилось, для них нет никакой разницы, где транслировать эти ценности, это понимание, ощущение диалога (надо сказать, что это понимание сознательно закладывается педагогами с первого курса). И мне показалась эта идея настолько заманчивой, что я предложила некоторым своим коллегам - театральным педагогам выехать с семинарами в регион, получив минимальную спонсорскую поддержку от одного из участников коммерческого семинара.

Задача была собрать практиков публичного общения - психологов, руководителей детских школьных театров, преподавателей вузов, для которых мы три дня проводили тренинги по голосу - голосу как инструменту убеждения и инструменту самонастройки.

Одна из проблем, которую мы исследовали, - это безразличные и агрессивные характеристики современной речи, которые воздействуют не только на аудиторию, но и на самих говорящих. В особенности в больших городах. Что такое агрессивность речи? Это то, что мы часто видим в современных новостных выпусках, - это какой-то надрыв, давящая, откровенно агрессивная интонация ведущих - словно бы речь идет об образах врага.

И я предполагаю, что высокоорганизованная внутренняя жизнь человека в условиях жизни мегаполиса получает необычайно примитивное, порой чрезмерно агрессивное голосовое выражение, что неизбежно сказывается на эмоциональном состоянии и поведении. Всякое эмоциональное состояние человека получает внешнее выражение: двигательное, речевое, голосовое.

Кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.

Основатель и руководитель научной школы эмотиологии (лингвистики эмоций) д. ф.н. Виктор Иванович Шаховской отмечает, например, состояние современной политической публичной российской речи как "эмоционально неуравновешенное, агрессивное, проявляющееся в открытом нежелании соблюдать правила межличностного общения и публичной речи".

Безусловно, упомянутые выше характеристики проявляются и в интонации, и в темпе речи, и в самом голосе.

Голос, как и рукопожатие, у всех разный. И мы воспринимаем его нашими архаичными формами "мое - чужое", "опасное - безопасное" и т. д. Так что же является той проблемой, которую сложно перевести и сделать "наблюдаемой"? Ведь масса книг написана о парфюме, музыке, видео и т. д., а голос как социокультурный феномен - это ускользающая тема. Например, голос великой актрисы Марины Бабановой (хорошо знакомый представителям старшего поколения по блестящим работам в радиотеатре) прописывается в американских психологических центрах как терапевтическое средство - этот голос несет в себе ресурс поддержки - "живи и давай жить другому".

Таким образом, слушая человека, мы неосознанно считываем его телесные зажимы и отторгаемся от них (вместе с содержанием, которое этот голос несет) или, наоборот, считывая свободу и внутреннюю силу, идем за голосом и притягиваемся к привносимому им содержанию. Это происходит потому, что процесс общения подчиняется закону обратной связи и является слухово-мышечным. То есть, слушая собеседника, воспринимая содержание его речи, мы еще и повторяем его речь микродвижениями мышц своего голосо-речевого аппарата.

Я бы хотела вернуться к характеристикам голоса. Мы разделяем голос по его тембру, высоте, громкости, интонации.

Голос отражает многие характеристики личности. Например, сегодня наблюдается тенденция к обезличенности и завышению как женских голосов, так и мужских. Поверхностный голос отражает поверхность мышления, глубокий голос рождает глубокие мысли. Что такое, например, завышенный голос? Это когда человек очень долго говорит без опоры на дыхание, это вызывает возбуждение и у самого говорящего, и у тех, кто его слушает. Потому что, когда мы слушаем такого человека, мы рефлекторно начинаем под него подстраиваться и на мышечном уровне начинаем испытывать возбуждение. Поэтому, например, в офисной жизни, в крупных компаниях мы обращаем на это внимание. Синдром хронической усталости, кстати, с удовольствием "питается" этим постоянным напряжением, жизнью на повышенных тонах.

Два слова скажу про темп речи, потому что в классической характеристике голосов, которая сохранилась в записях самых известных речей XX века, мы услышим, что все люди, будь они королями, политиками или шоуменами, говорят примерно одинаково. Это некий эталон: это оперный голос, это крупное слово (но не пафосное), четкая речь и устойчивый интонационный рисунок.

Российская радио - и тележурналистика страдает нисходящими, оборванными интонациями, рваной речью, невыразительными голосами, утомляющей пафосностью. А ведь ТВ и радио задают речевые поведенческие модели. Поэтому популяризация норм устойчивой речи; осознание, различение и использование эмоций в речевой активности; знание базовых норм деловой риторики стали практическим полем деятельности специалистов, выезжающих в регионы России с мастер-классами в рамках проекта "Эхо Небес. Голос как терапия" (www. ehonebes. ru).

Культуролог, психолог, специалист по ритмике, педагог по сценической речи, социолог, лингвист, преподаватель словесности - вот неполный перечень профессионалов нашего проекта.

Кстати, навыки, о которых говорилось выше, востребованы, традиционно, и в бизнес-проектах и в программах дополнительного бизнес-образования.

В больших компаниях на вопрос руководителям "Какие коммуникативные компетенции сотрудников для вас представляются наиболее важными?" клиенты Центра ресурсов коммуникации, который я возглавляю уже семь лет, не сговариваясь, отвечают:

1) решать проблему, а не обсуждать проявления человека;

2) умение слышать другого и другое (отличное от своего сложившегося представления о предмете).

И эти вроде бы элементарные навыки мы пытаемся развивать через практику мастер-классов.

Безусловно, любой практический навык требует многократного повторения. В том числе и навык владения голосом и речью. Но все начинается с осознания. Вот за это мы и берем ответственность.

Название документа