Структура, функции и принципы ответственности субъектов муниципально-правовых отношений по законодательству Российской Федерации

(Алексеев И. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 1) Текст документа

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

И. А. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Игорь Александрович, заведующий кафедрой конституционного права и государственного строительства Пятигорского государственного лингвистического университета, доцент, кандидат юридических наук.

Статья посвящена определению места муниципально-правовой ответственности в системе юридической ответственности, наступающей за нарушение норм муниципального права.

Ключевые слова: муниципально-правовая ответственность, структура, функции, принципы.

This article is dedicated to the concept of municipal liability with in the bounds of jeneral liability.

Key words: municipal liability, organization, functions, principles.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. N 202. 2003. 8 октября.

Общая норма вышеназванной статьи указывает на то, что за нарушение законодательства органы местного самоуправления и их должностные лица должны нести негативную юридическую ответственность. При этом в самом тексте статьи не сказано, в каком случае какой вид юридической ответственности может быть применим. Очевидно, что применение того или иного вида ответственности должно быть продиктовано сущностью общественных отношений, на которые было направлено посягательство со стороны соответствующих органов местного самоуправления или их должностных лиц. Можно уверенно утверждать, что в системе местного самоуправления к субъектам муниципально-правовых отношений могут применяться все известные виды юридической ответственности: конституционно-правовая, административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, муниципально-правовая. Соответственно в системе местного самоуправления существуют как частноправовая ответственность, так и публично-правовая, так как при регулировании отношений местного самоуправления применяются нормы публичных и частных отраслей права, хотя, надо признать, в российской правовой системе нет четкого разделения на частные и публичные отрасли права. Существующие в теории права дискуссии относительно публичного права и частного права строятся на теории общественных и частных интересов, которая активно разрабатывалась в Европе и России еще в XIX - начале XX в. <2>. -------------------------------- <2> Агарков М. М. Ценность частного права. М., 1920; Михайлов П. Е. Новое учение о публичном и частном праве // Юрид. записки. Кн. IV. М., 1912; Михайловский П. Е. Очерки философии права. Т. I. Томск, 1914; Дурденевский В. Н. Субъективное право и его основное разделение // Сборник научных статей Общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете. Вып. I. Пермь, 1918; Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912; Jhering R. von. Geist d. rom. Rechts. 1870; Thon A. Rechtsnorm und subjectives Recht. 1878 и др.

Именно деление на общественные интересы и частные интересы в первую очередь обусловливает деление права на частное и публичное. В российской правовой науке учение о частных и публичных интересах развивают А. В. Малько и В. В. Субочев. Рассуждая о влиянии права на интересы (человека, государства), они отмечают: "...Однако право вытекает, прежде всего, из интересов людей и способов, которыми последние пытаются их воплотить в жизнь. Необходимость закрепления сложившегося порядка удовлетворения вновь появившихся интересов, желание изменить способы реализации опять-таки существующих интересов - вот гносеологическая предпосылка существования самого права. Поэтому именно интерес как категория, обобщающая причины динамики разнородных общественных отношений, является правообразующей, определяющей тот или иной набор специфических средств и механизмов, воздействующих на общественные отношения" <3>. И еще: "...Государственные интересы не стоят над общественными или личными интересами - они являются лишь еще одним неотъемлемым звеном в триаде разноуровневых интересов и отражения их в праве" <4>. "...Право выражает собой государственную волю общества, является совокупностью воль как результата согласования специфических интересов. Таким образом, отдельный интерес может быть полностью отражен в праве, что влечет его закрепление в конкретных нормах. В данном случае право является своего рода фиксатором интереса и одновременно своеобразной мерой его воплощения в жизнь и защиты" <5>. -------------------------------- <3> Малько А. В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр "Пресс", 2004. С. 31. <4> Там же. С. 32. <5> Там же. С. 33.

Для ответа на вопрос о системе ответственности субъектов муниципально-правовых отношений необходимо разобраться с проблемой сочетания частных и публичных интересов в местном самоуправлении, в наполняющих его муниципально-правовых отношениях. Под муниципально-правовыми отношениями можно понимать урегулированные нормами муниципального права общественные отношения в сфере местного самоуправления <6>. Под субъектами муниципально-правовых отношений, в свою очередь, необходимо понимать их участников. В современной юридической литературе распространена классификация субъектов муниципально-правовых отношений на три группы в зависимости от характера их участия в осуществлении местного самоуправления <7>: -------------------------------- <6> Белявский Д. С., Трофимов М. С. Муниципальное право России. 2-е изд., перераб. и доп. Ставрополь: Сервисшкола, 2007. С. 45. <7> См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2006. С. 25 - 32; Муниципальное право / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005. С. 32 - 33.

1) муниципальное образование - населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; 2) субъекты, наделенные правом принимать решения (или участвовать в их принятии) по вопросам местного значения, например население муниципального образования, должностные лица и органы местного самоуправления, граждане и т. д.; 3) субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления, например государственные органы, общественные объединения и т. д. Следовательно, возникает еще один вопрос: какие из указанных субъектов муниципально-правовых отношений подлежат юридической ответственности? По нашему мнению, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность таких субъектов муниципально-правовых отношений, как муниципальное образование, органы и должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие, муниципальные органы, не отнесенные законодательством России к органам местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также органы государственной власти. Не может являться субъектом негативной юридической ответственности население муниципального образования. Очевидно, что сущность муниципально-правовых отношений как общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по поводу организации и осуществления местного самоуправления, состоит в удовлетворении частных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, в получении различных благ от органов самоуправления, т. е. удовлетворение частных интересов отдельных представителей населения достигается публично-правовой деятельностью органов местного самоуправления. Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами обязанностей по удовлетворению интересов населения, связанное с нарушением закона, является основанием наступления юридической ответственности. По нашему мнению, система негативной юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений выглядит следующим образом.

Ответственность субъектов муниципально-правовых отношений

\ / \ /

Публично-правовая Частноправовая ответственность ответственность

\ / \ / \ / \ /

Конституционно - Муниципально - Гражданско - Дисциплинарная правовая правовая правовая ответственность ответственность ответственность ответственность

\ /

Уголовная ответственность

Другие возможные виды юридической ответственности, речь о которых идет в современных научных трудах, такие, как экологическая, таможенная, финансовая, бюджетная, налоговая и др., не рассматриваются нами в качестве самостоятельных видов ответственности субъектов муниципально-правовых отношений в силу отсутствия на данный момент достаточных оснований для выделения их в качестве таковых. Применение того или иного вида юридической ответственности в местном самоуправлении должно основываться на соответствующих принципах и осуществляться для достижения вполне конкретных целей. Принципы юридической ответственности как таковой и отраслевых видов юридической ответственности закреплены в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации и в международных правовых актах, нормы которых имеют юридическую силу на территории Российской Федерации. Н. В. Витрук отмечает, что в научной литературе конкретный перечень принципов юридической ответственности не отличается большим разнообразием <8>. В большинстве случаев выделяют такие принципы юридической ответственности, как справедливость, гуманизм, законность, неотвратимость, индивидуализация, запрет удвоения ответственности за одно и то же правонарушение. Дополнительно к этому перечню ряд авторов называют обоснованность и целесообразность (О. З. Лейст, А. Н. Чураков, А. С. Шабурова), своевременность, быстроту наступления (О. З. Лейст, В. М. Романов, И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшин), процессуальную регламентированность осуществления ответственности (Б. Т. Базылев) <9>. -------------------------------- <8> См.: Сырых В. М. Теория государства и права. М., 1998. С. 331, 332; Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1999. С. 296, 297; Общая теория государства и права: Академический курс. С. 618, 619; Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. С. 478; Хачатуров Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности. С. 302 - 309 и др. <9> Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., испр. и доп. / М.: НОРМА, 2009. С. 151.

Соглашаясь не со всеми перечисленными принципами юридической ответственности, Н. В. Витрук в число таких принципов включает: общеправовые принципы (справедливость, гуманизм, господство права) и собственно принципы юридической ответственности (правомерность основания юридической ответственности; неотвратимость наступления юридической ответственности; равные основания юридической ответственности; индивидуализация юридической ответственности; недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды (повторно) за одно и то же правонарушение (non bis in idem); оптимальность процессуальной формы юридической ответственности; эффективность реализации юридической ответственности) <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 151 - 178.

Все указанные принципы применимы для характеристики ответственности субъектов муниципально-правовых отношений по законодательству России. В частности, такие принципы, как справедливость, гуманизм, господство права, напрямую связаны с принципами права. В советский период развития философии права С. С. Алексеев сделал вывод о том, что принципы права - это "выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни" <11>. -------------------------------- <11> Алексеев С. С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. С. 102.

А, например, Г. Ф. Шершеневич под юридическими принципами понимал общую мысль, направление, вложенное законодателем, сознательно или бессознательно, в целый ряд юридических норм <12>. -------------------------------- <12> См., например: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: Спарк, 1995. С. 15.

Е. А. Лукашова в своей статье "Принципы социалистического права" определила принципы права как "объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится система права" <13>, отнеся к принципам права "справедливость, законность, неразрывную связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину" <14>. -------------------------------- <13> Лукашова Е. А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. N 6. С. 21. <14> Там же. С. 25 - 29.

Как видно, общие (общеправовые) принципы юридической ответственности повторяют принципы права, что подчеркивает их универсальный характер и особенную значимость для всего правового института юридической ответственности. В свою очередь, специальные принципы юридической ответственности уже непосредственно связаны с назначением ответственности, ее функциями. В качестве специальных принципов необходимо выделить правомерность юридической ответственности; неотвратимость наступления юридической ответственности; равные основания юридической ответственности; индивидуализацию юридической ответственности; недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды (повторно) за одно и то же правонарушение; оптимальность процессуальной формы юридической ответственности; эффективность реализации юридической ответственности. Правомерность юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений означает, что тот или иной субъект будет нести ответственность только в том случае, если им нарушена конкретная норма права и за нарушение этой нормы действующим законодательством установлена правовая санкция. Неотвратимость наступления юридической ответственности означает, что субъект муниципально-правовых отношений, нарушивший установленное законом правило, непременно должен понести наказание, несмотря на свое положение в системе общественных отношений или другие обстоятельства. Равные основания юридической ответственности как правовой принцип означают, что субъекты муниципально-правовых отношений равны перед законом в своих правах и обязанностях (одинаково обязаны соблюдать требования закона) и несут ответственность по основаниям, установленным законом для всех субъектов. Индивидуализация юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений означает, что при равных основаниях наступления ответственности применяемый вид ответственности и санкции различаются в зависимости от специфики конкретного субъекта муниципально-правовых отношений. Недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды (повторно) за одно и то же правонарушение как принцип означает, что нарушение конкретной правовой нормы, регулирующей те или иные общественные отношения в сфере местного самоуправления, влечет за собой применение только одного вида ответственности и означает также применение санкции юридической ответственности только один раз. Оптимальность процессуальной формы юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений означает, что процедуры привлечения к ответственности и назначения санкции должны быть достаточно быстрыми, экономичными, соответствовать степени причиненного правонарушением ущерба, совершенного правонарушения, позволять гибко подходить к наказанию конкретных субъектов для достижения целей наказания. Эффективность реализации юридической ответственности соответственно означает, что превентивная, восстановительная или карательная функции ответственности субъектов муниципально-правовых отношений должны достигаться в максимальной степени. Итак, для ответственности субъектов муниципально-правовых отношений характерны все указанные нами выше принципы юридической ответственности, а также некоторые другие, связанные со сферой применения ответственности - сферой местного самоуправления. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Д. А. Липинский, "принципы юридической ответственности наряду с ее функциями и целями выражают природу и назначение юридической ответственности. Они обладают наивысшей обобщенностью и в концентрированном виде характеризуют юридическую ответственность в целом. Принципы отражают характеристики действующего законодательства, определяют тенденции его развития и влияют на формирование правоприменительной практики и законодательной деятельности. В них выражается первооснова ответственности и эталоны для формирования законодательной и правоприменительной практики" <15>. -------------------------------- <15> Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности: Дис. ... д-ра юрид. наук. Самара, 2004. С. 95.

Следовательно, еще одну группу принципов составляют общие принципы ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, которые отражают не только общетеоретический подход к юридической ответственности в системе местного самоуправления, но и специфику муниципально-правовой ответственности. К таким принципам необходимо относить: комплексный характер ответственности субъектов муниципально-правовых отношений; ответственность за нарушение норм муниципального права; конкуренцию видов юридической ответственности в системе местного самоуправления. Комплексный характер ответственности субъектов муниципально-правовых отношений как принцип ответственности вытекает из сложного комплексного характера муниципального права России и многочисленности норм других отраслей российского права, которые участвуют в регулировании отношений, связанных с организацией и осуществлением местного самоуправления. Ответственность за нарушение норм муниципального права является основным, наиболее важным общим принципом ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, так как позволяет отграничить правовой институт ответственности субъектов муниципально-правовых отношений от других правовых институтов, связанных с применением юридической ответственности. Конкуренция видов юридической ответственности в системе местного самоуправления как принцип применения ответственности означает, что при квалификации правонарушений в сфере местного самоуправления нередко возникает спор о применении того или иного вида ответственности к субъектам муниципально-правовых отношений. Еще одну группу принципов юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений составляют принципы отраслевых видов юридической ответственности, которые могут применяться за нарушение норм муниципального права, а именно принципы конституционно-правовой, административной, гражданской, уголовной, муниципально-правовой, дисциплинарной ответственности. Институт ответственности субъектов муниципально-правовых отношений не может быть завершенным без рассмотрения вопроса о функциях юридической ответственности в местном самоуправлении. Можно говорить о том, что цель ответственности опосредуется в функциях, которые она выполняет, - карательной (штрафной), компенсационной (восстановительной), воспитательной и стимулирующей. По нашему мнению, у комплексного института юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений существует две основные функции - карательно-штрафная и компенсационно-восстановительная, а также две дополнительные (факультативные) - воспитательная и стимулирующая. Карательно-штрафная функция, как следует из ее названия, призвана обеспечить репрессивное воздействие правовых норм, образующих институт юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Учитывая, что в системе ответственности субъектов муниципально-правовых отношений присутствуют нормы уголовного права и административного права, названная функция является весьма важной и способствует эффективной защите местного самоуправления. Компенсационно-восстановительная функция связана с применением мер правового воздействия на субъекты муниципально-правовых отношений в целях восстановления нарушенных прав других субъектов муниципально-правовых отношений, например населения муниципального образования, или компенсации им причиненного ущерба. Воспитательная функция призвана обеспечить такое воздействие на правонарушителя, которое приведет к становлению у него чувства уважения к закону, уважения к институту местного самоуправления, интересам других участников муниципально-правовых отношений. В свою очередь, стимулирующая функция ответственности субъектов муниципально-правовых отношений связана с созданием на основе применения правовых санкций таких условий, которые будут способствовать в дальнейшем правомерному поведению участников муниципально-правовых отношений, исключающему любые нарушения порядка организации и осуществления местного самоуправления. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации в настоящее время сложился правовой институт ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, характеризующийся специфической сферой применения, принципами и функциями.

Название документа