Услугополучатель в обязательствах возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования

(Брылякова Е. С.) ("Юрист", 2010, N 12) Текст документа

УСЛУГОПОЛУЧАТЕЛЬ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. С. БРЫЛЯКОВА

Брылякова Екатерина Станиславовна, адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

В статье автором рассмотрен правовой статус услугополучателя как стороны обязательства возмездного оказания образовательных услуг. Проанализирована возможность участия несовершеннолетних в данном виде обязательств, а также лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и определена их ограниченная образовательная правоспособность.

Ключевые слова: услугополучатель, лица, осужденные к лишению свободы, ограниченная образовательная правоспособность.

Recipient in obligations rendering of educational services in sphere of the higher vocational training E. S. Brylyakova

In article the author considers legal status recipient as the obligation parties возмездного rendering of educational services. Possibility of participation of minors in the given kind of obligations, and also the persons condemned to punishment in the form of imprisonment is analysed and defined their limited educational capacity.

Key words: recipient; the persons condemned to imprisonment; limited educational capacity.

Сторонами обязательства возмездного оказания услуг из содержания гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1> выступают заказчик и исполнитель. В связи с этим заслуживает внимания анализ правового статуса заказчика как стороны обязательства возмездного оказания образовательных услуг. Мы не можем согласиться с отождествлением заказчика и услугополучателя <2>, поскольку они могут не совпадать. В то же время нельзя отрицать тот факт, что заказчиком выступает прежде всего услугополучатель, хотя считать его единственным заказчиком образовательных услуг было бы ошибкой. Необходимо отметить, что услугополучателями образовательных услуг являются физические лица. Как замечает Т. В. Жукова, "стороной по договору гражданин становится, пройдя определенные стадии..." <3>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410. <2> Жукова Т. В. Договор возмездного оказания образовательных услуг: Дис. ... к. ю.н. М., 2004. С. 114. <3> Там же. С. 125.

В качестве услугополучателей выступают как несовершеннолетние граждане, так и лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние услугополучатели совершают сделки, за исключением названых в п. 2 ст. 26 ГК РФ <4>, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ. Исходя из п. 2 ст. 26 ГК РФ, следует, что несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами... 4)...и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ. В частности, несовершеннолетнему предусмотрена возможность самостоятельно совершать... 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК РФ). -------------------------------- <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Отмечается, что договор возмездного оказания образовательных услуг с несовершеннолетним невозможен без участия его родителей или лиц, их заменяющих, если он не докажет, что денежные средства являются его самостоятельным заработком. Так, Ю. М. Федорова указывает, что как в теории, так и на практике отсутствует механизм реализации дозволения самостоятельного распоряжения своими доходами несовершеннолетними <5>. -------------------------------- <5> Федорова Ю. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: Автореф. дис. ... к. ю.н. Томск, 2010. С. 20.

Согласно ст. 63 ТК РФ <6> заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В определенных случаях в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда. -------------------------------- <6> Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Что касается несовершеннолетних осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, условия и порядок оплаты их труда определяются в соответствии с уголовно-исполнительным и трудовым законодательством Российской Федерации <7>. В целях упорядочения учета рабочего времени Министерством юстиции РФ утверждена Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж <8>. Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, служит трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка учета рабочего времени. -------------------------------- <7> Пункт 188 Приказа Минюста РФ от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. N 12. <8> Инструкция о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж (утв. указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 2 ноября 1992 г. N 1-94-У) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. N 21. Ст. 4732.

Следовательно, осуществляя трудовую деятельность, несовершеннолетний может самостоятельно распоряжаться полученным им заработком, а подтверждением дохода будет служить трудовой договор с указанием заработной платы, соответственно он может выступать в договоре возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в качестве услугополучателя. Таким образом, для реализации принципа дозволения самостоятельного распоряжения своими доходами несовершеннолетними вытекает необходимость внесения дополнений посредством конкретизации положений п. 2 ст. 26 ГК РФ и п. 2 ст. 28 ГК РФ. Пункт 2 ст. 26 ГК РФ следует дополнить следующим образом: "Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, документально подтверждающими их самостоятельное получение...", а п. 2 ст. 28 ГК РФ дополнить: "...3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения и имеющими документальное подтверждение их самостоятельного распоряжения для указанной цели или без указания таковой". Заказчиком в исследуемом договоре может выступать: 1) непосредственно услугополучатель (студент, слушатель); 2) законный представитель обучаемого; 3) юридическое лицо, оплатившее услуги по обучению гражданина; 4) орган государственной власти, государственное учреждение, осуществляющие заказ на подготовку специалистов в сфере высшего профессионального образования, и иные лица. Специфическим получателем образовательных услуг являются лица, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы. Одним из основных принципов обращения с заключенными, нашедших отражение в Резолюции 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. <9>, является право участвовать в образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности. В Резолюции 1990/20 Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1990 г. содержится рекомендация о том, что "все заключенные должны иметь доступ к образованию, включая... высшее образование ...когда это возможно, заключенным следует разрешать получать образование за пределами тюрьмы" <10>. Как указывает В. А. Уткин, "факт получения осужденными образования в период отбывания наказания... влияет на изменение правового статуса данного лица, лишенного свободы..." <11>. -------------------------------- <9> Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002. С. 210 - 211. <10> Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека. Пособие для тюремного персонала. Лондон, 2002. С. 91. <11> Уткин В. А. Уголовно-исполнительное право. Томск, 2005. С. 46.

Специфика правоотношений в сфере образовательных услуг, оказываемых осужденным, несомненно, связана с особенностями гражданско-правового статуса последних. Необходимо отметить, что в соответствии с положениями Конституции РФ, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации осужденные, несмотря на сохранение конституционно-правового положения российских граждан, подвергаются различным ограничениям прав и свобод. Данный аспект необходимо учитывать и в контексте гражданско-правового регулирования правового статуса лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Как отмечает В. П. Грибанов, "субъективные гражданские права и обязанности многочисленны и разнообразны. Важное значение приобретает вопрос о видах субъективных гражданских прав и обязанностей..." <12>. Следует отметить, что в гражданском законодательстве РФ упоминаются вещные, имущественные права (ст. 216 ГК РФ). Иные имущественные и личные неимущественные права названы в ст. 18, 128, 150 ГК РФ. -------------------------------- <12> Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 291.

Вместе с тем закрепление в ГК РФ субъективных личных неимущественных прав выглядит довольно противоречиво. По этому поводу М. Н. Малеина замечает, что "объединение в одном термине прав и благ ошибочно, поскольку личные неимущественные права и нематериальные блага, выступающие в качестве их объектов, не тождественны" <13>. Весьма глубоко, на наш взгляд, проблематику личных неимущественных прав исследовал И. А. Покровский, исходивший из того, что личные неимущественные гражданские права неразрывно связаны с объективными процессами усиления "охраны человеческой личности как таковой во всей совокупности ее индивидуальных интересов и особенностей" <14>. Данный исследователь к связанным с личными неимущественными правами благам относил жизнь, свободу, обращая внимание, что человек уже в самый момент своего появления приобретает естественное право на охрану этих благ <15>. Наряду с этим субъективные гражданские права классифицируются на вещные и обязательственные <16>. Кроме того, отмечается комплексный характер права личной неприкосновенности, включающего права, связанные с физической, нравственной, духовной неприкосновенностью личности <17>. -------------------------------- <13> Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 9. <14> Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 121. <15> Там же. С. 121. <16> Гражданское право современной России / Под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 311. <17> Там же. С. 310.

В связи с изложенным позволим себе отметить, что субъективные личные неимущественные права подразумевают права на признание принадлежности различных нематериальных благ определенным субъектам и на защиту этих благ. В ст. 128 и 150 ГК РФ не упоминается право на образование, однако оно является субъективным неимущественным правом индивида - правом на обладание таким нематериальным, невещественным духовным благом, как образованность. С одной стороны, его можно отнести по аналогии с правом на авторство, изобретение и открытие к сфере исключительных прав. С другой стороны, оно реализуется в рамках абсолютных правоотношений. И наконец, право на образование можно отнести к правам на "чужие" действия, ибо заказчик (услугополучатель) образовательных услуг может требовать от исполнителя их оказания. Обращение к правовому положению осужденных к наказанию в виде лишения свободы позволяет сделать вывод об ограничении их отдельных имущественных и личных неимущественных прав, а следовательно, об отличиях в их правоспособности по сравнению с правоспособностью иных граждан. Так, в частности, допускается ограничение правоспособности в случаях и в порядке, которые установлены законом (ч. 1 ст. 22 ГК РФ). Такое ограничение правоспособности возможно в качестве наказания за совершенное преступление. При этом полного лишения правоспособности не происходит (за исключением применения смертной казни. - Е. Б.), но ограничивается способность иметь отдельные права <18>. -------------------------------- <18> Гражданское право: В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник для студентов вузов / В. С. Ем и др.; Отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 153.

Распространяются ли эти ограничения на сферу правоотношений, связанных с образовательными услугами? В цивилистической доктрине признается, что правоспособность гражданина может иметь специальный характер <19>. Следовательно, вполне уместно говорить об образовательной правоспособности личности, проявляющейся в состоянии возможности иметь и реализовывать различные права в области получения образования, быть стороной обязательства по оказанию образовательных услуг. -------------------------------- <19> Там же. С. 151.

Как замечается в юридической литературе, приобретение конкретных субъективных прав и обладание ими означает реализацию правоспособности <20>. Насколько в полном объеме реализуется специальная образовательная правоспособность граждан, осужденных к наказанию в виде лишения свободы? Необходимо отметить, что прямых ограничений такой правоспособности немного. Так, уголовно-исполнительное законодательство РФ не предусматривает реализацию права на образование осужденными к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. -------------------------------- <20> Там же. С. 148.

Иные ограничения образовательной правоспособности рассматриваемой категории граждан являются косвенными. Например, лицо, ограниченное в свободе передвижения (ст. 150 ГК РФ), не может поступить в вуз на очную форму обучения. Да и возможность заочного обучения также существенно снижается, ибо предполагает периодические выезды за пределы исправительной колонии в вуз для сдачи зачетно-экзаменационной сессии. Поэтому наиболее вероятной для осужденных в местах лишения свободы остается система обучения с использованием дистанционных технологий. Кроме того, заниматься образованием осужденные могут лишь "субсидиарно", так как их учебные занятия не должны противоречить дневному распорядку в исправительном учреждении и возможны только в их свободное время. Кроме того, в ч. 4 ст. 108 УИК РФ содержится оговорка, согласно которой предоставление услуг высшего профессионального образования осуществляется "с учетом имеющихся возможностей". Следовательно, реализация образовательной правоспособности осужденных ставится в зависимость от "возможностей" конкретного исправительного учреждения, что, несомненно, означает ее фактическое ограничение. Явным косвенным "ограничением" образовательной правоспособности лиц, изолированных от общества, выступает организация и проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как практически универсальной на сегодняшний день правовой формы конкурса в высшие учебные заведения. Поэтому, несмотря на провозглашенное в ст. 18 ГК РФ субъективное право "совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах", осужденный в этом ограничен. Кроме того, осужденные, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, исходя из вышеуказанных оснований, лишены возможности получения государственной поддержки со стороны государства посредством предоставления образовательных кредитов студентам вузов <21>. -------------------------------- <21> См. подробнее: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 699 "Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 37. Ст. 4413.

Таким образом, существующие ограничения гражданско-правового статуса лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, дают основания рассматривать их образовательную правоспособность в качестве ограниченной. Ее можно определить как правовое состояние возможности с определенными ограничениями и изъятиями, обусловленными специальным правовым статусом данных лиц, участвовать в гражданско-правовых отношениях по оказанию образовательных услуг. Подобный учет позволяет обратить внимание на необходимость определенной корректировки правового регулирования отношений в области образования осужденных, а именно: 1) отказ от "монопольного" положения ЕГЭ для осужденных к лишению свободы; 2) закрепление государственных программ льготного кредитования образовательных услуг осужденным; 3) создание специального фонда содействия получения возмездных образовательных услуг осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Название документа