Специфика регистрации средства массовой информации

(Долгова А. В.)

("Правовые вопросы связи", 2010, N 2)

Текст документа

СПЕЦИФИКА РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

А. В. ДОЛГОВА

Долгова А. В., юрист, ООО "Деловой Город (юриспруденция)".

Статья отвечает на вопрос: как юридически верно провести процедуру регистрации средства массовой информации: журнала, газеты и т. д.?

1. Обязанность регистрации средства массовой информации

Прежде всего необходимо понимать, что определенная (не вся!) издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после ее регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, под которой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Такое понятие, как "иная форма периодического распространения массовой информации", законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.

Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать объект в качестве средства массовой информации:

1) объект - это печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

2) предназначение объекта для неограниченного круга лиц;

3) наличие постоянного названия;

4) определенная периодичность выхода в свет (эфир) (не реже одного раза в год).

Теперь попробуем сформулировать более доступное для понимания лиц, не обремененных глубокими познаниями в области юриспруденции, определение. Итак, средство массовой информации - это сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, публикуемые в любой форме при условии определенной периодичности.

Например, к средствам массовой информации не относится выпуск таких печатных изданий, как книга. Но в то же время если это серия книг, выпускаемых под единым названием, и планируемая к изданию с определенной периодичностью (не реже одного раза в год), то в совокупности такая серия формально приобретает все признаки средства массовой информации. В то же время, если эта печатная серия предназначена для распространения по "закрытой" подписке среди заранее известного и ограниченного списка лиц, объект вновь перестает быть средством массовой информации.

2. Какие средства массовой информации

не требуют регистрации

В соответствии со ст. 12 Закона о СМИ не требуется регистрация:

1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

3) радио - и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

4) аудио - и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Тот факт, что законодатель отказывает перечисленным СМИ в регистрации, не освобождает их от самого статуса средства массовой информации и соответственно от соблюдения всех сопутствующих этому статусу обязанностей.

3. Уполномоченный орган при регистрации

средства массовой информации

В соответствии со ст. 8 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации и/или за ее пределами, подается в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

На сегодняшний день указанный орган переименован. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" уполномоченная служба именуется как "Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)".

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта России или территории муниципального образования, подается в соответствующие территориальные органы Роскомнадзора.

4. Требования, предъявляемые к учредителю СМИ

В соответствии со ст. 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

2) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

3) гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Также в соответствии с п. 12 Административного регламента исполнения Роскомнадзором государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного Приказом данной Службы от 22 октября 2007 г. N 315 (далее - Административный регламент), учредителем (соучредителем) СМИ может быть также и орган местного самоуправления. Административный регламент также устанавливает и дополнительные ограничения. В соответствии с пп. 13.4 Регламента не могут выступать учредителем СМИ:

- иностранное юридическое лицо, которое не имеет представительства, аккредитованного в России;

- российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более;

- гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм.

Здесь следует отметить, что в соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Следовательно, Закон о СМИ имеет большую юридическую силу, чем Административный регламент.

Административный регламент является нормативным правовым актом, издаваемым на основе и во исполнение закона. Он может конкретизировать нормы закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должен соответствовать и не противоречить закону. Он являются средством реализации законодательных норм, а значит, положения, устанавливающие дополнительные требования к учредителям СМИ, незаконны и недействительны.

Тем не менее здесь и далее дополнительные требования Административного регламента будут нами указываться, так как сотрудники Роскомнадзора, как и любые чиновники России, склонны исполнять указания вышестоящего органа без анализа их правомерности.

5. Документы, необходимые для регистрации средства

массовой информации

5.1. Документы, которые требуются

в соответствии с нормативными актами

В соответствии со ст. 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляются в следующем составе:

- заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. В противоречие ст. 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ. В соответствии с п. 31 Административного регламента:

1) заявитель - юридическое лицо представляет:

- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

2) заявитель - индивидуальный предприниматель представляет:

- копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

3) заявитель - физическое лицо представляет:

- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

4) заявитель - иностранное юридическое лицо представляет:

- копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

5) в случае если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, представляется доверенность.

5.2. Дополнительные документы

Как показывает практика работы нашей компании с регистрирующим органом, чиновники также требуют представить следующий комплект документов:

для учредителя - юридического лица:

- учредительные документы - нотариально заверенная копия;

- протокол либо решение о создании - копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации.

Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ - она должна быть датирована не позднее чем за один месяц до даты представления.

Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае, если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.

В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется представить документ, подтверждающий право на товарный знак.

Для средств массовой информации эротического характера необходимо представить оригинал-макет предполагаемого издания.

Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:

1) письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции;

2) письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: "Российская Федерация", "Россия", "российский" и их производных (при их наличии в названии СМИ);

3) письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них);

4) письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).

6. Что должно быть указано в заявлении на регистрацию

средства массовой информации

В соответствии со ст. 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе (соучредителях);

2) название средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Данный перечень сведений представлен и в форме заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой к представлению уполномоченным органом.

В соответствии с требованием п. 4 ст. 13 Закона о СМИ название регистрируемого средства массовой информации должно быть уникальным для указанной заявителем формы распространения СМИ.

Статьей 2 Закона о СМИ определены следующие традиционные формы периодического распространения средства массовой информации:

1) периодические печатные издания в виде газеты, журнала, бюллетеня, альманаха, сборника;

2) радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа.

Как уже говорилось выше, перечень форм периодического распространения СМИ остается открытым. Практика применения законодательства о СМИ ввела в оборот следующие понятия: "электронное периодическое издание (веб-сайт)", "информационное агентство".

При заполнении графы "Тематика и (или) специализация" регистрирующий орган предлагает руководствоваться следующим тематическим списком: информационная (с уточнением характера информации), специализированная информационная (данная тематика и (или) специализация в настоящее время используется только для эротических и рекламных СМИ), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, детская, спортивная, музыкальная, развлекательная, художественные (игровые) кинофильмы, религиозная, рекламная, эротическая.

Данный перечень носит рекомендательный характер, возможен выбор двух и более тематик и (или) специализаций.

По требованию регистрирующего органа в заявлении о регистрации СМИ, которые не специализируются на рекламных сообщениях, дополнительно указывается объем рекламы (в процентном соотношении). Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" объем рекламы для периодических печатных изданий должен составлять не более сорока процентов объема одного номера периодического печатного издания (ст. 16), в отношении телепрограммы - не более пятнадцати процентов (п. 3 ст. 14), в отношении радиотрансляции - не более пятнадцати процентов (п. 8 ст. 15).

7. Государственная пошлина за регистрацию

средства массовой информации

В соответствии со ст. 10 Закона о СМИ к заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В соответствии с порядком регистрации (перерегистрации) СМИ, принятым в Управлении разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, приложить необходимо именно оригиналы платежных документов с отметкой банка об уплате госпошлины. Платежный документ должен содержать точное указание названия и формы распространения средства массовой информации, за регистрацию которого производится уплата.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (далее - НК РФ) за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

Форма распространения Территория распространения:

СМИ:

два и более субъекта РФ, один субъект РФ, район,

за пределами РФ (п. 11 город, иной населенный

ч. 1 ст. 333.33 НК РФ), пункт, район в городе,

руб. микрорайон (п. 12 ч. 1

ст. 333.33 НК РФ), руб.

периодическое печатное 4000 2000

издание

информационное агентство 4800 2400

иное средство массовой 6000 3000

информации

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;

2) при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;

3) при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.

8. Срок регистрации средства массовой информации

В соответствии со ст. 8 Закона о СМИ и п. 27 Административного регламента регистрация СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Ускорение данного срока не предусмотрено.

9. Причины отказа в регистрации

средства массовой информации

В соответствии со ст. 13 Закона о СМИ отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Это означает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (абз. 1 ст. 4 Закона о СМИ);

4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Указанная статья также определяет, что заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата в следующих случаях:

1) если заявление подано с нарушением требований подачи в соответствующий регистрирующий орган или в заявлении не указаны необходимые сведения, установленные законодательством о средствах массовой информации;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

10. Процедура регистрации СМИ, принятая в Роскомнадзоре

Регистрация СМИ осуществляется в несколько этапов. В соответствии с приложением N 9 Административного регламента процедура регистрации СМИ выглядит следующим образом:

1) заявитель собирает и подает документы на регистрацию СМИ;

2) в приемной при подаче документов выдают Уведомление о поступлении пакета документов;

3) регистрация пакета документов - 2 дня;

4) назначение ответственного за регистрацию СМИ - 3 дня;

5) проверка комплектности и правильности заполнения документов - 15 дней;

6) проверка повтора или сходства названия - 1 день.

Если недостатки не выявлены, то:

7) подготовка документов для оформления свидетельства;

8) заявление на заключение и контрольный экземпляр свидетельства;

9) подготовка свидетельства о регистрации СМИ - 3 дня;

10) свидетельство;

11) подписание свидетельства;

12) свидетельство подписано;

13) получение свидетельства заявителем.

11. Какие формы распространения СМИ наиболее популярны

Если рассматривать СМИ, зарегистрированные нашей компанией за последние три года (а их более ста), можно выявить следующую тенденцию: за регистрацией периодичных печатных изданий обращаются в большинстве случаев (67% обращений), на втором месте по популярности - электронные СМИ (23%), далее идут иные виды СМИ (чаще всего это телепрограммы).

67%

оо

оо

оо - телепрограмма

оо

оо

23% оо хх - электронные периодические издания

оо

хх оо

хх оо оо - периодические печатные издания

10% хх оо

хх оо

хх оо

хх оо

хх оо

Таким образом, можно констатировать, что наиболее распространенной формой СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы).

Название документа

Вопрос: ООО обратилось в арбитражный суд с иском к бывшему единоличному исполнительному органу о возмещении убытков, причиненных обществу виновными действиями этого органа. В процессе рассмотрения апелляционной жалобы по данному делу ответчик умер. В этом случае прекращается производство по апелляционной жалобе или приостанавливается производство по делу?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: ООО обратилось в арбитражный суд с иском к бывшему единоличному исполнительному органу о возмещении убытков, причиненных обществу виновными действиями этого органа. В процессе рассмотрения апелляционной жалобы по данному делу ответчик умер. В этом случае прекращается производство по апелляционной жалобе или приостанавливается производство по делу?

Ответ: Апелляционный суд должен принять постановление о прекращении производства по апелляционной жалобе. Однако по данному вопросу существует и иная судебная практика.

Обоснование: Единоличный исполнительный орган несет ответственность перед ООО за убытки, причиненные данному обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. Данная норма содержится в п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

Следует отметить, что обязательства, исполнение по которым не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательства, иным образом неразрывно связанные с его личностью, не входят в состав наследства лица-должника (п. 1 ст. 418 и ст. 1112 ГК РФ).

В рассматриваемом случае спорное правоотношение не допускает правопреемства, поскольку наследники умершего не могут выступать в качестве ответчиков по иску ООО к упомянутому лицу о взыскании убытков, причиненных им в качестве руководителя ООО.

В связи с тем, что в данной ситуации иск предъявлен к физическому лицу как к единоличному исполнительному органу ООО, отсутствуют основания для приостановления производства по делу, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 143 АПК РФ.

Арбитражный суд прекращает производство по делу, если устанавливает, что после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства (п. 6 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). При наличии оснований, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, суд апелляционной инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 269 АПК РФ прекращает производство по делу при условии, что данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции. В противном случае прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ").

Таким образом, в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции должен прекратить производство по апелляционной жалобе.

Однако существуют примеры и иного толкования норм Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так, Тринадцатый апелляционный суд в Постановлении от 12.09.2007 по делу N А56-51203/2006 прекратил производство по делу в связи со смертью ответчика (бывшего руководителя ООО), произошедшей до вступления решения в силу, но после его принятия.

Тем не менее данная позиция представляется необоснованной и противоречащей позиции Пленума ВАС РФ.

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО "Центр консалтинга "Панацея"

Подписано в печать

15.11.2010

Название документа

Вопрос: Общество имеет свидетельство о регистрации СМИ (TV). Необходимо ли обществу получать лицензию на вещание в случае заключения договора на изготовление еженедельной информационной программы, по которому оно является исполнителем?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Общество имеет свидетельство о регистрации СМИ (TV). Необходимо ли обществу получать лицензию на вещание в случае заключения договора на изготовление еженедельной информационной программы, по которому оно является исполнителем?

Ответ: Да, обществу необходимо получить специальную лицензию на вещание.

Обоснование: В силу абз. 9 ст. 2 Федерального Закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) организация, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации, признается редакцией СМИ.

Согласно абз. 7 ст. 2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимается, в частности, продажа телепрограмм (вещание).

Распространителем продукции средств массовой информации является, в частности, лицо, осуществляющее продажу, трансляцию телепрограмм (вещание) по договору с редакцией (абзацы 7, 13 ст. 2 Закона о СМИ).

Таким образом, общество по договору изготавливает продукцию СМИ - еженедельную информационную программу. Оно выступает в роли редакции СМИ и осуществляет ее трансляцию (вещание), то есть является ее распространителем.

В силу ст. ст. 31 - 33, 60 - 61 Закона о СМИ телевизионное вещание является лицензируемой деятельностью.

Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять распространение продукции СМИ, зарегистрированных в соответствии с законом (ч. 2 ст. 31 Закона о СМИ).

Таким образом, поскольку общество осуществляет телевизионное вещание изготовленной им по договору продукции СМИ - еженедельной информационной программы, ему необходимо получить специальную лицензию на вещание. Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-1521/2009(2341-А27-6)).

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО "Центр консалтинга "Панацея"

Подписано в печать

15.11.2010

Название документа