Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России

(Симанович Л. Н.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 4) Текст документа

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Людмила Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, член Ассоциации юристов России.

В статье рассматриваются проблемы современного юридического образования в России, а также анализируются особенности участия российской высшей школы в Болонском процессе.

Ключевые слова: Болонский процесс, юридическое образование, образовательная модель подготовки специалистов, концепция модернизации юридического образования.

The article considers the problems of contemporary legal education in Russia and also analyses the peculiarities of participation of Russian higher school in Bologna process.

Key words: Bologna process, legal education, educational model of preparation of specialists, conception of modernization of legal education.

От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В. А.Сухомлинский

Нынешний век характеризуется тем, что мир стал необычайно динамичным - во всех сферах деятельности очень быстро происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшему образованию, а именно повышаются требования общества к качеству профессионального образования, обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. В настоящее время в сфере юридического образования создалась весьма драматичная ситуация. О перепроизводстве выпускников юридического профиля в последнее время говорится постоянно, но абитуриенты продолжают выбирать это направление, несмотря на падение популярности юридического образования среди абитуриентов - четвертое место после экономики, менеджмента и иностранных языков. Модель подготовки специалистов с высшим юридическим образованием должна быть основана на применении принципов прямой и обратной связи и построена с учетом взаимодействия двух типов рынков - рынка труда и рынка образовательных услуг. С целью их сбалансированности желательно применение концепции маркетинга при реализации этой модели, что предполагает: во-первых, учет требований рынка труда (как местного, так и рынка труда других регионов); во-вторых, тщательное изучение групп потенциальных потребителей образовательных услуг (принцип прямой связи); в-третьих, адаптацию учебного процесса на основе изучения ситуации на двух типах рынков и разработку блока специализированных дисциплин, формирующих требуемые компетенции; в-четвертых, воздействие на эти рынки с учетом их требований с помощью комплекса маркетинга (принцип обратной связи). Итак, до конца еще не сформированный российский рынок образовательных услуг ставит свои специфические задачи: тщательная сегментация рынка труда; изучение спроса на образовательные услуги со стороны потенциальных работодателей; изучение предложений образовательных услуг со стороны других образовательных учреждений; выявление своих конкурентных преимуществ. Решение этих задач позволит разработать свой комплекс маркетинга по модели подготовки современных специалистов в сфере юриспруденции. Отличительной особенностью образовательной модели в сфере юриспруденции должна быть ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной правотворческой деятельности. То есть речь должна идти о целой системе формирования знаний, навыков и умений, позволяющих анализировать текущую ситуацию в экономике и обществе, находить адекватные решения, переводя их на язык норм права. Это возможно лишь путем разработки собственной профессиональной парадигмы: юридического мировоззрения на основе юридического метода, которому присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. В центре правового пространства и правового поля должен находиться человек как творец права, как носитель определенной правовой культуры и как участник информационно-правовых отношений. Теперь следует остановиться на следующем моменте - Россия стала участницей Болонского процесса, т. е. мы должны адаптировать свою систему образования к европейской. Болонский процесс и реформа высшей школы не одно и то же. У нас нет таких условий, чтобы решать проблемы образования, как их решают в Европе. В этой связи было бы очень полезно, приступая к реформированию юридического образования, познакомиться с опытом ведущих западных вузов и перенять у них некоторые интересные наработки. Во-первых, там ни один вуз не проходит аккредитацию, если не гарантирует 70% трудоустройства своих выпускников. Во-вторых, обучение иностранному языку (например, русскому) происходит в режиме факультативного курса. Если есть несколько студентов, которые хотят учить русский язык, они их будут учить. В-третьих, необходимо сравнить, как мы и как они учат студентов. Мы до сих пор учим традиционно: лекция - семинар. В итоге студент превращается в совершенно пассивного субъекта, которого все время пичкают знаниями. А чтобы он мог на практике составить проработку правовой позиции, необходимо изучить и применить зарубежный опыт индивидуализации обучения. Обучение проводится в малых группах. А лекции профессиональных дисциплин читаются для 12 - 24 студентов, семинары - для 5 - 12 студентов. Спецсеминары и спецкурсы проводятся для 2 - 3 студентов. В-четвертых, давайте посмотрим на организацию госэкзаменов в России. В аттестационной комиссии практически все преподаватели, которые и учили студентов. Единственный человек со стороны - это председатель. А в Германии эту комиссию министр, президент земли или бургомистр создают из адвокатов, прокуроров и судей. Вот они действительно оценивают качество подготовки. Болонский процесс, как известно, зиждется на трех элементах. Это двухуровневая система образования, свобода передвижения между вузами и кредиты. По мнению Минобрнауки РФ, положительный момент заключается в том, что студенты имеют возможность получить образование во всех европейских вузах, и их дипломы будут признаваться во всех государствах Европы, что значительно упростит трудоустройство выпускников. Но не исключено, что там и найдут работу наши выпускники. Итак, поскольку Россия присоединилась к Болонскому соглашению, но вокруг образовательных стандартов, выработанных в Болонье, до сих пор идет дискуссия, нам необходимо разработать Национальную стратегию развития высшего профессионального образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Основные положения этой стратегии должны быть учтены в Концепции модернизации юридического образования. Причем уже сейчас можно перечислить несколько базовых принципов, которые должны быть положены в ее основу: повышение качества юридического образования на основе переподготовки профессорско-преподавательских кадров; демократизация учебного процесса; предоставление студентам большей свободы в выборе учебных дисциплин и преподавателей; совершенствование индивидуальной и самостоятельной работы студентов; использование интерактивных методов, прецедентных форм обучения, информационных и дистанционных технологий; укрепление материально-технической базы вузов и факультетов. Еще раз вернемся к вынесенному в заголовок вопросу и проанализируем некоторые проблемы, которые способствовали возникшей ситуации с юридическим образованием. Основная проблема корнями уходит на 15 - 18 лет назад, когда был сформирован устойчивый запрос общества на специалистов в области юриспруденции, и это породило волну создания массы государственных непрофильных и коммерческих вузов. Эти вузы, не имея ни традиций, ни научных школ, ни квалифицированных преподавателей, ни соответствующей материальной базы и учебной литературы, начали готовить юристов. Контингент абитуриентов таких вузов формируется из числа учащихся, которые не прошли в соответствующие государственные вузы по конкурсу либо вообще обладают весьма посредственными знаниями. Кроме того, эти вузы создают очень заманчивые условия поступления - небольшой конкурс и даже собеседование вместо вступительных испытаний. Сертификаты ЕГЭ в таких вузах никак не изменяют ситуацию - планка устанавливается на минимум. Кадровая проблема заключатся в том, что осуществляется текущая "миграция" преподавателей по вузам. Они практически не несут никакой ответственности за качество подготовки, да и на основном месте работы это качество страдает. Оплата труда - эту проблему смог решить только М. В. Ломоносов, который просил Екатерину II дать профессору оклад, равный окладу капитана русской армии, а сегодня профессор получает значительно меньше, чем младший офицер российской армии, и это при разнице в пенсионном обеспечении, а также других материальных и социальных льготах. Принятие Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. практически ничего не дает российским преподавателям. Именно сегодняшний студент юридического факультета завтра будет решать такие глобальные задачи, как правовое обеспечение проводимых в обществе реформ, вопросы демократизации общественной жизни, защиты прав человека, установления стабильности и соблюдения законов и законности в России. Решить эту проблему в целом можно, только лишь разработав Концепцию модернизации юридического образовании в условиях информационного общества. Реализация Концепции модернизации юридического образовании в условиях информационного общества должна идти по следующим основным взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям: обучение студентов современным информационным технологиям общего назначения; освоение специализированных технологий, применяемых в юридической деятельности (справочных правовых систем по законодательству, правовых ресурсов сети Интернет, возможностей современных программ электронной цифровой подписи и кодирования информации и т. п.); в рамках выбранной специализации знакомство с существующими информационными системами и технологиями в конкретной области юридической деятельности (в судах, нотариате, органах внутренних дел, органах власти и управления и т. д.); изучение правовой системы общества, ее отдельных подсистем как информационных образований, выявление свойств и особенностей информации, информационных процессов и информационных систем, определяющих правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере. Надеюсь, что основной вопрос, быть ли юридическому образованию, и если быть, то каким, всколыхнет юридическую общественность, и сообща можно будет выработать практические рекомендации по решению проблем в юридическом образовании, которые заинтересуют наше Правительство.

Литература

1. Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1994. 2. Демичев А. А. Проблема использования методик дистанционного обучения в преподавании курса гражданского процессуального права // Юридическое образование и наука. 2007. N 2. 3. Явич Л. С. Методика руководства дипломными работами // Вопросы методики преподавания юридических дисциплин. Сталинабад, 1997. С. 61. 4. Рейнгард И. А. Лекции по педагогике высшей школы. Днепропетровск, 1970. С. 124. 5. Методика преподавания юридических дисциплин: Сб. научных трудов / Под ред. М. К. Треушникова. М.: МГУ, 2006.

Название документа