Новые требования рынка труда к молодым юристам
(Чхутиашвили Н. В.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 4) Текст документаНОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К МОЛОДЫМ ЮРИСТАМ <*>
Н. В. ЧХУТИАШВИЛИ
Чхутиашвили Нана Васильевна, преподаватель кафедры экономики Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, кандидат экономических наук.
Статья посвящена новым требованиям рынка труда к молодым юристам на современном этапе развития России. Готовя будущих специалистов, необходимо учитывать перспективы их дальнейшего трудоустройства на основе реальных потребностей национальной экономики. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей способствует адаптации студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.
Ключевые слова: компетенции, образование, рынок труда, стандарт, трудоустройство, юрист.
Article is devoted new requirements of a labour market to young lawyers at the present stage of development of Russia. Preparing the future experts, it is necessary to consider prospects of their further employment on the basis of real requirements of national economy. The coordination of given educational services with interests of employers promotes adaptation of students and graduates of high schools to constantly changing tendencies of a labour market.
Key words: the competence, the young expert, formation, a labor market, the standard, employment, lawyer.
Сегодня важным является выдвижение на первый план новых требований рынка труда к молодым юристам. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой юрист, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой общественности и т. д. Проблема трудоустройства юристов является важной социально-экономической проблемой как для всей системы российского профессионального юридического образования, так и для страны в целом. Ее решение состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Готовя будущих юристов, необходимо учитывать перспективы их дальнейшего трудоустройства на основе реальных потребностей национальной экономики. Кроме того, и будущий выпускник образовательного учреждения должен знать возможность трудоустройства после получения той или иной специальности. Поэтому на современном этапе развития рынка образовательных услуг все более актуальной становится задача управления процессом образования в совокупности с учетом потребности предприятий и организаций в юристах. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволит реализовать социально значимую цель - профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда. Актуализировалась проблема оценки качества подготовки специалистов, особенно с точки зрения результатов функционирования системы: людские ресурсы - образовательные услуги - потребности в юристах на рынке труда. В настоящее время согласно Межведомственной программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования по всей стране создаются центры содействия занятости учащейся молодежи, располагающие банками данных спроса и предложения с выходом в Интернет. Однако до сих пор нет точных методик, формализующих процессы трудоустройства, которые бы могли служить основой создаваемых информационных систем и сайтов, поддерживающих работу баз данных спроса и предложения для специалистов - выпускников юридических вузов. Мало внимания уделено моделированию информационных процессов трудоустройства выпускников вуза, связи этих процессов с возможностью и необходимостью изменений в структуре образовательного процесса, а также разработке адекватных информационных систем поддержки трудоустройства. Таким образом, актуальной является задача разработки методов анализа и моделирования информационных процессов трудоустройства выпускников юридического вуза в системе поддержки согласованного управления ресурсами рынка труда и процессом подготовки специалистов. Рынок труда молодых специалистов представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда. Существенную роль в процессе трудоустройства играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. На возможностях реального трудоустройства молодежи сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности, между возможно высоким уровнем подготовки молодых специалистов и требуемым от него со стороны работодателя развитием соответствующих трудовых умений и навыков. Отмечается несовпадение представлений выпускников с реальными требованиями работодателя. Поэтому необходимо учитывать требования к молодым специалистам на современном рынке труда, выявлять необходимые знания и навыки для успешного трудоустройства и последующей работы молодого специалиста. Для решения поставленной задачи были проведены различные исследования, позволяющие с различных сторон рассмотреть проблему трудоустройства молодого специалиста, в том числе проводятся и интернет-исследование объявлений о работе, опрос сотрудников рекрутинговых агентств, специализирующихся на поиске работы для молодых специалистов, анкетирование выпускников, работающих по специальности. Анализ показывает, что на трудоустройство выпускников вузов оказывает влияние большое количество различных факторов и условий. Среди них можно выделить такие, как отсутствие практического опыта работы по специальности, недостаточная ориентированность существующей системы подготовки специалистов на реальные потребности работодателей. Качество подготовки специалистов в юридических вузах не вполне отвечает запросам современного рынка, а система высшего образования представляется недостаточно гибкой. Отделы кадров работодателей зачастую не планируют состав и подбор персонала на перспективу, а набирают специалистов лишь под конкретные объемы работ и, следовательно, не координируют свои потребности с вузами. Следует также отметить субъективные факторы, как, например, низкую информированность абитуриентов, студентов и выпускников о текущих потребностях рынка труда. Образовательная деятельность вуза не ограничивается только реализацией образовательных программ в рамках государственного федерального государственного образовательного стандарта. Она должна быть ориентирована на подготовку специалистов, востребованных рынком труда, и, как следствие, на трудоустройство выпускников. Для того чтобы выпускники стали более востребованными со стороны работодателей, они должны постоянно совершенствовать имеющиеся знания и получать новые. Одним из вариантов решения данной проблемы явилась организация отделов трудоустройства вузов, призванных заниматься изучением спроса на специалистов и на этой основе комплексным решением проблемы занятости. В МГЮА им. О. Е. Кутафина в настоящее время созданы и работают Центр занятости студентов МГЮА, целью деятельности которого является содействие занятости студентов и эффективному трудоустройству выпускников МГЮА, Автономная некоммерческая организация "Содружество выпускников МГЮА", которая также оказывает помощь выпускникам в трудоустройстве с целью эффективного применения полученных при обучении знаний и опыта. В студенческом центре юридической помощи "PRO BONO", основанном МГЮА и Московской коллегией адвокатов "Юракадемия: Кутафин и партнеры" для повышения уровня профессиональной подготовки студентов и участия в решении социальных проблем общества, можно пройти стажировку, готовя ответы на обращения граждан и организаций, поступающие в государственные органы и органы местного самоуправления; ведут прием и консультирование клиентов, оказывая бесплатную юридическую помощь представителям социально незащищенных слоев населения и правозащитным организациям, физическим лицам и некоммерческим организациям, которые не в состоянии оплатить такие услуги самостоятельно. В МГУ имени М. В. Ломоносова работает Отдел академической профессиональной ориентации, а на каждом факультете - отделы по работе с выпускниками, службы занятости, общества и клубы выпускников, осуществляющие профориентацию студентов и выпускников, а также помогающие им в поиске работы. Студенты, проходящие стажировку в Юридической клинике Саратовской государственной академии права, проводят выездные юридические консультации жителей Саратовской области по правовым вопросам, а выпускники получают помощь в трудоустройстве. Несмотря на важность данной работы, остаются нерешенными многие проблемы, в том числе: анализ соответствия предоставляемых вузом образовательных услуг современным требованиям рынка и разработка механизма адаптации образовательной системы в соответствии с выявленными предпочтениями работодателей. Результатом реализации модели трудоустройства выпускников в вузе должно стать создание эффективной информационной системы, главная задача которой - формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности вуза в соответствии с предпочтениями работодателей. Востребованность и высокая конкурентоспособность выпускников юридических вузов на рынке труда является одним из показателей эффективности его работы. В последнее время в качестве основы системы управления качеством подготовки вместо квалификационной модели предлагается компетентностная модель специалиста. Модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных обязанностей он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Однако не всегда и не все перечисленные в модели компетенции интересуют работодателя. Также для разных специализаций это может быть совершенно иной набор компетенций. А в процессе рыночных изменений могут поменяться и представления того же самого работодателя. Поэтому важной задачей становится точное и своевременное определение значимого набора компетенций выпускника для каждой специальности вуза. Данная проблема может быть решена путем разработки адекватной модели трудоустройства выпускников. Управление процессом подготовки специалистов-юристов можно осуществлять путем взаимодействия с работодателями в рамках создаваемой информационной системы трудоустройства с целью информационного обмена и реализации механизмов адаптации структуры и содержания образовательных программ к конъюнктуре рынка труда. В связи с этим информационная система поддержки трудоустройства выпускников выступает в качестве инструмента обратной связи в системе управления качеством образовательного процесса. Данная система базируется на соответствующей модели, которая охватывает следующие моменты: Оценка реальных потребностей рынка (требований работодателей) в привязке к данному сектору экономики (содержанию образовательной программы специальности). Оценка качества подготовки выпускников (по результатам внутреннего тестирования преподавателями вуза). Оценка востребованности выпускников вуза на рынке труда (по результатам опроса работодателей). Выработка рекомендаций по изменению содержания образовательной программы специальности в соответствии с результатами процесса трудоустройства выпускников и оценками их работодателями. Информационная система поддерживает работу сайта центра содействия занятости. На сайте работодатели задают свои требования к выпускнику в виде заявок, содержащих набор требований, которые составляют основу его "эталонной" модели компетенций кандидата. Каждый выпускник-претендент представляет на сайт перечень своих компетенций в виде резюме. Формируется база данных вакансий работодателя и резюме выпускников. Современные факторы, влияющие на эффективный поиск перспективной работы выпускниками и развитие карьеры проанализированы Хеленой Зайкик и Аланом Сакс в своей работе "Поиск работы и социальная когнитивная теория: роль деятельности, относящейся к развитию карьеры" (2009 г.), которые описали модель эффективного поиска работы и развития карьеры (см. рис. 1). "Самоэффективность поиска работы" (job search self efficacy) - это степень уверенности в том, что безработный сможет успешно продемонстрировать определенное поведение в области поиска работы. "Прозрачность поиска работы" (job search clarity) - это степень, с которой те, кто находится в поиске работы, могут четко и ясно определить цели поиска (какой тип карьеры, работы, профессии предпочитает индивид, ищущий работу). Самоэффективность поиска работы и прозрачность поиска работы являются ключевыми механизмами процесса саморегуляции поведения человека, ищущего работу. Это означает, что процесс поиска работы - это индивидуальный путь, который может быть пройден с успехом только в том случае, если будет пройден самостоятельно. В нашем случае выпускники юридических вузов могут рассчитывать только на свои собственные внутренние ресурсы, а не на те ресурсы, которые могут навязывать, например, советы и поддержка родителей и знакомых. На самоэффективность и прозрачность поиска работы влияют следующие факторы: "исследование карьеры" (career exploration), "ресурсы карьеры" (career resources), "тренинги" (training). В рамках описываемой модели эффективного поиска работы и развития карьеры эти три базовые характеристики относятся к сфере стартовых и последующих возможностей развития карьеры (career-relevant activities).
Рис. 1. Модель эффективного поиска работы и развития карьеры
Наследование Прозрачность Интенсивность (изучение) > поиска > поиска работы карьеры Job search Job search Career > clarity intensity exploration / \ / \
V
Ресурсы Самоэффективность карьеры > поиска работы V Career Job search resources self efficacy Намерение начать поиск / \ работы Job search > intention Тренинг Ожидание от поиска (обучение) работы / \ Training Job search attitude
Субъективные нормы Subjective norm
Качество юридического образования определяется множеством условий, в том числе кадровым потенциалом вуза, технической оснащенностью учебного процесса, развитием образовательных и информационных технологий, мотивацией деятельности и др. Но именно в активизации этих и других факторов, влияющих на конечный результат - образовательный продукт, обостряется проблема формирования в вузе системы инноваций. Понятие "система инноваций" следует рассматривать как комплекс инициированных и реализованных решений, каждое из которых касается определенных объектов или видов деятельности в юридических вузах, имеет свойство новизны, уникальности, направлено на то, чтобы превзойти предшествующий результат, и предназначено в конечном итоге для реализации университетом своей миссии. Системные проблемы высшего профессионального юридического образования, такие как разрыв между уровнем развития высоких технологий и подготовкой специалистов высшей квалификации; ориентированность специалистов высшей квалификации на узкопрофессиональную деятельность; отсутствие достаточной подготовки в области коммуникаций, инновационной деятельности, и другие ставят вузы перед необходимостью интенсивного внедрения комплекса инновационных решений в обеспечение образовательного процесса. Комплексность инновационной стратегии в образовательной деятельности позволяет не только перейти на более высокий уровень качества образования в университете, повысить эффективность использования ресурсов, но и значительно поднять системообразующую роль вузов в региональном образовании, предоставляя региональным учебным заведениям различных уровней научно-методическую, кадровую и технологическую поддержку. Условия XXI в. диктуют инновационный характер стратегии образовательной деятельности любого юридического вуза, которая должна быть направлена в первую очередь на максимальное вовлечение научно-исследовательской работы в образовательный процесс; на применение новых информационных технологий обучения, ориентированных на изменившиеся условия современного мира; на формирование новых, возможно, комплексных образовательных программ и подготовку адекватных решений для усовершенствования образовательных стандартов. Необходимо также сосредоточить усилия на обеспечении дальнейшей интеграции профессионального образования в международное образовательное пространство при сохранении национальных особенностей в контексте вступления России в Болонский процесс. Решение поставленных задач состоит в разработке и реализации образовательных программ инновационного типа в соответствии со следующими основными принципами: комплексный подход к формированию направлений и специальностей программы, разработка блоков методической, программно-технологической поддержки; сохранение традиционной фундаментальности высшего образования России и ориентированности на достижения мировой науки и техники; создание условий для развития профессиональных и научных компетенций преподавателей и студентов высшей школы и др. Комплексный характер подготовки специалистов-юристов высокой квалификации по всем уровням образования (бакалавр, специалист, магистр) в тесной связи с интенсивным развитием системы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура) позволяет в наибольшей степени учитывать интересы научных организаций и интенсивно восстанавливающегося промышленного производства региона, а также готовить собственные преподавательские кадры и кадры для высшего образования региона. Опыт работы с зарубежными вузами в проектах по подготовке специалистов различного профиля и совместной разработке соответствующих образовательных программ, а также участие вузов в программах Министерства образования и науки по вхождению российского образования в Болонский процесс позволили начать работы по формированию образовательных программ, сопоставимых с зарубежными. Согласно опубликованным данным, значительное количество профессиональных знаний и навыков востребовано в не меньшей степени, чем знания по специальности. Возможным объяснением может служить тот факт, что на современном российском рынке труда значительная часть выпускников работает без связи со специальностью, полученной в вузе. Какие же качества помогут начинающему специалисту в трудоустройстве? Итак, основываясь на объективных результатах социальных исследований, проведенных в разные годы среди выпускников не только российских вузов, но и стран Европы и Японии, можно сделать вывод, что на первый план вышли новые требования рынка труда. Выяснилось, что по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который не только хорошо владеет своей специальностью, но и обладает аналитическим мышлением, умеет работать в стрессовой ситуации, быстро осваивать новую информацию, грамотно выражать свои мысли. Работник должен уметь работать в коллективе, укреплять авторитет, гибко воздействовать на подчиненных, добиваться своей цели. Ценятся энергичность, присутствие творческого начала, способность нестандартно подходить к ситуации, а также здоровый образ жизни. Некоторые другие компетенции получали оценки, сопоставимые с оценкой по компетенции "знания по специальности". Среди таких компетенций - общие знания в различных областях, умение мотивировать других людей к работе, способность находить новые и оспаривать существующие идеи. И неважно, работает ли человек по своей специальности или же трудится в совершенно другой области. На мой взгляд, работодатели таким образом компенсируют отсутствие опыта у молодых специалистов. На первый план выходит потенциал работника. В заключение можно сказать, что в современных условиях рынка труда выпускники должны успешно конкурировать с более опытными специалистами, заниматься интересным и достойно оплачиваемым делом и что наиболее востребованными становятся гибкие специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить. Кроме того, на современном рынке труда важны умение работать в стрессовой ситуации, управлять своим рабочим временем, проводить переговоры, представлять широкой общественности свой продукт/услугу и т. д. Колоссальный потенциал России можно реализовать только на основе инноваций. Для этого нам необходима инновационная революция - в первую очередь в системе подготовки кадров, в области эффективных методов управления. Безусловно, нужны нам и экономические инновации: развитие массового малого предпринимательства, освоение территорий России - транспортная и инфраструктурная революции. Но кадры решают все. Президент России Д. А. Медведев отметил, что "технологический прогресс должен вести к росту производительности труда, улучшению экологической ситуации, созданию возможностей для здорового образа жизни. И правительству, и бизнесу должно быть выгодно соучаствовать в развитии систем непрерывного образования, в создании и модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечивающих мобильность людей и мотивирующих к инновационному поведению. Что же касается российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом". Система высшего юридического образования, обеспечивающая главную составляющую развития - кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство во всех регионах и отраслях.
Литература
1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". 3. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы". 4. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов". 5. Зайкик Х., Сакс А. Поиск работы и социальная когнитивная теория: роль деятельности, относящейся к развитию карьеры.
Название документа