Закономерности правовой политики как проблема теории государства и права

(Юмадилов Д. Б.) ("История государства и права", 2013, N 22) Текст документа

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Д. Б. ЮМАДИЛОВ

Юмадилов Денис Булатович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Башкирского государственного университета.

В статье анализируется вопрос о том, как правовая политика изучается наукой теории государства и права, в чем проявляются закономерности правовой политики государства.

Ключевые слова: правовая политика, теория государства и права, факты правовой политики, закономерности правовой политики.

Regularities of legal policy as a problem of theory of state and law D. B. Yumadilov

The article examines the question of how legal policy is studied by science theory of law, what laws are manifested legal policy.

Key words: legal policy, the theory of state and law, the facts of legal policy, the laws of legal policy.

Как известно, любая наука предполагает не только наблюдение фактов действительности, составляющих предмет науки, но и обязательно выполняет важную научную задачу по открытию, формулировке и фиксации закономерностей изучаемых явлений. На первый взгляд представляется, что правовая политика не подчиняется каким-либо объективным и существенным факторам, однако это далеко не так. Правовая политика, как и другие правовые феномены, в ходе своего развития, становления и функционирования подвержена влиянию обусловливающих ее закономерностей. Современная политико-правовая действительность в основном носит упорядоченный, разумный и закономерный характер, подчиняется объективно существующим императивам. Такие социальные императивы суть социальные закономерности. Таким образом, познание закономерностей правовой политики составляет одну из главных задач нашего научного познания и в конечном счете диктуется потребностями практики <1>. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку именно на основе закономерностей вырабатываются базовые научные положения, делаются долгосрочные прогнозы и принимаются стратегические решения в области государства и права. -------------------------------- <1> Основы современных представлений об объективных законах и закономерностях были заложены в трудах таких мыслителей, как Аристотель, Ф. Бэкон, Г. В.Ф. Гегель, Р. Декарт, Р. Иеринг, И. Кант, Д. Локк, К. Маркс, Д. С. Милль, Ш. Л. Монтескье, Б. Рассел, Г. Спенсер, Б. Спиноза, Ф. Энгельс и др. Ряд ценных положений о социальных и государственно-правовых закономерностях содержится в работах российских юристов и философов прошлого: Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, И. И. Лапшина, В. И. Ленина, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, П. А. Сорокина, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др.

Теория государства и права не является в этом смысле исключением. На это обстоятельство обращали внимание многие ученые - С. С. Алексеев, М. И. Байтин, А. М. Васильев, А. Б. Венгеров, Д. А. Керимов, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, П. Е. Недбайло, С. Н. Овчинников, П. М. Рабинович, В. М. Сырых, Р. О. Халфина, М. Д. Шаргородский, Л. С. Явич и др. <2>. -------------------------------- <2> См., например: Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.; Овчинников С. Н. О специфических закономерностях права // Правоведение. 1979. N 2. С. 70 - 73; Керимов Д. А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977; Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976; и др.

В общефилософском, общетеоретическом плане закономерности представляют собой некие "соглашения о формулировках" ученых-исследователей о смысле и содержании некоторых языковых формул и выражений, в которых закономерности артикулируются и фиксируются, а также вытекающих из них следствий. Иногда такие соглашения не очевидны, и авторам формулировок закономерностей приходится их дополнительно обосновывать и "фундировать" (М. Хайдеггер). Закономерности правовой политики не локализуются в какой-то одной сфере общественных отношений, одной области правового регулирования. Они пронизывают всю правовую систему и проявляют себя в юридическом языке, правовом мышлении и правовой деятельности. В определенном отношении закономерности правовой политики реализуют и проявляют себя как некие программы деятельности субъектов правовой политики, как программы поведения и коммуникации в правовой сфере. Благодаря закономерностям правовой политики осуществляется преемственность в праве, воспроизводится тот или иной тип права, правового регулирования <3>. -------------------------------- <3> См. подробнее: Неновски Н. Преемственность в праве. М.: Юридическая литература, 1977. Автор пишет: "Насколько законодатель при фиксировании целей и определении средств для достижения этих целей учитывает природные и общественные законы, настолько юридические регламентации могут оказать длительное, причем прогрессивное, воздействие на развитие общества" (с. 25).

Некоторые формулировки закономерностей складывались естественным образом в ходе развития наук, а некоторые формулировались специально (например, К. Марксом в предисловии к "Критике политической экономии" сформулирована закономерность, связанная с зависимостью права и правовой надстройки общества от экономического строя общества). При этом считалось само собой разумеющимся, что такие закономерности носят объективный характер, не зависят от воли и сознания индивидов и являются фактически вечными, как законы природы. Создание и формулирование закономерностей в сфере права носят стихийный характер и зависят от области научного предмета и пристрастия того или иного ученого, исследователя. Поэтому четкого набора, четкого множества раз и навсегда установленных закономерностей нет. Ученые-юристы нередко называют весьма пестрые наборы правовых закономерностей, зависящие от их личных пристрастий и располагаемой ими научно-фактологической базы. Суть в том, что правовые закономерности выражают определенные стороны правовой действительности и являются некими онтологическими допущениями. Свойства права, правовой формы в целом порождают различные системы закономерностей, действующие в этих сферах действительности. Развитие правовой теории в области изучения правовых закономерностей стимулируется потребностями научного осмысления соответствующей предметной области. В монографии С. Г. Келиной и В. Н. Кудрявцева "Принципы советского уголовного права" (1988) отмечается, что существует связь закономерностей права с его принципами <4>. -------------------------------- <4> Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М.: Наука, 1988. С. 10 - 11.

С. С. Алексеев к числу закономерностей развития права относит, в частности, повышение уровня нормативных обобщений, развитие системных качеств права, усиление специализации правовых отраслей, развитие структуры права, взаимодействие нормативного и поднормативного индивидуального регулирования, упрочение юридических обеспечительных механизмов <5>. Как мы видим, С. С. Алексеев находится в плену формально-юридического мышления, в соответствии с которым правовые закономерности есть результат развития и функционирования права и только права вне каких-либо связей и отношений с гражданским обществом. -------------------------------- <5> Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2 т. М.: Юридическая литература, 1981. Т. 1. С. 127 - 131.

Обсуждая вопрос о том, существуют ли реальные закономерности в области государства и права, Ю. Ю. Ветютнев справедливо отмечает осторожное отношение современной юридической науки к понятию закономерности, т. к., по его мнению, это объясняется рухнувшими воззрениями на социальные законы, выработанные в недалеком прошлом марксистско-ленинской философией <6>. -------------------------------- <6> Ветютнев Ю. Ю. Закономерное и случайное в правовой жизни // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005. С. 267.

На этих руинах Ю. Ю. Ветютнев воздвигает собственную новую конструкцию правовых закономерностей, при этом отказываясь от их четкой формулировки, однако указывая на признаки закономерностей. Таковых, по мнению автора, шесть. Государственно-правовая закономерность суть: 1) определенная однотипность, регулярность процессов и явлений; 2) связь между фактами и явлениями; 3) закономерности устойчивые и систематические; 4) существуют объективно; 5) имеют логическое объяснение; 6) реализуются через человеческое поведение <7>. Такой взгляд нуждается в уточнении, поскольку указанные признаки можно распространить не только на государственно-правовые закономерности, а на закономерные связи вообще, что неоправданно расширяет видение предмета. -------------------------------- <7> Ветютнев Ю. Ю. Указ. соч. С. 269 - 272.

Продуктивный подход к обсуждаемой проблеме мы встречаем у А. М. Васильева, который сформулировал "основной закон правовой формы общественной жизни" (!). По мнению автора, последний выглядит следующим образом: "...закон соответствия государственной воли господствующего класса экономическому строю и обусловленному им культурному развитию общества" <8>. Далее А. М. Васильев уточняет свою позицию: "законы правовой действительности раскрываются в правовых категориях, а ее основной закон формулируется с помощью основной, фундаментальной правовой категории. Поэтому и теория права выражается в системе правовых категорий, которые отражают закономерности правовой действительности" <9> (выделено нами. - Д. Ю.). Для наших научных задач в этом исследовании отмеченный тезис А. М. Васильева важен в том отношении, что правовая политика есть одна из важнейших правовых категорий, при обосновании которой возможно формулирование соответствующих правовых закономерностей. -------------------------------- <8> См.: Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 121. <9> Там же. С. 124.

В монографии "Научные основы советского правотворчества" (1981) отмечается, что "раскрытые наукой закономерности соотношения права и иных явлений материальной и духовной жизни общества могут служить фундаментом как на предпроектной стадии формирования нормотворческого решения, так и при принятии проекта решения, его обсуждении, процедуре издания нормативного акта, т. е. при разработке общей проблемы правотворчества в ее единстве" <10>. -------------------------------- <10> Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. Р. О. Халфина. М.: Наука, 1981. С. 53.

Таким образом, познание закономерностей правовой политики, состоящей из цепи правовых решений, имеющих определенную объективную детерминацию, приводит нас к выводу о том, что правовая политика не может не иметь устойчивых, повторяющихся и носящих объективный характер правовых закономерностей. Закономерности правовой политики близки, но отнюдь не тождественны таким близким им явлениям, как принципы правовой политики и принципы права. Перейдем к формулированию собственно закономерностей правовой политики. 1. Фундаментальной закономерностью правовой политики следует назвать закономерность правового оформления правовой политики, обеспечивающей нужную ее результативность и эффективность. Суть этой закономерности заключается в том, что принятые органами государства решения обязательно облекаются в соответствующую правовую форму - нормативного или индивидуального правового акта. Так, Государственное Собрание Республики Башкортостан, осуществляя собственную правовую политику в сфере охраны природы, принимает Закон Республики Башкортостан "Об экологическом мониторинге". В этом случае закон республики становится подтверждением закономерности правовой политики: решение уполномоченного органа облекается в соответствующую правовую форму (в данном случае - в форму закона республики). Анализируя закономерности правовой политики, обратим внимание на следующее. Правовая политика, как мы уже установили, это принятие последовательной цепи властных решений, облекаемых в правовые формы. Однако известно, что сама власть может осуществляться в двух формах - господства и влияния. Господство представляет собой ситуацию, в которой властвующий обладает способностью добиться выполнения своего приказа, прибегнув для этого, если потребуется, к использованию принуждения и силы. Влияние не обладает эффектом принуждения и насилия, а потому реализуется с помощью гораздо более мягких средств воздействия. Если говорить о правовых средствах правовой политики, то можно утверждать, что господство реализуется с помощью таких способов правового регулирования, как запреты и обязывания, в то же время влияние реализуется с помощью такого правового способа, как управомочивание. Желаемый результат правовой политики достигается, если применение указанных способов правового регулирования используется адекватно предмету правового регулирования. От этого зависит и эффективность правовой политики, а не только от "концентрации правовых средств и методов в приоритетных направлениях правовой политики", как пишет В. А. Човган <11>. -------------------------------- <11> Човган В. А. К проблеме эффективности правовой политики России // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. N 1. С. 30.

2. Следующей закономерностью следует назвать мерность, граничность, достаточность, строгую дозированность актов правовой политики. Эта закономерность выражается в соблюдении государством при осуществлении правовой политики "меры права". Благодаря соблюдению этой закономерности регулируются общественные отношения ровно в той степени и с такой степенью детализации правового регулирования, с какой этого требуют объективно складывающиеся общественные потребности и интересы. Согласно канону юридической науки, право - это всеобщий масштаб, граница, мера поведения субъектов права. Одним из первых отечественных правоведов, который поставил проблему меры в праве, был Л. И. Спиридонов. В книге "Социальное развитие и право" этому вопросу посвящен отдельный параграф "Качество, количество и мера права", в котором с применением диалектических и методологических принципов сформулирована проблема. Автор отмечает, что "ответственность, как средство восстановления нарушенного права... выступает... в качестве меры", и резюмирует, что как средство оценки деятельности людей в этой своей функции "право выступает как мера, то есть как единство абстрактного права и неправа" <12>. Однако следует признать, что Л. И. Спиридонов говорит, как и большинство исследователей, о мере права в целом, причем это рассмотрение осуществляется с применением философского дискурса, который позволяет трактовать авторскую позицию весьма широко. -------------------------------- <12> См.: Спиридонов Л. И. Социальное развитие и право. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. С. 52 - 53.

Аналогичный методологический подход реализован в курсе "Марксистско-ленинской общей теории государства и права". В книге утверждается, что "общность нормы означает единые рамки, единый масштаб для всех" <13>. Сходных взглядов придерживается Л. С. Явич. В работе "Общая теория права" он отмечал, что "право в жизни, в динамике, в функциональном аспекте - это приложение одинакового и общеобязательного масштаба поведения к деятельным участникам общественных отношений, гарантированное государственным воздействием" <14>. -------------------------------- <13> Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право / Под ред. Е. А. Лукашевой, А. В. Мицкевича, И. С. Самощенко и др. М.: Юридическая литература, 1973. С. 230. <14> Явич Л. С. Общая теория права. Ленинград: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1976. С. 110.

Данный взгляд на проблему меры права к настоящему времени получил некоторые новые ракурсы, продиктованные прежде всего тем обстоятельством, что современный (гражданский) тип общества основан на принципе свободы. Поэтому не случайно В. Д. Перевалов отмечает, что "норма права есть мера свободного волеизъявления и поведения человека" <15>. -------------------------------- <15> Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. М.: Высшее образование, 2005. С. 112.

Однако при всех тонких различиях в позициях все исследователи едины во мнении, что право - это мера, устанавливающая границы общественного и личного поведения, правило общего характера, адресованное персонально неопределенным лицам. Поэтому в осуществлении правовой политики крайне важно соблюдать меру юридического нормирования. В этой связи обратим внимание на позицию В. А. Човгана, который в своей статье обсуждал вопрос об эффективности правовой политики <16>. Пафос автора сводился к мысли о том, что эффективность правовой политики увязывалась им с вопросом эффективности законотворчества, его систематизацией, а также созданием соответствующих государственных органов. Думается, что эффективность правовой политики не может быть сведена к проблеме законотворчества, поскольку закон как средство политики может быть эффективным, а правовая политика - неэффективной (например, в случае ошибки в определении объекта правовой политики). -------------------------------- <16> Човган В. А. Указ. соч. С. 29 - 36.

3. Следующей закономерностью правовой политики является закономерность защиты актами правовой политики (правовыми решениями) базисных ценностей общества и государства. Это универсальная закономерность, в определенной степени характеризующая содержание правовой политики. Она реализуется субъектами правовой политики в любом типе общества и дает представление о "наполнении" правовой политики. В понятие "базисные ценности" мы не вкладываем того смысла, который вкладывал А. Маслоу в свои рассуждения о базисных потребностях любого человека - потребностях в питании, жилье и т. п. Наше видение термина "базисные ценности" сводится к тому, что любой тип государства, любой тип общества в качестве постоянного объекта заботы выбирает собственные, типичные для данного типа общества базисные блага, которые опасается утратить. 4. Другой закономерностью правовой политики следует назвать то, что правовая политика всегда представляет собой презентацию, обнародование некоторых программ человеческой деятельности, которые чаще всего принимают системный характер. Данная закономерность характеризует публичные качества и свойства любой современной политики. В отличие от отдельно взятого правового акта, который может толковаться как вместилище отдельных правовых норм-ориентиров, моделей, общих образцов поведения людей, правовая политика не ограничивается, как правило, одним таким актом, а ориентирована на систему правовой регламентации. Характеризуя эту закономерность, следует обратить особое внимание на программирование. Оно, в частности, предусматривает: 1) определение целей правовой политики; 2) определение форм, средств, методов и способов реализации правовой политики; 3) всестороннюю оценку положительных и отрицательных последствий правовой политики; 4) формулирование и обнародование собственно актов-решений правовой политики; 5) оценку результативности актов правовой политики; 6) коррекцию принятых правовых решений; 7) прогнозную деятельность и оценку развития общественных отношений в будущем. Становится очевидным, что правовая политика любого типа и уровня действительно предполагает более или менее полный набор изложенных выше обязательных действий. В противном случае есть все основания говорить не о правовой политике, а об отдельной политической, правовой акции, не носящей характера политики, порой не стыкующейся с ней или выходящей за ее пределы. 5. Следующей закономерностью, получившей актуализацию в последние три десятилетия, стала глобализация правовой политики. Термин "глобализация" многозначный и имеет много интерпретаций. В частности, это понятие трактуется как "универсализация связей и отношений, становление в масштабах всей планеты единых структур в различных сферах общественной жизни" <17>. -------------------------------- <17> Чумаков А. Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. 2009. N 1. С. 13.

Однако в сфере права под глобализацией академик Б. Н. Топорнин имел в виду следующее: "...чтобы в праве были отражены и закреплены новые условия и потребности, выявляющиеся в ходе глобализации. Она, так или иначе, отодвигает в сторону старое и ставит на его место новое в развитии человеческой цивилизации, усиливает обмен ценностями в масштабе всего земного шара, способствует появлению новых качеств и черт в жизни людей" <18>. В развитие этих суждений С. В. Поленина считает, что глобализация для права означает прежде всего "трансформацию внутренней политики государств под влиянием глобализации"; это процессы в сфере экономики, права и социальной жизни в условиях глобализации, т. е. поверх национальных границ государств <19>. Таким образом, современное, цивилизованное национальное государство, реализуя собственную национальную правовую политику, вольно или невольно осуществляет ее под влиянием глобализации. -------------------------------- <18> Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов круглого стола / Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г. Лукьяновой. М.: Ось-89, 2005. С. 5. <19> См.: Поленина С. В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов круглого стола. С. 11.

Сказанное выше позволяет прийти к следующим выводам. 1. Теория государства и права, реализуя свой научно-познавательный потенциал, призвана выполнять не только сугубо теоретические функции, но и реализовывать интерпретационно-объяснительную функцию науки, для чего последней необходимо осуществлять усилия по теоретическому обобщению наблюдаемых явлений, т. е. предпринимать попытки по формулированию закономерностей в наблюдаемой политико-правовой действительности. 2. Будучи вскрытыми теоретической наукой, закономерности правовой политики реализуют и проявляют себя как объективные программы деятельности субъектов правовой политики, как программы поведения и коммуникации в правовой сфере. 3. Правовые закономерности выражают определенные стороны правовой действительности и являются утверждениями онтологического характера. Свойства права, правовой формы в целом порождают различные системы закономерностей, действующие в этих сферах действительности. 4. Правовая политика - одна из важнейших правовых категорий теории государства и права, при обосновании которой возможно формулирование соответствующих правовых закономерностей. Однако до последнего времени такая задача наукой выполнена не была. 5. Закономерностями правовой политики следует назвать: закономерность правового оформления правовой политики; закономерность меры правовой политики; закономерность защиты правовой политикой базисных ценностей общества и государства; закономерность обнародования в актах правовой политики программ человеческой деятельности; глобализацию правовой политики. Таким образом, изложенные выше положения составляют тот необходимый теоретический фундамент, на основе которого и при посредстве которого можно обратиться к осмыслению практики правовой политики в общем, что, впрочем, составляет исследовательскую задачу будущего.

Литература

1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с. 2. Овчинников С. Н. О специфических закономерностях права // Правоведение. 1979. N 2. 3. Керимов Д. А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977. 4. Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. 5. Неновски Н. Преемственность в праве. М.: Юридическая литература, 1977. 6. Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М.: Наука, 1988. 7. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2 т. М.: Юридическая литература, 1981. Т. 1. 8. Ветютнев Ю. Ю. Закономерное и случайное в правовой жизни // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005. 9. Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. Р. О. Халфина. М.: Наука, 1981. 10. Човган В. А. К проблеме эффективности правовой политики России // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. N 1. 11. Спиридонов Л. И. Социальное развитие и право. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 12. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право / Под ред. Е. А. Лукашевой, А. В. Мицкевича, И. С. Самощенко и др. М.: Юридическая литература, 1973. 13. Явич Л. С. Общая теория права. Ленинград: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1976. 14. Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. М.: Высшее образование, 2005. 15. Чумаков А. Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. 2009. N 1. 16. Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов круглого стола / Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г. Лукьяновой. М.: Ось-89, 2005. 17. Поленина С. В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов круглого стола / Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г. Лукьяновой. М.: Ось-89, 2005.

Название документа