Идеи И. А. Ильина о сильном государстве

(Тимофеев М. С.) ("История государства и права", 2013, N 22) Текст документа

ИДЕИ И. А. ИЛЬИНА О СИЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

М. С. ТИМОФЕЕВ

Тимофеев Михаил Сергеевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ "Российский университет кооперации", кандидат юридических наук.

Статья посвящается вопросу о теоретических представлениях И. А. Ильина о сильной государственной власти. Рассматриваются условия, внутренние и внешние аспекты сильной государственной власти.

Ключевые слова: слабая власть, сильная власть, сильное государство, сильная государственная власть, условия внутренней силы власти, внешняя характеристика сильной государственной власти.

I. A. Ilyin's Concepts of a powerfulstate M. S. Timofeev

The article is devoted to I. A. Ilyin's theoretical concepts of a strong state power. The conditions, internal and external aspects of a strong government are considered in the article.

Key words: weak power, strong power, a strong state, strong state power, the conditions of the internal forces of power, the external characteristics of a strong government.

В современных условиях ощущается потребность в переосмыслении роли и значения Российского государства, заметно возрастает научный интерес к теоретическому конструкту "сильное государство" <1>. В этой связи актуально обращение к творчеству И. А. Ильина, в теоретическом наследии которого идеи о сильном государстве получили концептуальную разработку. -------------------------------- <1> См.: Исаев И. А. Власть, господство, диктатура: проблемы легитимности // История государства и права. 2012. N 21. С. 3 - 6; Топорнин Б. Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. N 7; Спиридонова В. И. Слабое и сильное государство как две исторические модели модернизации в современных условиях // Вестник МГУ. Серия "Политические науки". 2001. N 4. С. 3 - 24; Петров М. П. Сильное государство и активная личность как потребность времени // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 3; Керимов А. Д. Некоторые проблемы сильного государства // NB: Проблемы общества и политики. 2013. N 3. С. 1 - 45; Коженко Я. В. Концепция "сильного" и "сервисного" государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное // Фундаментальные исследования. 2013. N 3. С. 744 - 748.

Теория государства была постоянной темой исследований замечательного русского мыслителя, вопросам же сильного государства он посвятил несколько специальных статей в последние годы жизни, и эти работы не потеряли своего значения и в наши дни. Наряду с целой плеядой русских ученых И. А. Ильин считал, что Россия как национально-политическое явление была создана сильной государственной властью, и завещал потомкам "...крепить нашу национально-государственную власть - в ее конституционном строении, в ее государственном направлении, в ее волевой энергии, в ее блюдении права и свободы, в ее политическом искусстве и особенно в ее всенародных духовных корнях" <2>. Русский мыслитель не только завещал крепить нашу государственность, но и предупреждал о пагубности и вредных последствиях такой критики и борьбы со злоупотреблением властью, которые фактически расшатывают и ослабляют самые основы власти и российской государственности. История полна свидетельств того, как протесты и борьба со злоупотреблениями властью "обессиливали самую власть, а вместе с тем подрывали и внутренний порядок, и внешнюю обороноспособность государства...", когда "...боролись с бесправием и произволом преувеличенной власти, - были в этом правы; но пришли к бесправию от растраченной власти, к распаду, к всеобщей политической интриге всех против всех, к тайной власти всевозможных интернационалистов, к "перманентной революции", к гражданской войне, к анархии" <3>. -------------------------------- <2> Ильин И. А. О сильной власти // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 404. <3> Там же. С. 405.

И. А. Ильин обращает внимание на то, что были и есть государства, которые могут существовать и при относительно слабой власти, и выделяет семь необходимых для этого условий. Это малый размер государства, малочисленность населения, обилие средств сообщения, слабая дифференциация страны, свобода великодержавных задач, высокий уровень народного правосознания, отсутствие военной угрозы <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 406 - 410.

Для некоторых стран такие условия были вполне приемлемыми, но для России они малопригодны, и анализ исторического развития позволяет И. А. Ильину сделать вывод о том, что "чем труднее народу дается государственное и чем необходимее оно в данный период его истории, - тем сильнее должна быть его государственная власть". И этот закон общественной жизни он вполне обоснованно переносит на Россию: "Силою равнинного пространства, силою национального темперамента, силою славянского индивидуализма и слабостью своей общественной дисциплины русский народ поставлен в условия, требующие не слабого, а сильного государственного центра". Ученый уверен в том, что "русский человек способен блюсти порядок и строить государство; он способен держать образцовую дисциплину, жертвенно служить и умирать за Родину". И эта способность особенно ярко проявляется в такие исторические периоды, когда "она вызывается к жизни, закрепляется и ведется импонирующим ему, сильным и достойным государственным авторитетом" <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 411.

Категория "сильная власть" не имеет строго научного содержания, ее критерии достаточно расплывчаты и нередко противоречивы. Поэтому значительный интерес представляют рассуждения И. А. Ильина об основных условиях внутренней силы власти. Силу власти он видит прежде всего в ее духовно-нравственном авторитете, в уважаемости власти, в признании ее достоинства и способности импонировать гражданам. Истинная сила власти проявляется не в демагогии, суете или терроре, она состоит в способности власти звать не грозя и встречать верный отклик в народе. По И. А. Ильину суть власти - в духе и воле, достоинстве и правоте наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу. Государственная власть прежде всего представляет собою явление внутреннего мира и только потом внешнего, аппаратно-принудительного. Ученый признает необходимость принуждения как меру вынужденную, как условно-временную замену истинной силы государства. "Власть сильна не штыком, - отмечал И. А. Ильин, - и не казнью. Штык нужен тогда, когда власть недостаточно авторитетна; казнь говорит о недостаточной лояльности снизу. Власть сильна своим достоинством, своею правотою, своею волею и ответом народа (т. е. соблюдением закона, доверием, уважением и готовностью творчески вливаться в начинания власти)" <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 413.

В сильной власти грядущей России в середине XX века И. А. Ильин пытался разглядеть ее духовный авторитет, который может проявиться при наличии комплекса условий. Сильная власть в грядущей России должна быть национально-убедительной властью, которой присуща особая национальная вдохновенность. Соответственно, народ должен чувствовать и воспринимать, что это наша, русская национальная власть, доказывающая свою преданность историческому делу, проявляющая себя как власть неподкупная, верная народу и созидающая. Без такой уверенности народа в силе власти не будет должного уважения и доверия, она просто не дорастает до уровня национально-убедительной власти. Для укрепления духовного авторитета сильной власти в России, полагал И. А. Ильин, необходимо религиозное доверие народа к власти, поскольку историческая традиция свидетельствует, что "власть инославная, иноверная или безверная всегда будет пользоваться в России скудным, урезанным, сомнительным авторитетом. Сильная власть есть религиозно-убедительная власть" <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 414.

И. А. Ильин убежден, что духовный авторитет сильной власти будет тем больше, чем независимее будет эта власть. Государственная власть грядущей России может определяться только верою, совестью, честью и российским всенародным благом и должна выступать как автономная и предметно-убедительная власть. Духовный авторитет сильной власти во многом зависит от того, способна ли власть быть в государственных делах крепким волевым центром страны. Вполне резонно И. А. Ильин отмечает, что русскому человеку не импонируют безволие и слабость, он всегда требует воли от правителя, ему необходима императивная убедительность власти <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 415.

Изложенной выше своеобразной матрице внутренней силы власти должна соответствовать адекватная ее внешняя форма. И. А. Ильин в самом общем виде излагает контуры, основы грядущего государственного устройства России. Они состоят из шести основных элементов. Прежде всего сильная власть должна носить правовой характер, быть оформленной правом и служить, подчиняться праву и укреплять всенародный правопорядок. "России нужна власть не произвольная, - подчеркивает И. А. Ильин, - не тираническая, не безграничная. Она должна иметь свои законные пределы, свои полномочия, обязанности и запретности, - во всех своих инстанциях и проявлениях" <9>. И тогда русский народ сможет и должен осознать свое правовое единство как субъекта права. -------------------------------- <9> Там же. С. 415.

И. А. Ильин отвечает и на вопрос о том, по какому принципу - корпорации или учреждения - должна строиться грядущая сильная власть в России. Корпорация сильна самоуправлением, равноправием ее членов и низовой инициативой. Последовательная реализация корпоративных начал делает действие принципа "учреждения" минимальным, которое строится сверху вниз и является осуществленным попечением о людях. И разница между ними действительно большая. Позиция ученого здесь сводится к следующему. В реальной жизни государство никогда не выступает в полной мере ни как корпорация, ни как учреждение. И. А. Ильин полагал, что государство всегда осуществляет властное попечение и всегда имеет сферы народного самоуправления, строится как сверху вниз, так и снизу вверх. В статье "Что есть государство - корпорация или учреждение?" И. А. Ильин подчеркивал, что "государство по самому существу своему есть организация не частноправовая, наподобие кооператива, добровольно-свободная, а публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная... оно никогда не перестанет быть учреждением" <10>. В другой работе он прямо подчеркивал, что "основное полномочие государства есть полномочие на власть" <11>. -------------------------------- <10> Ильин И. А. Что есть государство - корпорация или учреждение? // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 164. <11> Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 4. С. 116.

Для России важно найти подходящее сочетание из учреждения и корпорации, гармонизировать участие гражданина в государственном строительстве с сохранением единства, авторитета и силы государственной власти. "Составитель будущей русской Конституции, - уверен И. А. Ильин, - должен понять и запомнить, что все установления, правила и обычаи демократического строя, которые усиливают центробежные силы в политике или ослабляют центростремительные тяготения народной жизни, должны быть специально для России обезврежены и заменены иными, закрепляющими национальное единение" <12>. -------------------------------- <12> Ильин И. А. О сильной власти // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 416.

И если в новой России в государственном устройстве будет найдена и реализована такая форма, при которой содержание и форма будут совпадать, дух братской корпорации наполнит форму попечительно-ведущего учреждения, то новая Конституция должна и может совместить преимущества авторитарного строя с преимуществами демократии, устраняя опасности первого и недостатки второй. Это возможно, считает И. А. Ильин, "при обеспеченном и непрерывном отборе качественно-лучших людей к власти" <13>. -------------------------------- <13> Там же. С. 417.

По мнению И. А. Ильина, в новой России государственный строй должен быть по форме унитарным, а по духу федеративным. Такому ему сильная центральная власть должна выделить сферы областной и национальной самостоятельности и "насытить всенародное единение духом братской солидарности". При этом сильная власть не должна ассоциироваться с гипертрофированной централизацией и бюрократизмом. Ученый считает, что государство должно иметь сильный центр, способный децентрализовать все, что возможно децентрализовать без опасности для единства России. А бюрократии центра должно соответствовать широкое местное, сословное и представительное самоуправление. "Россия должна иметь сильный центр, формально-авторитетный, но по существу и по духу - народный и всенародный" <14>. -------------------------------- <14> Там же. С. 417 - 418.

В качестве признака сильной власти И. А. Ильин выделяет способность сильной государственной власти быть совместимой со свободной самостоятельностью народа. Такое возможно, когда все государственные дела разделены на две категории: центрально-всероссийские, верховные и местно-автономные, низовые. Предметы и сферы совместного ведения центра и низов как таковые ученый исключает. К первой категории должны относиться все дела общегосударственные, "субстанциональные для России как великой России". К другой, по остаточному принципу, - все остальное. Соответственно, нужны сильный авторитарный центр и эффективные органы самоуправления. "Должна быть найдена такая форма государственного устройства, - писал И. А. Ильин, - при которой низовая сила будет вовлекаться в работу авторитарного центра, а авторитарный центр будет иметь возможность влить свою оздоровляющую силу в то низовое место, которое потребует этого своею слабостью или своим расстройством" <15>. Но для этого важно, чтобы сильная власть верно соблюдала меру своего проявления и следовала правилу: все, что может делаться нецентрально, должно совершаться автономно, и сила центра не должна подавлять автономное творчество людей. Как достигнуть органического и функционального единства центра и местно-автономных организаций? Еще раз обратим внимание на указанную И. А. Ильиным необходимость обеспеченного и непрерывного отбора для этого качественно лучших людей во власть в качестве властной элиты. "Править государством должны именно лучшие, - настаивал И. А. Ильин, - а народ нередко выбирает не лучших, а угодных ему льстецов и волнующих его бессовестных демагогов... Демократия заслуживает признания лишь постольку, поскольку она осуществляет подлинную аристократию (т. е. выделяет кверху лучших людей); а аристократия не вырождается и не вредит государству именно постольку, поскольку в ее состав вступают подлинно лучшие силы народа" <16>. -------------------------------- <15> Там же. С. 418. <16> Ильин И. А. Править должны лучшие // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 156.

В модели сильной государственной власти И. А. Ильин важное место отводит верховному органу власти. Он считает, что коллективное (не единоличное) строение этого органа ослабит его политическую силу, поскольку единоличный глава государства представляет более сильную волевую власть. И. А. Ильин также полагает, что избираемый глава государства в рамках своих срочных полномочий (а особенно краткосрочных), сменяемый или легко сменяемый, а также зависимый от иных органов и лишенный самостоятельной инициативы, - такой глава государства явит власть слабую. "По общему правилу, - подчеркивает ученый, - он создает на ответственнейшем месте государства центр безволия, интриг и замешательства" <17>. -------------------------------- <17> Ильин И. А. О сильной власти // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 418.

Таковы основные идеи замечательного русского ученого И. А. Ильина о сильной власти. Он выразил глубокое убеждение в том, что современные поколения русских людей сумеют найти соответствующие формы государственного бытия, творчески новые и национально-спасительные.

Литература

1. Ильин И. А. О сильной власти // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 404. 2. Ильин И. А. Что есть государство - корпорация или учреждение? // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 164. 3. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 4. С. 116. 4. Ильин И. А. Править должны лучшие // Собрание соч. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. С. 156. 5. Исаев И. А. Власть, господство, диктатура: проблемы легитимности // История государства и права. 2012. N 21. С. 3 - 6. 6. Исаев И. А. Политический стиль и формы правления // История государства и права. 2012. N 23. 7. Керимов А. Д. Некоторые проблемы сильного государства // NB: Проблемы общества и политики. 2013. N 3. С. 1 - 45. 8. Коженко Я. В. Концепция "сильного" и "сервисного" государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное // Фундаментальные исследования. 2013. N 3. С. 744 - 748. 9. Петров М. П. Сильное государство и активная личность как потребность времени // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 3. 10. Спиридонова В. И. Слабое и сильное государство как две исторические модели модернизации в современных условиях // Вестник МГУ. Серия "Политические науки". 2001. N 4. С. 3 - 24. 11. Топорнин Б. Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. N 7.

Название документа