Персоноцентристская парадигма в исследовании взаимоотношений личности и государства

(Левакин И. В., Яблонская А. Б.) ("Юридический мир", 2010, N 10) Текст документа

ПЕРСОНОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА <*>

(В СВЯЗИ С МОНОГРАФИЕЙ Е. М. КРУПЕНИ "ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ". М.: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА, 2009 Г. 312 С.)

И. В. ЛЕВАКИН, А. Б. ЯБЛОНСКАЯ

Левакин И. В., профессор, зам. директора НИИ Счетной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук.

Яблонская А. Б., юрисконсульт ОАО "Мосметрострой", кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены злободневные вопросы персоноцентристской парадигмы в исследовании взаимоотношений личности и государства. Раскрытие темы происходит сквозь призму анализа вышедшей в свет монографии Е. М. Крупени "Политико-правовая активность личности" (М.: Университетская книга, 2009). Авторы анализируют процесс трансформации политико-правовой культуры общества на основе конституционных положений и, как следствие, изменение модели отношений между гражданином и государством, личностью и обществом. Отмечают, что данные процессы не могли не затронуть как отечественное научное знание в целом, так и юриспруденцию, и в частности теоретико-правовую науку.

Ключевые слова: личность, политика, право, государство, государственная власть, общество, политико-правовая активность, гражданин.

In article burning questions персоноцентристской paradigms in research of mutual relations of the person and the state are considered. Theme disclosing occurs through a prism of the analysis of the published monography of E. M. Krupeni "Politiko-legal activity of the person". (M.: The university book, 2009). Authors analyze process of transformation of politiko-legal culture of a society on the basis of the constitutional positions, and, as consequence, change of model of relations between the citizen and the state, the person and a society. Notice that the data process should mention both domestic scientific knowledge as a whole, and jurisprudence, and, in particular a teoretiko-legal science.

Key words: the person, a policy, the right, the state, the government, a society, politiko-legal activity, the citizen.

Правовые основы общественных отношений в нашей стране закреплены Конституцией РФ 1993 г. К сожалению, за годы, прошедшие после принятия Конституции, многие ее положения так и не наполнены реальным содержанием: лозунги приоритетной ценности человека, его прав и свобод как главной цели существования и функционирования государства, правовой, социальный характер государства остаются лозунгами. Формализация таких базовых буржуазных политико-правовых ценностей, как частная собственность на землю и средства производства, формальное равенство, свобода предпринимательской деятельности и т. д., не привела к качественному улучшению социально-экономических отношений, повышению уровня жизни большинства, общественной консолидации. По существу, положения Конституции, придав юридическую форму буржуазно-демократическим общественным отношениям в рамках правового государства, предоставили возможность для их эволюционного развития на основе персоноцентристских политико-правовых ценностей, в рамках которых основное место занимает индивидуальный субъект - человек и гражданин. Однако персоноцентристские ценности не были обеспечены социальными, экономическими и правовыми гарантиями, что не в последнюю очередь было предопределено общей культурой социума, не готового воспринять ценности правового государства, нести ответственность вне патерналистской опеки государства. Процесс трансформации политико-правовой культуры общества на основе конституционных положений и, как следствие, изменение модели отношений между гражданином и государством, личностью и обществом не могли не затронуть как отечественное научное знание в целом, так и юриспруденцию, и в частности теоретико-правовую науку, так как упомянутые выше процессы нуждаются в создании научно-правовой модели взаимодействия индивида и социума, гражданина и государства. В связи с этим вышедшее в свет монографическое теоретико-правовое исследование Е. М. Крупени "Политико-правовая активность личности" приобретает особую актуальность. Тем более что выбранная автором тема научного анализа на данный момент является малоисследованной в теоретико-правовой науке. Автор, опираясь на общеметодологические философско-правовые и теоретико-правовые научные традиции, составившие основу либерализма в российской юриспруденции, создал оригинальную и единственную в своем роде работу. К ее неоспоримым достоинствам следует отнести обширную эмпирическую базу, большое количество научных, в том числе философских и философско-правовых, источников. В необходимых случаях приводятся ссылки на действующее законодательство, а также труды ведущих ученых-правоведов в области философии права, теории и истории государства и права. Безусловно, ценным является то, что монографическое исследование отличает комплексный, интегрированный характер. Авторское понимание теоретико-правового аспекта политико-правовой активности личности сложилось в результате обобщения достижений различных областей юридического знания (конституционного права Российской Федерации, административного права Российской Федерации, международного права в области прав человека). Работа отличается глубоким содержанием, виртуозностью использования инструментария теоретической юриспруденции и логичностью изложения материала, она хорошо структурирована, написана ясным и живым языком. Несомненно, это поможет в освоении изложенного материала и будет способствовать заметному расширению круга читателей труда, не ограничивая его специалистами в области юриспруденции. Монография содержит пять глав, каждая из которых в логически оправданной последовательности раскрывает различные аспекты политико-правовой активности личности. Следует перечислить главы книги, которые уже сами по себе свидетельствуют о новаторском характере представленной на суд читателей работы: первая - "Политико-правовая активность личности: методологические основания определения понятия"; вторая - "Психологический элемент в механизме политико-правовой активности личности"; третья - "Активность личности в политико-правовом пространстве общества: характеристика основных видов"; четвертая - "Культурно-исторические факторы политико-правовой активности личности"; пятая - "Функции политико-правовой активности личности". Оригинальная внешняя форма изложения наполнена не менее оригинальным внутренним содержанием. Во введении к монографии автор справедливо отмечает: "...становление правового, демократического и социального государства, институтов гражданского общества, их эффективное функционирование самым непосредственным образом связаны с активностью граждан. В актах гражданской активности сконцентрирована необходимая для существования и развития государственно-правовых институтов энергия..." (с. 7). Действительно, в политической жизни демократического общества гражданин предстает как автономный индивид, который самостоятельно делает свой политический выбор, именно граждане являются основными субъектами легитимации государственной власти и существующего правопорядка. В связи с этим необходимо научное постижение онтологии политико-правовой активности личности, и именно эту непростую задачу разрешает автор "путем выявления специфических черт, неотъемлемых свойств, характерных признаков и определения соответствующего научного понятия... феномена политико-правовой активности личности" (с. 13). Раскрывая теоретические основы исследования политико-правовой активности личности (глава 1), автор не только подробно анализирует философско-правовые подходы к описанию политико-правовой реальности (типы правопонимания), но и предлагает собственное видение проблемных вопросов методологического характера, на сегодняшний день актуальных для теоретико-правовой науки. Автор считает, что этимологическое пространство, сконцентрированное в феномене "политико-правовая активность личности", наилучшим образом раскрывается в рамках антропологического подхода и гуманистически ориентированной исследовательской программы (с. 47). В данной связи феномен политико-правовой активности личности Е. М. Крупеня рассматривает в рамках персоноцентристской парадигмы, что представляется логически обоснованным и наиболее способствующим достижению поставленной автором задачи. К числу наиболее привлекательных моментов монографии следует отнести конструируемое автором научное понятие "политико-правовая активность личности" и его предлагаемое определение (с. 86), существенным образом раскрывающее и уточняющее сущность политико-правовой связи между личностью (человеком, гражданином) и государством. Несомненный научный интерес представляет выявленная автором взаимозависимость между институциональной сферой политико-правовой жизни общества и политико-правовой активностью гражданина: "...не только институты политической системы общества, государство, его законодательство оказывают воздействие на политико-правовую деятельность граждан, задавая систему координат из социализации. Но и, наоборот, политико-правовая активность личности в своем суммарном выражении оказывает обратное влияние на всю политическую систему общества, ее структуру, на их эффективное функционирование" (с. 19 - 20). Выявляя источник, "отправную точку" политико-правовой активности личности (глава 2), автор, в частности, считает, что "истоки политико-правовой активности личности лежат в области психики человека (гражданина) - субъективной реальности личности, представленной сложными внутренними структурами и процессами, детерминирующими ее солидарное отношение к ценностям права и прав человека" (с. 88). Обогащает теоретическую юриспруденцию и усиливает ценность данной работы в контексте социогуманитарного знания в целом рациональное научное освоение феномена политико-правовой активности личности "с внутренней стороны, предполагающей исследование политико-правового сознания, а также других психических феноменов..." (с. 90). Рассматривая в этом контексте в качестве одного из аспектов политико-правовой активности личности феномен правосознания, универсальное понятие которого до сегодняшнего дня не выработано в общеправовой теории, автор фокусирует свой исследовательский интерес на "правочеловеческом" его компоненте. Необходимо отметить сделанный автором вывод о том, что "права человека способны обрести свое реальное бытие, глубоко проникнуть в ткань политико-правовых отношений, трансформироваться в конкретные политико-правовые институты и правовые формы поведения не раньше, чем и индивидуальным, и, что особенно важно, коллективным сознанием будут восприняты, адаптированы лежащие в их основе ценности" (с. 112). Он позволяет в значительной мере уточнить, нюансировать существующее в науке представление о сущности института прав человека и выявить приоритетные направления социальной деятельности современного демократического правового государства. Полагаем, что особенно интересной, хотя и спорной, является анализируемая автором книги проблематика влияния на политико-правовую активность личности национального российского менталитета, в рамках которого подробно рассматривается присущий ему "архетип державности" и его компоненты (с. 154 - 155). Невозможно не согласиться с тем, что именно отсутствие соответствующей демократической форме организации общества политико-правовой активности граждан является одной из причин того, "что демократия в России так и не стала эффективным способом управления, формой утверждения народного суверенитета" (с. 145). Говоря о видах активности личности (гражданина) в политико-правовом пространстве общества (глава 3), автор посредством научной рефлексии темы в формате персоноцентризма и на основании существующего нормативно-правового материала выделяет: активность "личности в политике" и активность "политической личности" (с. 159). Рассматривая активность "личности в политике" как одну из моделей активного участия рядового гражданина в решении общественных и государственных дел, в частности в таких формах, как электоральная активность, участие граждан в собраниях и митингах, автор проводит основательный анализ действующего законодательства в данной сфере. Особого внимания заслуживает мысль о том, что политико-правовая активность индивидуального субъекта (личности, гражданина) является необходимым средством легитимации законодательства в реальный правопорядок в формате политической системы общества, его публично-правовой сферы (с. 165). В данном контексте автор обоснованно отмечает, что, несмотря на нормативное закрепление в действующем российском законодательстве юридических гарантий, призванных обеспечивать реальный, а не декларативный характер политико-правовой активности личности, на настоящий момент необходимо констатировать отсутствие в нашей стране необходимых общесоциальных условий реализации широким кругом рядовых граждан правовых предписаний об их политических правах и свободах (с. 168). К таким условиям на основании статистических данных справедливо отнесены экономические (в том числе низкий уровень жизни большинства населения) и политические факторы (отчуждение граждан от власти), которые фактически не дают возможности сформироваться в нашей стране культуре гражданственности и гражданского участия, воплощенной в актах политико-правовой активности личности. Отражая основные характеристики активности "политической личности" (индивидуального субъекта - обладателя специального юридического статуса, реализуемого в публично-правовой сфере), взрастающей на фундаменте "активности личности в политике", в качестве второго уровня конструируемого понятия "политико-правовая активность личности" (с. 200), автор тем самым затрагивает сложные философско-правовые проблемы роли и места каждого человека и качественного уровня его правосознания в построении демократического правового государства. Освещая вопросы, связанные с влиянием культурно-исторических факторов на политико-правовую активность личности (глава 4), автор высказывает интересную мысль о том, что "то, что мы принимаем за политико-правовую активность личности... является органическим, базовым образованием западноевропейского цивилизационного пространства" (с. 220). Эти идеи и ценности, а также являющиеся их проявлением социально-правовые явления прошли долгий и непростой путь в своем правовом развитии под влиянием гуманистической персоноцентристской европейской правовой культуры и множества других факторов (экономических, социальных, духовно-культурных и др.) в процессе достижения ими той формы и содержания, которые свойственны им сейчас. В данной связи автор монографии логично и обоснованно рассматривает актуальную проблематику интеграции в политико-правовое пространство России, исконно тяготеющей к построению системоцентристской модели взаимоотношений личности и государства, гуманистических ценностей прав человека, "причем не только на уровне принятых нормативных актов... но, что особенно важно, на уровне реальной политико-правовой практики" (с. 222). Оригинален и информативен анализ феномена политико-правовой активности личности в контексте российской цивилизации и составляющих ее матричных структур (политической, социальной, религиозной, экономической, ментальной). Автор указывает на превалирующую в историческом контексте "легитимную, но не правовую" модель взаимодействия Российского государства с личностью (гражданином) - "устранение всех и, прежде всего, правовых ограничений в процессе "встраивания" каждого человека в государственное целое, принесение в жертву более либерального пути развития общества с его индивидуалистическими ценностями, правами и свободами человека, гражданственности" (с. 229). Также отмечается влияние на политико-правовую сферу российского общества православия (его консерватизм, этатизированность), крепостного права, отсутствие в нашей стране среднего класса, традиционно являющегося носителем и хранителем ценностей свободы личности, а также превалирование внеправовых норм социальной регуляции в российском обществе (обычаев, морально-этических норм). Несомненным эвристическим потенциалом обладает проведенный в заключительной главе анализ функций политико-правовой активности личности, среди которых автором выделены социально-преобразующая, познавательная, идентификационная, мировоззренческая, нонконформистская, управленческая и регулятивная функции (глава 5). Исследование с этих позиций позволило автору выявить социально-правовые зависимости между личностью человека (гражданина), индивидуальным субъектом и обществом, его публично-правовыми институтами. Примечательна выявленная в монографии взаимозависимость между правосознанием индивида и практикой предметной реализации правовых норм - "самые совершенные правовые нормы, самые гуманные и справедливые правила могут остаться нереализованными, никогда не достигнут действительности, если они не преломляются через индивидуальное сознание...", в данной связи автор далее поясняет, что "сама социальная реальность, существующая практика, в том числе политико-правовая, предстает как опредмеченное сознание" (с. 266). Таким образом, мы можем с удовлетворением констатировать, что имеем дело с содержательной как в теоретико-правовом, так и в более широком, социогуманитарном, смысле монографией. Книга, несомненно, будет интересна как научной общественности, профессиональным юристам, так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами роли и места личности в государственно-организованном обществе. Мы признаем заслугу автора в творческом переосмыслении актуальной теоретико-правовой проблематики взаимоотношений личности и государства на основе обобщения и систематизации значительного теоретико-правового, философско-правового массива, а также осуществленного автором обогащения теоретико-правового научного знания достижениями психологии и культурологии. Ждем от автора монографии новых трудов, логично раскрывающих и обогащающих избранную им тему.

Название документа