О номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции (тезисы)
(Власенко Н. А.) ("Информационное право", 2010, N 2) Текст документаО НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (ТЕЗИСЫ) <*>
Н. А. ВЛАСЕНКО
Власенко Николай Александрович, доктор юридических наук, профессор, зав. отделом теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Данная статья посвящена изложению концепции работы рабочей группы Минобрнауки России по подготовке новой Номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам. Приводится, с учетом специализации журнала "ИП", обоснование выделения информационного права в самостоятельную научную специальность.
Ключевые слова: номенклатура специальностей, право, информационное право.
On the Conception of Nomenclature of Professions of Scientific Workers in the Sphere of Jurisprudence (Thesis) Vlasenko N. A.
The article deals with the concept of work of working group of the Ministry of Education and Science of Russia on preparation of new Nomenclature of professions of scientific workers of legal sciences. Taking into consideration the specialization of journal Informational Law the author gives substantiation of separating of informational law into an independent scientific profession.
Key words: nomenclature of professions, law, informational law.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 (в ред. от 11 августа 2009 г.) в настоящее время действует Паспорт номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам. Документ выполняет важнейшую роль в организации научных исследований в области юридической науки. В соответствии с ним организуются направления научных исследований, на него ориентируются при проведении исследований кафедры и научные отделы. Доминирующую роль документ имеет в деле создания и организации работы диссертационных советов. Нет сомнения, что Паспорт номенклатуры специальностей должен соответствовать потребностям времени, учитывать реалии, развитие и состояние юридических и смежных с ними наук. Данный документ требует новаторских дополнений и изменений. И это задача нам всем - выработать его оптимальным, что необходимо как с точки зрения развития и будущности юридической науки, так и с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, оптимальной работы диссертационных советов. Для достижения этой цели предлагается исходить из следующих критериев: - актуальности научной юридической специальности, ее востребованности современной практикой; - развития правовой отрасли, ее регулятивных свойств (совокупность нормативных правовых актов, их взаимосвязанность и взаимозависимость; появление новых юридических конструкций; систематизация законодательства и др.). Безусловно, должны учитываться и факторы, способствующие развитию отрасли права (экономические, политические и др.); - связи и зависимости правовой действительности, юридической науки и научной специальности. Необходимо отчетливо представлять разное содержание между такими явлениями, как правовая реальность, правовое регулирование, составляющие правовой системы общества (правообразование, правоприменение, правовое сознание и правовая идеология); между тем эта связь не является абсолютной; - характеристики данных знаний как научных и наукообразующих, что предполагает отражение в них наиболее существенных сторон явлений правовой действительности; эта информация должна быть упорядочена, т. е. иметь определенную систему, логическую взаимосвязь и способность к последовательному изменению; такие знания должны быть выражены в надлежащей внешней форме (зафиксированы в монографиях и других научных изданиях). Подчеркнем, что не следует признавать абсолютную зависимость науки как системы знаний и специальности научных работников, что, как представляется, дает нам право варьировать специальностями научных работников с позиции интересов государства и социальной практики; - номенклатура должна способствовать дальнейшему развитию не только собственно правовых знаний, но и экономики, финансов, государственного и правового строительства и т. д., т. е. взращивать специалистов (пусть даже "узких"). Научная специальность не должна быть "полуфабрикатом" по принципу - немного административного права, немного информационного, налогового и т. д. С целью эффективности работы диссертационных советов в смысле реальности оценки диссертационных исследований предлагается образовать новую специальность 12.00.07 - информационное право; обеспечение информационных технологий и безопасности. Информация, информационные технологии, можно сказать, ворвались в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой составляющей. Поэтому наша задача, которую можно назвать стратегической, - соответствующим образом отразить в системе научных специальностей объективные реалии и потребности времени.
Приложение
Номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам <1>
12.00.07 Информационное право; обеспечение информационных технологий и безопасности.
Обоснование. Содержание специальности предлагается видеть в теоретическом и прикладном исследовании предмета и метода правового регулирования источников и состояния развития правовых институтов в сфере информационных правоотношений и, соответственно, разработке предложений по совершенствованию норм законодательства, практики правоприменения и развития правосознания в данной сфере. Направлениями в рамках указанной сферы исследования являются: - формы и методы государственного управления, контроля и надзора в сфере информационных правоотношений; правовой режим охраны и защиты прав и законных интересов соответствующих правообладателей; предупреждение и выявление соответствующих правонарушений; - информация, информационные технологии и информационные системы как объекты правового регулирования; - структура и система информационного права; - правовой статус субъектов и правовой режим охраны, реализации и защиты их прав в основных областях информационной сферы (право на поиск, получение, передачу, производство, хранение и распространение информации; право на тайну, информационные ресурсы; библиотеки и архивы, статистика; средства массовой информации и реклама; информационные системы, системы связи и Интернет; юридическая сила электронных документов и др.); - информационная безопасность; - формирование информационного общества и электронного государства. В условиях всеобщей информатизации многократно возрастает зависимость всех общественных процессов от информации и используемых информационных технологий, проявляются особенности государствообразующих признаков и правового регулирования данных отношений. Следует учитывать активное обособление данной отрасли права и отрасли законодательства с позиции предмета регулирования. В Российской Федерации принято и действует только на федеральном уровне более тысячи нормативных правовых актов в области информационного права, в том числе более двухсот - по вопросам доступа к информации. В связи с формированием глобального информационного общества и электронного государства актуальным является вопрос создания организационно-правовых условий для электронного документооборота, а также обеспечения информационной безопасности в целях достижения баланса информационных интересов устойчивого и безопасного развития человека, общества и государства.
Название документа