Платить пенсию выгоднее, чем зарплату

(Мошкович М., Завойкина Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 18)

Текст документа

ПЛАТИТЬ ПЕНСИЮ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ЗАРПЛАТУ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, газета "ЭЖ-Юрист".

Перед началом майских праздников Президент успел подписать Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и сопутствующий ему Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...". Принятые Законы (они вступят в силу с октября 2008 года, за исключением отдельных норм) направлены на стимулирование граждан к самостоятельному формированию своих пенсионных накоплений.

Суть нововведений заключается в предоставлении физическим лицам возможности вносить лично или через работодателя дополнительные страховые взносы на накопительную часть своей трудовой пенсии.

В случаях, когда сумма такого взноса превышает 2 тыс. рублей в год, обязательства по внесению дополнительного взноса возникают и у государства. Размер государственной поддержки будет равен сумме взноса, внесенной гражданином в предыдущем году, но не более 12 тыс. рублей в год, а для лиц, достигших пенсионного возраста, но не оформивших пенсию, - сумме взноса, увеличенной в 4 раза, но не более 48 тыс. рублей в год.

Взносы от государства не облагаются НДФЛ, а на сумму собственных взносов гражданин вправе будет заявить социальный налоговый вычет в пределах разрешенной суммы таких вычетов (она одновременно повышается до 120 тыс. рублей).

Работодателя же никто ни к чему не обязывает, но он может вносить дополнительные пенсионные взносы в пользу работников добровольно. Таким образом, участие работодателя в пенсионном процессе предполагается в двух формах:

- в качестве посредника между работником и Пенсионным фондом РФ;

- в качестве вносителя дополнительных взносов.

В первом случае работодатель, получивший от работника заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (форму которого вместе с инструкцией по заполнению утвердит ПФР), должен направить его в орган ПФР по месту своей регистрации в срок не позднее трех дней со дня получения заявления.

Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения от работника заявления, работодатель должен будет ежемесячно удерживать сумму дополнительного страхового взноса из заработка работника и перечислять ее в ПФР. Размер взноса работодатель узнает из заявления - он должен быть обозначен работником в твердой сумме либо в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В том же порядке (с 1-го числа следующего месяца) осуществляется изменение размера взноса либо полное прекращение его уплаты - в случае подачи работником соответствующих заявлений. Если же работник увольняется (либо если гражданин расторгает гражданско-правовой договор), то прекращение перечисления взносов производится по факту прекращения отношений с физическим лицом без всяких дополнительных заявлений.

Во втором случае работодатель сам вправе принять решение об уплате подобных взносов в пользу своего работника. Обращаем внимание, что это возможно только в отношении тех работников, которые уже вносят дополнительные взносы самостоятельно. Перечисление взносов работодателя и работника осуществляется единым платежом и оформляется отдельной платежкой.

Ни минимального, ни максимального размера взноса работодателя законодательство не устанавливает - он должен решить этот вопрос самостоятельно. Правда, от обложения НДФЛ и ЕСН такие взносы освобождаются только в пределах 12 тыс. рублей в год на каждого работника (следовательно, при перечислении взносов в большей сумме работодатель обязан будет исчислить с разницы НДФЛ и удержать его из зарплаты работника, а также начислить на разницу ЕСН). Взносы работодателя можно будет включать в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли - с условием, что совокупная сумма таких взносов, взносов по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников не превысит 12% от суммы расходов на оплату труда.

Работодателю необходимо будет зафиксировать свое решение в приказе или же оно может быть отражено в положениях коллективного или трудового договора. На наш взгляд, форма приказа предпочтительнее, поскольку если работодатель передумает, то внести изменения в коллективный или трудовой договор в одностороннем порядке он уже не сможет.

Заметим, что возможность отказа работодателя от внесения дополнительных пенсионных взносов в пользу работника Законом N 56-ФЗ вообще не предусмотрена, но она, по нашему мнению, предполагается. Ведь внесение таких взносов - это право работодателя, а не обязанность. Кроме того, отказаться от внесения дополнительных взносов может и сам работник, тогда, по логике данного Закона, работодатель обязан будет прекратить вносить свою часть. Если же работник увольняется, то внесение взносов работодателя прекращается со дня увольнения.

И в первом и во втором случаях работодатель обязан вести реестр работников, добровольно вступивших в отношения по обязательному пенсионному страхованию (по форме, утверждаемой Пенсионным фондом), и представлять его в ПФР, а также предоставлять соответствующим работникам информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных взносах (одновременно с представлением расчетного листка).

------------------------------------------------------------------

Название документа