Коллизия правовых норм, регулирующих гражданско-правовые потребительские отношения

(Райлян А. А.) ("Российский судья", 2008, N 6) Текст документа

КОЛЛИЗИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

А. А. РАЙЛЯН

Райлян А. А., профессор кафедры гражданского права ВГПУ.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Однако в юридической литературе неоднократно обращалось внимание на оказание существенного влияния на судебную практику того факта, что помимо закрепленного в преамбуле Закона определения понятия "потребитель" существует и второе его легальное определение. Оно содержится в ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и, по мнению некоторых авторов, является более кратким, менее точным и несколько отличающимся по смыслу, в результате чего судами отдается в большинстве случаев предпочтение определению понятия "потребитель", данному в Законе РФ "О защите прав потребителей" <1>. -------------------------------- <1> См.: Валеев Д. Х., Васькевич В. П., Челышев М. Ю. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) / Под общ. ред. М. Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2002. С. 23; Бозаджиев В. Ю. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" с постатейными материалами и приложением нормативно-правовых документов. Серия "Консультирует юрист". Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 11.

Сопоставление обоих определений подтверждает существование между ними различий, заключающихся не только или не столько в краткости, меньшей точности и несколько ином смысловом содержании второго определения, сколько в том, что это второе определение полностью устарело. Оно является отражением (копией) первоначального определения, содержавшегося в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" до принятия его (Закона) в новой редакции (1996 г.). Кроме того, в ст. 9 ФЗ от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ требует уточнения еще одно положение, которое непосредственно с понятием "потребитель" не связано, но тем не менее тесно с ним соприкасается и расположено в одном абзаце. Однако прежде чем назвать его, а также показать конкретно устаревшие положения в определении понятия "потребитель", воспроизведем содержание ст. 9 ФЗ полностью: "В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами". В приведенном определении нетрудно заметить, что нужды потребителя именуются исключительно "личными бытовыми", тогда как они могут быть также "семейными, домашними и иными"; не обозначена цель приобретения (использования) товаров, работ и услуг, то есть отсутствует формулировка: "нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности"; юридические признаки, присущие потребителю, расположены в том же порядке, в каком они были заложены первоначально (1992 г.) в Закон РФ "О защите прав потребителей". Таким образом, речь должна идти не о предпочтении, отдаваемом судами одному из двух легальных определений понятия "потребитель", а о невозможности в принципе руководствоваться данным (вторым) определением и необходимости приведения его в соответствие с современным и, бесспорно, более прогрессивным определением, закрепленным в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей". Что касается второго (содержащегося в этой же ст. 9) - устаревшего положения и требующего, как было отмечено, соответствующей корректировки, то суть дела заключается в следующем. Содержание п. 1 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" неоднократно менялось. Первоначально оно звучало так: "Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Российской Федерации". Затем, как известно, Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в новой редакции, соответственно, произошло расширение содержания данного пункта посредством указания на возможность регулирования потребительских отношений ГК РФ и другими федеральными законами: "Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации". И Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ п. 1 ст. 1 после слов "федеральными законами" дополнен словами "(далее - законами)" <2>. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6287.

Между тем неизменным оставалось одно положение - все иные законы, в том числе федеральные, а также правовые акты РФ должны были приниматься в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", иначе говоря, полностью ему соответствовать. Однако практика и особенно дальнейшее развитие законотворчества в области защиты прав потребителей выявили несостоятельность столь категоричного постулата. Пример тому - Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <3> потребительского характера, являющийся абсолютно автономным законодательным актом, в котором Закон РФ "О защите прав потребителей" вообще не упоминается. О его автономности свидетельствует ряд дополнительных обстоятельств, таких как, например, указание на более широкий круг органов, призванных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (ст. 13 Закона), заложенные в нем конкретные меры воздействия на нарушителей потребительских прав и более четкое обозначение видов ответственности (см.: глава V. "Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона"). -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

В связи с этим содержащееся в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" требование о необходимости обязательного соответствия ему других принимаемых федеральных законов не могло оставаться в силе. В Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ <4> пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации". Таким образом, отныне "другие федеральные законы" не обязаны быть принимаемы в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". И это вполне закономерно, поскольку прежняя формулировка его ст. 1 стесняла законодательную инициативу, не способствовала расширению объема защитных правовых средств, применяемых к нарушителям потребительских прав, сковывала регулирующее воздействие этих средств на правовое регулирование потребительских отношений. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть I). Ст. 5275.

В то же время ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ каких-либо изменений в этой части до сих пор не претерпела, в ней по-прежнему говорится о том, что гражданин-потребитель пользуется "правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами". Вряд ли следует считать нормальной ситуацию, когда кодифицированный нормативный акт, зачастую именуемый второй экономической Конституцией, отстает в законодательном развитии от специального законодательства, содержит морально устаревшие конструкции. Поэтому назрела необходимость изложить ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ в новой редакции, с учетом происшедших изменений в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей". Одновременно следует внести в эту статью еще одно новшество (уж если "реформировать" эту статью, так нужно это делать глубже, во всяком случае, в том объеме, в каком это видится на данном этапе исследования). Потребительские отношения по своей природе являются комплексными, регулируются нормами различных отраслей права, в частности административного, а следовательно, регулирующие эти отношения законы могут и принимаются-таки не только на федеральном, но и на региональном уровне. Это обстоятельство, кстати, не было учтено Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ, в котором п. 1 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" изложен в новой редакции; в нем другие законы именуются федеральными законами, что противоречит нормотворческой практике. Зато оно нашло воплощение в других федеральных законах, например в упомянутом Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Согласно ст. 2 "Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" данного закона правовое регулирование этих отношений может осуществляться наряду с федеральным законодательством "также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". Между тем Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ дополнил Закон РФ "О защите прав потребителей" статьей 42.1 следующего содержания: "Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры". Реализовать предоставленные настоящей статьей полномочия по защите прав потребителей, по проведению других мероприятий в этом направлении высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, очевидно, без принятия соответствующих правовых нормативных актов вряд ли мыслимо. В результате чего получается некий парадокс: исполнительная власть на региональном уровне вправе в сфере защиты прав потребителей издавать подзаконные акты, а законодательным органам на том же уровне принимать законы в той же сфере запрещено. Отмеченные нюансы должны быть учтены в процессе подготовки новой редакции ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ, которая в окончательном варианте мыслится таким образом: "Статья 9. В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

------------------------------------------------------------------

Название документа