Подготовка кадров для правоохранительных органов в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг

(Степанов А. Г.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 2) Текст документа

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГГ. <*>

А. Г. СТЕПАНОВ

Степанов А. Г., профессор Межвузовского центра по юридическому образованию МГЮА им. О. Е. Кутафина, полковник МВД в отставке, ветеран боевых действий.

В статье проводится анализ подготовки кадров для правоохранительных органов в период Великой Отечественной войны. Автор отмечает, что курсанты (слушатели) и выпускники учебных заведений милиции внесли неоценимый вклад в приближение победы над фашистами.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, милиция, курсанты, НКВД, "Смерш".

The author of the article analyses preparation of personnel for lawenforcement agencies during the period of the Great Patriotic War; notes that the students and graduates of the educational institutions of militia made a great contribution into the victory over the fascists.

Key words: Great Patriotic War, militia, students, NKVD, "Smersh".

Памяти ветеранов правоохранительных органов - участников Великой Отечественной войны посвящается

Начавшаяся война с фашистской Германией и ее союзниками поставила перед сотрудниками ОВД дополнительные задачи как в тылу страны, так и в прифронтовых районах. Обстановка требовала выполнения сотрудниками милиции как обычных задач по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, так и новых: обезвреживание вражеской агентуры; розыск и задержание дезертиров из Красной Армии и уклоняющихся от мобилизации; оказание помощи органам исполнительной власти в эвакуации населения, материальных и других ценностей в глубь страны. Однако решать эти задачи в первые месяцы войны приходилось меньшим числом сотрудников милиции, так как 25% личного состава было направлено на фронт, несколько тысяч сотрудников ушли в истребительные батальоны, а 4722 человек были переданы в войска НКВД <1>. -------------------------------- <1> ЦГАСА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 617. Л. 296.

Необходимо отметить, что перед началом Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в стране функционировало 37 школ милиции и курсов усовершенствования начсостава милиции. С началом войны судьбы школ милиции складывались по-разному. Так, деятельность Рижской школы милиции приостанавливалась, а весь личный состав с первых дней войны был использован для охраны здания главпочтамта и других важных объектов города. Затем из личного состава были сформированы боевые подразделения, и в конце 1941 г. курсанты, преподаватели и начальствующий состав школы направлены на пополнение Латышской Гвардейской дивизии, которая после переформирования в Гороховецком лагере (Горьковская обл., ныне - Нижегородская) участвовала в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; Львовская школа милиции в период с 22 по 27 июня 1941 г. принимала участие в охране общественного порядка в городе, а 28 июня по распоряжению НКВД УССР выступила из города Львова через восточные области республики в Винницу, где ее личный состав вошел в состав бригады войск НКВД и участвовал в боях за города Кировоград, Кривой Рог, Первомайск <2>. С первых дней войны командно-преподавательский состав и курсанты Минской школы среднего начсостава милиции им. М. Ф. Фрунзе участвовали в боевых действиях на подступах к городу Могилеву. Начиная с 17 июля 1941 г. батальон милиции, состоящий в основном из личного состава школы, вел боевые действия с превосходящими силами противника у деревни Буйничи, уничтожив при этом значительное количество солдат и боевой техники фашистской армии <3>. В Харьковских курсах усовершенствования командного состава городской пожарной охраны НКВД СССР во исполнение телеграфного распоряжения Управления учебных заведений от 26 июня 1941 г. N 47/1987 был издан Приказ от 1 июля 1941 г. N 84, согласно которому 63 курсанта считались закончившими обучение на курсах и откомандировывались в соответствии с разнарядкой НКВД в действующую армию <4>. Оставшиеся курсанты и преподаватели помогали эвакуировать оборудование заводов, поддерживать общественный порядок в городе, вели борьбу с паникерами и дезертирами, искали вражеских корректировщиков и диверсантов, которых враг забрасывал в город и его окрестности. В составе боевых расчетов учебной пожарной части тушили пожары, разбирали завалы, откачивали воду из затопленных подвалов. Вместе с членами боевых постов сбрасывали с крыш домов и тушили зажигательные авиабомбы. В октябре 1941 г., после того как враг вплотную подошел к городу, курсанты были эвакуированы в город Свердловск, где в течение нескольких недель в отведенных бараках оборудовали классы и приступили к плановым занятиям <5>. -------------------------------- <2> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 2. Д. 1. Л. 22. <3> Архив МВД Республики Беларусь. Ф. 55. Оп. 1. Д. 27. Л. 52. <4> Архив УВД Харьковской обл. Ф. 55. Оп. 1. Д. 1. Л. 6. <5> См.: Феденко В. Д., Котов Г. М. На службе Родине. Харьков, 1978. С. 8 - 10.

Осенью 1941 г., когда враг подошел к Москве, по решению НКВД СССР оставшийся постоянный состав и слушатели Центральной школы милиции были направлены из столицы в город Горький, где с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. строевые подразделения школы несли службу по охране шоссейных дорог, железнодорожных магистралей и обеспечивали контрольно-пропускной режим в городе и области <6>. -------------------------------- <6> См.: Высшая школа МООП РСФСР. М., 1962.

В начале войны в деятельности школ милиции произошли большие изменения, существенно затруднившие учебно-воспитательный процесс. Так, Приказом НКВД СССР от 26 июня 1941 г. "О перестройке работы учебных заведений по подготовке кадров милиции НКВД на военное время" определялось, что штатная численность переменного состава Центральной школы милиции на военное время сохраняется, но срок обучения на отделении руководящего состава сокращается с 2 лет до 9 месяцев, а на научно-техническом отделении - с 2 лет до 1 года. Занятия под руководством преподавателей увеличивались с 6 до 7 часов. Очередной набор 400 слушателей в школу был проведен в две очереди: 1 сентября и 15 октября 1941 г. <7>. В межобластных школах милиции сроки обучения уменьшились с 2 лет до 9 и 3 месяцев, а ежедневные занятия под руководством преподавателей увеличились с 6 до 7 часов. Комплектование переменным составом в эти учебные заведения в 1941 г. проводилось в два этапа: к 1 августа и 15 сентября. Так, например, в Алма-Атинской школе милиции 1 октября 1941 г. проведен выпуск 54 человек, срок обучения которых составил 13 месяцев. Для 85 курсантов, приступивших к занятиям 1 августа 1941 г., срок обучения составил 9 месяцев, и выпуск был проведен 5 мая 1942 г. Для 54 человек, обучение которых было начато 16 октября 1941 г., выпуск состоялся 6 февраля 1942 г. Из Бакинской школы милиции 30 июля 1941 г., после двухгодичного срока обучения, выпущены 29 человек, а 7 октября 1941 г. проведен выпуск еще 66 курсантов, которые обучались в школе с 1 октября 1940 г.; с 1 ноября 1941 г. по 23 января 1942 г. подготовлены 85 человек; с 2 июля 1941 г. по 1 апреля 1942 г. - 51 человек; с 15 февраля 1942 г. по 18 мая 1942 г. - 68 человек <8>. В Нальчикской, Свердловской и Харьковской школах проводников служебного собаководства срок обучения слушателей был сокращен с 1 года до 5,5 месяца. Архангельские, Казанские, Симферопольские и Якутские курсы переподготовки начальствующего состава милиции были расформированы, а Благовещенские, Днепропетровские, Иркутские, Пятигорские, Ростовские, Томские и Челябинские реорганизованы в курсы подготовки младшего и среднего начальствующего состава милиции со сроком обучения 3 месяца и 20 дней. -------------------------------- <7> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 1. Д. 2. Л. 72 - 73. <8> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 2. Д. 1. Т. 1. Л. 35 - 64.

Таким образом, с начала войны сроки подготовки слушателей в школах милиции уменьшились в 2 раза при 5,5-месячной подготовке, в 2 раза при 9-месячном обучении и в 8 раз при 3-месячном сроке обучения, что позволило увеличить число выпускников в календарном году, тем самым восполнить потери вследствие расформирования и упразднения ряда учебных заведений. Несмотря на тяжелое положение на фронте, Приказом НКВД СССР от 10 сентября 1941 г. была объявлена разнарядка для органов НКВД на комплектование школ милиции переменным составом и условия приема абитуриентов. Всего согласно разнарядке НКВД СССР предполагалось отобрать и направить на учебу 1582 человека: в Алма-Атинскую школу милиции - 65 человек из подразделений НКВД Казахстана, Карагандинской и Турксибской железных дорог; в Бакинскую - 85 человек из НКВД Азербайджана; в Воронежскую - 77 человек из районов Нечерноземья; в Горьковскую - 89 человек из Горьковской области и некоторых северных районов страны; в Новочеркасскую - 130 человек из десяти ближайших областей; в Омскую - 143 человека из прилегающих областей; в Саратовскую - 157 человек из районов Поволжья и Урала; в Свердловскую - 238 человек из северных районов Казахстана и Урала; в Сталинабадскую - 35 человек из Таджикистана; в Ташкентскую - 117 человек из Узбекистана и Туркмении; во Фрунзенскую - 25 человек из Киргизии; в Харьковскую - 103 человека из Курской, Орловской и некоторых областей Украины; в Тбилисскую - 100 человек из Грузии, Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии <9>. -------------------------------- <9> Там же. Пор. 561. Л. 85 - 87.

Комплектование школ служебного собаководства осуществлялось аналогично межобластным школам милиции: в Нальчикскую направлено 40 человек; в Новосибирскую - 58 человек; в Свердловскую - 58 человек; в Харьковскую - 55 человек <10>. Работа самого аппарата управления подготовкой кадров НКВД строилась из расчета 11-часового рабочего дня (с 10 до 22 часов), в субботу продолжительность рабочего дня устанавливалась до 19 часов. В случаях необходимости начальнику отдела разрешалось задерживать сотрудников до 23 часов <11>. -------------------------------- <10> Там же. Л. 212. <11> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 1. Д. 26. Л. 8.

Сокращение срока обучения курсантов не могло не сказаться на качественных показателях по юридическим и специальным дисциплинам. Кроме того, были скорректированы учебно-тематические планы обучения в сторону увеличения времени на изучение военных дисциплин. Так, на изучение предметов социально-экономического цикла отводилось 340 часов, а на военный цикл - 1010 часов, где изучались такие дисциплины, как тактическая подготовка, огневая, физическая и строевая подготовка, а также уставы Красной Армии, топография и санитарная подготовка. Для отработки практических занятий указанием НКВД СССР от 22 апреля 1942 г. были установлены нормы расхода боеприпасов для обучения курсантов (слушателей) и постоянного состава учебных заведений НКВД: курсанту (слушателю) на выполнение упражнений из винтовки норма патронов устанавливалась 9 штук, из пистолета "ТТ" - 6 штук <12>. -------------------------------- <12> ЦГАСА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 534. Л. 165 - 168.

В 1943 г. было принято решение о создании специальных школ и курсов для подготовки и переподготовки кадров армейских чекистов. Начали функционировать на постоянной основе 1-я и 2-я Московские школы, соответственно на 600 и 200 человек, которые располагались: 1-я Московская школа "Смерш" - 2-й Кабельный пер., д. 4/6 (бывшее Военно-хозяйственное училище войск НКВД); 2-я Московская школа "Смерш" - Малый Гнездницкий пер., д. 2. Кроме того, аналогичные школы открылись в Ташкенте - на 300 человек, Хабаровске - на 250, а также курсы в Новосибирске и Свердловске, наполняемостью по 250 человек и 4-месячным сроком обучения. Рассматривая документы об организации школ, нарком обороны СССР И. Сталин сделал поправку и лично внес дополнения, указав, что срок обучения в них должен быть от 6 до 9 месяцев. В начале ноября 1943 г. Новосибирские курсы по подготовке оперативного состава были реорганизованы в школу ГУКР "Смерш", с контингентом 400 слушателей и аналогичным сроком обучения. Ленинградские, Свердловские и Саратовские курсы приказом по ГУКР "Смерш" НКО также получили статус школ, причем при Ленинградской школе было открыто отделение переподготовки военных контрразведчиков на 50 человек, которые обучались в течение трех месяцев. В этих учебных заведениях преподавали специальные дисциплины по оперативно-розыскной работе и военному делу, велась строевая подготовка, а в целях политического воспитания изучались основы марксизма-ленинизма. Для комплектования учебных заведений при ГУКР "Смерш" НКО, управлениях и отделах фронтов и военных округов был предусмотрен постоянно действующий резерв кадров по 50 - 100 человек, который состоял из лиц младшего и среднего командно-политического состава армии со средним и высшим образованием, не моложе 23 и не старше 35 лет. По окончании учебы выпускники использовались на работе в аппаратах под контролем наиболее сильных и подготовленных оперативников, имеющих опыт практической работы <13>. -------------------------------- <13> См.: "Смерш": Исторические очерки и архивные документы. М., 2003. С. 78.

Несмотря на ускоренные выпуски сотрудников правоохранительных органов из учебных заведений, потребность в кадрах все возрастала. В связи с этим в начале 1942 г. НКВД СССР приняло решение об увеличении общей численности переменного состава школ милиции с 3505 до 3830 человек. Наполняемость переменным составом увеличивалась: с 400 до 450 человек - в Центральной школе милиции; с 210 до 230 - в Алма-Атинской школе милиции; с 150 до 175 - в Воронежской школе; с 140 до 175 - в Горьковской; с 300 до 350 - в Омской; с 140 до 175 - в Рязанской; с 400 до 430 - в Свердловской; с 250 до 300 человек - в Ташкентской школе. С апреля 1942 г. открыта Новочеркасская школа милиции со штатной численностью переменного состава 175 человек и сроком обучения 4 месяца <14>. -------------------------------- <14> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 1. Д. 26. Л. 26 - 28.

Анализируя штаты школ и курсов усовершенствования милиции первого года войны, можно видеть, что в этот период просматривается тенденция к удешевлению их содержания. Так, в сентябре 1941 г. в Центральной школе милиции при наполняемости переменным составом 400 человек имелось 178 человек постоянного состава, из которых только 54 человека были непосредственно связаны с учебным процессом, а по штатам, объявленным Приказом НКВД СССР от 16 мая 1942 г., в школе осталось только 124 единицы постоянного состава, включая 36 преподавателей, а количество слушателей увеличилось до 450 человек. В межобластных школах милиции соотношение постоянного и переменного состава в 1942 г. было следующим: Алма-Атинская - 51:230; Воронежская - 39:175; Ереванская - 21:70; Новочеркасская - 39:175; Омская - 73:350; Рязанская - 39:175; Саратовская - 65:310; Свердловская - 88:430; Сталинабадская - 65:310; Ташкентская - 65:300; Тбилисская - 27:100; Фрунзенская - 23:75 <15>. -------------------------------- <15> Там же. Л. 28 - 65.

Межобластные школы милиции готовили в основном помощников оперуполномоченных, оперуполномоченных и участковых уполномоченных периферийных органов милиции. Отбор кандидатов на учебу осуществлялся за счет рядового и младшего начсостава милиции и граждан, не подлежащих призыву в вооруженные силы. Выпуску курсантов (слушателей) предшествовали экзамены. Каждый экзаменационный билет включал от 3 до 8 вопросов из различных разделов программы по конкретному предмету, эти вопросы охватывали весь объем программы. Если выпускник получал оценку "плохо", его решением выпускной комиссии могли оставить в школе на срок не более одного месяца для пересдачи <16>. -------------------------------- <16> ЦАОР. Ф. 9422. Оп. 1. Д. 23. Л. 204.

Подготовка руководящего состава и специалистов по отдельным специальностям осуществлялась в Центральной школе милиции, где в начале октября 1942 г. были созданы три отделения: первое - по подготовке руководящего оперативного состава территориальных органов милиции; второе - где обучались руководящие работники милиции на железнодорожном транспорте; третье - научно-техническое отделение, куда разрешалось принимать также и женщин в возрасте от 20 до 35 лет. Сроки обучения на первых двух отделениях составляли 6 месяцев, а на НТО - 9 месяцев <17>. В 1943 г. возникла необходимость расширить профиль подготовки кадров для НКВД. В связи с этим в июле 1943 г. Центральная школа милиции была преобразована в Высшую школу НКВД СССР, в составе которой функционировали курсы по подготовке оперативного состава НКВД. На них направлялись сотрудники милиции из прибалтийских республик и Средней Азии. Кроме того, на курсах осуществлялась подготовка преподавательского состава специальных дисциплин из межобластных школ милиции, экспертов-криминалистов, а также переводчиков немецкого и английского языков. При школе также действовали шестимесячные курсы переподготовки руководящего состава НКВД и милиции <18>. -------------------------------- <17> Там же. Л. 119. <18> См.: Высшая школа МООП РСФСР. М., 1962. С. 22.

Кроме школ и курсов усовершенствования милиции в системе НКВД СССР функционировали учебные заведения подготовки кадров по другим специальностям. Так, например, подготовка средних командиров военизированной пожарной охраны НКВД осуществлялась в пяти пожарно-технических школах (курсах) с общей штатной численностью переменного состава 2 тысячи человек. Обучение специалистов с высшим образованием проводилось на факультете инженеров пожарной охраны, который в 1941 г. был эвакуирован из г. Ленинграда в г. Баку. По штату на упомянутом факультете одновременно обучались 260 слушателей, а всего за время войны факультет подготовил 4810 средних командиров пожарной охраны и 406 инженеров противопожарной обороны <19>. -------------------------------- <19> ЦГАОР. Ф. 9041. Оп. 8. Д. 73. Л. 10.

Во время войны особо остро стоял вопрос о подготовке кадров для лагерей и колоний. Обучение этой категории специалистов осуществлялось в 4 школах ГУЛАГа НКВД СССР с общей штатной численностью переменного состава 750 человек. Только в 1943 г. были подготовлены 648 специалистов для исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД <20>. Кроме того, при школах ГУЛАГа функционировали 5-месячные курсы подготовки начальствующего состава тюрем, где изучали общеобразовательные дисциплины, исправительно-трудовое законодательство, организацию оперативной работы и службы внутреннего наряда в тюрьмах, лагерях и колониях. Только одна Владимирская школа подготовила с 15 сентября 1944 г. по 12 мая 1945 г. 69 начальников тюрем, 92 оперативных работника, 101 дежурного помощника начальника тюрьмы. Подготовка специалистов по линии Главного управления шоссейных дорог осуществлялась в Московском, Саратовском и Сибирском автодорожных институтах с общей численностью студентов 3 тысячи человек и в 3 дорожно-механических техникумах с общей численностью учащихся 1900 человек. За время войны этими учебными заведениями подготовлены для ОВД 1382 инженера и 218 техников. -------------------------------- <20> Там же. Л. 210.

Специалистов по архивоведению для правоохранительных органов готовили в Московском историко-архивном институте. За годы войны институт подготовил для НКВД 182 специалиста архивного дела <21>. -------------------------------- <21> ЦГАОР. Ф. 9401. Оп. 8. Д. 73. Л. 10 - 12.

Из открывшихся в 1943 г. 11 Суворовских военных училищ 2 - Ташкентское и Кутаисское - готовили будущие кадры для НКВД. В декабре 1943 г. в них приступили к занятиям 1127 человек <22>. По положению о Суворовских военных училищах НКВД СССР на учебу зачислялись сыновья погибших в период Отечественной войны генералов, комиссаров ГБ, милиции и офицеров войск и органов НКВД (НКГБ); сыновья инвалидов войны из числа генеральского и офицерского состава войск и органов; сыновья офицерского состава НКВД, НКГБ, а также сыновья граждан, награжденных правительственными наградами <23>. -------------------------------- <22> ЦГАСА. Ф. 38652. Оп. 1. Д. 24. Л. 60. <23> ЦГАОР. Ф. 9422. Оп. 1. Д. 45. Л. 208.

Вновь принимаемые в правоохранительные органы лица проходили первоначальную подготовку по 70-часовой программе в специально созданных при отделах боевой подготовки группах, а допризывники (1925 г. р.), уже работавшие в милиции, обучались по 100-часовой программе всеобуча <24>. Обучение личного состава городских отделов милиции осуществлялось в группах, созданных по служебно-отраслевому принципу, а в районных отделениях предпочтение отводилось индивидуальной подготовке. Кроме того, с участковыми уполномоченными сельской местности и заместителями начальников горрайорганов по милиции проводились краткосрочные учебные сборы. В последующем такая форма подготовки получила дальнейшее развитие. Так, например, только в 1943 г. в 51 управлении милиции были проведены учебные сборы с 1300 заместителями начальников горрайорганов по 50-часовой программе. В этом же году в 48 управлениях были осуществлены 10-дневные сборы с более чем 6 тысячами участковых сельской милиции по 100-часовой программе. Тогда же проведены дополнительные занятия с оперативным составом по вопросам следственной работы (42 ч.), с рядовым составом по постовой и строевой подготовке (в среднем по 50 ч.). Большое внимание на учебных занятиях отводилось подготовке сотрудников по вопросам ликвидации вражеских парашютистов и диверсионно-разведывательных групп противника <25>. -------------------------------- <24> ЦГАОР. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 23. Л. 107 - 108. <25> ЦГАОР. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 777. Л. 28.

В 1943 г. Приказом НКВД СССР от 9 ноября 1943 г. "О текущей подготовке личного состава органов и частей милиции в 1944 году" определялось, что на служебную подготовку начальствующего состава милиции отводится 168 часов, а рядовых - 216 часов в год. Снижение по сравнению с 1941 г. общего количества времени на служебную подготовку (218 часов для начсостава милиции и 268 часов для рядовых милиционеров) обусловливалось тем, что лица, пришедшие в милицию взамен убывших в Красную Армию и истребительные батальоны НКВД, уже имели определенные знания и практические навыки для выполнения задач в кризисных ситуациях военного времени. Согласно упомянутому приказу все занятия с личным составом городских органов милиции проводились в служебное время в составе учебных групп, с сотрудниками районных органов - на учебных сборах. Этим же Приказом особое внимание отводилось вопросам соблюдения офицерской чести <26>. -------------------------------- <26> Там же. Л. 78.

Начиная с 1 сентября 1943 г. межобластные школы милиции переводятся на годичный срок обучения, и туда принимаются лица не старше 35 лет и имеющие общеобразовательную подготовку не ниже 5 классов средней школы <27>. Для подготовки кадров для московской милиции в декабре 1943 г. в Москве была открыта школа милиции наполняемостью 500 человек курсантов и штатной численностью постоянного состава 109 человек. Обучение осуществлялось на отделении подготовки начальствующего и оперативного состава - 200 человек и отделении переподготовки начальствующего и оперативного состава - 100 человек. Кроме того, там же функционировали курсы подготовки рядового и младшего начальствующего состава, на которых одновременно обучались 200 человек. Сроки обучения на отделении переподготовки начальствующего и оперативного состава были установлены 4 - 5 месяцев, а на курсах подготовки рядового и младшего начальствующего состава - 2 - 3 месяца. Курсанты обеспечивались питанием, денежным содержанием в размере оклада по прежней должности с учетом выслуги лет, но не менее 450 рублей в месяц, а на курсах рядового и младшего начальствующего состава - не менее 300 рублей <28>. По сравнению с преподавательским составом это значительная сумма, поскольку преподаватель с педагогическим стажем от 1 года до 5 лет получал 525 рублей; от 5 до 10 лет - 576 руб., свыше 10 лет - 650 рублей <29>. -------------------------------- <27> Там же. Л. 142. <28> Там же. Л. 210. <29> Архив УВД Харьковской обл. Ф. 55. Оп. 1. Д. 2. Л. 10.

Профессиональная подготовка и тематика занятий с личным составом НКВД на местах и обучение слушателей (курсантов) в учебных заведениях НКВД СССР в военное время в значительной степени обусловливались теми задачами, которые приходилось решать НКВД в городах и сельской местности по борьбе с уголовно-преступными элементами, диверсионно-разведывательными группами противника, нейтрализации деятельности вражеской агентуры. Реализуя эти задачи, сотрудники милиции систематически участвовали в проведении массовых проверок документов у граждан с целью выявления вражеской агентуры, дезертиров, лиц, уклоняющихся от мобилизации. В целом за годы войны были задержаны 85973 дезертира Красной Армии, 125098 - уклоняющихся от призыва по мобилизации. Кроме того, только за 1942 г. сотрудниками милиции собрано в прифронтовых районах, изъято у дезертиров и уголовно-преступных элементов большое количество оружия: 3131 пулемет; 5819 автоматов; 84662 винтовки; 11266 револьверов и пистолетов; 51662 гранаты и более 5,5 млн. патронов <30>. -------------------------------- <30> ЦГАОР. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 77. Л. 5 - 6.

Подводя итог вышесказанному, можно со всей очевидностью утверждать, что имевшаяся система подготовки кадров для правоохранительных органов с началом Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. смогла перестроить свою деятельность с учетом нужд фронта и страны, а курсанты (слушатели) и выпускники учебных заведений внесли неоценимый вклад в приближение Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Название документа Интервью: Магистерская программа по специальности "Корпоративное право" в МГУ им. М. В. Ломоносова ("Юридическое образование и наука", 2010, N 2) Текст документа

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО" В МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА <*>

И. С. ШИТКИНА

В 2010-м учебном году в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова стартует магистерская программа по специальности "Корпоративное право". По этому поводу мы беседуем с руководителем программы доктором юридических наук профессором кафедры предпринимательского права МГУ И. С. Шиткиной.

Интервью посвящено магистерской программе по специальности "Корпоративное право", стартующей в 2010-м учебном году в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Ключевые слова: магистерская программа, корпоративное право, юридический факультет МГУ.

The interview is devoted to Master's program on profession of "Corporate Law" starting in 2010 academic year in Moscow State University named after M. V. Lomonosov.

Key words: Master's program, corporate law, juridical faculty of Moscow State University.

Ирина Сергеевна! Скажите несколько слов о правовой основе преподавания на юридическом факультете МГУ программы "Корпоративное право". - В соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2010 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" указанные университеты обладают особым статусом, в частности, они вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. В соответствии с этим правом на юридическом факультете МГУ разработан ряд магистерских программ по различным специализациям юриспруденции, среди которых такое популярное направление, как корпоративное право.

Означает ли это, что юрфак МГУ больше не поддерживает программу специалитета (пятилетнего образования, по итогам которого выдается диплом специалиста)? - Нет, не означает. Юридический факультет МГУ также продолжает обучение наших студентов в рамках специалитета. Очень важно заметить следующее: юрфак МГУ очень взвешенно и практично переходит на Болонскую систему профессионального образования, предполагающую, как известно, два уровня: бакалавриат и магистратуру. И первый очень важный шаг на этом пути уже сделан: открыты магистерские программы по наиболее значимым и востребованным направлениям в сфере юриспруденции.

Позвольте общий вопрос. Как Вы полагаете, будущее - за юристами широкого профиля или узкоквалифицированными специалистами? - Представляется, что с усложнением правовой системы и жизненных реалий специализация юристов по направлениям будет только возрастать. Конкурентное преимущество будут иметь те высшие учебные заведения, которые смогут наиболее активно откликнуться на требования времени по подготовке специалистов широкого профиля, но с углубленной специализацией в области одного из актуальных направлений юриспруденции.

Кто, с Вашей точки зрения, будет заинтересован в получении магистерского университетского образования? - Основной состав обучающихся по магистерской программе сегодня мы видим из числа юристов, получивших образование уровня бакалавриата и специалитета в других российских вузах. При этом совершенно не исключено, что и выпускники Московского университета, получив диплом специалиста, примут решение развивать свои знания и поступят для продолжения обучения в магистратуру. Если говорить о сферах профессионального применения будущих магистров, то они различны - наука, законотворчество, обслуживание предпринимательской деятельности как в системе in house, так и правового консалтинга.

Ирина Сергеевна, какими обстоятельствами был обусловлен выбор направлений, по которым на юридическом факультете открыты магистерские программы? - Прежде всего актуальной востребованностью того или иного направления юриспруденции. Так, без преувеличения можно сказать, что корпоративное право сегодня является важнейшим институтом российского права. Потребность в юристах, специализирующихся в области корпоративного права, обусловленная распространенностью организаций, созданных по корпоративному типу, с каждым годом продолжает расти. Интеграция России в мировое сообщество только увеличит указанную потребность, поскольку корпоративные формы юридических лиц превалируют и в других странах - как континентального, так и общего права. В Концепции развития законодательства о юридических лицах, разработанной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, предлагается при сохранении систематизации организаций на коммерческие и некоммерческие также классифицировать юридические лица на корпорации и учреждения. Реализация предложенной систематизации юридических лиц еще в большей степени потребует глубокого изучения современными юристами правового статуса организаций, созданных по корпоративному типу. Замечу, что востребованность юристов, специализирующихся в области корпоративного права, противостоит отсутствию на текущий момент возможности углубленного изучения студентами предмета "Корпоративное право", включающего изучение как собственно корпоративного права, так и смежных с ним дисциплин, например правового регулирования рынка ценных бумаг, особенностей судопроизводства по корпоративным спорам.

Кстати, а как сегодня преподается дисциплина "Корпоративное право" на юрфаке МГУ? - В настоящий момент учебная дисциплина, имеющая предметом изучения корпоративное право, в стенах Московского государственного университета преподается в рамках специализации на кафедрах предпринимательского и гражданского права. Смежные с этой учебной дисциплиной предметы изучаются в курсах теории государства и права, римского права, коммерческого права, гражданского процесса, налогового права, истории государства и права России и зарубежных стран и других. На кафедре предпринимательского права преподавание дисциплины "Корпоративное право" осуществляется с 2000 г. Подготовка специалистов обеспечена учебными программами и учебными пособиями. В 2006 г. был издан имеющий гриф УМО учебник "Корпоративное право" для высших учебных заведений, подготовленный сотрудниками кафедры предпринимательского права. Сейчас специалисты кафедры работают над вторым изданием этого учебника.

То есть Вы полагаете, что дело с подготовкой корпоративных юристов обстоит неплохо? - Я полагаю, что о совершенстве пока говорить рано - есть много точек роста. Позволю себе заметить, что для современного образовательного процесса зачастую свойственна оторванность от реального запроса работодателей на подготовку корпоративных юристов, обладающих не только знаниями российского права, но и основами международного права и права зарубежных стран, а также права Европейского сообщества. Мы должны предложить студентам, специализирующимся в сфере корпоративного права, освоить ряд дисциплин в области экономики, российского и международного бухгалтерского учета и аудита, в совершенстве овладеть современными IT-технологиями, иностранными языками в сфере профессиональных коммуникаций. Современной России нужны юристы нового поколения, не только знающие юриспруденцию, но и понимающие российские и международные тенденции экономического развития.

Ирина Сергеевна, скажите несколько слов о возможностях, которые может предоставить Московский университет студентам, обучающимся по магистерской программе. - МГУ имени М. В. Ломоносова обладает всеми возможностями для подготовки качественных специалистов: высоким профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава, возможностью объединения творческого потенциала преподавателей различных кафедр, специализирующихся в сфере корпоративного права и смежных с ним учебных дисциплин. Фундаментальная школа МГУ позволит обеспечить магистерскую программу уникальным учебным планом и учебно-методической базой.

Ирина Сергеевна, кто из преподавателей университета будет вовлечен в преподавание магистерской программы "Корпоративное право"? - Это действительно, без ложной скромности, лучшие специалисты в своей области, которые сегодня есть в России. В рамках магистерской программы авторские курсы будут читать ведущие профессора и преподаватели юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова - доктора наук Е. П. Губин, Н. В. Козлова, А. М. Куренной, Д. В. Ломакин, И. С. Шиткина; кандидаты наук А. Е. Молотников, Е. Б. Лаутс, С. А. Паращук, С. Ю. Филиппова, Д. М. Щекин; судьи Высшего Арбитражного Суда РФ - доктора наук Т. К. Андреева, Д. И. Дедов, а также ведущие практикующие специалисты в сфере корпоративного права и смежных с ним дисциплин. Принцип составления магистерской программы таков, что авторский курс по определенной проблематике доверено вести тем преподавателям, которые являются разработчиками соответствующей темы и признанными лидерами в этой сфере. Политикой университета является использование в магистерской программе не только внутренних ресурсов, но и привлечение преподавателей других вузов и успешно практикующих специалистов - представителей судейского корпуса, крупных российских компаний, международных консалтинговых фирм. Для того чтобы преподавать, необходима методическая база - программы, учебники, практикумы для проведения семинарских занятий. При утверждении состава преподавателей магистерской программы мы на конкурсной основе отбирали лучшие учебные программы, обеспеченные лучшей методической базой.

Как в целом выглядит учебный план магистерской программы? - Магистерская программа длится четыре семестра и включает общенаучный цикл, обязательный для этой самой высокой ступени образования, и профессиональный. В общенаучном цикле студенты будут изучать философию, профессиональный иностранный язык, проблемы теории государства и права. В специальном профессиональном блоке им будут предложены фундаментальные курсы, такие как: "теоретические основы корпоративного права", "виды корпораций и особенности их правового регулирования", "теория корпоративных правоотношений". Поскольку магистерская программа не должна быть оторвана от требований правоприменительной практики, значительную составляющую будут иметь прикладные учебные дисциплины. Среди них назову "правовое обеспечение корпоративного управления и корпоративного контроля", "антимонопольное правовое регулирование в деятельности корпораций", "корпоративная ответственность", "вопросы арбитражного процесса в корпоративном праве", "правовое регулирование участия государства в корпоративных отношениях", "правовое регулирование холдинговых отношений", "вопросы налогового права в организации и деятельности корпораций", "правовое регулирование рынка ценных бумаг", "возникновение и прекращение корпораций", "правовое регулирование экстраординарных сделок", "правовое регулирование перехода корпоративного контроля". Таким образом, обучение в рамках магистерской программы "корпоративное право" обеспечивает изучение как собственно российского корпоративного права, так и смежных с ним учебных дисциплин. Вообще надо иметь в виду, что обучение в рамках магистерской программы существенным образом отличается от подготовки юриста на уровне специалиста.

В чем эти различия? - Прежде всего в том, что магистратура - это действительно вершина профессионального образования для тех лиц, которые уже имеют специальные базовые знания. Целью обучения в аспирантуре является формирование у студентов самостоятельного аналитического мышления, удовлетворение творческого потенциала личности, возможность получения образования на стыке учебных дисциплин. Квалификация "Магистр" означает не только высокую степень профессиональных знаний, но и профессиональной самостоятельности.

В какой форме будет проходить обучение? - Обучение в магистратуре МГУ предполагается в очной форме, чтобы не терять качество университетской подготовки квалифицированных кадров. Подготовка специалистов будет осуществляться в малых группах по модульному принципу и предполагает не только аудиторные занятия (лекции и научно-практические семинары), но и много самостоятельной работы студентов под индивидуальным руководством опытных преподавателей. Процентное соотношение аудиторных занятий к самостоятельной работе студентов составляет примерно 1 к 4. Также важно заметить, что преподаватели магистерской программы имеют возможность выбора как способов преподнесения материала, так и вариантов оценки знаний обучающихся. Основными формами контроля станут деловые игры, тесты, письменные эссе. Мы предполагаем, что студенты магистратуры должны быть активными участниками образовательного процесса.

Каков порядок зачисления в магистратуру МГУ? - Для обучения в магистратуре на конкурсной основе могут быть приняты лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста. Обучение в магистратуре МГУ пока будет производиться только на платной основе. Очень надеемся, что при переходе юридического факультета Московского университета на двухступенчатую систему образования мы сможем предложить в магистратуре бюджетные места.

Расскажите, как будет проходить отбор в магистратуру МГУ. - Уже разработаны экзаменационные вопросы для претендентов. Это не школярские тесты на знание фактического материала или законодательства. Это перечень проблемных вопросов, к обсуждению которых мы привлечем претендентов на зачисление в магистратуру. Главное - мыслить, ощущать право и уметь привести аргументы в доказательство собственной позиции. Извините, может быть, за не совсем удачное сравнение, но магистрант - это товар штучный. Здесь не может быть массовости. Это очень важно - высоко поднять планку требований, чтобы степень "Магистр корпоративного права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова" - это звучало гордо.

Название документа