Практическая составляющая обучения в профессиональной стратегии студента-юриста уголовно-правовой специализации

(Бычков А. В., Гармаев Ю. П.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 2) Текст документа

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТА-ЮРИСТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ <*>

А. В. БЫЧКОВ, Ю. П. ГАРМАЕВ

Бычков А. В., директор юридического института Сибирской академии права, экономики и управления, доцент, кандидат юридических наук.

Гармаев Ю. П., доктор юридических наук, заведующий лабораторией сравнительного правоведения стран АТР, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Бурятского государственного университета.

В статье анализируются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к практической составляющей образования в юридических вузах страны. Как одна из составляющих инновационной технологии обучения юристов рассматриваются особенности изучения студентами неопубликованной правоприменительной практики, процесса подготовки курсовых и дипломных работ студентами-юристами уголовно-правовой специализации. Надлежащим образом организованный процесс написания квалификационных работ, в сочетании с оптимальными подходами к учебным практикам, рассматривается как основа эффективной профессиональной стратегии молодого юриста.

Ключевые слова: юридическое образование, юридическая наука, правоприменительная практика, инновационные технологии обучения юристов, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, специализация юристов, дипломная работа, профессиональная стратегия.

The article is devoted the problems about the insufficient attention to the practical composing of formations in juridical Institute of Higher Education of the country. As one of the components of the innovation technology of the instruction of jurists is examined the special features of study by the students of the unpublished practice of justice use, process of the preparation and diploma works by the student-jurists of criminal-lawful specialization. The properly organized process of writing qualification works, in combination with the optimum approaches to the training practice, is considered as the basis of effective professional strategy of young jurist.

Key words: juridical formation, juridical science, practice of justice use, innovation technologies of the instruction of jurists, criminal law, criminal process, specialization of jurists, diploma work, professional strategy.

Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" указал юридическому сообществу на необходимость "увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования...". Научная общественность давно бьет тревогу по поводу катастрофического снижения качества обучения будущих юристов. Так, прав А. С. Подшибякин, говоря о том, что в юридическом образовании нарушается системность, которая должна обеспечиваться четкой структурно-логической схемой прохождения учебных дисциплин, базирующейся на четкой системе права <1>. -------------------------------- <1> См.: Подшибякин А. С. О проблемах юридического образования (мнимых и реальных) // Юридическое образование и наука. 2008. N 4. С. 15.

К сожалению, в подавляющем большинстве вузов страны действительно имеются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к практической составляющей обучения. Не только студент, но и выпускник-юрист, как правило, испытывает серьезные затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках - в том, как вести деловую переписку, составить протокол, постановление, обвинительное заключение или иной правоприменительный акт; как помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права; как оптимальным путем пройти официальные процедуры, преодолеть бюрократические препоны и т. п. Только послевузовский, часто многолетний опыт работы позволяет молодому юристу сократить значительный разрыв между теорией и практикой. По принципу маятника через несколько лет бывший выпускник ощущает уже другой дисбаланс, когда не основанная на законе практика (а это очень распространено в России) вступает в противоречие с теорией. И тогда победа первой становится почти нормой и приводит к систематическим нарушениям прав и законных интересов граждан, общества и государства. Нельзя сказать, что действующие в России образовательные технологии в юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Образовательный процесс в юридических вузах всегда опирался и опирается на эффективное применение ознакомительной, производственной, преддипломной практики, прикладных, в том числе игровых методов обучения, работу юридических клиник и кружков. Активно используются компьютерные классы и электронные библиотеки, в них размещаются такие справочные правовые системы, как "КонсультантПлюс", "Гарант" и другие (далее - СПС). В лучших образовательных учреждениях по ряду предметов проводятся деловые игры, имитирующие состязательный процесс в судах; на семинарах используются реальные, т. е. "на бумаге", уголовные и гражданские дела прошлых лет; проводятся спецкурсы по методике составления процессуальных документов. Эти дидактические средства в определенной мере устраняют имеющийся дисбаланс между теоретической и практической составляющими обучения. Тем не менее общероссийская тенденция такова: вузовские образовательные технологии сильны своими теоретическими и методическими составляющими, но, мягко говоря, несколько оторваны от практики. В целях корректировки этого перекоса в системе высшего юридического образования в ряде юридических вузов в учебный процесс внедряется уникальная инновационная, практически ориентированная технология обучения будущих и действующих юристов. Сущностью разработки, системообразующим ядром предлагаемой технологии обучения является создание, постоянное пополнение и совершенствование мультимедийной информационной обучающей системы (далее - информационная система, или МИОС). Она развивается на основе постоянно модернизируемой электронной базы данных правоприменительной (судебной и иной) практики по уголовным делам регионов Сибири, Дальнего Востока и всей России. Информационная система в настоящий момент занимает более 2 гигабайт и включает свыше 300000 реальных правоприменительных актов по конкретным делам: приговоров, иных решений судов, обвинительных заключений, постановлений, протоколов, а также методических материалов: памяток, комментариев, алгоритмов, программ, подготовленных работниками судов, прокуратуры и других правоохранительных органов всей страны по реальным делам <2>. При этом МИОС постоянно расширяется по количеству имеющихся документов и методических рекомендаций по их применению. Хотя, безусловно, само по себе накопление информации и расширение МИОС является не целью, а средством, условием продвижения инновационной образовательной технологии. Основное ее содержание - в системе оригинальных методов обучения юристов на основе МИОС. -------------------------------- <2> МИОС внедрена в вузах, где работают авторы. Ряд учебно-методических изданий снабжен ссылками на сайт в Интернете, где в свободном доступе размещены фрагменты МИОС. См., например: Гармаев Ю. П., Обухов А. А. Квалификация и расследование взяточничества: Учебно-практическое пособие. М., 2009; Руководство для следователя и его помощника, практиканта: Учебно-практическое пособие / Кол. авт.; под общ. ред. Ю. П. Гармаева. Х., 2009. URL: labatr. bsu. ru.

В наиболее общем плане сущность этих инновационных технологий заключается в том, что при проведении лекционных, практических и иных занятий обучение осуществляется посредством анализа и обработки студентами электронных копий отдельных документов и полных материалов реальных уголовных, гражданских и иных дел (подборок документов по правилам, действующим на практике), специфическим образом отредактированных, обезличенных, снабженных тестами и иными заданиями, адаптированных для различных задач образовательной технологии. Студенты изучают эти электронные документы и дела, а затем: - выполняют в электронном виде задания, связанные с прогнозированием, предупреждением, выявлением и устранением типичных ошибок и нарушений закона со стороны правоприменителей; - готовят собственные варианты электронных документов на основе дополнительной, измененной или уточненной преподавателем информации; - составляют корреспондирующие правоприменительные акты (например, на представленный в рамках задания обезличенный "электронный" приговор готовится кассационная жалоба); - организуют и проводят деловые игры, имитирующие практические ситуации, судебные процессы, иные процедуры и др. <3>. -------------------------------- <3> Более подробно о сущности и особенностях применения МИОС см., например: сайт labatr. bsu. ru, электронные приложения к пособию "Квалификация и расследование взяточничества", папка "Методические материалы".

Как одну из составляющих инновационной технологии обучения рассмотрим особенности изучения правоприменительной практики, процесса подготовки курсовых и дипломных работ студентами-юристами уголовно-правовой специализации. Как известно, одной из основных задач их написания является проверка уровня освоения практических навыков, умения работать не только с нормативно-правовыми актами, специальной литературой, статистическими и иными источниками, но и с материалами следственной, судебной практики. В каждом юридическом вузе имеются методические пособия по написанию дипломных и курсовых работ. В них комплексно рассматриваются все вопросы: от выбора темы и составления плана до процедуры защиты. Изучение таких работ показало, что в большинстве из них внимание уделяется преимущественно особенностям работы студента со специальной литературой и законодательством. Необоснованно мало внимания уделяется тому, как студент может и должен использовать результаты пройденных им практик, а также работы постоянным общественным помощником в той или иной организации <4>. -------------------------------- <4> См., например: Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утв. Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 50 // Официальный сайт Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. URL: www. sledcomproc. ru.

К сожалению, очень часто приходится видеть примеры того, как студент, даже весьма способный, из года в год произвольно, как-то хаотично выбирает темы курсовых. Затем на пятом курсе он определяет тему дипломного сочинения, никак не связанную ни с ранее проделанной работой, ни с будущей профессиональной деятельностью. Очень часто и прохождение практик происходит в режиме "удовлетворения общего любопытства", а не ради углубленного изучения будущей профессии. В итоге к окончанию вуза при таком подходе к практике и квалификационным работам студент, не будучи мотивированным и подготовленным к конкретному виду профессиональной деятельности, имея даже диплом с отличием, не может найти себе работу. В лучшем случае такой выпускник трудоустраивается туда, где возьмут без стажа. Во многом поэтому не приходится удивляться выводам о низком качестве юридического образования при избытке юристов и недостатке профессионалов <5>. -------------------------------- <5> См.: Заседание правления Ассоциации юристов России (редакционный материал) // Юридический мир. 2006. N 12. С. 6.

По нашему мнению, студент, приступая к написанию курсовой и дипломной работы, должен: 1. Определить для себя приоритетное направление углубленного изучения и исследования проблемы в той или иной отрасли права, те вопросы, которые в большей степени актуальны и могут быть впоследствии использованы им в его дальнейшей практической либо научно-исследовательской деятельности. Мы убеждены, что студент-юрист максимум на третьем курсе должен иметь более или менее четкие и реалистичные суждения не просто по поводу своей специализации (уголовно-правовая, гражданско-правовая, конституционно-правовая и т. д.), а также по поводу: - конкретного места работы; - должности, которую он хотел бы занимать; - основных направлений профессионального и карьерного роста. 2. Выбрать тему курсовой и далее - дипломной работы с учетом будущего вероятного трудоустройства, того, как правило, достаточно узкого направления правоприменительной деятельности (юридической науки), которому будущий юрист собирается себя посвятить. Прежде всего тема должна быть интересна самому студенту, а не кафедре, конкретному преподавателю и т. п. И в то же время она должна быть актуальна и практически значима <6>. Интерес к выбранной теме должен сформироваться прежде всего именно в результате прохождения практики или работы общественным помощником. -------------------------------- <6> Это не исключает и не принижает значения тем, имеющих теоретическую значимость, особенно для студентов, решивших в дальнейшем посвятить себя научной деятельности.

3. Выбрать преподавателя, который будет осуществлять руководство написанием курсовой и дипломной работы. Выбор научного руководителя должен производиться исходя из выбранной тематики и того, в какой области научной и/или практической деятельности он специализируется. Как известно, особенность современного юридического образования такова, что многие преподаватели одновременно являются правоприменителями: адвокатами, судьями, юристами на предприятиях и т. д. По возможности следует выбирать такого руководителя, который имеет опыт в практической деятельности, относящейся к тематике курсовой, дипломной работы. 4. Выбрать себе консультанта (консультантов) из числа практических работников. План курсовой, дипломной работы, направления исследования и его результаты рекомендуется обсудить не только с руководителем (преподавателем), но и по возможности с кем-либо из правоприменителей в данной конкретной сфере деятельности. Студент, начиная примерно со второго - третьего курса, может и должен иметь собственные деловые связи среди действующих следователей, прокуроров, адвокатов, судей, других практикующих юристов. Такие связи пригодятся в любом случае. Но в целях подготовки курсовых и дипломной работы эти знакомства можно использовать, например, следующим образом: - получать у практиков копии реальных документов; - согласовывать с ними доводы и решения в рамках исследования; - уточнять, как бы судья (прокурор, адвокат и др.) вашего города, района поступил в той или иной сложной ситуации. Нельзя забывать, что в России у каждого региона, а порой и города, района есть свои особенности правоприменительной практики; - показывать им для проверки фрагменты или весь текст сочинения, просить сделать замечания и внести поправки. Именно этим студент обеспечит себе и отличные знания и хороший практический опыт, и опять-таки важные связи для будущего успешного трудоустройства. 5. Составить примерные списки нормативно-правовых актов, литературы, судебной и иной правоприменительной практики, планируемой к изучению и исследованию в процессе написания курсовой и дипломной работы. Остановимся подробнее на последнем элементе этого списка. В соответствующих учебных пособиях рекомендации по поиску, получению и использованию студентами актов применения права обычно либо отсутствуют, либо бывают весьма скудными, неконкретизированными. Правоприменительная практика делится на опубликованную в открытой печати и неопубликованную. К первой относятся акты применения права, приведенные в бюллетенях Верховного Суда РФ, в электронных СПС типа "КонсультантПлюс", в книгах, журналах, газетах, на специальных сайтах в Интернете, например: официальные сайты судов, прокуратур и следственных органов субъектов РФ, сайты адвокатских палат и адвокатских образований и многие другие. С каждым днем таких сайтов и документов, опубликованных на них, становится все больше. Неопубликованная правоприменительная практика преимущественно находится в производстве или в архивах судебных, правоохранительных и других органов, учреждений. В отдельных вузах сложилась практика, которую, на наш взгляд, стоит поощрять. В них обязательным требованием к содержанию дипломного сочинения является анализ не только общероссийской, но и, как правило, местной правоприменительной практики. Этот анализ может выражаться не только в приведении статистических данных, аналитических материалов, но и примеров по конкретным гражданским, уголовным и иным делам. Разумеется, речь идет в основном о практике неопубликованной. К дипломным сочинениям могут прилагаться материалы из уголовных дел, законченных производством. При таком подходе перед студентом возникает серьезная задача: где найти такие материалы и как получить найденное? Попробуем ответить на этот вопрос. Так, например, по уголовно-правовой специализации студент <7>, находясь именно на практике, может получить доступ к неопубликованным правоприменительным документам в следующих местах: -------------------------------- <7> Разумеется, эта информация будет полезна не только для студентов, но и для аспирантов по специальностям 12.00.08 и 12.00.09.

1. В архиве суда. Если студент проходит практику в суде, то можно попробовать получить подшитое и пронумерованное дело с описью и вступившим в законную силу правовым решением. Дело завершено производством полностью. При наличии разрешения председателя суда и технической возможности из него можно скопировать (сканировать, сфотографировать, перепечатать) необходимые документы. Но в архиве нет наиболее удобных для студентов электронных копий. Придется работать с оригиналами документов, т. е. с бумагой. Это нелегко. Да и на вынос дело никто не даст. Можно посмотреть, какой следователь расследовал дело; кто из судей его рассматривал; какой прокурор утвердил обвинительное заключение; кто поддерживал обвинение в суде; кто из адвокатов защищал (на следствии, в суде). У этих лиц могут быть и электронные, и бумажные копии отдельных документов из этого дела. Электронных файлов больше всего у следователя и адвоката-защитника. 2. У следователя, дознавателя. Полностью подшитое и пронумерованное дело с описью может находиться у следователя только в тот период, когда он закончил расследование, знакомит с делом участников судопроизводства и составляет обвинительное заключение (ст. ст. 215 - 220 УПК РФ). По большинству несложных дел этот период составляет всего несколько дней. До этого дело находится в производстве следователя, расследование не завершено, материалы могут быть не подшиты или подшиты "в черновую". В ходе расследования часто действует режим охраняемой законом тайны предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ) <8>. Как известно любому юристу, за ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность (ст. 310 УК РФ). Поэтому изучать такие материалы не всегда разрешено, да чаще и не нужно, во-первых, во избежание нарушения закона, во-вторых, не стоит забывать, что правового решения по делу еще нет. -------------------------------- <8> Что есть тайна, а что нет, решает сам следователь, прокурор, дознаватель (ч. 3 ст. 161 УПК РФ).

После выполнения требований ст. 220 УПК РФ у следователя бумажного дела нет. Но абсолютное большинство следователей и дознавателей составляют часть процессуальных документов в виде электронных файлов, которые сохраняются в памяти компьютера. В базах данных конкретного следователя накапливаются тысячи электронных документов, как правило, сгруппированных по номерам законченных им уголовных дел. Постановления, обвинительные заключения (обвинительные акты), представления практически всегда есть в электронном виде. В настоящее время все большее число следователей даже протоколы следственных действий (допросов, осмотров и др.) составляют на компьютере. Это особый шик практического работника, один из признаков его профессионализма. 3. У надзирающего прокурора, государственного обвинителя. В прокуратуре хранится надзорное производство (НП) по каждому уголовному делу. На период расследования оно находится в канцелярии или у заместителя, помощника прокурора по надзору за следствием и дознанием. На судебных стадиях эта часто уже весьма объемная папка временно хранится у государственного обвинителя. Он ходит с ней на процесс по делу. После его рассмотрения НП хранится в канцелярии или в архиве прокуратуры. В НП хранятся ключевые документы по конкретному делу. Это обвинительное заключение, постановления, уведомления, другие процессуальные документы. У государственного обвинителя вряд ли останутся какие-либо электронные варианты документов дела, разве что его речь в прениях. 4. У адвоката-защитника материалы уголовных дел могут храниться в виде электронных или бумажных копий практически в полном объеме. По крайней мере, документы предварительного расследования. Ведь полностью откопированные материалы дел могут быть получены ими при выполнении требований ст. 217 УПК РФ. Какую часть дела или все дело копировать, решает сам защитник. Способы получения им копий - ксерокопирование, фотографирование на цифровой фотоаппарат, реже сканирование с помощью сканера. 5. У оперуполномоченного. У него могут остаться копии документов - результатов оперативно-розыскной деятельности, включая их электронные варианты. Иногда оперативные подразделения запрашивают обвинительные заключения и приговоры по делам (в бумажном виде) о раскрытых ими преступлениях и/или по которым они осуществляли оперативное сопровождение. Однако получить у них документы - задача не из легких. Слишком строг в соответствующих органах (МВД, ФСКН, ФСБ и др.) режим охраняемой законом тайны. Совершенно очевидно, что наиболее удобной для использования в практической и учебной деятельности формой получения документов являются электронные копии в редактируемых форматах (Word, RTF, TXT и т. п.). Не нужно сканировать, а затем распознавать документ. Скачать целую подборку или даже все дело можно за пару секунд из компьютера на флеш-карту или иной цифровой носитель. Главное - получить разрешение от соответствующего практического работника. Давно замечено, что значительная часть студентов-юристов не очень любят искать, читать и анализировать реальные документы. Кому-то это кажется слишком долгим, неинтересным, неэффективным занятием - легче прочитать выводы в учебниках, пособиях; кому-то не хочется искать и добиваться предоставления этой информации. К сожалению, часто пренебрежение к процессу изучения практики подспудно прививается отдельными преподавателями и учеными, не имеющими интереса к правоприменительной деятельности как таковой <9>. -------------------------------- <9> Типичные доводы таких деятелей образования и науки: "грязная работа", "изобилие нарушений закона", "низкий уровень квалификации правоприменителей", "есть смысл читать только вступившие в законную силу приговоры, а лучше всего - опубликованную практику Верховного Суда РФ. Все остальное - слишком несовершенно" и т. п.

С этой негативной тенденцией нужно бороться всем юридическим вузам, каждому преподавателю и студенту. Ведь активное использование в учебе опубликованной и неопубликованной правоприменительной практики имеет принципиально важное, во многом определяющее значение, поскольку позволяет увидеть и механизмы реализации нормы права, и определенные недоработки, пробелы в законодательстве, и ошибки, нарушения закона, допускаемые правоприменителями. Но главное заключается в том, что, работая с данными источниками, студент приобретает незаменимые прикладные навыки, вырабатывает особое практическое чутье, интуицию, учится быстро и глубоко вникать в конкретную правовую проблему, видеть все ее нюансы, в том числе скрытые между строк, оперативно принимать верные правовые и тактические решения. Еще раз особое внимание хотелось бы обратить на выбор темы курсовой, дипломной работы. К этому вопросу следует отнестись очень ответственно и творчески. Он во многом может оказаться судьбоносным для студента. Тематика курсовых, как правило, предлагается кафедрой. Она чаще всего носит примерный характер. Студент, исходя из своих практических интересов, может по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему. Это может быть проблема, которая заинтересовала студента на практике или в его работе общественным помощником. Например, вряд ли в тематике курсовых, предлагаемой какой-либо кафедрой, студент найдет такую, как "методика составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого: общие правила и особенности региональной практики". Между тем актуальность и практическая значимость такой темы очень высока. Очень результативно, если студент, заинтересовавшись еще на первом или втором курсе какой-либо из научно-прикладных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая "сквозную" тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно и всесторонне, в том числе под углом зрения различных юридических дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой для дипломного сочинения, а иногда и диссертации. Приведем конкретный пример стратегии написания курсовых и квалификационной работы: - на первом курсе студент, заинтересовавшись проблемами борьбы с коррупцией, пишет и защищает курсовую работу по теме "История противодействия коррупции в России"; - на втором курсе студент, пройдя ознакомительную практику в следственных органах и прокуратуре и глубоко осознав, насколько актуальна, теоретически и практически значима проблема противодействия коррупции, пишет и защищает курсовую работу по теме "Специальный субъект коррупционных преступлений". Здесь же он начинает и продолжает все годы обучения деятельность по участию в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах, грантах, иных научно-исследовательских проектах; - на третьем курсе студент, пройдя производственную практику в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ (СУ СКП) по субъекту РФ, принимает решение пойти туда работать общественным помощником без отрыва от учебы <10>. Он хочет в будущем стать следователем и, по возможности, специализироваться <11> на расследовании преступлений коррупционной направленности. Студент пишет и защищает курсовую работу по теме "Проблемы квалификации взяточничества и других коррупционных преступлений"; -------------------------------- <10> Вероятно, лучше приступить к этой работе с четвертого курса, когда получены и закреплены базовые знания в таких важных отраслях, как уголовное право, гражданское право, уголовный процесс и др. Однако это мнение авторов. Студент должен решить этот вопрос самостоятельно. Можно посоветоваться с родителями, преподавателями, консультантами, руководителем практики. <11> Как известно, в большинстве следственных подразделений России как таковой специализации следователей формально не существует. Однако фактически она есть, как минимум на уровне правоохранительных органов областного (краевого, республиканского) звена.

- на четвертом курсе молодой человек приступает к работе общественным помощником в следственном управлении. Продолжая начатое ранее исследование, он пишет и защищает курсовую работу по теме "Особенности первоначального этапа расследования взяточничества и других коррупционных преступлений"; - на пятом курсе студент выходит на преддипломную практику в то же следственное управление. Он отлично зарекомендовал себя в коллективе районного (межрайонного) следственного отдела, а потому имеет веские основания надеяться на то, что по окончании вуза его примут на работу. Тему дипломного сочинения он выбирает, уже исходя из наиболее распространенных и актуальных в данном регионе видов уголовных дел о коррупционных преступлениях. Например, тема дипломной работы "Особенности методики расследования взяточничества и других коррупционных преступлений, совершаемых в правоохранительных органах" <12>. К тому же он имеет личный опыт работы по таким уголовным делам, и ему эта работа очень интересна. Он опубликовал несколько статей в Интернете, в региональных студенческих и иных научно-прикладных изданиях, выступал на конференциях. Результаты его исследований как имеющие практическую ценность внедрены в практику следственных подразделений. -------------------------------- <12> Речь идет об одном из наиболее распространенных в практике СКП РФ видов уголовных дел о коррупции: дела в отношении работников ГИБДД МВД, оперуполномоченных, постовых милиционеров и др.

Таким образом, уже к окончанию пятого курса этот студент уже не новичок в следствии. Более того, он и на практическом, и на теоретическом уровне глубоко изучил одну из наиболее актуальных для следственных органов категорий уголовных дел. Поэтому, несмотря на юный возраст и отсутствие трудовой книжки, официального трудового стажа, он является квалифицированным и проверенным молодым специалистом. Именно такой выпускник, а не отличник любого престижного вуза, будет иметь самые веские конкурентные преимущества при трудоустройстве в следственные органы. Его возьмут на работу, и он с большой степенью вероятности сделает успешную карьеру, специализируясь на расследовании дел обозначенной категории. Не исключено, что через непродолжительное время после окончания вуза он поступит в аспирантуру и к 25 - 28 годам защитит кандидатскую диссертацию на тему, созвучную с темой дипломной работы. Далее перед ним открываются еще более широкие перспективы карьеры, профессионального и личностного роста. Перед нами далеко не гипотетический, а вполне реальный пример успешной профессиональной карьеры юриста. А в основе этого успеха лежит выбор стратегии написания курсовых и дипломной работы; своевременное, еще на втором - третьем курсе вуза, определение профессиональных приоритетов, целеустремленность и трудолюбие. Очевидно, что приведенный пример написания курсовых и квалификационной работы в сочетании с оптимальными подходами к учебным практикам есть, по сути, вариант эффективной профессиональной стратегии молодого юриста. Подобные стратегии могут и должны реализовываться по любой юридической специализации, по любой отрасли и институту права.

Название документа