О номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции (тезисы доклада)
(Власенко Н. А.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 2) Текст документаО НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА) <*>
Н. А. ВЛАСЕНКО
Власенко Н. А., доктор юридических наук, профессор, зав. отделом теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Правовое регулирование номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции имеет фундаментальное значение для развития юридического образования. Автором анализируются нормативные изменения в данной сфере. В качестве приложения приводится текст проекта соответствующей рабочей группы от 19 апреля 2010 г.
Ключевые слова: номенклатура специальностей научных работников, юриспруденция, научная специальность.
Legal regulation of nomenclature of professions of scientific workers in the sphere of jurisprudence has fundamental significance for development of juridical education. The author analyses normative changes in this sphere. The text of draft of the relevant working group of 19 April, 2010 is attached to the article.
Key words: nomenclature of professions of scientific workers, jurisprudence, scientific profession.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 (в ред. от 11 августа 2009 г.) в настоящее время действует паспорт номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам. Документ выполняет важнейшую роль в организации научных исследований в области юридической науки. В соответствии с ним организуются направления научных исследований, на него ориентируются при проведении исследований кафедры и научные отделы. Доминирующую роль документ имеет в деле создания и организации работы диссертационных советов. Нет сомнения, что паспорт номенклатуры специальностей должен соответствовать потребностям времени, учитывать реалии, развитие и состояние юридических и смежных с ними наук. Данный документ требует новаторских дополнений и изменений. И это задачи нам всем - выработать его оптимальным, что необходимо как с точки зрения развития и будущности юридической науки, так и с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, оптимальной работы диссертационных советов. Для достижения этой цели предлагается исходить из следующих критериев: - актуальности научной юридической специальности, ее востребованности современной практикой; - развития правовой отрасли, ее регулятивных свойств (совокупность нормативных правовых актов, их взаимосвязанность и взаимозависимость; появление новых юридических конструкций; систематизация законодательства и др.). Безусловно, должны учитываться и факторы, способствующие развитию отрасли права (экономические, политические и др.); - связи и зависимости правовой действительности, юридической науки и научной специальности. Необходимо отчетливо представлять разное содержание между такими явлениями, как правовая реальность, правовое регулирование, составляющие правовой системы общества (правообразование, правоприменение, правовое сознание и правовая идеология); между тем эта связь не является абсолютной; - характеристики данных знаний как научных и наукообразующих, что предполагает отражение в них наиболее существенных сторон явлений правовой действительности; эта информация должна быть упорядочена, т. е. иметь определенную систему, логическую взаимосвязь и способность к последовательному изменению; такие знания должны быть выражены в надлежащей внешней форме (зафиксированы в монографиях и других научных изданиях). Подчеркнем, что не следует признавать абсолютную зависимость науки как системы знаний и специальности научных работников, что, как представляется, дает нам право варьировать специальностями научных работников с позиции интересов государства и социальной практики; - номенклатура должна способствовать дальнейшему развитию не только собственно правовых знаний, но и экономики, финансов, государственного и правового строительства и т. д., т. е. взращивать специалистов (пусть даже "узких"). Научная специальность не должна быть "полуфабрикатом" по принципу - немного административного права, немного информационного, налогового и т. д. При выработке предложений комиссия руководствовалась следующими соображениями. В специальность 12.00.02 включен термин "конституционный процесс". Это обусловлено тем, что конституционное судопроизводство стало неотъемлемой потребностью юридической практики. Речь идет о Конституционном Суде Российской Федерации, конституционных и уставных судах субъектов РФ. В сфере конституционного процесса появилось значительное число диссертационных исследований, учебной, монографической и другой литературы. Специальность 12.00.02 дополнена "административным правом". Это одна из самых спорных и сложных проблем. По сути, речь идет о развитии и дифференциации специальности 12.00.14. Причины здесь следующие: а) слишком разнородные знания объединены в одну специальность: административное право (государственное управление, государственная служба, административная ответственность и др.); информационное право (поиск, получение, передача, производство и распространение информации, ее юридический режим и др.); финансовое право (правоотношения в области обращения финансовых средств). Можно уточнять предметы регулирования указанных отраслей права и соответственно научных знаний о них, но в любом случае их разнохарактерность очевидна. Можно, конечно, говорить и о преобладании в данных отраслях права императивного метода регулирования, их принадлежности к публичному праву, но факт разноплановости правовой материи и правовых знаний остается; б) эффективность работы диссертационных советов в смысле реальности оценки диссертационных исследований. Если специалисты слабо понимают сферы научных интересов друг друга, то они вряд ли могут объективно оценить соответствующую диссертационную работу. Из данной ситуации предлагается следующий выход. Образовать две новые специальности: 12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право; банковское право и 12.00.07 - информационное право; обеспечение информационных технологий и безопасности. Однако особенности механизма отраслевого регулирования и система соответствующих знаний не единственный логический прием и не единственный критерий выделения данных специальностей. Есть еще такой важный показатель, как развивающаяся социальная практика, и его следует также учитывать. Речь, в частности, идет о такой важнейшей составляющей государства и общества, как их финансовая деятельность в условиях рыночной экономики. Информация, информационные технологии, можно сказать, "ворвались" в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой составляющей. Поэтому наша задача, которую можно назвать стратегической, - соответствующим образом отразить в системе научных специальностей объективные реалии и потребности времени. Предлагается новация и в формуле специальности 12.00.06, заключающаяся в следующей ее редакции - "экологическое право; природоресурсное право; энергетическое право; земельное право". Мотивы модернизации данной научной специальности сводятся к следующему. Во-первых, отношения, связанные с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, торговлей, распределением, имеют стратегическое значение для экономики России и ее безопасности в целом. Кроме того, отношения в данной области регламентируются в теснейшем взаимодействии публично-правового и частноправового методов регулирования. Модернизация рассматриваемой специальности в этой части позволит ставить и решать проблемы энергетического комплекса страны и с позиции их правовых основ. Во-вторых, по мнению комиссии, включение земельного права в природоресурсное или гражданское позволит раскрыть закономерности развития земельных отношений исходя из многоаспектного понимания земли. И в-третьих, из специальности 12.00.06 предлагается исключить "аграрное право" как потерявшее свое самостоятельное значение. Обновлена формулировка специальности 12.00.09 - уголовный процесс. Действующий вариант Паспорта номенклатуры специальностей пошел по пути дифференциации процессуальных юридических наук. Данную тенденцию предполагается продолжить и выделить, как отмечалось, конституционный процесс и в самостоятельную специальность - уголовный процесс. В этой связи следует обсудить возможность обособления и комплексного развития специальности 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность. Данные знания связаны и с другими процессуальными науками - гражданский процесс и арбитражный процесс. Изменения должны коснуться и специальности 12.00.10 и выражаться в следующей ее редакции: "международное публичное право; международное частное право". По сути, это предложение вернуться к существовавшей прежде модели. Мотивы: неоправданная раздробленность научной специальности; утрата особого значения термина "международное право", его ошибочное отождествление с международным публичным правом; развитие международно-правовых источников по пути слияния источников международного права, и в первую очередь международных договоров; и др. Предлагается новая редакция специальности 12.00.11 - "судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная деятельность". Причины такой формулировки в следующем: предыдущая формула в определенной мере дублировала другие научные специальности, например "судебная власть" и "организация судебной власти"; б) более точной представляется категория "деятельность", так как в ряде случаев невозможно полностью уйти от отраслевой систематизации знаний. Категория "юридическая деятельность", ее виды и технологии достаточно проработаны в юридической науке. При расшифровке правозащитной деятельности можно указать на ее составляющие - адвокатскую или нотариальную деятельность. Пока остается проблема с правоохранительной деятельностью, которая может быть решена, например, посредством введения термина "правоохранительная деятельность", в качестве элемента которой можно будет указать прокурорскую деятельность. Все это требует дополнительного изучения и широкого обсуждения, как и другие предлагаемые нововведения. Рабочая группа надеется на конструктивную критику и доброжелательность, так как задача у всех одна - создать эффективный документ.
Приложение
Проект рабочей группы на 19 апреля 2010 г. Номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам
12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве 12.00.02 Конституционное право; конституционный процесс; административное право; муниципальное право Обоснование В название специальности дополнительно включены: "конституционный процесс" и "административное право". Необходимость включения в данную специальность "конституционного процесса" определяется тем, что в последние годы появилось большое число научных работ и диссертаций, в частности, посвященных процессуальным вопросам реализации конституционных норм, осуществления конституционного судопроизводства. Во многом это объясняется следующим. Реальное осуществление в стране конституционного судопроизводства, сложность дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, предполагает появление новых проблем процессуального характера, требующих научного осмысления и разрешения. Многолетняя практика подготовки диссертаций по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, наличие их в номенклатуре научных специальностей, несомненно, способствует расширению и углублению соответствующих исследований, развитию теории юридического процесса, механизма применения норм процессуального законодательства. Более того, проводимые исследования процессуального характера значительно обогащают теоретические положения уголовного и гражданского права, практику реализации их положений. Следует ожидать, что включение в название специальности 12.00.02 понятия конституционного процесса будет способствовать расширению и углублению исследований в этой области, развитию как теоретических, так и практических положений реализации конституционных норм, осуществлению в стране конституционного судопроизводства. Включение в название специальности слов "административное право" определяется тем обстоятельством, что конституционное право и муниципальное право в существующей номенклатуре научных специальностей искусственно разделены с административным правом; данные отрасли права изучают одну и ту же группу публичных правоотношений. Практически невозможно отделить друг от друга общественные отношения, возникающие при реализации полномочий органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Подготовленные в последние годы диссертации по данной тематике сложно однозначно отнести либо к специальности 12.00.02, либо к специальности 12.00.14. Предметом проводимых в них исследований является как муниципальное законодательство и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, так и административное законодательство с соответствующей правоприменительной практикой. Невозможно также "разнести" по разным научным специальностям конституционные положения, характеризующие исполнительную власть, и собственно административно-правовые подходы к построению системы и организации деятельности органов государственной исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Предметом соответствующих исследований нередко является как конституционное, так и административное законодательство (а в ряде случаев и конституционное, и муниципальное, и административное законодательство одновременно) и практика его применения. Подобных примеров немало. Не случайно ученые, представляющие данные отрасли права, как правило, имеют научные труды, которые в равной степени можно отнести и к конституционному, и к муниципальному, и к административному праву. В этой связи конституционное право, конституционный процесс, административное право и муниципальное право необходимо объединить в одну научную специальность. Представляется, что координация соответствующих исследований будет способствовать развитию данных отраслей права, более глубокому пониманию сложных процессов, протекающих в российском обществе, совершенствованию конституционного, муниципального и административного законодательства, практики работы государственных и муниципальных органов. При этом следует учитывать, что финансовое право также изучает публичные правоотношения, но обладающие определенной спецификой, что позволяет отличать данные отношения от административно-правовых. В этой связи финансовое право (с включением в специальность налогового права, бюджетного права, банковского права) должно быть разделено с административным правом по разным научным специальностям. Финансовое право, налоговое право, бюджетное право и банковское право целесообразно выделить в самостоятельную специальность (12.00.04). 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право См. обоснование к специальности 12.00.10 12.00.04 Финансовое право; налоговое право; бюджетное право; банковское право Обоснование Номенклатура научных специальностей объединяет административное, финансовое, информационное право, которые, исходя из особенностей объекта исследования и предмета (метода) правового регулирования, не обнаруживают между собой сходства по принципу единой правовой природы научного знания. Принципиальное отличие всех трех отраслей научного знания состоит прежде всего в следующем: - административное право регулирует государственную службу, систему органов государственного управления, основания и процессуальные особенности применения органами административной юрисдикции норм об административной ответственности за совершение административных правонарушений; - информационное право регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Кроме того, предметом правового регулирования информационного права являются правовой статус субъектов информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и пользования информации, юридические режимы информации разного содержания и пользования банками и базами данных и т. д.; - финансовое (а равно и налоговое, бюджетное и банковское) право регулирует единые по своему внутреннему содержанию имущественные отношения (правоотношения) в области финансов, кредита, бюджетных доходов и расходов. При этом особенностью науки финансового права и научных направлений, входящих в ее свод (бюджетное, налоговое, банковское и, как мы полагаем, таможенное право), служит концептуальная направленность на гармонизацию всего комплекса имущественных отношений, инициированных государством и представляющих для последнего жизненно важный интерес. Речь идет о формировании системы государственных доходов (налоговое и таможенное право), аккумуляции их в бюджетах разного уровня (бюджетное право), осуществления государственных расходов и поддержания устойчивости рубля, эмиссии, кредитования и расчетов (банковское право). Представляется, что каждая отрасль научного знания есть очевидное автономное образование и представляет самостоятельную совокупность правовых институтов, проблематика которых последовательно разрабатывается и реализуется в направлении обеспечения баланса публичных и частных интересов государства, общества и человека. Как видно, неоднозначность теоретической трактовки предмета и метода правового регулирования различных отраслей научного знания (а равно и соответствующей правоприменительной практики) в рамках одной научной специальности вряд ли можно расценивать в качестве организационного фактора ускорения научного прогресса и повышения эффективности государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. Важным основанием обособления финансового права является его тесная связь с экономическими науками. Появление финансового права обусловлено развитием камеральных (экономических) наук. В настоящее время существенная часть понятийного аппарата и объекты финансовых правоотношений, их системные связи разрабатываются именно в рамках экономических наук. При этом необходимо отметить, что административное право частично также развивается по аналогичной схеме, однако в отличие от финансового права это несущественная составляющая процесса его развития, ограничивающаяся лишь случаями регулирования экономических отношений. Особенность предмета правового регулирования финансового права также обусловлена тем, что в настоящее время Российская Федерация является элементом мировой финансовой системы. Современная мировая финансовая система налагает на страны-участницы определенные обязательства по унификации национального законодательства в сфере финансов. Например, такой процесс идет в рамках рекомендательных актов Международного валютного фонда, на основании Статей соглашения Международного валютного фонда. Таким образом, происходит выделение новой сферы правового регулирования, относящейся к предмету правового регулирования в основном финансового права и не предусмотренной в рамках современного российского административного права. Концентрация, с одной стороны, смежных отраслей научного знания, обеспечивающих разработку научных основ финансовой, налоговой, бюджетной и т. п. политики государства, а с другой - их размежевание с такими отраслями научного знания, как административное и информационное право, приведет к более рациональной организации, а в дальнейшем - и объективной оценке полученных в процессе проведенных диссертационных исследований результатов. 12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения 12.00.06 Экологическое право; природоресурсное право; энергетическое право; земельное право Обоснование Предлагается ввести новую отрасль юридических знаний - "энергетическое право". Эта активно развивающаяся отрасль регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов предпринимательства, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов. Данные отношения имеют стратегическое значение для стабильного функционирования экономики России, в целом для национальной безопасности. Особенность энергетического права заключается в теснейшем диалектическом сочетании публично-правовых и частноправовых способов при регулировании энергетических отношений. Модернизация специальности позволит ставить и решать проблемы развития и функционирования правового обеспечения всего энергетического комплекса страны. Предлагается выделение специальности "земельное право". В настоящее время соответствующая система знаний, по сути, является составной частью природоресурсного права. Вместе с тем в последние годы земельное право во многом приобрело самостоятельный характер. Это связано с ценностью земельных ресурсов, их многоаспектным характером (землю одновременно можно рассматривать как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, как природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве, и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав). Включение земельного права в природоресурсное или гражданское право не позволяет раскрыть закономерности развития земельных отношений исходя из многоаспектного понимания земли. В силу неразрывной связи аграрного права с земельным и во многом потери первым в постсоветское время самостоятельного значения представляется нецелесообразным вводить как самостоятельную отрасль "аграрное право". Диссертационные исследования в сфере сельского хозяйства могут готовиться по специальности "земельное право" или по неправовым специальностям (сельскохозяйственным). 12.00.07 Информационное право; обеспечение информационных технологий и безопасности Обоснование Содержание специальности предлагается видеть в теоретическом и прикладном исследовании предмета и метода правового регулирования, источников и состояния развития правовых институтов в сфере информационных правоотношений и соответственно разработки предложений по совершенствованию норм законодательства, практики правоприменения и развития правосознания в данной сфере. Направлениями в рамках указанной сферы исследования являются: - формы и методы государственного управления, контроля и надзора в сфере информационных правоотношений; правовой режим охраны и защиты прав и законных интересов соответствующих правообладателей; предупреждение и выявление соответствующих правонарушений; - информация, информационные технологии и информационные системы как объекты правового регулирования; - структура и система информационного права; - правовой статус субъектов и правовой режим охраны, реализации и защиты их прав в основных областях информационной сферы (право на поиск, получение, передачу, производство, хранение и распространение информации; право на тайну, информационные ресурсы; библиотеки и архивы, статистика; средства массовой информации и реклама; информационные системы, системы связи и Интернет; юридическая сила электронных документов и др.); - информационная безопасность; - формирование информационного общества и электронного государства. В условиях всеобщей информатизации многократно возрастает зависимость всех общественных процессов от информации и используемых информационных технологий, проявляются особенности государствообразующих признаков и правового регулирования данных отношений. Следует учитывать активное обособление данной отрасли права и отрасли законодательства с позиции предмета регулирования. В Российской Федерации принято и действует только на федеральном уровне более тысячи нормативных правовых актов в области информационного права, в том числе более двухсот - по вопросам доступа к информации. В связи с формированием глобального информационного общества и электронного государства актуальным является вопрос создания организационно-правовых условий для электронного документооборота, а также обеспечения информационной безопасности в целях достижения баланса информационных интересов устойчивого и безопасного развития человека, общества и государства. 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право 12.00.09 Уголовный процесс Обоснование В данной специальности предлагается оставить только уголовный процесс, исключив из нее криминалистику и оперативно-розыскную деятельность. Деятельность, связанная с производством по уголовным делам, исследуется многими научными дисциплинами: криминалистикой, теорией оперативно-розыскной деятельности, профессиональной этикой юриста, теорией научной организации труда и др. В отличие от них наука уголовного процесса изучает данную систему действий лишь с точки зрения ее отношения к соответствующим нормам права. Целью уголовного процесса является не раскрытие и расследование преступлений, не установление значимой информации, а обеспечение возможности реализации уголовного закона. В правовом государстве уголовное судопроизводство ориентировано как на интересы государства, так и на личность. Поэтому цель уголовного процесса будет достигнута и в том случае, если уголовное преследование по делу будет прекращено или будет вынесен оправдательный приговор. Уголовный процесс охватывает очень широкий спектр правоотношений, складывающихся в досудебном производстве по уголовному делу, в судебном производстве, в особых формах осуществления правосудия по уголовным делам, в производстве по вопросам, связанным с исполнением приговора, в производстве по делам об отдельных категориях лиц, в международном сотрудничестве в сфере осуществления уголовной юрисдикции. Уголовно-процессуальное право имеет многовековую историю, изучение которой позволяет извлекать позитивный и негативный опыт, весьма полезный для современного правотворчества и правоприменения. Предмет уголовного процесса гораздо шире теории процессуального доказывания, традиционно являвшейся связующим звеном уголовного процесса с прикладными науками (криминалистикой и оперативно-розыскной деятельностью), обеспечивающими раскрытие и расследование преступлений. Кроме того, в настоящее время криминалистика и оперативно-розыскная деятельность тесно связаны не только с уголовным процессом, но и с гражданским и арбитражным процессами, производством по делам об административных правонарушениях. С другой стороны, большое число современных работ по уголовно-процессуальному праву связано с изучением практики Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации. В современных условиях уже нельзя сказать, что связи уголовного процесса с науками, обеспечивающими судопроизводство, более тесные и важные, чем с другими вышеупомянутыми науками. Объединение уголовного процесса с криминалистикой и оперативно-розыскной деятельностью в рамках одной научной специальности постоянно порождает противоречия между ними, искусственно сдерживает развитие самого уголовного процесса, особенно в части новых механизмов процессуальной деятельности, направленных на обеспечение прав и свобод личности. Следует подчеркнуть, что уголовный процесс покрывает не меньший сегмент правоотношений, чем гражданский и арбитражный процессы, составляющие ныне отдельную научную специальность. Поэтому логично было бы выделить и уголовный процесс в отдельную научную специальность. 12.00.10 Международное публичное право; международное частное право Обоснование Предлагается отказаться от составной части "Европейское право" указанной специализации и вместо него включить "Международное частное право" - по сути, вернуться к той модели специализации, которая существовала в середине прошлого века. Воссоединение дисциплин можно мотивировать тем, что в определенной мере они имеют совпадающие источники, в первую очередь международные договоры. Кроме того, в современный период многие элементы частного и публичного права тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единые комплексы норм. Подтверждением данного тезиса является тот факт, что термин "международное публичное право" постепенно вытесняется термином "международное право". Хотя международное частное право и международное публичное право различаются, прежде всего по кругу субъектов. Однако в последнее время наблюдается их сближение и взаимопроникновение. Это связано с тем, что отношения, находящиеся в сфере международного частного права, уже вышли за пределы исключительно гражданско-правового регулирования, включив в себя также сферы семейного, административного, трудового и иных отраслей права. В то же время и международные соглашения зачастую стали непосредственно устанавливать нормы и правила поведения физических и юридических лиц, традиционно являющихся субъектами частного права. В качестве примера можно привести заключаемые многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, где обязательно присутствует статья с указанием круга лиц, к которым применяются подобные соглашения. В связи с этим к межгосударственным отношениям, являющимся предметом международного публичного права, часто примыкают отношения между гражданами и организациями различных государств. Межгосударственный договор, например договор о торгово-экономических отношениях, может стать основой контрактов, заключаемых физическими и юридическими лицами государств, взявших на себя международно-правовые обязательства, вытекающие из этого договора. Поэтому урегулированные между государствами отношения, относящиеся к сфере международного публичного права, порождают, в свою очередь, специфические отношения между физическими и юридическими лицами. Предметом этих отношений является международное частное право. В пределах одного государства частное право связано с независимостью и автономностью субъектов. Это же касается предмета международного частного права в целом. Но однотипность предмета не составляет тождества национального частного права и международного частного права. Последнее регулирует лишь те отношения, которые имеют место в международной сфере. Например, договор купли-продажи, осуществляемый внутри государства между его фирмами, будет регулироваться гражданским (частным) правом, а экспортный договор такого же типа между фирмами разных государств составит предмет международного частного права. Специфика этого предмета в том, что в данном случае международные отношения связаны с правовыми системами разных государств и в составе этих отношений имеется "иностранный элемент". Такая ситуация часто порождает коллизию норм различных государств, законодательство которых по-разному регулирует однотипные случаи частных отношений. Коллизии устраняются либо посредством норм, предусмотренных национальным законодательством, либо на основе международного договора - источника международного публичного права. В последнем случае государства совместно осуществляют унификацию коллизионных норм на основе международного публично-правового источника, устанавливающего права и обязанности участников частноправовых отношений. Например, потребность государств в совершенствовании правового регулирования международной торговли привела к созданию Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., участницей которой является Россия. Между странами Европейского союза заключены Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г., Римская конвенция о применимом праве к договорным обязательствам 1980 г. и т. д. В отношениях между странами СНГ применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др. Указанные Конвенции являются соглашениями международно-правового характера, действие которых обусловлено нормами международного публичного права. Таким образом, унификация права предполагает договорное сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. Главная особенность унификации заключается в том, что "она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов" <1>. -------------------------------- <1> Международное частное право / Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2008. С. 101.
12.00.11 Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная деятельность Обоснование Наиболее удачным вариантом содержания специальности представляется ее следующая трактовка: "Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная деятельность". Изменение прежних формулировок "судебная власть", "прокурорский надзор" и других на формулу "судебная деятельность", "прокурорская деятельность", "правозащитная деятельность" имеет принципиальное значение. Ограничение предмета данных научных направлений только организационным аспектом, как это было ранее, приводило к их фрагментарности, не способствовало проведению исследований с учетом достижений смежных наук. Попытки выхода за пределы организации судебной власти, адвокатуры, прокурорского надзора приводили к конкуренции специальностей (теория права и государства, судоустройство, гражданский процесс, уголовный процесс и др.), крайне затрудняли определение тематики исследований и разграничения компетентности специализированных советов по защите диссертаций. Понятием "деятельность" охватывается комплекс проблем, связанных с ее правовыми, социальными, этическими и организационными условиями. Именно такой системный подход обеспечит благоприятные перспективы развития соответствующих научных направлений, будет способствовать расширению поля познания и поиска нетривиальных решений. Так, судебная власть либо прокурорский надзор как научные дисциплины не могут состояться в полной мере без рассмотрения их функциональных обязанностей, правовых, социальных и нравственных условий их реализации. Стратегия и тактика адвокатской деятельности, обеспечивающей правовую помощь населению, не может быть уяснена без рассмотрения полномочий адвоката в видах судопроизводства (конституционном, гражданском, уголовном, арбитражном, административном судопроизводствах и МСПЧ). Между тем в имевшейся прежде и ныне представленной Номенклатуре специальностей вопросы процессуальных прав и обязанностей адвоката (представителя, защитника) не упомянуты. Не рассматриваются вопросы места и функций адвокатуры и в отраслях конституционного права и теории права и государства. Может возникнуть вопрос о том, почему сохранена прокурорская деятельность и не упомянуты другие правоохранительные органы. Его можно решить путем включения в специальность 12.00.11 правоохранительной деятельности, которой, в частности, может быть поглощен прокурорский надзор как ее часть. Предложенная в проекте Номенклатуры 12.00.11 формула - правозащитная деятельность - оптимальна еще и потому, что предполагает деятельность не только адвокатуры, но и других возможных субъектов оказания правовой помощи (нотариат, неправительственные правозащитные организации, Уполномоченный по правам человека и др.), что очень важно в условиях формирования гражданского общества и его институтов. В конечном итоге все виды деятельности по охране и обеспечению прав и свобод человека нацелены претворить положения Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Обоснование Новация заключается в объединении в рамках одной научной специальности родственных прикладных юридических наук, обеспечивающих судопроизводство. Следует подчеркнуть, что в настоящее время соединение в одной научной специальности уголовного процесса и криминалистики (а в рамках последней изучается и судебно-экспертная деятельность) ограничивает криминалистические и экспертные исследования рамками уголовного судопроизводства. Вместе с тем изучение специфических закономерностей технико-криминалистического и тактико-криминалистического обеспечения, а также закономерностей судебно-экспертной деятельности в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях не может быть предметом диссертационных исследований по данной специальности. Эти проблемы, несомненно, актуальны и требуют научных изысканий, но их разработка, в том числе в диссертационных исследованиях, тормозится и будет тормозиться рамками уголовного судопроизводства. Необходимость включения в специальность, помимо криминалистики и оперативно-розыскной деятельности, указанных ныне в специальности 12.00.09, судебно-экспертной деятельности определяется тем, что последняя как самостоятельная юридическая наука широко признана российским и международным научным сообществом. Юридические научные школы по судебной экспертизе объединяют более тысячи ученых; защищены многочисленные докторские и кандидатские диссертации, опубликованы монографии, издается целый ряд научных журналов. Все это позволило существенно развить теорию и практику судебно-экспертной деятельности, способствовало появлению новых родов и видов судебных экспертиз, разработке современных методов, методик и средств исследования вещественных доказательств. По сути, речь идет о прикладных юридических науках, их развитии. Теория судебной экспертизы является фундаментальным знанием для всех родов и видов судебных экспертиз в уголовном, гражданском и арбитражном процессах, производстве по делам об административных правонарушениях и представляет собой основу судебно-экспертной деятельности. Теория судебной экспертизы (Forensic science) развивается во многих зарубежных странах, причем российские специалисты в области судебной экспертизы являются членами многих международных экспертных организаций, активно участвуют в международных симпозиумах и конференциях. Российские судебно-экспертные учреждения входят в Европейскую судебно-экспертную организацию (EN FSI). Проблемы международного признания судебно-экспертных методик, разработанных в Российской Федерации, напрямую зависят от развития общей теории судебной экспертизы. Теория судебной экспертизы как юридическая наука является основополагающей в вузах, осуществляющих подготовку по одной из специальностей направления "юриспруденция" - 030502.65 "судебная экспертиза". Соединение в рамках одной научной специальности криминалистики, судебно-экспертной деятельности и оперативно-розыскной деятельности позволит осуществлять комплексные научные исследования и тем самым выработать качественно новые подходы к получению розыскной и доказательственной информации, повышению эффективности уголовного, гражданского и арбитражного процессов, производства об административных правонарушениях. 12.00.15 Гражданский процесс; арбитражный процесс.
Название документа