Особенности формирования инновационного потенциала промышленного предприятия
(Чеботарев В. Е.) ("Налоги" (журнал), 2010, N 3) Текст документаОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ <*>
В. Е. ЧЕБОТАРЕВ
Чеботарев В. Е., аспирант кафедры экономики ГОУ ВПО "Читинский государственный университет".
Рассмотрены особенности формирования инновационного потенциала промышленного предприятия как важного условия повышения его конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновационный портфель, конкурентоспособность, промышленное предприятие.
The article deals with the peculiarities of formation of innovational potential of industrial enterprise as an important condition of increase of competitiveness thereof.
Key words: innovation portfolio, competitiveness, industrial enterprise.
В ситуации эскалации кризисных явлений и ужесточения конкурентной борьбы в значительной степени возрастает роль инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых товаров, услуг, технологий и методов управления становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Необходимость целенаправленного и эффективного взаимодействия промышленных предприятий с внешней средой в границах, предусмотренных механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала. Эффективное решение этой проблемы предусматривает выявление и использование существующих и перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних и внутренних возможностей, с целью достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и т. п. Решение этой проблемы создает возможности трансформации стихийного, не управляемого рыночными регуляторами или административно-интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала промышленных предприятий в научно обоснованный, обеспечив переход на концепцию инновационного развития. Вышеприведенное обусловливает целесообразность разработки методики формирования и финансирования инновационного потенциала промышленного предприятия. Анализируя существующие исследования по проблемам освоения инноваций, мы наблюдаем различия в определениях, даваемых авторами. Содержание определений всерьез разнится в отношении того или иного объекта исследования различных авторов, однако все они пишут, что инновации - это процесс или деятельность, продолжительность которых определяет эффективность инноваций. Начиная со стадии появления, новация приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс введения новации на рынок принято называть коммерциализацией. Период времени между появлением новации и воплощением ее называется инновационным лагом. Зачастую сегодня, как правило, отождествляют понятия "новшество", "новация", "нововведение", что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализация), и уже в новом качестве они выступят как инновации. Качественная трансформация требует затрат таких ресурсов, как энергия, время, финансы и т. д. Процесс перевода новации-инновации также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основные компоненты инновационной деятельности - это новации, инвестиции и инновации. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс <1>. -------------------------------- <1> Фомченкова Л. В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия. М., 2006.
В сфере инноваций определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности: - на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности; - все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе; - основной формой представления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам. Ключевой смысл инноваций в экономической динамике рыночных хозяйственных систем всесторонне обоснован многими современными исследователями в разных странах. Однако использование инноваций в качестве факторов экономического роста в предприятиях и фирмах сопряжено с двумя основными трудностями: с ограничениями в финансировании инновационной деятельности и сложностью инновационного менеджмента, призванного отобрать из всего многообразия новшеств наиболее привлекательные для инвесторов и наиболее полезные для развития фирмы, для укрепления ее позиций на рынке. Инновация должна иметь такую степень новизны, чтобы противопоставить связанным с ней повышенным рискам характерные для инновации первоначальные привлекательные прибыли и высокий экономический рост при своей последующей коммерциализации. Возникает проблема определения этапа, когда инновация достигает необходимой признанной рынком новизны, чтобы использовать самую раннюю возможность применения венчурного капитала. Первым признаком такого состояния инновации является ясность ее практической пользы, потребительских свойств, среди которых обязательно должны быть новые, нетрадиционные, более привлекательные по сравнению с аналогами конкурентов. Это и есть первый признак возможности использования венчурного капитала. Но центр тяжести использования венчурного капитала приходится на коммерческую результативность реализации инноваций <2>. -------------------------------- <2> Каржаув А. Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2006.
В исследованиях многих российских и зарубежных экономистов можно встретить мнение, что лишь инновации в области так называемых высоких технологий ввиду своей радикальной новизны могут рассматриваться в качестве объекта инновационного финансирования венчурным капиталом. Практика многих стран опровергает такой подход. Ориентация венчурного капитала только на высокотехнологичные проекты, несомненно, препятствовала бы финансированию многих инновационных проектов, связанных с воспроизводством имитационных инноваций, а также новшеств с невысокой степенью новизны, но обладающих большими возможностями широкого коммерческого успеха. Таким образом, для венчурного капитала важны не просто результаты научно-технической и инновационной деятельности, а лишь те, которые имеют высокие шансы признания большим числом потребителей на рынке и в итоге способные принести высокий суммарный доход, высокую прибыль в довольно короткий промежуток времени. Венчурный капитал имеет связь не только с инновациями - продуктами, но и новшествами в технологиях, организации производства, социальной сфере. В принципе финансирование инновационной деятельности с помощью венчурного капитала может применяться при всех вышеназванных видах инноваций. Предприятия (организации), осуществляющие внедрение новшеств и получение инноваций, могут строить свою инновационную деятельность как на основе результатов собственных, проводимых организацией НИОКР, так и на базе результатов НИОКР других организаций или просто на основе копирования в производстве инноваций, аналогичных нововведениям конкурентов. При этом способ организации и оформление инновационного проекта в виде того или иного пакета документов, программ и т. д., по нашему мнению, не играют существенной роли. Важнейшей сущностной характеристикой инновационного проекта является, по нашему мнению, его нацеленность на получение конкретной инновации или комплекса инноваций в виде новой продукции, технологии, организационной структуры, метода управления и т. д., обладающих при этом определенными характеристиками (параметрами). Другие виды инновационной деятельности, определенным образом организованные в виде проекта, но непосредственно не связанные и не ведущие напрямую к инновациям, на наш взгляд, не должны рассматриваться в качестве инновационных проектов <3>. -------------------------------- <3> Nieto M. From R&D Management to Knowledge Management: An Overview of Studies of Innovation Management. Technological Forecasting and Social Change, 70 (2002), 1 - 27.
В современных условиях хозяйствования функционирование инновационного потенциала организации осуществляется в рамках постоянно изменяющихся условий, что обусловливает необходимость непрерывного совершенствования программ инновационной деятельности. В любой момент может возникнуть непредвиденная проблема и придется отложить или даже прекратить работу по инновационному проекту. Иными словами, могут измениться требования потребителей и спрос, в связи с чем потребуется провести переоценку целесообразности инновационного проекта. В этих условиях система управления инновационным потенциалом предприятия должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Следовательно, инновационный портфель предприятия может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. Однако каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т. п.). В связи с этим инновационные проекты необходимо ранжировать для эффективного их использования. Основываясь на этом, мы считаем, что инновационный портфель предприятия должен иметь определенные контуры, быть, по возможности, стабильным, чтобы реализация инновационного потенциала осуществлялась оптимально. Количество инновационных проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, должно зависеть от их размеров, которые измеряются общим объемом ресурсов инвестиций, необходимых для разработки, и затратами на реализацию одного проекта. Число инновационных проектов в портфеле должно определяться отношением бюджета инновационной деятельности за определенный период времени к средним затратам на один проект. Исходя из этого, предприятиям необходимо решить, каким количеством инновационных проектов можно одновременно эффективно управлять; или сконцентрировать усилия на нескольких проектах или распределить имеющиеся ресурсы на большее число проектов. Следует отметить, что инновационный портфель, состоящий в основном из крупных проектов, более рискован по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. В то же время необходимо помнить о том, что небольшие проекты, требующие относительно небольших затрат на инновационную деятельность, обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромный потенциал по объему продаж и, следовательно, возможность получения прибыли. Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку инноваций, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что нежелательно с позиций номенклатуры продукции, формируемой предприятиями для продажи. Важно отметить, что, рассматривая тот или иной инновационный проект на предмет включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления им и последствия перераспределения затрат на проекты. Следовательно, формирование портфеля заказов должно предполагать проведение работы с потенциальными потребителями результатов инновационной деятельности. Также при разработке механизма формирования инновационного портфеля предприятия необходимо учитывать, что для современной ситуации, сложившейся на российских предприятиях, очень сложно, иногда даже невозможно, точно спрогнозировать спрос на инновационную продукцию, т. е. здесь имеет место неопределенность спроса. Следующим элементом механизма формирования инновационного портфеля предприятия является проектное финансирование инновационной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что при этом, безусловно, растут проектные и финансовые риски, а следовательно, и требования к экспертной оценке инновационных проектов. Эти вопросы необходимо решать как в методическом, так и в практическом и организационном планах, так как сегодня сложно найти не только кредитора, но и независимых консультантов, способных оценить пригодность и риск устаревания продукции. Не менее сложно подобрать проектную команду из надежных учредителей, инвесторов, гарантов, подрядчиков и операторов. В мировой практике под проектным финансированием часто подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств. При реализации механизма формирования инновационного портфеля предприятия необходимо учитывать некоторые особенности инновационных проектов. Кажущееся подобие методов проектного финансирования и процедуры финансового анализа, требуемого для оценки крупных капитальных вложений и отбора научно-технических проектов, может привести к предположению об адекватности и идентичности применяемых процедур. В то же время между этими двумя проектами существуют важные различия. Имеющаяся финансовая информация о капитальных вложениях на строительство новых промышленных объектов гораздо более надежна, чем для большинства даже самых простых инновационных проектов, особенно на ранних этапах. Отличаясь значительно большей неопределенностью и рисками, инновационные проекты имеют то преимущество, что они могут быть прекращены при небольших финансовых потерях уже на ранних стадиях разработки. Также обращает на себя внимание и фактор ограниченности информации при отборе инновационных проектов по сравнению с инвестиционными, так как в инновационных проектах гораздо чаще можно столкнуться с неадекватностью информации. Чрезвычайно сложным представляется коррелировать мнения независимых экспертов. Инновационные проекты отличаются не только многокритериальностью и значительной степенью неопределенности и рисков, но и качественной оценкой. Именно поэтому необходима специальная процедура установления интегральных критериев эффективности и оптимального соответствия предпринятых усилий полученному результату. Безусловно, наиболее успешным будет являться такой проект, который удовлетворяет наибольшему количеству критериев. В связи с этим весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов, поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров эффективности проекта и должен применяться механизм формирования инновационного портфеля <4>. -------------------------------- <4> Ravichandran T. Redefining Organizational Innovation: Towards Theoretical Advancements. Journal of High Technology Management Research, 10 (2), 243 - 274, 2000.
Инновационный портфель должен содержать разнообразные проекты: крупные и мелкие, долго - и краткосрочные, различные по назначению и принципам реализации, что, в свою очередь, необходимо для оптимального внедрения инноваций с одновременной высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной реализации инновационной стратегии предприятия. В связи с этим содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению. Последним этапом механизма формирования инновационного портфеля предприятия является рациональное разделение инноваций на инновации, подлежащие внедрению, и инновации, которые разрабатываются к продаже. Исходя из вышеизложенного, отметим, что инновационный портфель представляет собой комплексно обоснованный перечень инноваций, приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению на предприятии и разработанных предприятием для реализации. Основным итогом следует считать то, что использование механизма формирования инновационного портфеля предприятия является одним из элементов оценки инновационного потенциала и обусловливает стратегии инновационного развития в установившейся экономике.
Название документа Интервью: России нужны юристы-энергетики ("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17) Текст документа
РОССИИ НУЖНЫ ЮРИСТЫ-ЭНЕРГЕТИКИ
Н. Г. ЖАВОРОНКОВА
В своем недавнем выступлении на форуме "ТЭК России в XXI веке" министр энергетики РФ Сергей Шматко подчеркнул, что "накопленный Россией в ходе различных энергодиалогов опыт свидетельствует о необходимости прочной правовой базы энергетического сотрудничества". Действительно, в связи с тем, что функционирование социальных структур и государства сегодня напрямую зависит от энергоресурсов, рациональная энергетическая правовая политика становится необходимым условием развития экономического и политического суверенитета страны. Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина одной из первых среагировала на острую нехватку в России квалифицированных юристов-энергетиков, приняв решение открыть в этом году Институт энергетического права. Рассказать о задачах и перспективах нового направления мы попросили доктора юридических наук, заведующую кафедрой аграрного и экологического права академии, автора и разработчика учебных программ Института энергетического права Наталью Григорьевну Жаворонкову.
Наталья Григорьевна, чем обусловлена необходимость создания Института энергетического права? МГЮА в этой области выступает пионером или подобная специализация существует и в других российских вузах? - В связи с научно-техническим прогрессом и усложнением общественных отношений в энергетической сфере, которые не могут быть охвачены в таких традиционных отраслях, как предпринимательское, финансовое, налоговое, гражданское, экологическое право, возникла потребность в более глубоком изучении основ энергетического права. Поэтому за последние годы ощутимо возросла заинтересованность государства в адекватном правовом регулировании энергетических вопросов. В настоящее время ни один вуз России не готовит профильных специалистов в данной области. Международный институт энергетической политики и дипломатии создан в МГИМО, где преподавание энергетического права направлено на изучение дипломатических и экономических отношений. Вопросы комплексного правового регулирования при этом остаются незатронутыми. В МГУ также разработан курс энергетического права, однако он ориентирован прежде всего на магистратуру.
Насколько при создании института оказался полезен зарубежный опыт? - Безусловно, при организации Института энергетического права в МГЮА мы учитывали опыт преподавания в зарубежных странах. Например, тактику сближения с экологическим правом мы заимствовали у США, Канады, Франции и частично Германии, где эта отрасль успешно развивается. Причина такого интегрированного подхода к изучению дисциплины кроется в обеспокоенности мирового сообщества проблемами глобального потепления, изменения климата, экологической безопасности, а именно воздействием энергоисточников на окружающую среду и здоровье человека, что особенно актуально для атомной энергетики. Не случайно специалисты в области энергетического права востребованы во многих государствах, особенно в тех, которые активно используют природные и энергетические ресурсы.
Достаточно ли развита в России законодательная база, регулирующая правовые отношения в области энергетики? Насколько применимы правовые нормы энергетического права в условиях российской действительности? - Основная проблема энергетического права в России заключается в отсутствии четкого законодательного регулирования. Отрасль объединяет такие разные сферы нашей экономики, как электроэнергетика, атомная энергетика, добыча газа, нефти, использование альтернативных источников. При этом каждая из подотраслей регулируется многочисленными правовыми актами, часть которых нуждается в совершенствовании и модернизации. Многие из них уже устарели и не отвечают существующим потребностям, поскольку были приняты в 90-х годах прошлого века. Некоторые правовые нормы просто не согласованы между собой. Возьмем, например, горное право. Все смежные отрасли (водное, земельное, лесное право) в настоящее время развиваются обособленно, а это способствует неэффективному исполнению законодательства в данной сфере. Для того чтобы горное право заработало, требуется создать единую концепцию унификации всего природно-ресурсного законодательства, прообразом которой может послужить Концепция развития гражданского законодательства, утвержденная Президентом Дмитрием Медведевым.
Кем и каким образом будут преподаваться тонкости энергетической политики? - Безусловно, при преподавании энергетического права в МГЮА будут задействованы не только видные ученые академии. К чтению лекций мы планируем привлекать чиновников профильных министерств, а также руководителей и сотрудников крупнейших энергетических компаний. Лучшие практики в области энергетического права будут читать нашим студентам курс "Введение в специальность". Предусмотрено 10 лекционных занятий, которые мы разбили по различным сферам энергетики. Так, начальник правового Департамента Министерства энергетики РФ Анастасия Борисовна Бондаренко расскажет начинающим юристам о правовом регулировании электроэнергетики. Думаю, такой комплексный подход уже на первом курсе обеспечит студентам близкое знакомство со всеми сложностями выбранной ими для изучения сферы правового регулирования. Кроме того, мы разработали отдельные спецкурсы по важнейшим проблемам энергетического права: "Договор и сделки", "Транзит энергетических ресурсов" и др. Во время дней открытых дверей МГЮА будущие абитуриенты интересовались, будут ли в Институте энергетического права преподаваться математика и технические науки. Будут, но в адаптированном варианте. В частности, в план включены занятия по экономике, максимально сориентированные на энергетическое право. Одной из особенностей института можно назвать и то, что мы не только занимаемся организацией учебного процесса, но и готовы стать площадкой для научных разработок. С этой целью мы постараемся объединить ученых-практиков из разных институтов, которые займутся подготовкой законодательных актов и доктринальных подходов к развитию энергетического права в России.
В чем, на Ваш взгляд, сложность преподавания энергетического права? - Основная сложность преподавания дисциплины состоит в синтезировании целого ряда правовых наук. До создания института в комплексе правовые вопросы в области энергетики затрагивались крайне редко. Обычно они поднимались в рамках преподавания одной из традиционных дисциплин. Как, например, в МГУ и Высшей школе экономики при изучении предпринимательского права. Мы разработали учебные планы таким образом, чтобы рассмотрение проблем энергетического права шло в комплексе с предпринимательским, гражданским, международным, административным, экологическим, налоговым, финансовым правом. Кроме того, учебный план будет адаптирован к потребностям органов государственной власти - Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития, а также крупных энергетических компаний, таких как ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК ВР.
Какие именно наработки зарубежных стран получат отражение в учебных планах Института энергетического права? - В МГЮА энергетическое право будет преподаваться на двух уровнях: подготовка специалистов (в институте) и внедрение магистерской программы "энергетическое право". Первой темой в программе обучения для будущих магистров значится международное правовое урегулирование энергетических отношений. Предполагается изучение энергетической политики многих стран, а также ее преломления в национальном законодательстве. Кроме того, в нашем институте будут читаться лекции, посвященные международному транзиту энергоресурсов, международным соглашениям по поставке топливно-энергетических ресурсов (газа, нефти, электроэнергетики).
Насколько перспективно данное направление для начинающих правоведов? Какое будущее ждет юристов-энергетиков? - Вопрос трудоустройства, безусловно, очень волнует потенциальных студентов. Смогут ли они, получив высшее образование в Институте энергетического права, работать в других сферах? Мы отвечаем утвердительно. Выпускники будут прекрасно владеть всеми дисциплинами, предусмотренными государственным образовательным стандартом "Юриспруденция". И, как показывает опыт, у наших студентов не бывает проблем с трудоустройством после окончания академии. А у выпускников Института энергетического права даже есть некоторые преимущества, поскольку они станут обладателями уникальных знаний. Фактически мы выполняем заказ потенциального работодателя, поскольку потребность в специалистах в области энергетического права с каждым годом возрастает. Сферы трудоустройства могут быть самыми разными: адвокатская деятельность, консалтинг, работа в энергетических компаниях, органах исполнительной власти. Судите сами: сегодня только в правовом департаменте Министерства энергетики РФ трудится более 30 юристов! Не говоря уже об огромном количестве предприятий, связанных с добычей полезных ископаемых. При этом правоведов-энергетиков в России не готовят. В такой ситуации, я уверена, у выпускников института есть все шансы построить успешную карьеру.
Интервью подготовила Марина Кузнецова, газета "ЭЖ-Юрист"
Название документа