Специально-исторические методы исследования правовой политики
(Рысина Е. П.) ("История государства и права", 2010, N 12) Текст документаСПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ <1>, <*>
Е. П. РЫСИНА
Рысина Евгения Павловна, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН.
Автор предлагает расширить использование общенаучного исторического метода специально-историческими. Использование этих методов служит достижению новых, достоверных, объективных знаний о состоянии правовой политики на разных этапах ее развития.
Ключевые слова: правовая политика, историко-генетический метод, проблемно-хронологический метод, метод перспективного анализа, исторические периоды.
The author proposes to expand the use of general scientific historical method, especially historical. Using these techniques is the achievement of new, credible, objective knowledge about the state of legal policy at different stages of its development.
Key words: Legal Policy, historical-genetic method, problem-chronological method, prospective analysis, historical periods.
Для юридических исследований выбор подходящего метода научного познания является условием обоснованности, достоверности, научной корректности полученных результатов. Процесс научного познания природы права и явлений правовой действительности отличается разнообразием применяемых общенаучных методов: функциональный, системный, исторический, логический, анализа и синтеза, моделирования и другие. На наш взгляд, для изучения политико-правовых феноменов одним из основных, первоначально используемых методов должен быть метод исторический. Только использование исторического подхода позволяет раскрыть конкретные условия и формы развития тех или иных явлений, последовательность их переходов от одних необходимых исторических стадий к другим, их современное состояние. В правоведении исторический метод стал применяться на основе положений и выводов представителей исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта), которые выступали с критикой априоризма теоретиков естественного права, полагавших, что все принципы права могут быть чисто логически выведены из природы человека вообще. В этой критике заслуживает внимания положение о зависимости права каждого из народов от его исторического развития, условий жизни, особенностей бытовых, производственных, религиозных, нравственных отношений. Достижением представителей исторической школы права является верный вывод о том, что право в целом создается не кабинетным теоретическим творчеством, а объективным процессом жизни народа и не устанавливается всякий раз заново и произвольно каждым поколением людей, а также мысли о границах деятельности законодателя, который всегда создает право не на пустом месте, а у конкретного народа и потому вынужден и должен считаться с традициями, нравами, историческим наследием <2>. -------------------------------- <2> См.: История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М., 1997. С. 335 - 336.
Понимание сущности, содержания, роли, возможностей, силы современной правовой политики Российского государства невозможно без осознания той идеи, что правовая политика характерна для любого государственно-организованного общества, проходит стадии возникновения, развития, т. е. перехода из одного качественного состояния в другое, и нынешние свойства, признаки и особенности правовой политики есть наследие предшествующих эпох. В науке теории государства и права применение общенаучного исторического метода объясняет специфику государственно-правовых явлений особенностями исторических традиций, культуры, этапов общественного развития. Распространено применение исторического и логического метода в их диалектическом единстве. И здесь хотелось бы отметить, что исторической науке известны и специально-исторические, т. е. частные, методы, применение которых в правовых исследованиях может дать новое знание и расширить представления ученых об изучаемом правовом феномене. Применение методологической базы историографии в этом случае не противоречит научным, логическим, методологическим основам изучения правовых явлений и служит достижению достоверных, объективных знаний. Процесс образования и становления развивающегося явления, установление основных причинно-следственных связей достигается при помощи историко-генетического метода. Он же позволяет сделать заключение о том, что возможность регулировать общественные отношения юридическими средствами для получения желаемого результата, стратегия и тактика государства в сфере права, а по сути, идеи правовой политики встречаются в ранних памятниках российской политико-правовой мысли <3>. Поэтому предпосылки, необходимые условия и истоки формирования правовой политики следует искать в более ранний период, чем начиная с XIX - XX вв. В это время термин "политика права" получает литературное, научное закрепление. -------------------------------- <3> См.: Ветютнев Ю. Ю. Развитие представлений о правовой политике в России // Правовая политика России: теория и практика: Монография / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2006. С. 126.
В исторической науке метод периодизации направлен на выделение отдельных этапов в ее развитии с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в структуре <4>. Учеными-правоведами данный метод уже взят в арсенал юридической науки. Это продиктовано мотивами целесообразности, концентрации внимания на предмете изучения, а в итоге получения полного, детального представления о нем. Ведь буквально ежедневно политико-правовые явления и общественные отношения претерпевают изменения, в итоге их сущность, строение, содержание наполняются новыми свойствами, и это уже совсем другое явление. Общепринятая классификация правовой политики по временным рамкам представлена дореволюционным, советским и современным периодами. На сегодняшний день важнейшие изменения произошли в сфере закрепления и гарантированности прав и свобод человека, в отношениях личности и государства, в возможностях права оказывать воздействие на общественные и межгосударственные отношения. В связи с этим изменились содержание и задачи правовой политики современного периода. В числе приоритетных направлений и задач появились: всемерное обеспечение и защита прав и свобод человека, которые признаются высшей ценностью; построение правового демократического государства; сохранение суверенитета страны в условиях мировой глобализации; международное сотрудничество на выгодных условиях; экологическая безопасность; создание правовыми средствами условий для экономического, научного, технического прогресса. -------------------------------- <4> См.: Сидоренко О. В. Историография IX - нач. XX в. отечественной истории: Учебное пособие. Владивосток, 2004. С. 7.
Для изучения правовой политики определенный интерес представляет проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Это можно показать на примере одной из форм реализации правовой политики <5> - правотворческой. Г. Ф. Шершеневич в начале XX в. рассуждал, что "от структуры права и законодательной политики... в высокой степени зависит развитие типа "гражданин" как особого идеального характера, экономической деятельности, энергии и предприимчивости в народных массах и т. д." <6>. В XXI в. под правотворческой политикой понимают научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и негосударственных структур, направленную на определение стратегии и тактики правотворчества. Правотворческая политика призвана создавать необходимые условия для эффективной правотворческой деятельности <7>. Можно заключить, что законодательная политика XX в. не имела должной самостоятельности, содержания, направлений развития и механизмов осуществления. Чего не скажешь о современной правотворческой политике, обладающей конкретными признаками, кругом субъектов, определенной направленностью. Но на наш взгляд, в указанном определении есть упущение в части установления цели (целей) правотворческой политики и способов и средств ее реализации. Они-то и выступают проблемами сегодняшнего дня данного политико-правового явления. -------------------------------- <5> См.: Малько А. В. Формы реализации и виды правовой политики. В кн.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003. С. 165. <6> Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 4. М., 1912. С. 805. <7> Исаков Н. В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект. Минеральные Воды, 2005. С. 69.
Сравнительно-исторический или метод компаративистики, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования <8>, также представляет интерес для юридической науки. Одна страна проживает "одну жизнь", в правоведении сравнительно-исторический метод позволяет использовать любому государству мировой опыт регулирования общественных отношений правом, анализировать возможные последствия принятия определенных юридически и политически значимых решений. Отличие этого метода от сравнительного правоведения (отрасль юридической науки, изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий) заключается в рассмотрении событий достаточной исторической давности, когда "большое видится издалека", и уже состоялись все последствия, произошел их "неэмоциональный" объективный анализ. -------------------------------- <8> См.: Сидоренко. Указ. соч. С. 7.
К специально-историческим методам исследования относится метод ретроспективного (возвратного) анализа и метод перспективного анализа. Первый позволяет изучить процесс движения мысли от современности к прошлому с целью выявления элементов старого знания, проверить выводы прежних исследователей данными сегодняшнего дня. Метод перспективного анализа определяет перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании наличных знаний об исследуемом явлении. В работах, посвященных исследованию правовой политики, отмечается особое значение и необходимость таких стадий (принципов) ее формирования, как прогнозирование, планирование, моделирование <9>. Действительно, понимая правовую политику как последовательную, системную, ориентированную на определенный результат деятельность субъекты правовой политики со всей очевидностью должны выстраивать шаговые, поэтапные действия в виде механизма, предполагать наступление возможных последствий (как положительных, так и негативных). Только в таком контексте изучения предмета возможно обозначать проблемы его эффективности, совершенствования, новых возможностей. -------------------------------- <9> См., напр.: Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Под ред. А. В. Малько. М., 2008. С. 21; Исаков Н. В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект. Минеральные Воды, 2005. С. 117; Костенко М. А. Правовое прогнозирование как инструмент правотворческой политики // Правотворческая политика в современной России: Сборник научных трудов по материалам всероссийского круглого стола / Под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, А. П. Мазуренко. Саратов - Минеральные Воды, 2009. С. 168.
Обозначенные приемы для предположения будущего состояния какого-либо явления имеют свои специфические особенности и назначение, но нельзя не заметить, что в общем они служат определению перспективных направлений развития, раскрытию новых возможностей изучаемых феноменов, т. е., по нашему мнению, речь идет о перспективном анализе. Таким образом, исторический и специально-исторические методы применяются не только для изучения явлений прошлого в их самоценной значимости, а для познания современного состояния общественных отношений. История правовой политики Российского государства показывает способы борьбы с "исконно русскими" проблемами: взяточничеством; раздутым государственным аппаратом; декларативностью и слабой реализацией правовых предписаний; отсутствием возможностей и желания населения занимать активную позицию в отношении власти; неразвитость политической системы. В этих проблемных сферах где-то есть положительные результаты, а где-то необходимы новые идеи и решения. Исторические методы дают понимание закономерности и объективности социального развития, тем самым открывая возможности для планирования и прогнозирования будущих состояний. В силу разнообразия, многоплановости общественных отношений найти единый метод, который был бы применим и достаточен для формирования эффективной и научно обоснованной правовой политики (идеал "методологического монизма", "универсальный метод" <10>), невозможно, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода, их совокупности. Поэтому задачей исследователя является верное определение, тщательный отбор методов для достижения научных целей. -------------------------------- <10> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 2000. С. 266.
Название документа