Конституция России и развитие культуры

(Ивлиев Г. П.) ("Юридический мир", 2010, N 4) Текст документа

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ <*>

Г. П. ИВЛИЕВ

Ивлиев Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре.

Статья посвящена исследованию основных положений Конституции, касающихся культурных аспектов жизни российских граждан, а главное - необходимости принятия отдельного закона "О культуре". Ключевой является проблема формирования культурной политики государства на основе действующего и разрабатываемого законодательства.

Ключевые слова: Конституция РФ, закон "О культуре", Основы законодательства РФ о культуре, социальное государство, культурная политика, увеличение срока полномочий Президента, художественное образование, творчество.

The article deals with research of basic provisions of the Constitution related to cultural aspects of life of russian citizens and the most important issue - necessity of adoption of separate law "On culture". The key issue is the problem of formation of cultural policy of the state on the basis of current and elaborated legislation.

Key words: Constitution of the RF, law "On culture", Fundamentals of Legislation of the RF on Culture, social state, cultural policy, extension of terms of powers of the President, artistic education, creative work.

Особенности действующей Конституции

В Конституции Российской Федерации 1993 г. была изложена модель будущего развития страны, и в течение 15 лет она реализовывалась достаточно успешно. В Конституции предусматриваются нормы, позволяющие пройти через изменения социально-экономического уклада, через политический кризис и противостояния различных ветвей власти, достичь в обществе необходимой стабильности. Можно сказать, что заложенные в Конституции ценности 15 лет реализуются, и за короткий срок достигнуты значительные результаты. Главное в российской Конституции - это поставленные в центр системы ценности, основополагающие в жизни каждого человека. Очевидно, что это закрепление за 15 лет не утратило своей актуальности и в последующие годы в политике государства выходит на первое место. Если вспомнить Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, то станет ясно, что как раз на сбережение народа, на формирование человеческого капитала, на механизмы и способы достижения этих целей направлена политическая деятельность нынешнего времени. Естественно, что именно вокруг Конституции сформировалась вся правовая система государства. С 1993 г. принято почти 3 тысячи федеральных законов, сложилась законодательная система в субъектах Российской Федерации. И мы видим, что все эти нормы выстроены в четкой и стройной иерархии, в соответствии нормами федерального и регионального законодательства и местных нормативных актов. Наряду с выстроенной системой законодательства в обществе создан механизм конституционного контроля, который позволяет приводить эти нормы в соответствие с Конституцией. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и установление судоустройства в России позволили сформировать правовые позиции, которые определяют формы реализации конституционных норм и обеспечивают жизнь общества. И все эти нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г. Следует подчеркнуть еще одну особенность нашей Конституции. Она должна была отразить транзитность эпохи, переход от одного уклада к другому. И в этом смысле можно видеть, что направленность Конституции и ее глубокое проникновение в те процессы, которым было подвержено наше государство в 1990-е годы, были заданы в целом правильно. И по прошествии 15 лет при устремленности в будущее они позволяют развивать наше государство, заложенный в конституционных нормах потенциал еще не исчерпан. Принципиально важно видеть и недостатки Конституции. Но нельзя согласиться с мнением, что Конституция не предусматривает каких-либо основополагающих вещей, которые должны были быть в ней закреплены. Подобные мнения, которые высказывают отдельные правоведы, не подкреплены общественно-политической практикой. Какое-либо коренное изменение Конституции или внесение в нее существенных дополнений пока еще не назрели. Конечно же, я не могу не сказать о характере изменений, которые внесены в Конституцию. Увеличение срока полномочий Президента до 6 лет является, собственно говоря, отражением тех споров и оценок, которые были в 1992 - 1993 гг. по этому поводу. И тогда очень многие юристы говорили о том, что срок должен быть 6 лет. Но в силу политических коллизий предложение предоставить возможному Президенту такой срок полномочий в то время было неприемлемым. Для значительной части общества, для очень серьезных политических сил и 4 года на тот момент были результатом политического компромисса, которым была продиктована Конституция. Но сейчас совершенно иная ситуация - и в плане политической стабильности, и в плане социально-экономического развития, и в плане общественного проектирования нашей деятельности. И государственные институты, прежде всего тот институт, который обязан координировать деятельность всех органов власти, должны выстроить работу так, чтобы эти задачи к 2020 г. возможно было решить. Одним из таких построений как раз и является увеличение срока президентства. Увеличение срока полномочий Госдумы связано уже с основополагающим вопросом баланса между исполнительной и законодательной властью. Поэтому увеличение срока полномочий депутатов также необходимо. Кроме всего прочего, это позволяет проводить выборы с разницей во времени. Выборы тоже стали другими в последние годы, в них заложены потенциалы, требующие других подходов. Поэтому увеличение сроков между выборами существенным образом не изменяет отношение к ним граждан. Еще об одном вопросе, который представляется спорным: о том, что в Конституции не закреплены принципы избирательных прав. Вряд ли можно развивать местное самоуправление в каком-либо демократическом направлении, если признается, что все выборы на этом уровне должны проходить тайным всеобщим голосованием. Закрепление форм затруднило бы реализацию местного самоуправления в государстве. И положений, которые могли иметь место в Конституции, много. По некоторым спорным вопросам можно сделать отдельные замечания.

Основные принципы культурной политики

Принципиально важно, что при разработке Конституции было декларировано и подтверждено как самостоятельная ценность уважение к культуре и традициям всех национальностей. Несмотря на то что есть нормы, которые Конституция регулирует непосредственно, степень реализации конституционных положений в сфере культуры и общественной жизни в целом пока нас не удовлетворяет и над этим нужно много работать. Основополагающим условием для успешной реализации этих положений являются стабильность общества, порядок, организованность, дисциплина. И это вовсе не наследие тоталитаризма, а элементарные требования культуры, с тем чтобы каждый гражданин мог осознать связь между уважением к Конституции и, к примеру, чистотой на улицах. Только тогда можно реализовывать национальные традиции в сфере культуры более успешно. Конституция определила основные принципы государственной культурной политики. Среди них основополагающими являются конституционные гарантии свободы литературно-художественного, научного и иных видов творчества и преподавания, а также право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Из ст. 43 Конституции следует, что к имеющимся различным формам образования относится право граждан на художественное образование. Из Конституции также вытекает обязанность государства и общества заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Необходимость нового закона "О культуре"

В условиях федеративного и многонационального государства особое значение приобретает вопрос о разграничении полномочий в сфере культуры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Этот вопрос детально рассматривался на выездном заседании Комитета по культуре в Оренбурге. Нужно обратить внимание, что в рамках Конституции во многих социальных сферах, не только в сфере культуры, возможны различные соотношения полномочий между Федерацией и регионами. Федеральные полномочия в сфере культуры оказались определены гораздо хуже, чем та часть, которая относится к субъектам РФ. Финансовое положение регионов неоднородно, и финансирование культуры в разных субъектах РФ имеет значительные различия. При этом возможность увеличения федерального финансирования культуры имеется. Уже начиная с января 2008 г. удалось пересмотреть увеличение федерального бюджета в сфере культуры на 40%. Но федеральные деньги невозможно направить в регионы, если не будут изменены полномочия Федерации и полномочия субъектов РФ в сфере культуры. Комитет полагает, что полномочия Федерации в сфере содействия развитию культуры должны быть существенным образом расширены. Для того чтобы это сделать, необходимо предпринять новые усилия по реализации основополагающих ценностей Конституции. Одной из таких ценностей является социальное государство. Само это понятие воспринимается до сих пор достаточно узко - как реализация социальных программ в сфере пенсионного обеспечения, здравоохранения и в некоторых других областях. Из понятия социального государства совершенно выпадает вопрос культуры. А согласно Конституции социальное государство должно обеспечивать достойный образ жизни своим гражданам, что невозможно без приобщения к культурным ценностям. И если 2/3 населения страны имеют так называемый нулевой уровень культурных потребностей - это, конечно же, несоответствие понятию социального государства. Для реализации принципов социального государства в сфере культуры следует закрепить в законодательстве государственные гарантии финансирования культуры. В сфере культуры должен действовать принцип государственного протекционизма. И конечно же, государственная поддержка культуры, ее творцов - это то, что характеризует именно социальное государство. Это конституционное требование, и в законодательстве о культуре есть основополагающий акт - Основы законодательства РФ о культуре от 1992 г. Однако с момента его принятия прошло 16 лет, за это время принято 3 тысячи федеральных законов, среди них такие, как Гражданский кодекс, Законы о музейной деятельности и библиотечном деле. Неоднократно предпринимались попытки изменить Основы законодательства о культуре, но в целом этот документ сохраняет доконституционную направленность, имеет особенности устаревшего видения. Для того чтобы реализовать конституционные положения, нужен новый федеральный закон "О культуре". В Конституции закреплено право граждан на участие в культурной жизни. Но в законодательстве и подзаконных актах нет даже упоминания о конкретных формах. Нельзя провести различия между правом на участие в культурной жизни и правом на доступ к культурным ценностям. А это совершенно разные права. Если право на доступ к культурным учреждениям реализуется, то право на участие в культурной жизни даже не определено в законодательстве, что лишает возможности реализовать его в полном объеме. Поэтому и стоит задача разработки нового федерального закона. Прежде всего следует раскрыть конституционное содержание прав каждого гражданина - на участие в культурной жизни, доступ к культурным учреждениям и ценностям, на художественное образование. Причем одним из механизмов государственных гарантий конституционного права на участие в культурной жизни может стать изложенная в Послании Президента идея: превращение всех общеобразовательных школ в центры самостоятельного развития и творчества. Эта идея дополняет и продолжает линию предыдущего Послания на коренную реформу библиотечной системы - преобразование библиотек в центры, обеспечивающие гарантированный доступ не только к информации, но и к культурным и историческим ценностям. Содержание президентского Послания в этой части развивает и выводит на новый уровень конституционные гарантии, заложенные в концепции развития образования в сфере культуры и искусства. Одним из важнейших направлений в политике государства становится единая культурно-образовательная политика. Это не только образование в сфере культуры, но и, что не менее важно, культура в сфере образования. Превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития - такой же важный процесс, как и включение детских школ искусств и других учреждений художественного образования в систему образования в сфере культуры и искусства. Право на участие в культурной жизни, право на пользование учреждением культуры, на доступ к культурным ценностям должны найти отражение в законе в виде установленных социальных стандартов обеспечения населения учреждениями культуры и в государственных стандартах, гарантирующих доступ к культурным ценностям. Необходимо сохранить и прописать условия бесплатного предоставления основных услуг в сфере культуры. Но сделать это нужно так, чтобы самостоятельная деятельность учреждений культуры и иных субъектов культурной деятельности откликалась на актуальные потребности граждан. Следовательно, хозяйственная деятельность субъектов в сфере культуры должна сочетаться с современным гражданским оборотом так же, как техническая сторона - с новейшими технологиями. Чрезвычайно важно установить норму, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному развитию детей, приобщению к творчеству, занятиям самообразованием. В связи с принятием концепции развития образования в сфере культуры и искусства принципиально важно определить в законодательстве понятия художественного образования и эстетического воспитания. Именно через раскрытие этих понятий должны быть созданы необходимые условия поддержки участия граждан в культурной жизни. В этом же законе предусматривается раздел, условно названный "Влияние культуры на образ жизни и экономику". Влияние культуры на все, что происходит в обществе, неоспоримо, но механизмы этого влияния не поняты и не раскрыты не только на законодательном уровне. Они требуют достаточно больших социологических и культурологических исследований, чтобы понять, как следует влиять на общество, чтобы творчество стало основой успешной работы. Творческий человек более предприимчив, более коммуникабелен, он более востребован обществом. И следует создать условия для того, чтобы российская культура в своей традиции была средством, позволяющим обеспечить чистый образ жизни - чистоту улиц, подъездов, дворов и чистоту отношений между людьми. Эта задача сложная, и надеемся, ее решение будет осуществлено во взаимодействии культурологов и юристов. Только в таком тандеме можно реализовать ценности, заложенные в Конституции.

Название документа