Рецензия на курс лекций С. Н. Кожевникова "Теория государства: курс лекций"

(Кузнецов А. П.) ("История государства и права", 2010, N 11) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРС ЛЕКЦИЙ С. Н. КОЖЕВНИКОВА "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА: КУРС ЛЕКЦИЙ" <*> <**>

А. П. КУЗНЕЦОВ

Кузнецов Александр Павлович, профессор, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород).

Коротко об авторе. Имя Сергея Никитича Кожевникова, доктора юридических наук, профессора Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ), заслуженного юриста РФ, члена Российской академии юридических наук, широко известно не только в Российской Федерации, но и за рубежом. После окончания Свердловского юридического института, практической деятельности в органах прокуратуры и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук и доктора юридических наук (1992 г.) преподавал теорию государства и права в вузах города Екатеринбурга. В настоящее время занимается педагогической деятельностью в высших учебных заведениях города Нижнего Новгорода. В мае - июне 1993 г. участвовал в составе рабочей группы Верховного Совета Российской Федерации по доработке текста Конституции Российской Федерации, был участником Конституционного совещания в Кремле (г. Москва) от Нижегородской области. Редколлегией Энциклопедического словаря биографий видных ученых-юристов России второй половины XX в. принято решение о включении его в указанное издание. С. Н. Кожевников неоднократно выступал ответственным редактором и рецензентом межвузовских научных сборников, опубликовал более 160 научных работ, выступал соавтором 12 учебников и учебных пособий. В их числе учебно-методическое пособие по курсу "Общей теории права" и курсы лекций: "Актуальные проблемы теории государства и права" (в 2 ч. М.: МИЭМП, 2003); "Реализация права, юридическое толкование, законность" (Н. Новгород, 2005); "Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность" (Н. Новгород, 2006); Монография "Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты" (Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО "ВГАВТ", 2007); Курс лекций "Теория государства" 2-е изд., доп. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО "ВГАВТ". 2009); "Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению" (Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО "ВГАВТ" 2009); и др. Рецензия на подготовленное издание. В 2010 г. профессор Кожевников подготовил второе издание, переработанное и дополненное, курса лекций "Общая теория права". Данная работа выполнена с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной юридической мысли и способствует углубленному изучению и познанию права. Существенное внимание уделено современным авторским подходам к определению места и роли норм права, правоотношению в механизме правового регулирования, толкованию и формам реализации права, правонарушениям, юридической ответственности и ее основаниям, утверждению в современной России идей господства права и правовой законности. Актуальность и значимость подготовленного издания определяется тем, что правильное и полное решение текущих и рассчитанных на перспективу задач социально-экономического развития нашей страны сопряжено с усилением государственного фактора в жизнедеятельности российского общества. В этом направлении сделано много, но и остается ряд нерешенных проблем. В их числе - совершенствование российской государственности (оснащение современными компьютерными системами, последовательное осуществление принципа разделения властей, преодоление жесткого бюрократизма и коррупции, упрочение начал законности и др.). В последние годы в юридической литературе достаточно часто поднимаются вопросы названной направленности. Поэтому рецензируемый курс лекций представляет собой далеко не первую работу, обращенную к проблемам теории государства. Вместе с тем данный лекционный курс можно отнести к новому заметному явлению в юриспруденции, заслуживающему внимания и позитивной оценки со стороны представителей науки и преподавателей-юристов. Современный этап развития теории государства отличается определенным переосмыслением теоретических положений о государственно-правовой действительности, сформировавшихся в дореформенный период в нашей стране. Отдельные авторы допускают необоснованное отрицание ранее созданного правового наследия, что в значительной степени обедняет существующую государственно-правовую теорию. С этой позиции рецензируемый курс лекций отчетливо отражает стремление С. Н. Кожевникова сохранить то ценное, что было накоплено в движении государственно-правовой мысли за предшествующий исторический период. Наряду с этим рассмотрен ряд новых дискуссионных вопросов, актуальных с позиции современной политико-правовой действительности. Это - становление российской государственности, ее структура, соотношение с государственной властью; функционирование конкретных государственных институтов, проблема их совершенствования, особенности демократии и местного самоуправления в современной России; роль государства в политической системе российского общества, нормативно-правовая основа этой системы, взаимоотношения личности и государства, необходимость повышения их взаимной ответственности и др. Автор обращается к вопросам, которые, с одной стороны, кажутся очевидными, а с другой - достаточно сложны для восприятия. Это обстоятельное рассмотрение сущности и содержания государства, легитимности и легальности государственной власти, особенностей государственной идеологии, анализ авторских подходов к понятию "российская государственность" и др. В работе представлено авторское видение вопроса относительно особенностей принципа разделения властей в современной России, соотношения демократической государственности и местного самоуправления, соотношения государства и гражданского общества в Российской Федерации. Автор подчеркивает, что ветвь государственной власти - это обособленная организационно-функциональная структура государственного механизма, реализующая определенную управленческую функцию посредством специализированных форм, методов, процедур. С этой точки зрения президентская власть (как власть главы государства) несколько возвышается над другими ветвями власти - законодательной, исполнительной, судебной, содействует согласованию их функционирования и взаимодействия. Уделяется особое внимание проблеме местного самоуправления в современной России. Согласно действующему законодательству, российские муниципальные образования наделены достаточно широкими функциями, правами и обязанностями. Однако реальные их полномочия в значительной мере определяются не только законами, но и прежде всего имеющимися в их распоряжении объектами муниципальной собственности, материальными и финансовыми ресурсами. Материальная база муниципальных образований - существенная предпосылка их дееспособности, самодостаточности. Надо отметить, что в юридической и политологической литературе вопрос о соотношении государства и гражданского общества в большинстве случаев рассматривается в самом общем плане, без необходимой детализации. Автор подчеркивает: для того чтобы определить эту взаимосвязь и выявить ее закономерности, необходимо выработать более четкие критерии для сопоставления и разграничения рассматриваемых социальных явлений. В этой связи анализируемые институты рассматриваются с позиции их единства, различия и взаимодействия. Представляется обоснованным и вывод о том, что именно гражданское общество - существенная предпосылка совершенствования существующих демократических институтов. С точки зрения структурной организации курс лекций содержит двенадцать тем, которые расположены логически последовательно. В теме 1 "Предмет, методология, функции теории государства и права" убедительно и аргументированно соотносятся понятия "правоведение" и "теория государства и права", составляющая теоретическую часть правоведения, призванная обслуживать общетеоретические нужды юридической науки. Акцентируется внимание на связи предмета и методов теории государства и права, соответствующих природе государственно-правовой действительности. Познавательную ценность представляет тема 2 "Социально-исторические предпосылки происхождения государства и права". Здесь раскрыты истоки догосударственной власти, ее историческая обусловленность. Познавательной ценностью отличается параграф, посвященный социальным регуляторам рассматриваемого периода. Автору удалось показать хронологию зарождения государственности, противоречие и неоднозначность этого процесса. Представления о государстве как сложном социальном явлении содержатся в лекции 3 "Государство, государственная власть, государственность". Автор представил здесь обзор различных точек зрения относительно понятий "государство", "государственная власть", "государственность", раскрыл их особенности. Соответственно, дана обстоятельная характеристика признаков государства (публичная власть, территория и границы, бюджет и налоги, суверенитет и др.), сделан акцент на особенностях категории "государственная власть", "государственность", их пересечении и различии. Определению состояния, сущности и этапу развития российской государственности способствует тема 4 "Типология государств". В ней раскрывается значение формационного и цивилизационного подходов в решении вопроса о классификации государств, отмечаются соответствующие достоинства и недостатки. Признается и то, что формационная типология государства имеет достаточно убедительное обоснование, опирающееся на исторические факты. По мнению автора, тип государства - это совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития. Уделено внимание также вопросу об особенностях развития государства на современном этапе. В лекции 5 "Функции Российского государства" проводится "теоретическая состыковка" разных авторских позиций относительно понятия, признаков и особенностей функций государства. При этом акцент сделан на том, что современное Российское государство выполняет обновленные внутренние и внешние функции, каждая из которых отличается своим содержанием. Эта часть лекционного материала позволяет познать динамическую составляющую государства, увидеть перспективные направления государственного управленческого воздействия на существующие общественные отношения. Логическим продолжением динамических и статических характеристик государства является рассмотрение вопроса о его структурной организации. Соответственно, в теме 6 "Механизм (аппарат) Российского государства" содержится объемный познавательный материал, включающий соотношение понятий "механизм государства" и "государственный аппарат", вывод о том, что механизм государства - важнейшая характеристика уровня развития российской государственности начала XXI столетия. Утверждение о том, что по мере совершенствования общества усложняется структура государственного механизма, - справедливо. Конституция РФ 1993 г. действительно установила новую систему высших государственных органов, порядок их организации и деятельности, компетенцию. Представляется обоснованным и определение государственного органа как юридически оформленное, организационно-обусловленное звено (элемент) механизма государства, создаваемого для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенного государственно-властными полномочиями (компетенцией) (с. 68). Действительно, определение государственного органа непременно должно содержать указание на наличие у него государственно-властного полномочия, которое и является главным, отличительным признаком данной организационной части (звена) механизма государства. В лекции 7 "Принцип разделения властей в государственном механизме" основной акцент сделан на следующем: в государственно организованном демократическом обществе разделение государственной власти на самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную - важное условие упрочения демократии в обществе, обеспечения прав и свобод человека. При этом взаимоотношения между названными ветвями власти строятся по принципу "сдержек и противовесов", характерных для механизма разделения властей. Существенно то, что с принятием Конституции РФ 1993 г. данная проблема не только получила признание, но и стала реализовываться практически в жизни России. Движение нашего общества по пути совершенствования демократических институтов, необходимость преодоления возникших противоречий нашли отражение в теме 8 "Демократия: природа, содержание, формы". Существенные изменения, происшедшие в нашей стране, обусловили необходимость качественно нового подхода к оценке институтов демократии, использования их позитивных возможностей в современной России. В этой связи, по мнению С. Н. Кожевникова, должны получить новое объяснение вопросы соотношения государственной власти и местного самоуправления, правового положения и возможностей СМИ в обществе, гарантирования индивидуальных и коллективных прав общественных объединений в процессе правового регулирования. Представления о государстве как сложном социальном явлении, имеющем те или иные внешние формы выражения, представлены в лекции 9 "Формы государства". Соответствующий материал рассматривается с точки зрения общего учения о государстве, его форме, государственно-территориальном устройстве. По сути, воспроизводятся известные положения о форме правления, государственного устройства и др. Вместе с тем представляется удачной попытка автора адаптировать рассматриваемый материал к форме Российского государства, что позволяет раскрыть ее особенности. Положительно и стремление С. Н. Кожевникова высказать свою точку зрения как на устоявшиеся, так и новые политико-правовые идеи, относящиеся к формам современных государств. В лекции 10 "Государство и политическая система российского общества" раскрывается важная теоретико-прикладная проблема, связанная с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением факторов, влияющих на определение его места и роли в этой системе. Убедителен вывод о том, что Российское государство - по сути, основное ядро политической системы общества, предопределяемое присущими ему свойствами и особенностями (представляет общество в целом; от его имени принимаются властные решения, касающиеся негосударственных структурных образований, всех членов общества и др.). Общественные объединения (партии и др.) такими полномочиями не обладают, решают в основном локальные по объему и содержанию задачи в определенной сфере общественно-политической жизни. В этой связи государство призвано координировать и обеспечивать законные интересы всех элементов политической системы современной России. На хорошем теоретическом уровне, с использованием научных публикаций последнего времени, представлены тексты лекции 11 "Правовое государство и гражданское общество" и лекции 12 "Личность и государство: их взаимодействие". Они логически завершают курс лекций "Теория государства", содержат научные представления о социальной природе, сущности, особенностях правового государства и гражданского общества, раскрывают обобщенные и систематизированные знания, относящиеся к личности, ее взаимоотношению с государством и правом в современной России. Данный заключительный материал, относящийся к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, представляет интерес не только для юристов, но и для социологов, политологов. Существенную методическую помощь в усвоении проблем теории государства окажут схемы, которыми снабжен предлагаемый курс лекций. Контрольные вопросы по каждой теме призваны нацелить студентов на самостоятельную творческую работу, поиск ответов на актуальные вопросы государствоведения. Вместе с тем можно сказать, что курс лекций С. Н. Кожевникова не лишен отдельных недостатков, спорных положений. 1. Темы: "Предмет, методология, функции теории государства и права"; "Демократия: природа, содержание, формы"; "Личность и государство: их взаимодействие" изложены слишком объемно, с элементами повторений, что может осложнить освоение студентами предлагаемого материала. 2. Раздел 3.4 "Легитимность и легальность государственной власти. Особенности государственной идеологии" интересен нетрадиционными идеями, позволяющими по-новому взглянуть на устоявшиеся правовые понятия и институты, понять государственную власть как сложное социальное политико-правовое явление. Соглашаясь в целом с суждениями автора, вместе с тем необходимо более обстоятельно прояснить один вопрос, на который в рецензируемой работе не содержится достаточно аргументированного ответа. Имеется в виду то, что требуется более отчетливое разграничение понятий "легальность" и "легитимность" государственной власти, а также раскрытие их взаимозависимости в реальной политико-правовой действительности. 3. В лекции "Функции государства" вместо хорошо известных положений целесообразно было уделить больше внимания экономической функции Российского государства в условиях существующей кризисной ситуации. Известно, что студенты-юристы обычно испытывают сложности при рассмотрении именно этого направления государственной деятельности. Сказанное объясняет возрастание роли государства в области экономических процессов. Здесь необходимы более глубокие пояснения автора, его оценка этой тенденции. К тому же в тексте этой лекции не высказано отношение С. Н. Кожевникова к политической функции государства, которая признается в качестве необходимой в юридической литературе последнего времени. Высказанные замечания не бесспорны, носят дискуссионный характер и не влияют на высокую положительную оценку рецензируемой работы. Лекционный курс "Теория государства" отличают высокий теоретический уровень, ясность и четкость изложения материала. С. Н. Кожевникову удалось в доступной для читателя форме изложить сложные теоретические положения, связанные с пониманием происхождения, сущности и содержания государства, его соотношения с иными политико-правовыми явлениями. Несомненно, рецензируемая работа будет весьма полезна не только для студентов-юристов, аспирантов, преподавателей, но и для широкого круга читателей, интересующихся проблемами государствоведения.

Название документа