Проблемные аспекты развития юридического образования в отдаленных регионах (на примере Сахалинской области)

(Бреднева В. С.) ("История государства и права", 2010, N 10) Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТДАЛЕННЫХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ) <*>

В. С. БРЕДНЕВА

Бреднева Валентина Сергеевна, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Юридического института Сахалинского государственного университета, кандидат юридических наук.

В научной литературе практически не исследуется вопрос об особенностях развития юридического образования в отдаленных регионах. Проблемы обусловлены географическими, социальными, экономическими факторами. В сфере правового регулирования образования, в частности определения правового статуса обучающихся и преподавателей, остается немало вопросов. В статье проанализированы спорные правовые ситуации, предложены возможные варианты их разрешения.

Ключевые слова: студенческая юридическая консультация, инновационное юридическое образование, отдаленный регион.

The question about features of development of the juridical education in the remote regions practically is not investigated in the scientific literature. Problems are caused by geographical, social, business factors. There are many questions in sphere of legal regulation of education, of a legal status of teachers. In article disputable legal situations are studied, possible variants of their permission are offered.

Key words: student legal advice, innovative legal education, remote region.

В научной литературе практически не исследуется вопрос о том, насколько сложно развивать науку, инновационные образовательные технологии в отдаленных регионах. Проблемы обусловлены географическими, социальными, экономическими факторами. В сфере правового регулирования образования, в частности определения правового статуса обучающихся и преподавателей, остается немало вопросов. Сложность заключается в том, что образовательные учреждения разнообразны, есть также особые категории обучающихся - например, представители социально незащищенных слоев населения, обучающиеся, совмещающие работу и учебу. А следовательно, и правовое регулирование будет отличаться. Не секрет, что перечень нормативно-правовых актов в сфере образования очень обширный. Это не только Конституция Российской Федерации и Закон "Об образовании", но и Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", Закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" <1>. Ряд правовых актов не полностью, а частично регулируют общественные отношения в этой сфере, например, Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Трудовой кодекс <2>. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009 г. N 7; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Российская газета. 31 июля 1992 г. N 172 (в ред. ФЗ от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ // Российская газета. 22 декабря 2009. N 246); Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Российская газета. 29 августа 1996. N 164 (в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ // Российская газета. 29 декабря 2009 г. N 252); Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" // Парламентская газета. 15 апреля 2000 г. N 72 (в ред. ФЗ от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // Российская газета. 4 июля 2007 г. N 141). <2> Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. 2 декабря 1995. N 234 (в ред. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ // Российская газета. 29 июля 2009 г. N 138); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Парламентская газета. 5 января 2002 г. N 2-5 (в ред. Определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П // Российская газета от 17 декабря 2009 г. N 242). Правовое регулирование труда сахалинских преподавателей осуществляется также Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (ред. от 24 июля 2009 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <3>. -------------------------------- <3> Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // Российская газета. 16 апреля 1993 г. N 73 (в ред. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ // Российская газета. 29 июля 2009 г. N 138).

Помимо этого, существует огромный блок подзаконных нормативных актов, различных СанПинов и стандартов. Например, Постановление Правительства "Об утверждении Типового положения "О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" <4>. -------------------------------- <4> Постановление Правительства от 27 июня 2001 г. N 487 "Об утверждении Типового положения "О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" // Российская газета. 4 июля 2001. N 125 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2007 N 533 // Российская газета. 29 августа 2007. N 189).

Перечисленные нормативно-правовые акты лишь малая часть юридического фундамента образовательного процесса. Несмотря на наличие обширного количества нормативно-правовых актов, на практике до сих пор существует много неоднозначных, спорных правовых ситуаций. В частности, п. 5 Положения о порядке присуждения ученых степеней (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 279): "Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным настоящим Положением критериям. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование. Высшая аттестационная комиссия вправе проверять выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук" <5>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" // Российская газета. 6 февраля 2002 г. N 23 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 279 // Собрание законодательства РФ. 6 апреля 2009 г. N 14. Ст. 1663).

Присуждение ученой степени дает работнику право на доплату на основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 807 (в ред. от 31.03.2009 N 279) "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" <6>. -------------------------------- <6> Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 807 "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" // Российская газета. 19 июля 1994 г. N 134 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 386 // Российская газета. 28 мая 2008 г. N 113).

В то же время п. 41 Положения о порядке присуждения ученых степеней содержит иную формулировку: "Решение о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с даты его принятия Высшей аттестационной комиссией. Решение о присуждении ученой степени кандидата наук вступает в силу с даты принятия Высшей аттестационной комиссией решения о выдаче диплома кандидата наук". Тогда возникает закономерный вопрос: с какого момента возникает право на доплату за ученую степень кандидата наук - с момента защиты или с моменты подтверждения ВАКом? Естественно, каждый субъект опирается на ту норму права, которая в большей степени отвечает его интересам: работник на 5-й пункт, работодатель - на 41-й пункт. Позиция работника очевидна - с какой целью законодатель разделил, что степень доктора присуждается ВАКом, а степень кандидата - диссертационным советом? Почему тогда в п. 5 не указано, что степень и кандидата, и доктора наук присуждается ВАКом? По этому поводу существует немало различных информационных писем, но каков статус этих информационных писем? Они уточняют Положение о порядке присуждения ученых степеней или не должны противоречить ему? Эти вопросы остаются нерешенными уже на протяжении многих лет, систематически создавая в различных регионах нашей страны никому не нужные конфликтные ситуации между работником и работодателем. Особый интерес вызывает п. 7 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании": "Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель". Надо отдать должное Сахалинскому государственному университету: многие работающие там ныне кандидаты наук и аспиранты выучились и учатся при поддержке университета. Но если оценивать объективно: насколько подъемна "ноша" для отдаленного среднестатистического университета? Особенно учитывая, что в период с мая по сентябрь, в декабре - январе стоимость авиабилетов до Санкт-Петербурга и обратно может достигать 50 - 70 тыс. руб.? Аспиранты просто вынуждены планировать свою научную деятельность в соответствии с периодами, когда цены на авиабилеты более реальны. Причем стоимость авиабилетов на другие направления, в города, которые географически расположены не очень далеко от Сахалина, также остается неподъемной для самого аспиранта. Конечно, п. 7 ст. 19 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" может безболезненно действовать, если в организации учится один или два аспиранта... А как быть в ситуации, когда количество желающих учиться превышает финансовые возможности работодателя? Как вариант решения такой проблемы видится разработка федеральной или региональной программы по поддержке отдаленных вузов России, развития научного потенциала в регионах. На Сахалине действительно есть богатый потенциал для творческого и научного развития. Сахалинские ученые пишут монографии, которые получают признание в различных всероссийских и региональных конкурсах. Так, например, по итогам Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 года в области юриспруденции (среди преподавателей высших учебных заведений и практических работников) 2-е место в номинации "Гражданско-правовые науки" заняла Андриановская Ирина Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, завкафедрой гражданского права и процесса Юридического института Сахалинского государственного университета (Преемственность в трудовом праве (ч. 1): Монография. Южно-Сахалинск, 2008. 140 с). Организаторы конкурса - юридический факультет Южно-Уральского государственного университета и Челябинский областной общественный фонд развития науки "Содействие" при поддержке Законодательного Собрания Челябинской области. С 29 сентября по 2 октября 2009 г. на базе Фундаментальной библиотеки ДВГУ (г. Владивосток) состоялся Второй Дальневосточный региональный конкурс "Университетская книга - 2009". В конкурсе участвовали 36 вузов и 2 литературных объединения, которые прислали 427 книг. По итогам в номинации "Юридические науки" победила Сазанова Ирина Владимировна (Злоупотребление субъективным гражданским правом: Монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009). А в номинации "История, философия, религия" лучшей стала Потапова Наталья Владимировна (Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востока: Монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009). Студенты Юридического института Сахалинского государственного университета участвуют в различных научно-практических конференциях, например на базе Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, и также радуют своими результатами. Но развиваться в научной деятельности на Сахалине крайне сложно: ограничен и очень узок рынок специализированной юридической литературы, в силу региональной отдаленности ученые Сахалинской области не имеют возможности участвовать во многих весомых научных мероприятиях. Кроме того, в современный период появилось множество инновационных возможностей усовершенствовать образовательный процесс. В 2009 г. была организована при содействии Сахалинского государственного университета, Сахалинской областной прокуратуры и администрации г. Южно-Сахалинска деятельность бесплатной студенческой юридической консультации СахГУ. Создание бесплатных студенческих юридических консультаций в Российской Федерации стало новой и в то же время популярной формой приобретения профессиональных знаний и навыков студентами-юристами, однако организация, последующая деятельность таких студенческих консультаций требуют много усилий и времени преподавателей, курирующих подобные проекты. Студенческая юридическая консультация СахГУ стала своеобразной инновационной площадкой получения студентами профессиональных навыков на практике. И ее деятельность оказалась востребованной - за несколько месяцев своего существования (октябрь 2009 г. - февраль 2010 г.) поступило порядка 200 обращений от социально незащищенных категорий граждан. Следовательно, возникает необходимость детально исследовать, насколько такая форма приобретения профессиональных юридических навыков эффективна, как организовать работу такой бесплатной студенческой консультации, чтобы она могла стать долгосрочным проектом. Важно разработать образовательную программу, которая бы помогла стажерам юридической консультации СахГУ быстрее адаптироваться к работе с людьми и приобрести первичные навыки профессионального юридического консультирования. Самим вузам выгодно существование подобных площадок, поскольку это прекрасная платформа для прохождения студентами-юристами производственной практики. Необходимо не только активно внедрять в образовательный процесс новые правовые и информационные технологии в образовании, но и необходимо разрабатывать качественно новые учебно-методические комплексы в рамках уже существующих учебных дисциплин. Также необходимо заново разрабатывать курсы лекций и планы семинарских занятий с учетом использования различных технических устройств. Остается открытым вопрос о мерах поддержки такой инновационной образовательной деятельности, о материальных стимулах для преподавателей, курирующих подобные проекты, в противном случае внедрение инноваций может сойти на нет вместе с энтузиазмом отдельных преподавателей. Очевидно, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс любого вуза может положительно сказаться на престиже и имидже учебного заведения, станет рекламой для привлечения абитуриентов в будущей перспективе. Таким образом, развитие юридического образования в отдаленных регионах имеет свою специфику, особенности. Устранение пробелов в сфере правового регулирования образования и поддержка инновационной деятельности отдаленных вузов способны качественно изменить содержание и формы образовательного процесса, изменить мотивацию студентов к участию в научной деятельности, повысить мотивацию преподавателей к совершенствованию профессиональных навыков.

Название документа