Концертно-творческая деятельность коллективов в вузе культуры и искусств
(Бурдюжа Е. А.)
("Культура: управление, экономика, право", 2010, N 1)
Текст документа
КОНЦЕРТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВОВ
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Е. А. БУРДЮЖА
Бурдюжа Е. А., проректор по концертно-творческой работе Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук.
Конституцией РФ гарантируется право каждому гражданину на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В законодательстве Российской Федерации о культуре раскрыта суть понятия "государственная культурная политика", которая понимается как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. В условиях вуза культуры вышеуказанные права личности реализуются в различных видах деятельности, одним из которых является работа творческих коллективов.
Безусловно, формирование творческих способностей студентов академии и развитие их творческой самореализации является одной из актуальных проблем концертно-творческой и исполнительской деятельности нашего вуза, что позволило выделить ряд противоречий следующего характера:
- социально-педагогического - между возросшими потребностями общества в разносторонней, творческой личности специалиста социокультурной сферы и не полностью реализованными потенциальными возможностями вузов культуры и искусств в их подготовке;
- научно-теоретического - между необходимостью создания научно обоснованной педагогической системы самореализации студентов вуза культуры как одной из задач образовательно-воспитательного процесса в высшей школе и недостаточной ее теоретической разработанностью в вузах культуры и искусств;
- научно-методического - между объективной потребностью проектирования системы концертной деятельности как средства самореализации студента вуза культуры и искусств и недостаточной разработанностью технологии реализации данной системы в процессе их профессионального образования.
Таким образом, самореализация студентов возможна как творческий процесс, осуществляемый по законам культуры личности.
Челябинская государственная академия культуры и искусств - одно из ведущих учебных заведений нашего города, это крупнейший центр подготовки специалистов сферы культуры и искусств. Каждый день в академии бурлит яркая, многообразная концертно-творческая и исполнительская деятельность. Гордостью нашей альма-матер являются творческие коллективы и солисты, известные далеко за пределами Южного Урала.
Сегодня в академии работают 22 творческих коллектива, из них 6 занимаются учебно-образовательной деятельностью, 16 - концертно-исполнительской.
Музыкально-педагогический факультет (5 творческих коллективов):
- Оркестр русских народных инструментов, худ. рук. и дирижер В. И. Лавришин;
- Хор народной музыки "Песни Урала", рук. Л. И. Шутова, И. А. Игнатьев;
- Фольклорный ансамбль "Заряница", рук. Н. И. Бухарина;
- Студия эстрадного вокала "Академия", рук. Р. Г. Хабибулин;
- Студенческий биг-бэнд, рук. Д. А. Спирев.
Исполнительский факультет (3 творческих коллектива):
- Оркестр струнных инструментов, худ. рук. и дирижер А. А. Абдурахманов;
- Академический хор, рук. Л. И. Еремин, хормейстер О. А. Селезнева;
- Оркестр русских народных инструментов, рук. А. С. Султанова.
Хореографический факультет (4 творческих коллектива):
- Ансамбль танца "Малахит", рук. В. И. Панферов;
- Ансамбль эстрадного танца, рук. О. Р. Григорьева;
- Ансамбль современного танца, рук. И. Ю. Ивлева;
- Ансамбль бального танца, рук. К. Ю. Новиков.
Факультет театра, кино и телевидения (4 творческих коллектива):
- Киноклуб "9 муза", рук. А. П. Евдак;
- Мастерская новой пьесы "БАБЫ", рук. Е. В. Калужских;
- Студия молодых ведущих, рук. Н. И. Ушкова;
- Литературная студия "Взлетная полоса", рук. Н. А. Ягодинцева.
Деятельность данных творческих коллективов можно разделить на учебную, просветительную, творческую и организационную. Соединение различных видов деятельности в работе каждого творческого коллектива - свидетельство своеобразия творческого объединения, целью которого является помощь в формировании творческой личности, самовыражение, самоактуализация и самореализация. В каждом из видов деятельности заключены присущие ему закономерности, определяемые целями и сущностью того или иного вида.
Учебная деятельность. Ее цель - привитие навыков и умений в избранной области. В педагогике существует определенная методика формирования умений и навыков, которая в целом пригодна и для учебной деятельности в творческих коллективах. В оркестре - исполнительскому искусству; в хоре - ансамблевому исполнительству; в хореографическом - соответственно особенностям обучения хореографическому искусству. Таким образом, закономерности учебной деятельности определяются психолого-педагогическими особенностями коллектива, спецификой содержания, связанного с определенным видом искусств.
Просветительная деятельность. Учитывает специфические возможности коллектива в осуществлении просветительной функции. Целью просветительной деятельности в творческих объединениях является развитие и формирование познавательных интересов. В творческих коллективах академии познавательная деятельность становится одной из основных. Так, в Мастерской новой пьесы "БАБЫ" на начальном этапе работы над той или иной пьесой участницам обычно дается задание узнать из других художественных произведений об особенностях жизни и культуры, познакомиться с эпохой, с творческой биографией автора и т. д.
Творческая деятельность. Закономерности творческой деятельности определяются теми же основами, что и учебной. Однако в ней существенным образом изменяются цели. Творческая деятельность - одна из самых значительных и важных в работе коллективов академии. Ее целью являются развитие творческих способностей личности и высокий исполнительский уровень участников. Творческая деятельность складывается из элементов, рождающихся на каждом занятии, при каждой встрече участника и руководителя, поэтому развитие всех остальных видов деятельности становится необходимой основой для повседневного и глубокого творчества участников коллективов.
Организаторская деятельность. Ее целью является развитие и формирование общественной активности личности. Например, в КВНе важнейшим является проведение конкурсов, массовых мероприятий, концертов, которые организуют сами участники клуба. Для административной группы задача состоит в том, чтобы стать зачинщиком, организатором и участником данного мероприятия.
Все виды деятельности творческих коллективов академии прежде всего направлены на развитие творчества. В работе коллективов они переплетаются, взаимораскрывают и дополняют друг друга. Поэтому их деление условно и принято только с целью уяснения особенностей и сущности каждого из видов деятельности. А так как в каждом творческом коллективе вообще и на отдельных этапах его деятельности в частности всегда можно обнаружить преобладающий вид, это дает основание для составления наиболее активной программы и методики организации деятельности творческих коллективов академии. Итак, деятельность творческих коллективов эффективна при условии знания и учета в работе способностей и характеров участников, их исполнительского уровня; четкого представления о целях воспитательного процесса; умения организовать прочный и сплоченный коллектив, способствующий формированию коллективной морали и правильных межличностных отношений; глубокого знания закономерностей разных видов деятельности и умения определить, из чего складывается работа данного коллектива и какой из видов деятельности является ведущим.
Для успешной плодотворной работы творческих коллективов было разработано положение, регламентирующее концертно-творческую и исполнительскую деятельность в вузе, в котором были поставлены четкие цели и задачи:
1. Разработка программы для осуществления творческих контактов с образовательными учреждениями ближнего и дальнего зарубежья.
2. Развитие отношений между вузами и средними специальными учебными заведениями по договору о сотрудничестве.
3. Организация в Академии региональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей исполнительского мастерства, мастер-классов для студентов, аспирантов и преподавателей.
4. Обмен творческими коллективами с вузами культуры и искусств.
5. Осуществление всесторонней поддержки солистов, творческих коллективов, действующих на базе вуза.
6. Разработка системы мероприятий по организации концертной и театральной деятельности, выявление перспектив гастрольной деятельности солистов и творческих коллективов.
7. Организация сотрудничества с театрами и филармонией в организации абонементных концертов.
8. Организация зарубежной гастрольной деятельности солистов и творческих коллективов академии.
9. Укрепление культурных связей между учреждениями среднего и высшего профессионального и дополнительного образования в области культуры и искусств.
10. Организация работы студенческой филармонии "Классика".
Используя положительный опыт работы прошлых лет и творческий потенциал Академии, творческие коллективы выстраивают свою работу по следующим направлениям:
1. Концертно-исполнительская деятельность (концерты: сольные, тематические, авторские; конкурсы; фестивали и мастер-классы).
2. Культурно-досуговая деятельность (посещение театров, концертных залов, картинной галереи, выставок, занятия в творческих коллективах).
3. Художественно-творческая деятельность (выставки, творческие встречи, презентации, работа творческих лабораторий, осуществление творческих проектов).
4. Гастрольная деятельность (участие в фестивалях, конкурсах различного уровня, творческие поездки и экспедиции студентов и преподавателей академии).
5. Просветительская и профориентационная работа творческих коллективов (концерты, открытые уроки, лекции, работа в студиях и коллективах для детей и подростков и др.).
Анализ содержания учебных планов различных специальностей нашей Академии позволил определить, что концертно-творческая и исполнительская деятельность является как формой подготовки, так и формой контроля в процессе профессионального вузовского образования (например, подготовка и демонстрация концертной программы при итоговой государственной аттестации) и выступает как средство самореализации студентов вуза культуры и искусств. Таким образом, целесообразность концертно-творческой деятельности объясняется следующими причинами:
1. Личность студента должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
2. Объединение субъектов и студентов Академии через художественно-творческое воспитание. В нашем случае субъектами выступают Министерство культуры Челябинской области, Управление культуры г. Челябинска (дворцы культуры, клубы досуга, детские музыкальные школы, парки, библиотеки) и т. д.
3. Концертно-творческая деятельность позволяет моделировать условия для самореализации личности студента и педагога, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту.
4. В процессе реализации концертно-творческой и исполнительской деятельности формируется имидж учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности студентов и преподавателей нашего вуза.
Одним из основных направлений работы факультетов вуза является работа по сохранению и дальнейшему развитию творческих коллективов. Творческие коллективы академии должны быть визитной карточкой факультета и вуза. Так, в Михайловском театре (г. Санкт-Петербург) проходит конкурс "Гран-при", другим словом, "ярмарка талантов" студентов хореографических училищ. Наши творческие коллективы, в составе которых студенты старших курсов - будущие специалисты социокультурной сферы и артисты, должны не только пропагандировать то или иное искусство, вести просветительскую и концертную деятельность, но и иметь отличительную черту и профессионализм, что позволит зарекомендовать себя на рынке труда и заинтересовать работодателей. Исполнителей и творческие коллективы нашего вуза должны узнавать зрители.
В нашем вузе на протяжении пяти лет работает творческий проект студенческая филармония "Классика", участниками которой являются творческие коллективы вуза.
В рамках работы студенческой филармонии "Классика" студенты реализуют свои творческие проекты: спектакли, сольные концерты, акции, игровые программы, уроки-лекции, творческие встречи и др.
Основной целью создания студенческой филармонии "Классика" является художественное образование и эстетическое воспитание студентов вуза. Благодаря работе филармонии студенты имеют возможность развить и реализовать свои творческие потребности, что является чрезвычайно важным для современного высшего образования. Таким образом, работать в филармонии "Классика" должно быть престижно не только творческим коллективам, но и аспирантам, молодым преподавателям.
Творческий потенциал участников коллективов реализуется через творческие проекты вуза. Многие специализированные кафедры творческих факультетов академии превращаются в творческие лаборатории, в которых реализуются творческие идеи студентов. Зачастую воплощение этих творческих проектов приводит к рождению профессиональных коллективов, покоряющих сценические подмостки нашей страны и мира. К примеру, Мастерская новой пьесы "БАБЫ". Спектакль "Дворовая девчонка" в постановке режиссера и руководителя мастерской "БАБЫ" Е. В. Калужских стал настоящей акцией против наркомании.
В рамках лаборатории "АРХАИКА И АВАНГАРД" (руководитель А. А. Мордасов) был поставлен спектакль по исторической пьесе А. И. Лазарева "Баллада о Танкограде", в котором принимала участие творческая группа, состоящая из профессиональных артистов и студентов Академии.
Раз в полгода в Челябинской государственной академии культуры и искусств проводятся традиционные "Баянные и аккордеонные вечера". Автором этого яркого творческого проекта, а также постоянным участником-исполнителем является заслуженный деятель искусств РФ Виктор Герасимов и его ученики. За четыре года существования проекта, направленного на популяризацию баяна и аккордеона среди широкой аудитории, было проведено более 25 концертов.
Творческий проект "Музей танца" преподавателей хореографического факультета и ансамбля "Малахит" направлен на приобщение к многообразию хореографического искусства. В проекте "Музей танца" соединено разнообразие танцевальных жанров: историко-бытовой, классический, народный, эстрадный танец, бальная хореография. Проект рассчитан на широкий круг зрителей: от учащихся ДШИ до представителей совета ветеранов.
Творческий характер, самопознание, саморазвитие и самореализация участников творческих коллективов проявляются в организации и проведении конкурсов на базе нашего вуза. Это - областной конкурс молодых исполнителей эстрадной песни "Я! Звезда". Данный конкурс был организован при активном участии и помощи вокального ансамбля "Академия" кафедры эстрадно-оркестрового творчества, зав. кафедрой Р. Г. Хабибулин. Так, в 2009 г. 1 марта на сцене Учебного театра встретились более 70 вокалистов старше 16 лет из разных городов Челябинской области.
Традиционно в апреле в концертном зале проходит Открытый региональный конкурс молодых и юных исполнителей народной песни "Надежда", творческий проект кафедры народного хорового пения и хора народной музыки "Песни Урала", зав. кафедрой И. А. Игнатьев. По итогам конкурса кафедра организует "круглый стол", где обсуждается уровень подготовки и исполнительское мастерство конкурсантов. Победители конкурса в категории "Молодые" имеют возможность поступления в наш вуз.
Хореографический факультет и ансамбль танца "Малахит", декан В. И. Панферов, ежегодно проводят региональный конкурс балетмейстеров. Организаторы конкурса видят в нем перспективы развития хореографического искусства, повышения роли хореографов, работающих с непрофессиональными коллективами. В ходе работы над конкурсными произведениями совершается индивидуальный поиск новых выразительных средств и форм хореографических произведений.
Фестиваль творчества студентов Академии "Весенняя увертюра". Идея данного фестиваля родилась после абсолютной победы студентов Академии в фестивале "Весна студенческая - 2005". Основной целью фестиваля является выявление и стимулирование талантливых исполнителей и творческих коллективов. Данный праздник творчества создан для самореализации творческого потенциала способностей студентов нашего вуза. Это творческое состязание в пяти номинациях: музыкальное, хореографическое направления (народный, эстрадный танец, современная хореография), журналистика, направление декоративно-прикладного творчества и театральное направление. Из года в год данный фестиваль приобретает все большую актуальность среди студенчества, в 2009 г. фестиваль приобрел большую актуальность, так как он ознаменован Годом молодежи.
Творческий характер саморазвития студентов проявляется в работе литературной студии "Взлетная полоса" (руководитель: член Союза писателей России, автор 10 книг Нина Александровна Ягодинцева). Студия ориентирует участников на приобретение профессиональных навыков работы со словом. Ребята не раз становились лауреатами литературных конкурсов областного и российского значения. Последними их достижениями стала победа во Всероссийском конкурсе "С веком наравне" (г. Москва) и успешное участие в творческой лаборатории "Поэтическая мастерская" (г. Омск).
За последние годы лаборатория звукозаписи (рук. Т. Ю. Шкербина) и творческие коллективы вуза выпустили 11 компакт-дисков с записью концертов. Это компакт-диск авторской программы Н. Н. Малыгина с оркестром русских народных инструментов исполнительского факультета; Творческий проект "Золотые имена академии" (солисты-инструменталисты), "Играют студенты класса профессора Е. А. Левитана"; "Гитара сердце обжигает" - играют студенты класса В. Козлова; "На восходе солнца ясного" - традиционные песни регионов России исполняет лауреат Международного конкурса фольклорный ансамбль "Заряница" и др.
Важное значение в концертной деятельности творческих коллективов имеют гастрольные поездки. Особое внимание ректором вуза уделяется международным поездкам с целью укрепления связей и обмена творческим опытом, а также для формирования положительного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. В этом направлении были заключены творческие договоры с вузом Узбекистана, Высшей народной школой г. Ванген (Германия), туристической компанией Турции "Зазу туризм".
Постоянно, из года в год, говорится о нехватке бюджетных средств, направляемых на содержание творческих коллективов. Однако должна сказать, что ректор использует каждую появляющуюся возможность на ежемесячную доплату руководителям к заработной плате за активную концертную деятельность, выделяет премии студентам и преподавателям "За достижения в творческой и исполнительской деятельности", выделяет средства на приобретение музыкальных инструментов, пошив костюмов, гастрольную деятельность, организацию и проведение мастер-классов и фестивалей.
Хотелось бы отметить и обратить внимание, что в последние годы в финансировании гастрольных поездок творческих коллективов принимают участие и академия, и коллектив. Вклад участников творческих коллективов составляет 30% от всей суммы. В этом направлении активную работу ведут следующие коллективы: хор народной музыки "Песни Урала", ансамбль танца "Малахит", Мастерская новой пьесы "БАБЫ". Пользуясь случаем, призываю и другие творческие коллективы воспользоваться положительным опытом вышеназванных участников.
В 2005 г. Ученым советом Академии была учреждена премия "За достижения в творческой и исполнительской деятельности". Всего за эти годы поощрены 21 преподаватель, 10 студентов и 12 творческих коллективов на сумму более 550 тыс. рублей. За активную концертно-творческую деятельность и высокие результаты в конкурсах за 2008 - 2009 учебный год более 100 студентов были поощрены дополнительной стипендией ректора вуза.
Несмотря на высокие достижения творческих коллективов и отдельных исполнителей, есть ряд проблем, требующих пристального внимания со стороны руководителей и заведующих кафедр:
1. Недостаточная ответственность участников коллективов за сохранность музыкальных инструментов и сценических костюмов.
2. Недостаточное взаимосодружество творческих коллективов в реализации творческих проектов и концертных программ.
3. Многие руководители творческих коллективов ведут малоинициативную работу в концертно-творческой и исполнительской деятельности.
Итак, имидж нашей Академии формируется в соответствии с корпоративной миссией и учетом современной социокультурной ситуации в Челябинской области, посредством образовательных услуг и программ в соответствии с конкретными условиями вуза.
В новом учебном году планируется следующая работа по концертно-творческой и исполнительской деятельности творческих коллективов:
1. Совершенствовать работу руководителей творческих коллективов по планированию и осуществлению концертно-творческой деятельности на платной основе.
2. Активизировать работу руководителей по достижению высокого уровня исполнительского мастерства участников творческих коллективов и отдельных исполнителей.
3. Совершенствовать работу руководителей по планированию и осуществлению репертуара, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке участников творческих коллективов, согласно Образовательному стандарту высшего профессионального образования.
4. Продолжить просветительскую и профориентационную работу творческих коллективов.
5. Подготовить и провести тематические мероприятия (концерты, выставки, творческие встречи, запись дисков и т. д.), посвященные 65-летию со дня Победы в ВОВ.
Четыре десятилетия подряд руководители и участники творческих коллективов делают жизнь любимой Академии ярче и красочнее. 2008 - 2009 учебный год был особым в истории нашего вуза, он ознаменован 40-летием со дня образования Академии. Встретив свое 40-летие, Академия уверенно смотрит в будущее, а это значит, что впереди множество интересных конкурсов, концертов, спектаклей, массовых театрализованных представлений и новых творческих проектов, которые воплощают в жизнь люди, чья судьба посвящена культуре, искусству и студентам: Виктор Панферов, Леонид Еремин, Лира Шутова, Игорь Игнатьев, Евгений Левитан, Нина Ягодинцева, Адик Абдурахманов, Надежда Ушкова, Елена Калужских, Рулан Хабибулин, Надежда Бухарина... Данный список можно продолжить благодаря тем, кто работал и продолжает работать руководителями творческих коллективов в нашем вузе во благо Ее Величества культуры и искусства! Ведь Челябинская государственная академии культуры и искусств - это путь к успеху!
Название документа