Конституционно-правовые явления и искусство: аспекты взаимного влияния

(Сазонникова Е. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 6) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИСКУССТВО: АСПЕКТЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ <*>

Е. В. САЗОННИКОВА

Сазонникова Е. В., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

В российской науке конституционного права вопрос взаимовлияния конституционно-правовых явлений с искусством не становился предметом отдельного исследования, что обусловливает актуальность данной статьи. Статья посвящена вопросам конституционно-правового регулирования искусства и искусству как способу познания конституционных явлений.

Ключевые слова: конституционное право, культура, искусство, свобода творчества.

In Russian science of constitutional right the question of influences of the constitutional phenomena and art did not become the article of separate research, that stipulates actuality of this article. The article is devoted to the questions of the constitutional adjusting of art and art as to the way of cognition of the constitutional phenomena.

Key words: constitutional law, culture, art, freedom of creation.

Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности <1>.

М. М.Бахтин

Исходные положения. Право и искусство, будучи формами общественного сознания, отражают социальную реальность, поэтому их взаимное влияние является одной из глубоких философских проблем <2>. Изучение взаимовлияния права и искусства возможно с позиции разных наук: культурологии, искусствознания, филологии, политологии, социологии, правоведения <3>. -------------------------------- <2> См.: Лаку-Лабарт Ф. Поэтика и политика // Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996. С. 7 - 42; Барбакадзе Д. Поэзия и политика // Новая юность. 2009. N 4(91). Цит. по сайту "Журнальный зал". URL: http:www. magazines. russ. ru. <3> См.: Лафитский В. И. Мир права у Шекспира // Часть вторая. В мире распятого Христа. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2008. С. 329 - 349; Осипян Б. А. Взаимодействие норм науки, искусства и права // Современное право. 2005. N 9. С. 79 - 83; Правоведы дореволюционной России о произведении искусства как объекте права: На примере музыки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

В российской науке конституционного права вопрос взаимовлияния конституционно-правовых явлений и искусства не становился предметом отдельного исследования, что обусловило актуальность данной статьи <4>. -------------------------------- <4> Не представляя различные суждения о сущности конституционно-правовых явлений и искусства, исходным для целей статьи избрано следующее понимание: конституционно-правовые явления - понятие, обобщающее неограниченное множество явлений, входящих в объектную сферу конституционно-правовой науки; искусство - форма познавательной деятельности, в которой личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения"; образное освоение действительности, где доминирует индивидуальное (см.: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2003. С. 60 - 61).

В методологии исследования необходимо интегрирование разнообразных подходов: формально-юридический подход ограничивает проблематику взаимовлияния вопросами регулирования искусства правовыми нормами; системный, культурологический, семиотический, социологический и психологический подходы позволяют рассматривать право и искусство соответственно как целостные, иерархические, структурированные множества элементов, как формы культуры, как знаковые системы, как социальные явления, как порождения психики человека. Влияние конституционно-правовых явлений на искусство. 1. Конституционные модели современности характеризуются появлением искусства как элемента духовной культуры в структуре предмета конституционно-правового регулирования. Это объясняется заинтересованностью государства в использовании потенциала образного воздействия художественных средств для обеспечения своего единства, целостности и воспитания граждан в духе патриотизма. Включение искусства в сферу конституционно-правового регулирования происходит через закрепление конституционных прав и свобод (мысли, слова, художественного творчества, права на объединение), обязанностей (заботиться о сохранении исторического и культурного наследия), а также путем конституционно-правового регулирования "срезов" культурного пространства, которые могут быть соотнесены с искусством (средства массовой информации, образование). Только в единичных государствах на уровне конституции закреплены основы государственной политики в отношении искусства в целом (Конституция Италии) или разных его видов (Конституция Швейцарии о музыке, кинематографе). 2. В отношении к искусству в истории России Новейшего времени выделяется два периода (при построении периодизации применена теория конституционных циклов А. Н. Медушевского): 1-й период - с началом цикла "перехода от абсолютизма к монархическому конституционализму, затем к режиму мнимого конституционализма" вплоть до конца 80-х - начала 90-х годов XX в. На протяжении этого периода устанавливаются два главных типа отношений между государством и искусством <5> (Г. В. Плеханов): первый тип - "утилитарный": придание произведениям искусства значения "приговора о явлениях жизни", в той мере, в какой политическая власть "вообще обращает внимание на этот предмет", второй тип - "искусство для искусства": "...склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей их общественной средой". -------------------------------- <5> Цит. по: Художественная жизнь современного общества. Том 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К. Б. Соколов. СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 1996. С. 210.

2-й период - начиная с "кризиса советской модели номинального конституционализма" в конце 80-х - начале 90-х годов и до настоящего времени - характеризуется конституционным провозглашением запрета цензуры, свободы творчества, созданием правовых условий для обращения произведений искусства. Сегодня сформировался новый тип отношений между государством и искусством: искусство рассматривается как способ реализации индивидуальной активности граждан, вид занятости населения, как производство. Это стало следствием интерференции многообразных социальных процессов (построения рыночной экономики, трансформации политической системы, информатизации, глобализации). Появились новые эстетические потребности, в удовлетворении которых, исходя из понимания свободы как вседозволенности, "парализующего обилия выбора" (Э. Тоффлер), позволяются различные средства вплоть до отрицания мастерства. 3. Признавая за искусством коммуникативную функцию, государство в идеале осуществляет разноплановую деятельность. Во-первых, государство поддерживает искусство. Воспитание подлинного художественного вкуса граждан, поощрение эстетических запросов личности должно быть одним из элементов культурной функции государства. "Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям" <6>. -------------------------------- <6> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 24 апреля.

Во-вторых, государство принимает меры по защите граждан от образного воздействия произведений, представляющих угрозу духовному здоровью населения. Одна из самых серьезных угроз заключается в атмосфере массовой культуры, гедонизма потребительского общества, когда художественная деятельность становится бизнесом, произведения искусства "штампуются", в том числе на культурный государственный заказ, вкусовые предпочтения формируются сквозь призму средств массовой информации. В-третьих, государство поощряет традиционное и инновационное направления развития искусства. Однако протекционизм по отношению к новаторству, экспериментальным направлениям в искусстве не должен стать определяющим вектором развития государственной политики в области искусства. В идеологии инновационного развития, которая сегодня затронула все сферы жизнедеятельности общества, кроется серьезная угроза для сохранения искусства как традиции. 4. "Произведение искусства" - как воплощение понятия "объект права" - устоялось в правовом дискурсе, но осталось недоступно для четкого определения. "Попытка постигнуть эту вещность с помощью общепринятых понятий о вещи не увенчалась успехом" <7> (М. Хайдеггер). -------------------------------- <7> См.: Хайдеггер М. Исток художественного творения // Библиотека Гумер - Философия. URL: http://www. gumer. info.

В отечественной науке конституционного права теоретическая разработка понятия "произведение искусства" сосредоточена в основном в плоскости реализации конституционной свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности. Но существуют и иные отношения, складывающиеся по поводу произведений искусства: например, в силу ст. 8 ФКЗ от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" <8> "использование Государственного гимна Российской Федерации в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации". -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 2000. N 52 (часть I). Ст. 5022.

Развитие государственных практик часто становится предпосылкой для возникновения отдельных произведений и даже целых направлений искусства. Так, пейзажный парк, по мысли Н. Певзнера, "был изобретен философами, писателями и знатоками искусства, не архитекторами и не садоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма... Партия вигов - это первый источник пейзажного сада, философия рационализма - второй" <9>. -------------------------------- <9> Цит. по: Никитина И. Л. Философия искусства. М.: Изд-во "Омега-Л", 2008. С. 83.

5. В теории войны - конфликта между политическими образованиями - возникло понятие "трофейное искусство", под которым понимаются захваченные в качестве трофеев и вывезенные из страны произведения искусства. В период военного положения одной из мер, применяемых государством для сбережения произведений искусства, является эвакуация. После окончания войны решение судьбы трофейных произведений представляет собой один из серьезных вопросов внешней политики. 6. В компетенцию органов государственной власти входит учреждение образовательных учреждений и средств массовой информации в художественной сфере, создание консультативных советов по вопросам искусства, награждение деятелей искусства, присвоение званий. 7. Через конституционное правосудие происходит преобразование правового регулирования отношений, складывающихся в разных сферах искусства. 8. В цензуре относительно художественного творчества выделяются публичный и индивидуалистский аспекты. Конституционный запрет цензуры в средствах массовой информации не снимает вопрос о цензуре в смысле просмотра и оценки художественных произведений, предназначенных к печати, постановке, исполнению и т. п. Поэтому цензура в широком смысле как система государственного надзора за информацией <10> имеет прямое отношение к искусству. Основная цель цензуры в данном случае: ограничить или прекратить распространение художественных образов, которые государство считает недопустимыми по соображениям защиты личной, общественной и государственной безопасности. -------------------------------- <10> Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 4. С - Я. М., 1985. С. 640.

В индивидуалистском плане (при самоцензуре как одной из психологических черт личности) автор не включает, исключает или маскирует отдельные элементы содержания произведения в результате сознательной или интуитивной реакции на ограничения свободы творчества, требования политкорректности. Самоцензура может быть названа в числе особенностей когнитивного стиля автора. 9. Конституционная идеология оказывает влияние на искусство посредством формирования политических взглядов творца, основанных на признании или отрицании конституционно-правовых ценностей. Взаимоотношения творца и власти - одна из актуальных проблем, которая находит разные выражения: от существования официально не признаваемого "андеграундного" искусства как способа протеста или эскапизма (рок-музыка, парадоксизм, антиутопия, "московский концептуализм") до искусства, подчиненного государственной идеологии. Влияние искусства на конституционно-правовые явления. В гносеологии конституционного права осмысление эстетического типа познания, характерного для искусства, дополнит научное правопонимание новым элементом: конституционное право тесно связано не только с экономикой, политикой, но и с философией искусства и с эстетикой как составляющими духовной культуры ("искусство является просто-напросто установлением мира, т. е. ...возможностью истории" - Ф. Лаку-Ламбарт). В конституционно-правовом поле искусство часто остается незамеченным, но оно действительно в нем существует: искусство преобразует реальность через эстетическое воздействие на разные группы общества и конкретного человека, способствует развитию чувственного восприятия в отношении конституционно-правовых явлений. Использование потенциала эмоционального воздействия искусства было известно уже в древности, когда музыкальные и поэтические произведения сочинялись по заказу правителей, создавались придворные оркестры. Даже если творец не ставит специально такой цели, в произведении искусства на общественно-политические темы всегда отражаются идейные позиции их авторов. Основные влияния искусства на конституционно-правовые явления: 1. Благодаря использованию средств искусства государственно-значимые события (государственные праздники, официальные визиты представителей иностранных государств, награждения, избирательные кампании и иные) приобретают особую торжественность. 2. По произведениям искусства (литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, песням, художественным фильмам, фото-, кино-, видеохронике) происходит знакомство с эпохами, событиями, правителями. 3. В искусстве создается символика конституционной системы государственности (гимн - торжественная песнь высокого пафоса - музыкально-поэтическое произведение; герб - графическое изображение государства - произведение изобразительного искусства; памятники историческим личностям и событиям - произведения монументально-скульптурного искусства). При создании конституций одним из неявных требований выступает придание такой степени красоты текста, какая создается при соприкосновении с произведением искусства. Особое значение в этом качестве имеет преамбула, в которой провозглашаются базовые национальные ценности. 4. Искусство поддерживает основательность государственной власти посредством образов историчности, преемственности и наглядности ее институтов: - органы государственной власти (парламенты, правительства, суды, резиденции монархов) располагаются в исторических зданиях - шедеврах архитектуры; - в целях хранения, изучения и публичного представления истории органов государственной власти создаются музеи, библиотеки, центры наследия, публикуется литературное наследие - мемуары, письма, биографии и т. д.; - оформление сайтов органов государственной власти осуществляется посредством медиаискусства. 5. В искусстве выражаются государственные и гражданские идеи. Художественные образы являются не только фундаментом общественного согласия, солидарности, но и катализаторами социальных конфликтов, что находит выражение: - в создании произведений, провоцирующих политические перемены (общее название таких направлений искусства - авангард); - в выражении художественными средствами публичного протеста (в стрит-арте (уличном искусстве), в том числе в граффити, нанесение изображений и надписей на стены зданий и сооружений, транспортные средства, как правило, осуществляется без соответствующих разрешений, поэтому может быть квалифицировано как вандализм); - в сатирических произведениях, рассчитанных на комедийный и иронический эффект (пародии и карикатуры на государственные события, на политических деятелей). 6. Творческое начало деятельности Конституционного Суда РФ предполагает возможность "художественной окраски" стиля судебных решений. Практически это выражается в использовании латинизмов (принципы "a fortiory", "non bis in idem") и обращении к философским учениям мыслителей (Аристотеля, Г. Гегеля, И. Канта). 7. Понимание законодательства как разновидности литературного произведения было обосновано в отечественной правовой науке в середине 60-х годов XX в., однако и тогда, да и сейчас всеобщего признания эта идея не получила <11>, по всей видимости, из-за того, что актам законодательства не свойственна экспрессивность художественного изложения. -------------------------------- <11> Основоположник отечественной правовой лингвистики А. А. Ушаков обратил внимание на необходимость изучения "права как особого вида литературы", а также на то, что всякое законодательное произведение имеет свой сюжет, композицию. См. об этом: Власенко Н. А. Роль А. А. Ушакова в формировании отечественной правовой лингвистики // Государство и право. 2009. N 5. С. 90 - 91.

В конституционном праве внимания требует вопрос использования специальной лексики из области искусства, так как имеются примеры несоответствия философскому и культурологическому смыслу многих понятий. Задачей научных исследований является конкретизация терминологии конституционно-правовых актов. 8. Художественные образы в источниках конституционно-правовой науки привлекают, когда необходимы образность, чувствительность и выразительность, которые не может обеспечить научный язык. В произведениях искусства всесторонне запечатлена жизнь общества, поэтому они являются одним из начал вдохновения конституционалистов. Обращение к произведениям искусства - это свидетельство индивидуальности авторского почерка, не произвольное использование литературного материала, подтверждающее авторское мнение, а аналитический прием, используемый для аргументации научных выводов художественными средствами, способ привнесения подтекста. Лингвистический анализ источников конституционно-правовой науки позволяет выявить многообразные способы придания им художественности, в частности: - первый: название работы, содержащее своего рода авторский "шифр" ее содержания, побуждающее читателя к воображению ("Конституция - это математика свободы", "Конституция - правовой вектор России", "Идеальная Конституция на небесах, у Бога" <12>); -------------------------------- <12> См.: Зорькин Д. В. Россия и Конституция в 21 веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 31, 38, 72.

- второй: использование в научном тексте и речи: стилистических приемов (аллюзий, эпиграфов, метафор, лирических отступлений и пр.); риторических фигур, в том числе тропов; текстовых реминисценций и т. д. 9. Документальная литература (в том числе автобиографическая) в системе источников науки конституционного права занимает заслуженное место, сочетая элементы научности и художественности, это некая срединная область между искусством и повседневностью. Взаимопроникновение конституционного права и искусства приводит к возникновению специфических видов практической деятельности, имеющих конституционно-правовое содержание: герменевтика (искусство толкования конституционных текстов), риторика (ораторское искусство), критика (искусство разбора научных конституционно-правовых текстов), публицистика конституционно-правового содержания (литературный жанр), акционизм <13> (искусство действия), плакат (политический, агитационный) как вид графического искусства. -------------------------------- <13> Известные акции: "Георгиевская ленточка", "Ленточка Ленинградской Победы".

Общность конституционного права и искусства выражается на уровне языка в наличии многозначных слов (в праве и искусстве соответственно): - каденция (срок полномочий выборного лица; завершение раздела пьесы); - партия (вид общественного объединения; часть оперы); - сессия (форма работы парламента; собрание музыкантов для совместной игры, репетиции); - сецессия (выход субъекта из состава федерации; архитектурный стиль); - экспозе (сообщение премьер-министра по вопросам текущей политики парламенту; краткое изложение произведения или выдержки из него) и пр. Вывод. Только на первый взгляд конституционно-правовые явления и искусство находятся друг от друга на значительном расстоянии. Будучи явлениями духовной культуры, они тесно взаимосвязаны. В самом общем плане конституционно-правовые явления и искусство находятся в динамических отношениях непричинного детерминизма в виде связи состояний (в дискурсе постмодерна между ними существуют отношения многовариантности, непредсказуемости, случайности). По содержанию конституционного права можно предположить общую ситуацию в искусстве, и наоборот. Конституционное право закрепляет важнейшие принципы, в которых отражается отношение государства к искусству, устанавливает основы государственной политики в отношении искусства, регулирует отдельные общественные отношения, складывающиеся по поводу произведений искусства, закрепляет и охраняет права и свободы граждан в области искусства. Искусство предстает как самостоятельный вид познания конституционно-правовых явлений, как один из факторов конституционно-правового научного познания, как способ социальной коммуникации государственно-организованной общности людей, как вид духовно-практической творческой деятельности, направленной на формирование эстетических представлений о правах человека, достойной жизни и свободном развитии. Предлагается дополнить предложенный К. В. Арановским состав примерных признаков государственно-правовой традиции <14> новым элементом: вмешательство свободы творчества и искусства в образование конституционно-правовых убеждений, образов, ценностей, идей. -------------------------------- <14> См.: Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Изд-во "Юридический центр "Пресс", 2003. С. 28 - 29.

Название документа