Психология личности в правоохранительной деятельности

(Журавель Е. Г.) ("Юридическая психология", 2010, N 1) Текст документа

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

Е. Г. ЖУРАВЕЛЬ

В статье анализируется одно из самых сложных понятий в психологии - понятие личности. Понятие "личность" рассматривается с точки зрения биогенетического, социогенетического и психогенетического подходов. Исследуются факторы формирования личности.

The article analyses one of the most complicated concepts in psychology - the concept of personality. The concept of personality is considered from the viewpoint of biogenetic, socio-genetic and psychogenetic approaches; studies the factors of formation of personality.

Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в юриспруденции и психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями разных, в том числе и правовых, наук, широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе часто является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как "субъект", "лицо", "человек" - участник тех или иных правоотношений. Эту особенность следует иметь в виду юристам в практической работе для того, чтобы правильно ориентироваться в терминах тем, кто изучает юридическую психологию, которая, с одной стороны, использует фундаментальные понятия психологии, а с другой - должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права. Стоит внимательно посмотреть на целый ряд правовых норм, чтобы убедиться в том, какое большое значение придает законодатель понятию личности, требуя от юристов не формально, а по существу учитывать психологическое содержание данного понятия, проявляя на деле "уважение чести и достоинства личности" участников уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК), руководствуясь принципами "неприкосновенности личности" (ст. 10 УПК), справедливости назначения наказания лицам, совершившим преступление (ст. 6 УК), административное правонарушение с учетом "личности виновного" (п. 2 ст. 4.1 КоАП). Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. В психологии наряду с понятием "личность" широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: "человек", "индивид", "индивидуальность". Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек - это общественное существо, включенное в общественные отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь. Индивид (от лат. "individuum" - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности. Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в этот период можно говорить лишь как об индивиде. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т. д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. Таким образом, происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею. С этой точки зрения по сравнению с понятием "индивид" понятие "личность" - качественно более новое образование, появляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми. Первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности театрального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, театральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало употребляться в качестве понятия, олицетворяющего сочетание наиболее ярких индивидуальных характеристик конкретного человека, отличающих его от других, выступающего в той или иной социальной роли. При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы: I. Биогенетический подход (ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма): - Теория рекапитуляции в развитии личности (С. Холл) - развитие личности в свернутом виде содержит такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. - Конституционная теория личности (Э. Кречмер) - вывел типы личности из особенностей телосложения человека. - Биологическая теория личности (З. Фрейд) - все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека. Считал, что лишь незначительная часть того, что происходит в душе человека, характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек способен правильно понять и объяснить. Структура личности, по Фрейду: - "оно" - собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы, потребности. Является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (теория Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов); - "я" - сознание, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Ориентирует на принцип реальности; - "сверх-я" - представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. II. Социогенетический подход (объясняет особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми): - Теория социализации (Дж. Кольман) - человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. - Теория научения (Э. Торндайк, Б. Скинер) - жизнь личности, ее отношение к результатам подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. - Теория ролей (Дж. Мид) - общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. - Теория поля (К. Левин) - личность живет и развивается в психологическом поле окружающих его положительных и отрицательных предметов (это легло в основу конфликтологии). III. Психогенетический подход (не отрицает значение ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов): - Психодинамическая теория (Э. Эриксон) - объясняется поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики. - Когнитивистская (Ж. Пиаже, Д. Келли) - предпочтение отдается интеллектуально-познавательной сфере психики личности. - Персонологическая (Э. Шпрангер, К. Бюлер) - внимание акцентируется на развитии личности в целом. - Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Сущность подходов к изучению личности отечественных психологов. - Подход Б. Г. Ананьева рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологического вида; в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; как личности; человека как части человечества. - Подход К. А. Абульхановой представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее становления лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление. - Подход А. Н. Леонтьева и А. В. Петровского. Согласно этому подходу при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости. - Подход В. В. Мясищева рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. - Подход К. К. Платонова - личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность; опыт; особенности психических процессов; биопсихологические свойства. - Подход Д. Н. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер. - Подход Д. И. Фельдштейна. Согласно ему в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. Ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность. В этой связи, естественно, возникает вопрос: какому из этих подходов отдать предпочтение? Однозначно ответить на него достаточно сложно. Думается, все эти подходы могут быть полезны в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь. Поэтому, чтобы избежать ненужных крайностей и уйти от малопродуктивной полемики, следует придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в котором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психологическая, и, разумеется, социальная, характеризующие в своей совокупности каждого конкретного человека в его отношениях с обществом и поэтому помогающие выделить и отличить его среди других. В связи с этим наиболее взвешенным выглядит утверждение о том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к социальному, либо к биологическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребностям, внутренним побуждениям и влечениям деятельность, а в последующем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные ее особенности и которые в конечном итоге определяют его дальнейшее развитие. На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс развития его личности под влиянием социальной среды и воспитания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздействиям не пассивно, а активно, сознательно, приспосабливаясь к разнообразным жизненным ситуациям с учетом каких-то только ему присущих наследственно обусловленных особенностей. Все это позволяет утверждать, что личность любого человека определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление. Когда говорят о личности того или иного субъекта, прежде всего предполагают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темперамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т. д.). Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Таким образом, личность - конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ребенок или психически больной человек не может считаться личностью. Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в отдельных правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как "субъект правоотношений", "гражданин", "участник", "лицо", т. е. как человек право - и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т. д. И это следует иметь в виду, когда мы используем в юридической психологии, в правовой науке понятие личности. От того, насколько правильно ответим на то, каким образом происходит формирование личности, во многом будет зависеть психолого-правовая оценка противоправных действий, понимание психологических критериев вменяемости и невменяемости, определение меры наказания не только с учетом содеянного, но и особенностей личности виновного в уголовном (административном) праве, оценка критериев дееспособности/недееспособности в гражданском праве. Специалисты в области детской, возрастной психологии отмечают, что уже к четвертому месяцу жизни ребенка появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему извне сигналы в виде положительных (улыбка) либо отрицательных (выражение тревожности) реакций при восприятии им окружающих людей. Данное обстоятельство свидетельствует о самой ранней, начальной организации первого опыта общения индивида, о появлении у него начавшей формироваться способности к различению. Затем уже в эти первые месяцы и в последующем ребенок неосознанно начинает руководствоваться принципом реальности, и в его подсознании начинают проявляться первые проблески его "я". В возрасте 8 - 9 месяцев у ребенка уже отмечается такой хорошо заметный эмоциональный феномен, как страх перед незнакомыми людьми, что вызывает у него аффективно окрашенные формы реагирования. В этот же период у него формируются собственные телесные ощущения, зрительные, тактильные и проприоцептивные виды восприятия, т. е. начинается процесс разграничения себя и среды, себя и ближайшего окружения. Наблюдая за поведением ребенка в начале второго года, у него можно заметить пробуждающийся интерес к новым, незнакомым людям, элементы подражания. А уже приблизительно с трех лет происходит активное формирование его "я". В это же время начинается известный многим по наблюдениям за детьми очень важный с точки зрения развития личности период негативизма, когда ребенок противится всякому давлению извне, как бы желая все, о чем ему говорят, делать наоборот, поступая так только ради того, чтобы показать свой характер, утвердить себя и, не побоимся сказать, проявить первые едва заметные ростки своей пробуждающейся личности. По существу, это своего рода первое опробование своего собственного "я" в качестве субъекта межличностных (обычно семейных) отношений с теми, кто его непосредственно окружает. Хорошо известны наиболее заметные периоды в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формировании его личности (ранний детский возраст, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), а также главные жизненные кризисы, связанные с переходом от одного возраста к другому. Факторы формирования личности: I. Внутренние: наследственные (генетические), общение. II. Внешние: - макро - и микросреда; - личная деятельность (игровая, учебная, трудовая, воинская, общественная); - воспитание, самовоспитание; - обучение, самообразование; - природные, географические и материальные условия жизни. Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных с практической точки зрения способов ее исследования и описания. В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности: - описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности); - описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типологическое описание личности). 1. Черты, качества, факторы личности. Первоначально наиболее активно развивалось направление, в котором исследовались отдельные черты или качества личности. Последние рассматривались как независимые друг от друга признаки, в которых проявляются склонности человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. При таком подходе в понятие "качество личности" вкладывается определенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная характеристика человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Обычно то или иное качество, черта бывают выражены в большей или меньшей степени либо они могут вообще не проявляться. С помощью специально разработанных методик отдельные качества (или свойства) личности могут быть не только выявлены, но и благодаря тому, что они поддаются измерению, сопоставляться, подвергаться ранжированию. Это позволяет сравнивать людей по выраженности у них того или иного качества. Изучая определенное качество (черту), мы как бы соотносим его с границами выраженности данного качества у других лиц и в соответствии с этим даем им различную оценку по этому качеству. Понятно, что качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера и т. д. Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться и при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор. 2. Тип личности. В дальнейшем указанное выше направление было дополнено введением понятия "тип личности (личностный тип)". Личностные типы - это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации. Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психологический портрет (профиль) личности человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств. В любом случае, понятие "личностный тип" предполагает существование определенной связи, корреляции между отдельными чертами личности, совокупность которых и характеризует тот или иной тип. Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие - те или иные поведенческие характеристики человека и т. д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер - смотря под каким углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой "чистый" в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он "похож" на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко подмечено, каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого. И все же при всей относительности данного подхода определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен. Остановимся кратко лишь на некоторых из наиболее известных типологических характеристик личности, представляющих наибольший интерес для юридической психологии и тех проблем, которые в ней рассматриваются. В историческом плане к одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н. э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов - в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. Следующая попытка вывести психологическую типологию была предпринята в начале 20-х годов прошлого века немецким врачом-психиатром, психологом Э. Кречмером (1888 - 1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широко известный труд "Строение тела и характер", в котором проблема "соотношения души и тела", психического и физического была центральной. Ученый обратил внимание, что два наиболее распространенных психических заболевания - шизофрения и маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдаются у людей с определенным типом телосложения. В дальнейшем он перенес эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей. Так, наблюдая за больными с различными психическими расстройствами, Э. Кречмер заметил, что среди них чаще встречаются лица, имеющие "три постоянно повторяющихся главных строения тела: пикническое, астеническое и атлетическое. Причем эти морфологические типы ученый видел и в популяции психически здоровых людей. У лиц, больных шизофренией, по мнению Э. Кречмера, чаще наблюдается астеническое (или лепто-сомное - буквально узкотелое) телосложение. Они худощавы, узкоплечи. У них сравнительно с общими размерами тела длинная узкая плоская грудь, неразвитая мышечная и жировая ткани с явным отставанием веса от длины тела. Причем такой тип телосложения наблюдается не только среди больных, страдающих шизофренией, но и у психически здоровых людей, которых Кречмер назвал шизоидами (или шизотимиками) за их внешнее сходство с больными шизофренией и за ярко выраженные черты "шизоидного" характера. Такими наиболее выраженными чертами характера шизоидов, с его точки зрения, являются: замкнутость, эмоциональная холодность, отчужденность, сдержанность в проявлении эмоций, несмотря на то что у них весьма чувствительная натура. Они погружены в мир собственных переживаний, застенчивы, внутренне отгорожены от окружающих. Страдающие маниакально-депрессивным психозом чаще имеют так называемый пикнический склад телосложения. У них средний рост, плотная фигура, более развитая по отношению к телу грудь, крупная голова, широкое с мягкими чертами лицо, выступающий живот. Такой тип людей, по мнению Кречмера, имеет "циклоидный" характер. Они общительные и добросердечные, веселые и остроумные, беспечные, любят жизнь, прагматики. У них часто меняется настроение. Их чувства открыты и понятны окружающим. С ними легко общаться. К этим двум главным конституциональным типам Кречмер добавил атлетический и диспластический типы, имеющие не столь характерные черты, чтобы связывать их с определенными психическими характеристиками, как это было сделано им при описании астеников и пикников. Так, к атлетическому типу Кречмером были отнесены люди среднего или высокого роста, с развитой грудной клеткой, мускулатурой, широкоплечие, статные с сужающейся книзу формой туловища и т. д. Завершая краткое изложение взглядов Кречмера, следует отметить, что в психической норме корреляция между приведенными выше типами личности и строением тела не была выражена столь заметно, как в клинике. Хотя в целом, в весьма обобщенной форме, можно говорить о том, что "пикники", как правило, действительно имеют "циклотимический" характер, "астеники" (лептосомы) чаще наделены чертами "шизоидного" (шизотимического) характера. Значение популярной в свое время теории Кречмера состояло в том, что она сыграла роль своеобразного стимула для проведения последующих исследований в поисках связей между телосложением человека и структурой его личности. В 1927 г. появилась типология личности американского психолога Шелдона, который также обозначил три соматических типа, два из которых весьма напоминают циклотимиков и шизотимиков Кречмера, и предложил свою систему определения людей в соответствии с разработанными им шкалами с использованием "трех психофизиологических компонентов личности", или, как он их называл, темпераментов. Среди других известных типологий личности следует назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром К. Юнгом (1875 - 1961), делившим людей на интровертов и экстравертов. В психологии интроверсия/экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип - на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему. Дополнительно к этим двум установкам Юнгом были выделены еще четыре психологические функции, а именно: мышление, эмоции, ощущение, интуиция. В свое время разработанная К. Юнгом типология была положительно принята многими учеными и послужила базой для дальнейших исследований проблем личности, а введенные им в научный оборот термины, выражающие такой важный личностный фактор, как "экстраверсия/интроверсия", используются и поныне. Кроме того, типологическая модель личности К. Юнга помогает человеку лучше понять себя, окружающих его людей, увидеть трудности, которые возникают у него в процессе межличностного общения, т. е. служит своеобразным инструментом для собственной психологической ориентации в обществе. Среди продолживших разработку типологических моделей личности К. Юнга следует назвать известного английского психолога Г. Ю. Айзенка (род. в 1916 г.), создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе "экстраверсия/интроверсия", но дополненную им таким важным элементом, как "личностная адаптация" в виде эмоционально-волевой "стабильности/нестабильности". В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма. По схеме Г. Айзенка на одном полюсе находится тип личности, отличающийся нервно-психической устойчивостью, эмоциональной зрелостью, прекрасной адаптивностью. На другом - эмоционально неустойчивый личностный тип с низким уровнем адаптации к социальным условиям. Теория личности успешно разрабатывалась также и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности в конце XIX - начале XX в. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Существенный вклад в разработку теории личности внесли известные ученые П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и другие ученые. Например, в 1915 г. А. Ф. Лазурским (1874 - 1917) была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что она должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от "степени одаренности" индивида, под которой понимал "прирожденный запас физических и духовных сил" человека, "запас его нервно-психической энергии", его психической активности. А. Ф. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо - и эндопсихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими. Идея отношения индивида к среде в понимании личности была важным шагом вперед по сравнению с прежним взглядом на личность как на совокупность только чисто психических функций. По мнению А. Ф. Лазурского, эндопсихические отношения личности выражают "как бы внутренний механизм человеческой личности". Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одаренность человека, его способности к восприятию, память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевую устойчивость, психомоторику и т. п. Экзопсихические проявления личности по своему содержанию определяются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т. е. отражают систему отношений личности к окружающему миру. Создавая свою классификацию личностных типов, А. Ф. Лазурский в ее основу кладет степень выраженности, интенсивности вышеупомянутых проявлений, относя человеческие личности на разные (от высшего к низшему) уровни психического развития. Разработанная А. Ф. Лазурским типология личностей, его научные взгляды оказали существенное влияние на последующие работы психологов, посвященные характерологии, а также на исследования особенностей личности преступников, на создание классификации преступных типов в трудах отечественных криминологов (С. В. Познышев и др.). Также широко известна типологическая модель личности, в основу которой было положено учение И. П. Павлова (1849 - 1936) о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика. В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера (А. Е. Личко, К. Леонгард и др.). Различные личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач, связанных с исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей целенаправленно выявить те или иные характерные особенности личности, например направленность, ее мотивационную сферу, уровень притязаний, самооценку и т. д. Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел С. Л. Рубинштейн (1889 - 1960), который в 1940 г. писал о том, что "в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности". В последующем в теорию личности большой вклад внесли наши известные отечественные психологи Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др. Несмотря на несколько различные подходы к данной проблеме, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социальных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в межличностные, общественные отношения. Понятие "мир психических явлений человека" равнозначно понятию "психическая структура личности". В юридических вузах за основу при рассмотрении психологической структуры личности взята концепция К. К. Платонова, включающая: подструктуру направленности, опыта, психических форм отражения, темперамента и других биологически обусловленных свойств. В данной статье за основу взят иной подход, он удобен в практическом отношении при изучении личности преступника, различных участников судопроизводства, при составлении психологической характеристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы. Он прост и понятен для юриста-практика. Итак, в структуре психики человека выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: 1. Психические процессы - проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь), эмоциональные (эмоции, чувства) и волевые (воля). 2. Психические состояния - это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне работоспособности. К ним относятся: состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма, спокойствия или тревожности и т. д. 3. Психические свойства - это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности. 4. Психические образования - это результат диалектической взаимосвязи психических процессов, состояний, свойств и активной деятельности человека. К ним относятся: знания, навыки, умения, привычки, опыт, мастерство. Вывод: Личность - это понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. Рассмотренные понятия "личность", "человек", "индивид" и "индивидуальность", а также раскрытые факторы формирования личности и ее психологическая структура позволяют заключить, что личность - это очень сложное структурное понятие, включающее набор наследственных факторов, продуктов социализации, особенностей обучения и воспитания человека, делающие его неповторимым и наделяющие индивидуально-психологическими особенностями. Практическая деятельность человека - основа единства присущих ему психических процессов, свойств, состояний и образований. В свою очередь, личность человека выражается в единстве психических процессов, свойств, состояний и образований.

Название документа