О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России

(Сибиряков С. Л.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 3) Текст документа

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

С. Л. СИБИРЯКОВ

Сибиряков С. Л., заведующий кафедрой специальных юридических дисциплин юридического факультета НОУ ВПО "Волгоградский институт бизнеса", профессор, доктор юридических наук, руководитель Региональной криминологической лаборатории.

В ряду проблем, которые представляют реальную угрозу процессу построения правового государства и гражданского общества в нашей стране, такие широкомасштабные явления, как правовой нигилизм, коррупция и неэффективная судебно-следственная система. В этой связи актуальность предложенной нами к рассмотрению темы не вызывает сомнений и определяется целым рядом факторов: - во-первых, тем, что руководство страны, в том числе в лице избранного Президента России Д. Медведева, неоднократно подчеркивало острую необходимость преодоления правового нигилизма в широких массах населения, особенно среди чиновников и государственных служащих всех уровней; - во-вторых, тем, что наша страна интегрируется в общую европейскую систему образования (бакалавриат - магистрат) и процесс этот носит неоднозначный и противоречивый характер; - в-третьих, тем, что в последнее десятилетие отмечается тенденция к явному снижению как качественного уровня защищаемых кандидатских и докторских диссертаций, так и числа ученых-юристов, а главное, негативное изменение их возрастного состава, т. е. сложилась ситуация, при которой средний возраст доктора наук, профессора составляет более 60 лет. Одновременно соотношение защищаемых докторских диссертаций к кандидатским составило, например, в 2006 г. - 1:9,6; а число защищенных диссертаций по специальности 12.00.03 по отношению к остальным 12 специальностям составило 29% (?!) <1>. -------------------------------- <1> См.: Ганин В. В. Некоторые аспекты работы докторских диссертационных Советов по юридическим наукам в 2006 г. // Юридическое образование и наука. 2007. N 3. Вряд ли такая диспропорция обусловлена объективными факторами.

При этом ученых-юристов уровня В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Н. Ф. Кузнецовой становится все меньше. Таким образом, в процессе реализации Болонской конвенции мы пока "добились" лишь снижения качества подготовки кадров юристов в целом и научно-педагогических и научных - в частности. При этом многие кандидатские диссертации по своему качественному уровню все чаще приближаются к выпускным дипломным работам, а докторские, соответственно, - к кандидатским диссертациям <2>. В то же время, как хорошо известно, значительное число дипломов выпускников юридических вузов носит явно компилятивный (сознательно или бессознательно) характер. Только 5 - 7% из них могут быть признаны действительно самостоятельными, творческими, с элементами научной основы работами. Во многом данная ситуация определяется не только общим снижением уровня подготовленности абитуриентов, но и снижением качественного состава руководителей дипломных работ. В итоге на одного доцента или профессора все чаще приходится руководство десятью и более дипломами, а не менее 10% их руководителей вообще не имеют ученой степени и звания; -------------------------------- <2> В этой связи нам не кажется логичным, а тем более целесообразным, переход к западной системе аттестации научных кадров, при которой остается только степень доктора наук (явно не соответствующая по уровню отечественной), а магистерская работа, по сути, "заменяет" кандидатскую...

- в-четвертых, тем, что как качество подготовки значительного числа студентов-юристов, особенно в рамках тех вузов, которые в основном используют систему дистанционного обучения, так и учебной литературы для них часто находится на низком уровне (последний фактор наглядно продемонстрирован нами в предыдущей статье <3>). -------------------------------- <3> См.: Сибиряков С. Л. Об актуальных проблемах юридического образования и науки в условиях современной России // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

Кроме того, все чаще публикуются "учебники" без грифов, нередко просто "составленные" (?!) их авторами, зачастую лицами, только несколько лет назад защитившими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, причем нередко совсем в другой специальности. В таких по сути своей и самое большее слабых пособиях часто не имеется ссылок даже на нормативные материалы. Между тем всем нам необходимо иметь в виду, что процесс формирования полноценного гражданского общества в России подразумевает прежде всего эффективное правовое сопровождение, которое, в свою очередь, невозможно без должного кадрового обеспечения. Отсюда следует, что первостепенной задачей в рассматриваемой нами сфере является создание и обеспечение эффективного функционирования комплексной системы подготовки высококвалифицированных специалистов - юристов на всех уровнях. Решение этой непростой задачи связано с созданием и/или укреплением следующих основных блоков (составляющих, элементов) предлагаемой нами системы качественной подготовки студентов в первую очередь, а также соискателей, аспирантов и докторантов, что предполагает: 1. Формирование в вузах высококвалифицированного профессорско-преподавательского коллектива (именно коллектива, а не состава) единомышленников, сочетающего в себе ядро зрелых опытных профессоров, доцентов и формирующейся с их помощью молодой смены преподавателей и старших преподавателей, аспирантов и докторантов. 2. Обеспечение на практике, а не на бумаге действенной подсистемы повышения квалификации всего профессорско-преподавательского коллектива на регулярной основе на республиканском или, по крайней мере, межрегиональном уровнях; но обязательно на базе ведущих вузов и университетов страны. Часть этой многоступенчатой подсистемы должна быть создана, а главное, реально и эффективно функционировать в форме соответствующих постоянно действующих семинаров, "школ" молодых преподавателей, лекторов, ученых и т. д. Именно в их рамках и формируется база для пополнения резерва ведущих преподавателей, руководителей кафедр, факультетов, вузов. 3. Все большее значение, особенно в настоящее время и на ближайшую перспективу, приобретают вопросы материального обеспечения и морального стимулирования как отдельных преподавателей и ученых всех уровней, так и их коллективов в целом. Естественно, осуществляться это должно в строгом соответствии с реальным вкладом каждого в общее дело: это и адекватные зарплаты, и доплаты к ним, и премии, и кредиты, и персональные контракты, и обеспечение жильем, полноценным отдыхом и т. д. 4. При этом особое значение приобретает создание максимально эффективной, а главное, объективной системы оценки их работы (рейтинги, уровни и т. д.). Осознавая, что в современных условиях вряд ли возможно создать целостную систему оценки как научной, так и педагогической деятельности, предлагаю ввести отдельные ее элементы, например четкую фиксацию личного участия (включая видео-, интернет-участие) в работе конференций, конгрессов, семинаров и т. д. В данном случае для претендентов на ученую степень кандидата юридических наук таких подтвержденных выступлений с научными сообщениями на межрегиональных, республиканских или международных конференциях должно быть не менее двух-трех, а докладов для соискателей степени доктора юридических наук - не менее 10 - 12. Полагаю, что это необходимо сделать исходя из известной максимы: "Заговори, чтобы я тебя увидел". Такие выступления обязательно должны указываться в авторефератах в соответствующем перечне в добавление к имеющимся позициям. В этой связи предлагаем также в соответствующих сборниках тезисов, научных статей и т. п. делать отметку о непосредственном (а не формальном) участии того или иного автора в работе конференции, симпозиума, конгресса и т. п. 5. Одновременно необходимо реализовать систему, при которой факт защиты диссертации на соискание ученой степени (с последующим утверждением ВАК России) не должен определять для получившего его лица пожизненное "почивание на лаврах" (что нередко имеет место до настоящего времени). Если в течение трех (максимум пяти) лет ученая степень не подтверждается проводимыми научными исследованиями, соответствующими публикациями и выступлениями на конференциях различного уровня, в первую очередь межрегиональных, республиканских и международных (включая рейтинг цитирования автора) и т. п., то данное лицо не может соответствовать определенной педагогической и/или научной должности, получать надбавки, индивидуальные контракты и т. д. 6. Отбор по четким и максимально однозначным критериям качественного состава студентов, аспирантов и докторантов. Несоблюдение на практике такого подхода уже привело к тому, что хотя число юристов год от года неуклонно растет, качество их подготовки в основе своей падает: прежде всего с точки зрения уровня профессионализма в целом, а также в плане нравственно-культурной деформации. Перефразируя в этой связи точное, на наш взгляд, высказывание вице-президента "Медиа-Союза" Елены Зелинской, можно утверждать, что и в юридической науке много появилось и продолжает появляться "людей, которых объединяет одно - невежество, как правило, воинствующее". В результате, мы все чаще сталкиваемся со случаями откровенной недобросовестности и непорядочности как со стороны части студентов и преподавателей, их обучающих, так и молодых специалистов и даже ученых. Нередко последние не гнушаются с помощью примитивной компиляции или откровенного плагиата, а также ряда других неблаговидных способов и технологий достичь вожделенных степеней, званий, должностей и т. д. (признания в целом). 7. Интенсификацию научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и аспирантов <4>, без достаточно высокого уровня организации которой невозможна подготовка высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов. -------------------------------- <4> В данном случае мы подразумеваем постепенное формирование научных школ и актуальных направлений исследований, подготовку и регулярное издание сборников научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов, а в целом - постоянный выпуск качественной научной, учебно-методической литературы; активное участие в конференциях и симпозиумах всех уровней и т. д.

Особую значимость сказанное выше приобретает по отношению к подготовке будущих юристов, так как их качественное обучение невозможно без развития навыков самостоятельной творческой работы, причем не только и не столько в рамках формализованных до предела таких ее форм, как СРС, ДО, ПД. Указанное подразумевает активное участие обучаемого (в различных формах и на различных уровнях) прежде всего в УИРС, а также в НИРС, т. е. в рамках научных кружков, проблемных и тематических групп; научных лабораторий, временных творческих научных коллективов, призванных в первую очередь способствовать развитию системы качественной подготовки будущих юристов в целом, научных и научно-педагогических кадров в частности. 8. По нашему мнению, все это будет не только способствовать повышению уровня знаний, получаемых обучаемыми, но и обеспечивать их более сознательный подход к профориентации, выбору узкой специализации и в конечном итоге определению своего места в системе юриспруденции, правоохранительных органах страны или в научно-исследовательских и иных структурах формирующегося правового государства и гражданского общества России. В заключение необходимо особо подчеркнуть, что при подготовке именно юристов и организации учебно-научного процесса на соответствующих факультетах главный аспект - воспитательный, потому что юрист с низким уровнем общей культуры и морали - это абсолютный брак в работе любого юридического учебного заведения, не говоря уже о невозможности на такой основе "выращивания" собственных научных и научно-педагогических кадров.

Название документа