Естественное право людей: от житейских иллюзий к науке

(Грибакин А. В.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 5) Текст документа

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ЛЮДЕЙ: ОТ ЖИТЕЙСКИХ ИЛЛЮЗИЙ К НАУКЕ

А. В. ГРИБАКИН

Грибакин Александр Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Отрицается научное значение концепции естественных прав людей. Методологически обозначен путь исследования процессов становления индивидов имеющими права и несущими обязанности.

Ключевые слова: индивид, права, обязанности, естественный, правообязанность, идеологема.

The natural right of people: from wordly illusions to science A. V. Gribakin

A scientific significance of natural rights conception is denied. The author methodologically shows the way of studying processes of becoming individuals with rights and responsibilities.

Key words: the individual, rights, duties, natural, right-duty, ideologeme.

Как целостное образование человеческое сообщество представляет собой систему разнородных (экономических, политических, юридических, моральных, эстетических, религиозных и др.) отношений между людьми, социальными институтами, государствами, народами. Причем как перечисленные, так и иные общественные отношения существуют не автономно, не изолированно, а накладываясь, переплетаясь, обусловливая друг друга. Зачастую каждое отношение, форму которого составляет зависимость или свободное общение, сотрудничество или эгоизм, участие в делах, сопровождаемое помощью или нанесением ущерба и т. д., имеет и экономическое, и политическое, и юридическое, и моральное, и иное содержание. Однако в любом случае стороны, участники общественного отношения, связаны между собой правами и обязанностями, которые являются универсальным средством консолидации социума, придания ему устойчивости и определенности. Главная характеристика общественных отношений любого вида - их правообязанностное содержание. Увязывая общество в единое целое, права и обязанности индивидов составляют их социальный статус, обозначают место, занимаемое каждым человеком среди людей, ареал исторического творчества. Вот почему принципиально важно исследовать механизм становления индивидов имеющими права и несущими обязанности. Видное место в сложившихся представлениях об источниках прав и обязанностей индивидов занимает учение об их естественном происхождении. За сотни лет теоретической работы по проблемам права понятие "естественное" утратило свое строгое значение природного, обозначающего внешний мир, окружающий человека, либо его организм как социобиологического существа. Сегодня, говоря о естественных правах, авторы чаще всего имеют в виду, что права достались людям без каких-либо усилий с их стороны, присущи им просто в силу причастности к человеческому роду. Для обретения этих прав индивидам не требуется что-либо делать, совершать какие-либо поступки и т. п. В этой иллюзии ничегонеделания и состоит секрет притягательности так называемой теории естественных прав человека. В действительности ни в философской, ни в юридической науке не сложилось научной теории естественных прав человека. Место систематического знания занимают декларативные положения и установки <1>. И это не случайно, ибо нельзя составить научную теорию о том, чего нет, но можно представить ее подобие, состоящее из условно принимаемых идей и представлений. У людей нет и не может быть естественных, т. е. доставшихся просто так, дарованных кем-то или чем-то прав, а равно обязанностей, хотя о последних названная теория фактически умалчивает <2>. В обществе, в качествах людей нет ничего такого, что не являлось бы результатом их жизнедеятельности. Природа даровала людям солнечный свет, воду, воздух, разнообразные полезные ископаемые, ставшие сырьем для материального производства социальных продуктов, предметов культуры. Поэт однажды заметил, что жизни и свободы достоин тот, кто "каждый день идет за них на бой". -------------------------------- <1> В качестве свежего примера собрания таких деклараций можно привести публикацию: Гуляихин В. Н. Диалектика естественного и позитивного права как источник общественно-правового прогресса // Вопр. права и политики. 2013. N 3. С. 221 - 238; URL: http://e-notabene. ru/lr/contents_2013_3.php. <2> Как отмечает В. А. Канке, "концепция естественного права не выдерживает критики, а ее принятие всегда связано с совершением неочевидной философской ошибки, которая на протяжении многих веков кочует из книги в книгу" (Канке В. А. Философия для юристов: Учеб. для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 308).

В действительности так называемая теория естественных прав человека есть идеологема, т. е. субъективно, волевым образом принятые принцип, установка в целях, во-первых, политико-идеологического и духовно-нравственного воспитания населения страны и, во-вторых, политической борьбы с произволом и насилием, от кого бы они ни исходили. Роль и значение концепции естественных прав индивидов в историческом процессе противоречивы. Можно говорить как о ее позитивном, конструктивном влиянии на развитие классов, народов, на содержание идеологической деятельности государств, политических партий, так и о негативном разрушительном воздействии на то и другое. Представим краткую сводку наших аргументов <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Грибакин А. В. Введение в философию права. Екатеринбург, 1999; Он же. Право как предмет науки // Рос. юрид. журн. 2002. N 3. С. 27 - 35; Он же. Философия права и обязанности личности // Право и закон: философско-социологические исследования: Коллективная моногр. / Отв. ред. А. В. Грибакин. Екатеринбург, 2010. Вып. 2. С. 7 - 40.

Во-первых, в названной концепции декларативно решается вопрос об источнике естественных прав людей. Называют как внешние относительно индивида силы (Бог, Природа, Абсолютный разум), так и внутренние свойства человека (тело, разум). В последние годы многие авторы утверждают, что естественные права людей - стихийный результат функционирования общества. Однако любые стихийные события не возникают без причин и без оснований. Во-вторых, в концепции естественных прав замалчивается природа обязанностей. А между тем это принципиальный вопрос, поскольку реализация права одних обеспечивается исполнением коррелирующих с ним обязанностей другими людьми, социальными институтами. Если последние отсутствуют либо обязанности не исполняются, то права индивидов теряют всякое значение. В-третьих, идея принадлежности каждому индивиду естественных прав в качестве регулятива поведения людей, деятельности социальных институтов и прежде всего государства получила универсальное применение для обоснования самых разных, зачастую противоположных социальных феноменов: с одной стороны, рабства, крепостничества, а с другой - свободы личности, труда, для оправдания монархического строя и демократических учреждений. Для одних авторов названная идея - важнейший аргумент в пользу организации общества на коллективистских началах, для других - на индивидуалистических и т. д. Таким образом, не остается и тени сомнения в том, что образ естественных прав людей есть фантазия, иллюзия, с помощью которой можно объяснить и оправдать все и вся, ибо гибкость иллюзорных представлений не знает границ. Можно показать причины, корни, механизмы формирования вымышленного образа, обрисовать его место в духовной жизни, значение в политической борьбе, в межличностном общении, но невозможно доказать его реальное существование. В человеческом арсенале имеется немало великих иллюзорных субъектов и объектов, играющих важную роль в жизни людей. Естественное право есть одно из них, созданных воображением философов в целях критики наличного бытия людей, протеста против существующих порядков в обществе, восполнения односторонности жизни, когда в прошлом большая часть населения была юридически бесправна, а также в интересах выбора критерия для лучших общественных отношений, лучших законов, защиты личности, гарантирования ее автономности. Известно, что с помощью иллюзорных образов восполняются лакуны в знаниях. Свежий пример - измышления относительно существования "уральского треугольника". Мифический объект введен для объяснения причин гибели группы Дятлова и пропажи самолета АН-2 под Серовом. К удовольствию здравомыслящих самолет вскоре после объявления названной "догадки" нашли. Никаких мистических сил. Авария состоялась из-за ошибок, допущенных людьми. Идеологема естественного права обладает значительной социальной силой. В Новое время европейской истории ею теоретически обосновывали борьбу с феодальными порядками, с привилегиями аристократии. Она возвышала личность трудящегося, предпринимателя. Оправдывала свержение монархического строя, утверждение демократии, свободы личности. Не утратила этих качеств и сегодня относительно произвола, от кого бы он ни происходил. Используется в противостоянии индивидов, групп людей произволу со стороны социальных институтов и организаций. Однако имеется значительный материал, свидетельствующий о деструктивной роли идеологемы естественного права в наши дни. Во-первых, в большой политике она служит целям обоснования вмешательства одних государств в дела других, в судьбы народов. Внутри тех или иных стран она используется для прикрытия деятельности объединений, нередко пытающихся внести сумятицу в умы людей, в порядок общественных отношений. Во-вторых, ее использование в воспитательной работе имеет следствием формирование у подрастающего поколения инфантилизма, иждивенческих ориентаций и т. п. В-третьих, идеологемой естественного права подкрепляются входящая в моду практика заключения однополых браков, смена пола, движение геев и иные подобные события, ставящие под сомнение будущее самой человеческой популяции. Адептов идеологемы естественного права предостаточно. Она отвечает интересам как креативной части человечества, озабоченной проблемами создания новых форм общественной жизни, свободы творческой личности, так и его другого крыла, действия которого сопровождаются деградационными явлениями. Выход из сложившейся ситуации только один: научными средствами открыть действительный механизм возникновения прав и обязанностей индивидов. Рационально, а не мистически, не иллюзорно объяснить, каким образом люди во взаимных отношениях становятся имеющими права и несущими обязанности. Для этого необходимо утвердиться в мыслях о том, что любые социальные ценности (а права индивидов - важнейшие из них) создаются в результате активной жизнедеятельности людей. Поэтому права объективны, являются неотъемлемым атрибутом, качеством, достоянием людей. Действительно созданные, а не естественные права очерчивают ареал свободного действия индивидов.

Bibliography

Gribakin A. V. Filosofiya prava i obyazannosti lichnosti // Pravo i zakon: filosofsko-sociologicheskie issledovaniya: Kollektivnaya monogr. / Otv. red. A. V. Gribakin. Ekaterinburg, 2010. Vyp. 2. Gribakin A. V. Pravo kak predmet nauki // Ros. yurid. zhurn. 2002. N 3. Gribakin A. V. Vvedenie v filosofiyu prava. Ekaterinburg, 1999. Gulyaixin V. N. Dialektika estestvennogo i pozitivnogo prava kak istochnik obshestvenno-pravovogo progressa // Vopr. prava i politiki. 2013. N 3. Kanke V. A. Filosofiya dlya yuristov: Ucheb. dlya studentov vysshix uchebnyx zavedenij. M., 2009.

Название документа