Интеграция научных и образовательных ресурсов как направление образовательной реформы

(Кузнецова А. С.) ("Адвокат", 2009, N 11) Текст документа

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

А. С. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова Анастасия Сергеевна, адъюнкт кафедры гражданско-правовых дисциплин Тюменского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Реформирование России требует прежде всего глубокой модернизации образования и науки. В настоящее время почти во всех европейских странах осуществляются или запланированы структурные и качественные изменения образовательных систем, концептуальная и практическая направленность которых так или иначе связывается с Болонским процессом. Так, главной (общей) задачей Болонского процесса является создание в Европе "самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большее количество и лучшее качество рабочих мест и большую социальную сплоченность" <1>. Президент РФ Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ в 2008 г. отметил: "Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, это значит достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики, общественной жизни и образования" <2>. При этом основным пороком в области развития интеграции науки и образования является ее недофинансирование <3>. -------------------------------- <1> Ткач Г. Ф., Чистохвалова В. Н. Эволюция приоритетов Болонского процесса и некоторые правовые аспекты их реализации // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. Т. 2. С. 176, 177. <2> Российская газета. 2008. N 230. <3> Воронин Ю. М. Сводный аналитический доклад Счетной палаты РФ "Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала" // Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. С. 369 - 371.

Известно, что конкурентоспособность российской экономики определяется тем, как активно мы создаем и используем научные открытия, наукоемкие изобретения и инновационные технологии, насколько быстро и масштабно они становятся эффективными ресурсами развития отечественного рынка, объемом созданной, использованной и нашедшей свое применение на практике научной продукции. В настоящее время научно-образовательный потенциал страны используется недостаточно эффективно. Это проявляется в решении важных государственных задач, что сдерживает рост отечественной экономики, тормозит ее переход к экономике знаний. Связано это прежде всего с тем, что в России наука и образование исторически оказались институционально разделены, а действенной правовой базы и адекватных экономических механизмов их интеграции еще не создано. Возможным способом преодоления данной проблемы, а соответственно, и направлением реформирования российского образования, является интеграция научных и образовательных ресурсов. Несмотря на то что понятие интеграции используется в различных областях, ни в теории, ни на законодательном уровне до сих пор не сформулировано научно обоснованное определение данной категории, отсутствует единый подход к его применению. Толковый словарь русского языка не дает само понятие интеграции. Его можно определить через глагол "интегрировать" - значит объединить (объединять) в одно целое <4>. То есть подразумевается, что под интеграцией науки и образования понимается совокупность образовательных и научных ресурсов, объединенных определенной целью для получения желаемого результата. -------------------------------- <4> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. С. 254.

В понимании интеграции науки и образования можно выделить два подхода: отраслевой (внутриведомственный) и межотраслевой (межведомственный). С позиции отраслевого подхода под интеграцией науки и образования понимается процесс слияния, взаимодействия науки и образования в рамках одной сферы государственного управления, в данном случае сферы образования. Под интеграцией научных и образовательных ресурсов с позиции межотраслевого подхода понимается взаимодействие науки и образования между собой, сближение этих сфер с производством и культурой. Иными словами, понятие охватывает одновременно несколько сфер государственного управления, отраслей права. Придерживаясь точки зрения А. Н. Гордеевой, справедливо отметить, что интеграция науки и образования представляет собой процесс взаимодействия, сотрудничества (совместной деятельности) научных организаций и образовательных учреждений как одной, так и различной ведомственной принадлежности в целях взаимовыгодного повышения эффективности осуществляемой ими научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых материально-технических, кадровых ресурсов <5>. -------------------------------- <5> Гордеева А. Н., Пучкова М. В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Закон. 2006. N 4. С. 21.

Идея интеграции науки и образования в России была сформулирована почти три столетия назад, при создании в 1724 г. Академии наук и художеств, которая уже в то время была призвана осуществлять не только научную, но и образовательную деятельность <6>. -------------------------------- <6> Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. VII (1723 - 1727). СПб., 1830. С. 220.

На современном этапе реформирования образования основными целями в области интеграции науки и образования являются сохранение и подготовка научных кадров, использование научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований в учреждениях высшей школы <7>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <7> Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Норма, 2008. С. 44.

Цель, как правило, достигается через постановку задачи и алгоритм решения этой задачи. Основными задачами в области интеграции научных и образовательных ресурсов являются: - создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов, развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах; - развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и образовательный процесс; - совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <8> Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". С. 44, 45.

Интеграция научных и образовательных ресурсов может осуществляться как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Соответственно интеграционный процесс регулируется нормами как внутригосударственного, так и международного (частного) права. На внутригосударственном уровне осуществляется объединение ресурсов образовательных и научных учреждений одного государства. Международный уровень предполагает консолидацию данных ресурсов нескольких государств, что отражено в Меморандуме о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) от 25 июля 1993 г. <9>. Причем участие в интеграционном процессе могут принимать учреждения двух и более государств, следовательно, интеграция может быть двухсторонней и многосторонней. -------------------------------- <9> Документы международного права по вопросам образования / Под ред. Г. А. Лукичева и В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. С. 554 - 559.

Что касается правовой основы интеграции образовательных и научных учреждений (на внутригосударственном уровне), необходимо отметить, что правовое регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне регулирование вопросов интеграции науки и образования осуществляется: специальными нормами, посвященными интеграции науки и образования; правовыми нормами, определяющими правовое положение образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций; нормами других отраслей законодательства, регулирующими отдельные вопросы осуществления научной и образовательной деятельности <10>. -------------------------------- <10> Гордеева А. Н., Пучкова М. В. Указ. соч. С. 22.

Основным современным законодательным актом, отразившим идею интеграции науки и образования, определившим юридические предпосылки для воплощения этой идеи в жизнь, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <11> (далее - Закон о науке). Во-первых, статья 11 указанного Закона закрепила в качестве основного принципа государственной научно-технической политики интеграцию научной, научно-технической и образовательной деятельности. Во-вторых, Закон о науке определил правовые основы интеграции: возможность осуществления интеграции научной и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках; создание интегрированных объединений учебно-научных комплексов в качестве организационной формы интеграции науки и образования; создание трех видов научно-образовательных комплексов (на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования, научных организаций государственных академий наук, научных организаций федеральных органов исполнительной власти). Нормативное закрепление интеграции научных и образовательных ресурсов нашло отражение в статье 3 Закона Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. N 389-1 "Об образовании", в статье 3 Закона Туркменистана от 1 октября 1993 г. "Об образовании в Туркменистане". В статье 61 Закона Украины от 23 марта 1996 г. "Об образовании" обозначено, что научная и научно-техническая деятельность высших учебных заведений обеспечивается через органическое единство содержания образования и программ научной деятельности <12>. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <12> Образовательное законодательство государств - участников СНГ и стран Балтии / Под ред. В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. С. 45, 46.

В 2007 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <13>, регулирующие процесс интеграции науки и образования. Введена новая статья, которая так и называется - "Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки", предусматривающая цели, формы интеграции, правовые условия интеграции науки и образования. -------------------------------- <13> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6069.

Кроме того, на федеральном уровне с целью детальной конкретизации названных положений в 2002 г. Президент РФ принимает Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу <14>, которые определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Согласно пункту 27 Основ важнейшей задачей в области международного научно-технического сотрудничества является создание благоприятных условий и механизмов для его развития. -------------------------------- <14> Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Приказом Президента РФ от 30 марта 2002 г. N Пр-576) // http://base. consultant. ru.

7 мая 2008 г. Президент РФ принимает Указ "О федеральных университетах" <15>, который предусматривает формирование сети федеральных университетов как интегрированной формы образовательных и научных ресурсов. Главными задачами федерального университета являются интенсивное наращивание исследовательского потенциала в сфере высшего образования и обеспечение перехода к образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики. -------------------------------- <15> Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах" // http://base. consultant. ru.

Немаловажную роль на федеральном уровне играют нормы гражданского, бюджетного, налогового, трудового и других отраслей законодательства, которые закрепляют основы правового статуса научных и образовательных организаций как юридических лиц и регулируют многие общие вопросы, связанные с их деятельностью, а также с созданием интегрированных научно-образовательных структур. Правовое обеспечение интеграционного процесса на региональном уровне устанавливается прежде всего законами субъектов Федерации, регулирующими правоотношения в сфере науки и образования. Это законодательство преимущественно идет по пути воспроизведения соответствующих норм об интеграции науки и образования, предусмотренных Законом о науке. Вместе с тем важно отметить, что нормативно-правовая база о научной деятельности ряда субъектов Федерации развивает федеральные нормы и содержит отдельные правовые новеллы. Законы о науке некоторых субъектов устанавливают специальные статьи, посвященные интеграции науки и образования и значительно расширяют перечень ее направлений. Например, статья 5 Закона Тюменской области от 21 февраля 2007 г. N 544 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности Тюменской области" <16> определяет, что одним из основных направлений государственной поддержки в области научной деятельности является содействие интеграции науки с производством, системой образования, социальной сферой. -------------------------------- <16> Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. N 544 "О научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в Тюменской области" // http://www. duma.72.ru.

Нормы регионального законодательства предусматривают, что интеграция научной деятельности и образования осуществляется: путем поощрения различных форм участия преподавателей и студентов в научной и (или) научно-технической деятельности и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности, в том числе на контрактной основе; через систему организации учебного процесса, поиска, отбора и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной подготовки к научной и (или) научно-технической деятельности; путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, центров <17>. -------------------------------- <17> Гордеева А. Н., Пучкова М. В. Указ. соч. С. 23.

Важную роль в правовом регулировании связей между научными и образовательными учреждениями играют правовые формы. Под правовой формой принято понимать внешнее выражение воли господствующего субъекта, облеченное в форму правовых предписаний, обязательных для исполнения. Такой правовой формой выступает соглашение, под которым понимается свободное волеизъявление сторон, направленное на возникновение, изменение и прекращение определенных прав и обязанностей <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <18> Гражданское право // Обязательственное право: Учебник: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 173.

По мнению В. Я. Хватова, соглашения о сотрудничестве между вузами носят межведомственный характер, отличительной особенностью является программный документ <19>, т. е. совокупность правовых норм, определяющих комплекс мероприятий, рассчитанных на определенную перспективу сотрудничества между учреждениями для достижения конкретной цели. -------------------------------- <19> Хватов В. Я. Правовые формы сотрудничества высшей школы социалистических стран // Правоведение. 1987. N 2. С. 31.

Говоря об интеграции науки и образования, целесообразно предложить такую правовую форму, как соглашение (договор) о сотрудничестве между образовательными и научными учреждениями (далее - соглашение о сотрудничестве). Особенностью соглашения о сотрудничестве является то, что происходят обмен работниками научных и образовательных учреждений; проведение совместных научных исследований и разработка актуальных теоретических проблем; совместное проведение научных и научно-методических конференций; реализация образовательных программ; создание на базе научных и образовательных учреждений лабораторий для проведения научных исследований. Такое соглашение является необходимым условием установления связей между научным и образовательным учреждением. Оно представляет собой свободное волеизъявление сторон, направленное на возникновение, изменение и прекращение определенных прав и обязанностей, достижение определенной цели. В данном случае - обмен идеями, знаниями, опытом, совместные научные исследования. Волеизъявление сторон, имеющее внешнее выражение, приобретает значение договора. Поэтому необходимым условием интеграционного процесса является заключение договора в письменной форме. Соглашения о сотрудничестве играют роль организующего звена во взаимоотношениях сторон. Права и обязанности сторон, предусмотренные соглашением, определяют мероприятия, характер их действий, сроки действий, возможные результаты и т. д. Для выполнения предусмотренного соглашениями комплекса мероприятий необходимо использование соответствующих форм интеграции научных и образовательных ресурсов. Новая статья Закона "О высшем и послевузовском образовании" предусматривает следующие формы осуществления интеграции: - проведение вузами научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования; - привлечение вузами работников научных организаций и научными организациями работников вузов на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности; - осуществление вузами и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе; - реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования; - создание на базе вузов научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность; - создание вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс <20>. -------------------------------- <20> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Соглашения между образовательными и научными учреждениями, направленные на интеграцию совместных ресурсов, внешне схожи с гражданско-правовыми договорами. Их субъектами являются юридические лица - научные и образовательные учреждения, действующие на основании и в пределах существующих норм. Примером таких научно-образовательных структур являются федеральные университеты <21>, которым предоставляется полная автономия, они действуют от своего имени и выражают свою собственную, а не государственную волю, которая, разумеется, не должна противоречить государственной воле, зафиксированной в соответствующих национальных нормах права. -------------------------------- <21> Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" // Российская газета. 2009. N 25.

Отношения, являющиеся основой данных соглашений, всегда базируются на началах равенства сторон. Объект соглашений может быть связан в некоторых случаях с имущественными отношениями (расходы по эквивалентному обмену преподавателями, научными работниками, издание публикаций). Помимо общих признаков соглашения об интеграции научных и образовательных ресурсов имеют особенности, не позволяющие их отнести к числу гражданско-правовых договоров. Целью соглашений служат установление доверительных отношений, отношений сотрудничества между научными и образовательными учреждениями, оказание взаимной помощи в совершенствовании учебного процесса в вузах, повышение уровня научной работы. Предметом соглашений являются взаимная передача знаний, научной информации, совместная научно-исследовательская работа. Иными словами, предметом выступает творческий продукт, не имеющий материально-стоимостного выражения. Если на основании договора участники свободно согласовывают свои действия и интересы - при этом сам договор носит общеобязательный характер, обеспечивается государством, - то соглашение об интеграции научных и образовательных ресурсов является актом применения права. Важное значение принадлежит прямым соглашениям между образовательными и научными учреждениями на международном уровне. Они позволяют вести постоянный обмен опытом учебно-методической, научно-исследовательской работы, совместную подготовку и проведение научных исследований, создавать совместные коллективы для проведения научных исследований, эффективно организовывать повышение квалификации научно-педагогических кадров. Примером прямого соглашения является соглашение о международном научном и научно-техническом сотрудничестве Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с зарубежными странами (Бельгия, Мексика, Португалия, Польша, Германия, Япония, США, Греция, Индия, Швейцария, Дания и др.), предусматривающее расширение связей, коммерциализацию результатов научных совместных исследований, привлечение дополнительных ресурсов из зарубежных источников. Так, в 2006 г. осуществлялось участие ученых МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках 138 межуниверситетских и межфакультетских договоров, а также в рамках комплексных учебно-научных соглашений и включало около 300 совместных проектов. Ученые и подразделения МГУ получили более 200 грантов различных международных, зарубежных, совместных организаций на выполнение научных исследований и разработок по актуальным проблемам развития науки и технологий <22>. -------------------------------- <22> http://www. innovation. msu. ru

Придерживаясь точки зрения В. Я. Хватова, соглашения между образовательными и научными организациями международного уровня можно отнести к сфере внутригосударственного, а не международного права <23>. -------------------------------- <23> Хватов В. Я. Указ. соч.

В качестве субъектов соглашений выступают не публично-правовые образования, наделенные властными полномочиями, а юридические лица. Поэтому отношения между юридическими лицами будут урегулированы нормами частного права. По мнению А. Н. Талалаева, оба участника в международных двусторонних договорах должны быть субъектами международного права. В противном случае договор не будет международным. Именно по линии субъектов здесь должно проводиться главное разграничение между внутригосударственными и международными договорами <24>. -------------------------------- <24> Там же. С. 32, 33.

Итак, процесс интеграции научных и образовательных ресурсов нашей страны должен способствовать повышению качества образования, активности научно-технической и инновационной деятельности, созданию организационно-экономических и научно-технических структур нового типа, способных обеспечить взаимосвязь науки и образования с бизнесом и придать высокий динамизм коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок. Слабая интеграция научных и образовательных ресурсов в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной среды.

Библиография

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Приказом Президента РФ от 30 марта 2002 г. N Пр-576) // http://base. consultant. ru. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2008. N 230. Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах" // http://base. consultant. ru. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6069. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" // Российская газета. 2009. N 25. Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. N 544 "О научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в Тюменской области" // http://www. duma.72.ru. Воронин Ю. М. Сводный аналитический доклад Счетной палаты РФ "Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала" // Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. Гордеева А. Н., Пучкова М. В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Закон. 2006. N 4. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ Гражданское право // Обязательственное право: Учебник: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2007. Документы международного права по вопросам образования / Под ред. Г. А. Лукичева и В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Норма, 2008. Образовательное законодательство государств - участников СНГ и стран Балтии / Под ред. В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1993. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. VII (1723 - 1727). СПб., 1830. Ткач Г. Ф., Чистохвалова В. Н. Эволюция приоритетов Болонского процесса и некоторые правовые аспекты их реализации // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. Т. 2. Хватов В. Я. Правовые формы сотрудничества высшей школы социалистических стран // Правоведение. 1987. N 2.

Название документа