Глобализация и суверенитет системы высшего образования: правовые и экономические механизмы взаимодействия

(Кирилловых А. А.) ("Адвокат", 2009, N 11) Текст документа

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СУВЕРЕНИТЕТ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Эффекты глобализации: правовое и экономическое значение

Глобализация давно обсуждается как неизбежный процесс развития мирового порядка. Особое значение в глобализации отводится экономической составляющей, трансформирующей общую структуру экономик различных стран, направленных в первую очередь на сближение их основных параметров, нередко с помощью геополитических инструментов. Процессы интеграции в глобализирующихся общественных отношениях отражают национальные экономические секторы в рамках мировых пространственных границ. Интеграция государств и наднациональных экономических объединений становится все более значимой частью глобализации. Изменения в общественной жизни, в том числе в политической сфере, связываются с перераспределением производительных сил в различных характеристиках <1>. -------------------------------- <1> Гринин Л. Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации (вводные замечания) // Полис. Политические исследования. 2008. N 1 (103). С. 125.

При этом под натиском глобализации значительно изменяется суверенитет государств и представление о нем в современном мире. В общем виде суверенитет как независимость государства на мировой арене затрагивает различные сферы общественной жизни и сегодня формирует новую свою структуру. Трансформация понятия "суверенитет" в этом контексте определяет содержание процессов глобализации <2>. Содержание суверенитета определяет диалектику взаимозависимости в мире, а в итоге и международную правосубъектность государства. При этом интеграция рынка и движение капиталов в условиях прозрачности границ настойчиво доказывают ослабление национального суверенитета. -------------------------------- <2> Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. N 3.

В настоящий период определение статуса национального суверенитета в Европе влечет отказ от соблюдения такого принципа в межгосударственной жизни. Политическая общность формируется в наднациональном масштабе там, где, по мнению некоторых ученых, собственная безопасность и благосостояние населения предпочтительнее суверенитета <3>. Неслучайно "десуверенизация" в отдельных областях означает ослабление монополии государства на суверенитет. Строительство наднациональных "государств" ведет к появлению Европы регионов, взаимообусловленных экономическими, культурными и социальными связями. В итоге глобализация определяет процесс зависимости и связанности всех субъектов. -------------------------------- <3> См.: Пастухова Н. Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории. 2007. N 8. С. 84.

Центр тяжести в новом формате независимости государств смещается в сторону формирования "всеобщего объединения", "мирового государства", требующего адекватных способов воздействия на его развитие. Международный статус государств оформляется через "глобальное управление", которое фиксирует рамки государственного суверенитета. Универсальная политическая организация <4> выходит за пределы государства в условиях развития системы глобального экономического миропорядка. Новая роль государств в этих условиях глобального "центра" заключается в регулировании процессов в политической и экономической сферах. -------------------------------- <4> См.: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 15 - 33.

В свою очередь, расширение сферы международно-правового влияния во внутреннюю компетенцию государства охватывает область национальных интересов, которая сужается благодаря постепенному увеличению интересов публичных. Это означает значительное перераспределение суверенитета в сторону обеспечения международных интересов. Передача государством отдельных полномочий на более высокий или низкий уровень, по мнению К. Э. Янюк, преследует цель достижения наибольшей эффективности регулирования общественных отношений и нисколько не ограничивает суверенитет государства <5>. При этом ограничение действий государств строится на добровольности обязательств, признаваемых международным правом <6>, что не мешает рассматривать действие суверенитета государства в диалектическом взаимоотношении со взаимозависимостью <7>. -------------------------------- <5> Янюк К. Э. Государственный суверенитет и международное право // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2004. N 5. С. 131. <6> Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. 3-е изд., расширенное и дополненное. М.: Европа, 2006. С. 57. <7> Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004. С. 312.

В политологической литературе высказываются опасения развития современной Европы в рамках общности экономических интересов. Хозяйственная оптимальность такой системы в настоящий момент может вызвать разную историческую перспективу, связанную прежде всего с утратой собственной идентичности <8>. Более того, в укор наметившимся тенденциям универсализации общественной жизни ставится усиление борьбы отдельно взятых государств и действующих в них экономических образований за материальное благосостояние иных государств и народов <9>. На этом фоне национальная идентичность приобретает значение фактора стабильности общественных процессов внутри государства и одновременно определяет внутреннюю и внешнюю безопасность. Как справедливо полагают ученые, процессы глобализации не должны "стирать" национально-государственные различия <10>. -------------------------------- <8> Кольев А. Н. Нация и государство: Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. С. 55. <9> Крылов Б. С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 6. С. 4. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Ю. А. Тихомирова "Суверенитет в условиях глобализации" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и политика", 2006, N 11. ------------------------------------------------------------------ <10> Тихомиров Ю. А. Суверенитет в условиях глобализации // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сб. статей и материалов / Сост. С. Е. Заславский. М.: ИИК "Российская газета", 2007. С. 92.

В представлении авторов "Современного экономического словаря" глобализация экономики - это усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы <11>. В глобализирующейся экономике "реальный суверенитет" все чаще воспринимается как фактор национальной конкурентоспособности. -------------------------------- <11> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.

В этих объективных процессах (глобализации, интеграции, трансформации экономической деятельности) необходимо обеспечить прежде всего национальные интересы России. В качестве одного из сценариев развития суверенитета В. Мау предлагает "реальное ускорение социально-экономического развития, обеспечивающее конвергенцию с развитием страны" <12>. Включение России в процессы европейской интеграции - необходимое условие ускорения рыночных преобразований и эффективного роста экономики. -------------------------------- <12> Мау В. Экономика суверенитета // PRO суверенную демократию: Сборник / Сост. Л. В. Поляков. М., 2007. С. 390.

Все чаще в сферу интересов интеграционных процессов попадают отдельные отрасли и сектора экономики, имеющие перспективное значение для развития отдельных государств. К числу таких глобальных интересов относится и сфера образования, роль которого в современном информационном пространстве неуклонно возрастает и в нашей стране.

Национальные образовательные границы: правовые контуры

Образование на современном этапе - инструмент системных преобразований, направленных на решение проблем эффективного развития российского государства в ближайшей и долгосрочной перспективе. Особая роль образования как мощного фактора в механизме обеспечения экономической, политической, социальной безопасности государства воспринята многими странами. Весьма существенное место в национальном прогрессе принадлежит системе высшего образования, элементы которой должны определять основные векторы качественных показателей движения в русле общемировых стандартов. Роль высшего образования как своеобразного локомотива детерминирует изменения в экономике, выполняя тем самым и стратегическую функцию образования <13>. -------------------------------- <13> Вашурина Е. В., Дрантусова Н. В., Евдокимов Я. Ш., Клюев А. К., Майбуров И. А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала "Университетское управление: практика и анализ". Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. С. 22.

На уровне межправительственных соглашений, а также международно-правовых актов закрепляются основные принципы построения европейской системы образования, определенные, прежде всего, в Болонской декларации 1999 г., к которой Россия присоединилась в 2003 г. С развитием информатизации, компьютеризации, транспарентности границ, увеличением многоязычности и мобильности населения мира происходит естественный процесс сближения национальных образовательных систем <14>. Безусловно, в XXI в. невозможно существование изолированных национальных систем образования. Гармонизация основных элементов систем образования влечет формирование единого образовательного пространства в Европе и мире <15>. Концепция развития Европы знаний основана на постепенной интеграции и формировании общности фундаментальных принципов их функционирования. Образование, как и право, хотя и регулирует в значительной степени общечеловеческие потребности, но оно, несмотря на интеграцию и глобализацию, имеет национальные черты, глубоко укоренившиеся традиции и особенности. Внутригосударственные особенности при этом постепенно должны быть адаптированы под потребности транснационального образования. Одновременно должен соблюдаться паритет в развитии единого образовательного пространства и интересов регионов <16>. -------------------------------- <14> См.: Кашкин С. Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4. <15> Горбань М. Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. N 2. <16> См.: Штыков В. В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001. С. 16.

Россия как участник Болонского процесса также следует общемировым тенденциям. Современные экономические реалии делают необходимым учет процессов глобализации, что непременно отражается на структурных изменениях в системе высшего образования. Устойчивость любой общественной системы в немалой, если не в решающей, степени зависит от социальной устойчивости ее экономической составляющей <17>. -------------------------------- <17> Рудык Э. Н., Букреев В. В. Повышение социальной устойчивости предприятия на основе демократизации хозяйственной власти (к теории вопроса) // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44). С. 4.

Трансформация российского образования связывается как раз с социально-политическими трансформациями в условиях появления глобального рынка труда, где возрастает роль знаний, их адаптации под запросы необходимого экономического роста в глобальном контексте. Не секрет, что высшее образование на протяжении всей своей истории выполняло важнейшие государственные, в том числе экономические задачи. Целями высшего образования в СССР являлись воспроизводство рабочей силы и распределение кадров по отраслям для нужд народного хозяйства. Ответ на задачи Советского государства содержится в принципах современной российской образовательной политики, ориентированной на удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей личности, и закрепления подобных принципов свободного образования в законодательстве. Сегодня роль высшего образования меняется. Из сферы общественного достояния и социального блага публичные интересы перемещают высшее образование в сферу коммерческих услуг. Коммерциализация образования - вызов не только на современную экономику России, но и на объективные мировые процессы, связанные с дальнейшим развитием международной сферы товарообмена в образовании. Например, договор о Европейском союзе обязывает каждое государство, а следовательно, все его государственные органы, включая парламент, действовать таким образом, чтобы обеспечить развитие общего рынка <18>. Развитие страны в контексте глобализации кардинальным образом меняет представление о высшей школе и принципах ее дальнейшего развития. -------------------------------- <18> См.: Крылова И. С. Европейский союз и национальный суверенитет // Журнал российского права. 1997. N 2. С. 136.

Образование на современном этапе определяется как "возможность прорыва в экономику знаний" <19>. Между тем к формированию "новой экономики" XXI в. относят целесообразную вовлеченность государства и бизнеса в процесс ее развития на основе национальных знаний. Российские условия развития образования, безусловно, должны обеспечить новый уровень знаний, увеличение роли человеческого капитала, "готовить специалистов для профессиональной деятельности в глобальном мире и управления глобальными процессами" <20>. -------------------------------- <19> Сурков В. Ю. Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности. Суверенитет: Сборник / Сост. Н. Гароджа. М.: Европа, 2006. С. 12. <20> Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор. С. 22.

Стратегия экономического роста России невозможна без учета человеческого капитала, занятого в наукоемких областях промышленности и сфере услуг. Прозрачность механизмов государственного регулирования следует соотносить с образовательными потребностями граждан и модернизацией системы управления образованием в русле общих тенденций социально-экономического развития страны. Модернизация системы российского образования является приоритетным направлением, и, как справедливо указывает В. Сурков, "надо ее развивать, четко ориентировать, и, что очень важно, она должна воспроизводить национально ориентированную элиту России" <21>. Образование действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности <22>. -------------------------------- <21> Сурков В. Указ. соч. С. 60. <22> Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Высшее образование в России. 1997. N 1. С. 14.

Появление транснациональных систем в различных областях означает потребность государств в сохранении своих традиционных интересов и приоритетов, а это, в свою очередь, невозможно без построения концепций национальной безопасности в глобализирующемся обществе. Под национальной безопасностью Л. И. Шершнев понимает такое состояние российской нации, при котором гарантированы ее выживание, благоприятное устойчивое развитие, защищенность жизненно важных интересов от внутренних и внешних опасностей и угроз <23>. Безопасность в широком смысле становится решающим фактором в развитии и обеспечении независимости государства во многих сферах жизнедеятельности. И не случайно в научной литературе на доктринальном уровне правовое регулирование безопасности воспринимается, например, как одно из направлений развития административного права в стратегии сферы публичных интересов России <24>. -------------------------------- <23> Шершнев Л. И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: по материалам Всероссийской конференции. Москва, 21 - 23 апреля 2005 г. / Под ред. В. В. Аникова, О. Г. Грохольской. М.: УРАО, 2005. С. 30. <24> См.: Стахов А. И. Право безопасности как подотрасль административного права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008.

Доктринальные попытки приведения отдельных сфер общественного интереса на уровне государств уже предпринимались в литературе <25>. Предлагается, в частности, распространить международно-правовой статус общего достояния человечества на окружающую среду <26>. Глобализация, касающаяся не только экономики, способствует и международному обмену, распространению идей, о чем свидетельствует, скажем, возникновение глобального гражданского общества <27>. -------------------------------- <25> В частности, И. И. Лукашук определяет электронную сферу, имеющую значение для телекоммуникаций. См.: Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 132. <26> Кузьмин Э. Л. Указ. соч. С. 94. <27> Образование в информационном обществе. СПб., 2004. С. 18.

Взаимовлияние и интеграция государств в публичной сфере приводят ученых к выводу о существовании "глобального административного пространства" <28>. Подобные преобразования сферы общественной и государственной жизни служат индикатором общемировых процессов. -------------------------------- <28> См.: Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.

Усиление роли взаимозависимости государств в социально-экономических областях и прозрачность границ государств в транснациональном масштабе соединяют в себе общемировой социально-культурный порядок, перетекающий в плоскость права, экономики и общественной жизни. Расширение межгосударственной коммуникации в образовании означает появление "глобального образовательного пространства". Развитие интеграционных процессов в образовательных системах различных государств в русле единого процесса глобализации влечет проникновение национальных элементов в другие системы и одновременно определяет "импорт" содержательных характеристик этих систем. Национальные особенности при этом постепенно вытесняются общими требованиями к характеристике системы образования и определяют прозрачность образовательных границ государств. Возникающие в результате этого наднациональные контуры формируют глобальное образовательное пространство, заменяют национальные интересы и в некотором смысле ведут к передаче части своей культурно-образовательной независимости наднациональным институтам. Образовательное пространство отдельных государств формируется благодаря интересам мирового порядка. Не является исключением и образовательное пространство России, под которым понимается совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимосвязанных с ними общественных и государственных организаций, а также образовательных и учебно-воспитательных процессов. Структура элементов системы образования России, безусловно, должна следовать общим требованиям интеграции в мировое образовательное пространство. Ведущее место занимает конвергенция (сближение) элементов современного образования с общеевропейскими требованиями. При этом глобализация (как и интеграция в общеевропейское образовательное пространство) сопровождается противоречивыми процессами, связанными с разрушением национальных систем образования. Опыт функционирования иностранных образовательных систем в большей степени ориентирован на рыночные механизмы в высшем образовании. Его восприятие российским образованием должно определять рецепцию основных элементов, формирующих интеграцию отечественной высшей школы в равноправные партнерские связи с зарубежными образовательными субъектами. Между тем общеевропейские интересы не всегда могут отвечать запросам и потребностям отдельных стран-участников. Высшее образование в настоящий момент находится в сфере интересов европейских стран с учетом возможности самостоятельно определять его открытость и доступность для рынка образовательных услуг. Организация образовательной системы основывается на выборе национального ориентира либо вхождения в транснациональное высшее образование на принципах свободной конкуренции. Удовлетворение образовательных потребностей граждан должно осуществляться организациями, функционирующими в конкурентной среде. Европейский комиссар Паскаль Лами, заявляя 10 марта 2003 г. в Европарламенте (г. Страсбург) о принципах развития свободных экономических зон, указал на свободу стран в определении секторов международной конкуренции без взаимности обязательств <29>. Рамки интеграции образования, ограниченные в настоящий момент Европейским регионом, не препятствуют проникновению в единую образовательную сеть иных систем высшего образования. Континентальные различия не выступают решающим фактором в продвижении стран, не входящих в Европейский регион, на мировые рынки высшего образования. Несмотря на это, как считают некоторые специалисты, открытое образовательное пространство должно повлиять на повышение статуса лучших учебных заведений <30>. -------------------------------- <29> Понкин И. В. Европейские и американские университеты: соперничество и взаимовлияние // Право и образование. 2008. N 10. С. 56. <30> Гущина Е. Г., Тимачева Е. В. Мобильность рабочей силы: факторы и последствия // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44). С. 33.

Огромное значение в процессах глобализации образовательной сферы приобретают международно-правовые инструменты регулирования. Ускоряющаяся глобализация мировой экономики и жизни в целом ставит перед странами, народами и континентами сходные проблемы. Поэтому в праве наблюдается тенденция сближения национальных правовых систем, средств и методов правового регулирования, общая тенденция к формированию глобального права человечества <31>. Однородная правовая среда экономических операторов возможна только при сближении в области законодательства и правил регулирования в соответствующих областях <32>. Транспарентность правовой базы должна обеспечить эффективное взаимодействие поставщиков услуг, их доступность на зарубежных рынках, паритетные условия функционирования. В области высшего образования инструментами правовой конвергенции определяются трансформация законодательства и имплементация иностранных норм в российскую правовую систему <33>. -------------------------------- <31> См.: Кашкин С. Ю. Указ. соч. <32> Лихачев А. Российские экономические интересы в единой Европе // Международная жизнь. 2004. N 7 - 8. С. 179. <33> См.: Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Н. Зенков. М.: Юридическая фирма "Контракт"; Инфра-М, 2005.

Экономика международной интеграции в сфере высшего образования

Экономические реформы конца XX в., определившие изменение типа экономической формации Российского государства, в последние годы приобретают новый импульс развития, связанный в первую очередь с процессами международной интеграции. Глобализация все в большей степени интегрирует экономику государств, рыночные элементы которой активно проникают во все секторы общественного производства. Это определяет и новые функции национальных правительств. Либерально-рыночные аспекты функционирования государства определяются как выход государства из управления экономикой <34>. При этом такая модель отношений в экономике не может существовать за пределами государства. Оно, как и прежде, играет весьма существенную роль в экономической жизни общества, но использует при этом отстраненные, косвенные элементы управления. В большей степени участие государства в народном хозяйстве связывается с регулированием как инструментом воздействия на экономические процессы. Хотя, как показывает практика, в настоящий период таких элементов явно недостает. Немаловажно то, что в развитии экономики повышается роль взаимодействия государства, общественных и бизнес-структур. Государственное регулирование экономикой должно дополняться созданием условий для социального партнерства, развитием значительной части экономики рыночного типа <35>. -------------------------------- <34> См.: Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. <35> См.: Бексултанов В. А. Изменение роли и функций современного государства и проблемы экономической безопасности // Политика и общество. 2008. N 5 (47). С. 25.

Тем не менее специалисты отмечают потребность в эффективном регулировании экономики. В этом проявляется стратегия развития не только экономики России, но и ее экономической безопасности как составной части безопасности государства в целом. Обеспечение экономической безопасности России видится одним из ключевых условий успеха ее перехода к устойчивому развитию. Интернационализация и глобализация экономической деятельности в условиях неустойчивости экономических систем усиливает значение экономической безопасности не только в рамках отдельных регионов, но и региональных союзов. Устойчивое развитие - это социально желательное, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие общества <36>. -------------------------------- <36> См.: Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005. С. 5.

Необходимо активное формирование "коллективной безопасности" экономики. Это объективное требование отражает современную экономическую политику многих развитых стран. Однако, с другой стороны, подобные устремления сопровождаются и обратными процессами в рамках существующих международных организаций (например, ВТО), целью которых является установление известных критериев развития экономик различных регионов. В общем, такие элементы политики влекут за собой значительные противоречия в интересах отдельных государств, но, как полагают специалисты, направлены на регулирование международной правосубъектности в рамках всеобщих интересов. Учет пределов ограничения суверенных прав в условиях экономической интеграции необходим для решения стоящих перед человечеством глобальных задач. Подобные точки зрения все чаще становятся отражением и некоторых исторических предпосылок развития экономики глобального государства. Еще в прошлом веке экономист Дж. К. Гэлбрейт активно развивал идею общего рынка на фоне отказа от экономического национализма, формирования системы межнациональной экономики, не признающей национальных границ <37>. Подобное восприятие современных международных отношений в мировом хозяйстве все чаще становится объектом пристального внимания для наднациональных институтов. Сглаживание различий государств происходит в мягкой форме, путем косвенных механизмов влияния, при сохранении целостности общих параметров идентификации государства как субъекта международного права. -------------------------------- <37> Гэлбрейт Дж. К. Экономическая теория и цели общества. М., 1976. С. 224 - 226.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств тесно увязывается с транспарентностью их политики в ряде ключевых областей, сотрудничеством с мировыми и региональными институтами в рамках действующего международного права. Существование изолированных государств и, соответственно, закрытых сфер их проявления становится немыслимым в условиях формирования общества нового типа, основанного на безусловном коммуникативном принципе существования. В таких условиях обеспечение международного обмена становится решающим фактором эволюции общественных формаций. В общем, и сама глобализация как явление прогрессивного развития человечества возникла "именно для обеспечения безопасности народов и обеспечения сотрудничества государств" <38>. -------------------------------- <38> Крылов Б. С. Указ. соч. С. 6.

Распад СССР и переход к рыночным отношениям изменили роль государства в образовании - произошел отказ от государственно-патерналистской ориентации образования, традиционных административных рычагов управления, что, однако, не сопровождалось освоением новых, в том числе рыночных, инструментов воздействия на образование. Развитие торговли товарами и услугами, связанными с образованием, не должно происходить за счет национального единства, культурного многообразия и языка. В ситуации, когда одна страна не может существовать изолированно, международное сотрудничество приобретает особое значение, способствуя расширению доступа к знаниям, для укрепления внутреннего потенциала и для того, чтобы новые знания стали доступны всем <39>. -------------------------------- <39> Образование в информационном обществе. СПб., 2004. С. 90.

Формирование мирового рынка образовательных услуг вынуждает российскую систему образования активно двигаться по направлению создания условий для международного обмена образованием. На фоне глобализации экономики национальная обособленность вузов противоречит общемировым процессам. Тенденцию единой системы высшего образования отмечают и другие авторы, ведя речь о том, что "конкурентные начала все активнее внедряются неолиберальными правительствами в механизмы распределения средств госфинансирования в сфере высшего образования" <40>. -------------------------------- <40> Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор. С. 9.

Не случайно в качестве условия для создания рынка образовательных услуг и вхождения в него российских вузов определяется "обеспечение транспарентности законодательства по торговле услугами, т. е. обеспечение гласности и открытости в отношении национального регулирования торговли услугами". Введение юридических норм, поддерживающих практику транснационального образования в контексте обеспечения условий предоставления конкурентоспособного образования как со стороны российских, так и зарубежных вузов, признается весьма полезным <41>. -------------------------------- <41> Хауг Г. Европа будущего: Болонья и далее... // Alma mater: Вестник высшей школы. 2000. N 10. С. 15 - 19.

Соответствие российских вузов принципам Болонской декларации строится на экономической составляющей их статуса. Согласно положениям Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) <42> 1994 г., регулирующим также и экспорт услуг высшего образования, их поставка должна осуществляться только организацией, реализующей коммерческую (т. е. связанную с получением прибыли) деятельность. В условиях единого образовательного пространства должен действовать принцип аналогичности экономической деятельности вузов. Организационное построение вуза учитывает конструкцию юридического лица, способ функционирования которого позволяет использовать коммерческие элементы предоставления образовательных услуг. Это требование, безусловно, является одной из предпосылок диверсификации организационно-правовых форм вузов, которые должны определять принципы построения образовательной организации как коммерческого юридического лица. Следовательно, образовательные организации, находящиеся вне сферы коммерческих принципов функционирования, не вправе оказывать соответствующие виды услуг и быть представленными в системе высшего образования. -------------------------------- <42> GATS - это набор правил, призванный регулировать международную торговлю в сфере услуг (вступил в силу с 1 мая 1995 г. под эгидой ВТО).

Экономическая теория определяет рынок высшего образования как интеллектуально сконструированное пространство, где спрос студентов и их родителей (покупателей) на высшее образование удовлетворяется вузами (продавцами), предлагающими им учебные места. Услуги высшего образования получают коммерческую основу, имея, однако, публично значимый для государства характер. Поэтому постепенная коммерциализация государственного сектора высшего образования в полной мере не может отвечать российской системе высшей школы. Такая позиция присутствует и в политике ряда европейских государств. Тем не менее торговля образовательными услугами в сфере высшего образования, по мнению некоторых международных организаций, будет способствовать удовлетворению спроса на образование студентов развивающихся стран, не имеющих для этого достаточных ресурсов. Либерализация высшего образования как весьма значительного сектора национальной экономики ведет к превращению высшего образования в товар. Гармонизация и прозрачность высшего образования на фоне Болонского процесса ведут к конкуренции между поставщиками услуг, а в итоге и к конкуренции между странами. Повышается роль образовательных учреждений в конкурентной борьбе за лидерство в мировой системе образования, обеспечении стратегических конкурентных преимуществ на рынке образования. Марик К. Ван дер Венде замечает, что "европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит от нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные и другие организации" <43>. -------------------------------- <43> Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и усиление конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. N 3.

На фоне процессов глобализации трансформируется и роль государства. Система высшего образования поддерживается государством на основе ее самофункционирования. Наблюдается переход от функции поддержания социальной сущности высшего образования в предоставлении его как социального блага к осуществлению функций заказчика образовательных услуг вуза. Само государство при этом выступает не абсолютным регулятором, а элементом этой системы. Бюджетно-финансовый статус вузов ряда государств наглядно показывает конкурентные начала в распределении бюджетных ресурсов среди поставщиков образовательных услуг. Все более актуальным становится вопрос о расширении сферы договорных отношений и на область бюджетного образования в целях более полного проявления частноправовых и публичных начал <44>. Диверсификация источников финансирования вузов определяется постепенным сокращением их государственного финансирования. Не остается в стороне и фактор конкуренции за имеющиеся ресурсы. Многоканальность финансирования высшего образования обеспечивается также путем создания на базе вузов автономных учреждений, имеющих более широкие, по сравнению с бюджетными учреждениями, возможности привлечения финансовых средств в основном за счет расширенного перечня платных услуг <45>. -------------------------------- <44> См.: Зенков В. Н. Соотношение методов публичного и частного права в регулировании образовательных услуг // Проблемы применения и эффективности норм гражданского права в сфере образования: Материалы научно-практического семинара (Южно-Уральский государственный университет, 20 - 21 сентября 2007 г.) / Под ред. В. В. Кваниной. Челябинск: НТЦ - НИИОГР, 2008. С. 46. <45> См.: Анюшин С. В. Административное правовое стимулирование перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 5.

Потребность таких изменений диктуется параметрами бюджетной политики, определяющей сокращение налоговой нагрузки по отдельным секторам экономики, и выведения из бюджетной сферы тех отраслей, которые могут функционировать на принципах рыночного хозяйства. Ограничения доходов видятся исследователями в качестве основных причин пересмотра взаимоотношений вуза и государства. В государственном секторе отражением процессов глобализации и рецепции Россией положений Болонской декларации является смена принципов государственной политики в сфере высшего образования, направленных прежде всего на рационализацию бюджетных расходов и связанную с этим эффективность деятельности образовательных организаций. Снижение бюджетного финансирования отдельных социальных отраслей стало индикатором основных элементов автономии высшей школы: развития самостоятельности, саморегулирования, ответственности. Очевидна необходимость установления прочных связей вузов с реальным сектором экономики и работодателями, снижения финансовых затрат и увеличения качества предлагаемых образовательных услуг. Свободное образовательное пространство определяет не только мобильность студентов, преподавателей, но также и перемещение (экспорт) через границы различных государств образовательных услуг, что обеспечивается присутствием иностранных вузов (филиалов) на их территориях. Сформировавшийся рынок образовательных услуг, рассчитанный на внутреннего потребителя, должен выйти за пределы национальных границ и активно двигаться в мировое образовательное пространство. Поэтому на фоне глобальной экономики на изменение сущности вузов влияют также процессы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), роль которой весьма существенна в управлении глобализацией образования.

Библиография

Анюшин С. В. Административное правовое стимулирование перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления // Административное и муниципальное право. 2008. N 5. Бексултанов В. А. Изменение роли и функций современного государства и проблемы экономической безопасности // Политика и общество. 2008. N 5 (47). Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность // Высшее образование в России. 1997. N 1. Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и усиление конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. N 3. Вашурина Е. В., Дрантусова Н. В., Евдокимов Я. Ш., Клюев А. К., Майбуров И. А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала "Университетское управление: практика и анализ". Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. Гэлбрейт Дж. К. Экономическая теория и цели общества. М., 1976. Горбань М. Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. N 2. Гринин Л. Е. Национальный суверенитет и процессы глобализации (вводные замечания) // Полис. Политические исследования. 2008. N 1 (103). Гущина Е. Г., Тимачева Е. В. Мобильность рабочей силы: факторы и последствия // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44). Зенков В. Н. Соотношение методов публичного и частного права в регулировании образовательных услуг // Проблемы применения и эффективности норм гражданского права в сфере образования: Материалы научно-практического семинара (Южно-Уральский государственный университет, 20 - 21 сентября 2007 г.) / Под ред. В. В. Кваниной. Челябинск: НТЦ - НИИОГР, 2008. Кашкин С. Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4. Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. 3-е изд., расширенное и дополненное. М.: Европа, 2006. Кольев А. Н. Нация и государство: Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. Крылова И. С. Европейский союз и национальный суверенитет // Журнал российского права. 1997. N 2. Крылов Б. С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 6. Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. N 3. Лихачев А. Российские экономические интересы в единой Европе // Международная жизнь. 2004. N 7 - 8. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. Мау В. Экономика суверенитета // PRO суверенную демократию: Сборник / Сост. Л. В. Поляков. М., 2007. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005. Образование в информационном обществе. СПб., 2004. Пастухова Н. Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории. 2007. N 8. Понкин И. В. Европейские и американские университеты: соперничество и взаимовлияние // Право и образование. 2008. N 10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006. Рудык Э. Н., Букреев В. В. Повышение социальной устойчивости предприятия на основе демократизации хозяйственной власти (к теории вопроса) // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44). Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Н. Зенков. М.: Контракт; Инфра-М, 2005. Стахов А. И. Право безопасности как подотрасль административного права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008. Сурков В. Ю. Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности // Суверенитет: Сборник / Сост. Н. Гароджа. М.: Европа, 2006. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Ю. А. Тихомирова "Суверенитет в условиях глобализации" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и политика", 2006, N 11. ------------------------------------------------------------------ Тихомиров Ю. А. Суверенитет в условиях глобализации // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сб. статей и материалов / Сост. С. Е. Заславский. М.: ИИК "Российская газета", 2007. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. Хауг Г. Европа будущего: Болонья и далее... // Alma mater: Вестник высшей школы. 2000. N 10. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. Шершнев Л. И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: по материалам Всероссийской конференции. Москва, 21 - 23 апреля 2005 г. / Под ред. В. В. Аникова, О. Г. Грохольской. М.: УРАО, 2005. Штыков В. В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001. Янюк К. Э. Государственный суверенитет и международное право // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2004. N 5.

Название документа