Понимание конституционализма в трудах академиков О. Е. Кутафина и В. С. Нерсесянца

(Чашин А. Н.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 10) Текст документа

ПОНИМАНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ АКАДЕМИКОВ О. Е. КУТАФИНА И В. С. НЕРСЕСЯНЦА

А. Н. ЧАШИН

Чашин Александр Николаевич, преподаватель кафедры теории государства и права Магаданского филиала ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина" (МГЮА), председатель Коллегии адвокатов Магаданской области "Дальневосточная", кандидат юридических наук.

В статье автор проводит краткий сравнительный анализ теоретических подходов либертарно-юридического и позитивистского правовых учений в лице их ведущих представителей - В. С. Нерсесянца и О. Е. Кутафина к такому термину конституционного права, как "конституционализм".

Ключевые слова: конституционализм; конституция; основной закон; политический режим; государственный строй.

Understanding of constitutionalism in the writings of academics O. E. Kutafin and V. S. Nersesyants A. N. Chashin

Chashin Aleksandr Nikolaevich, PhD., professor of the department of state and law of the Magadan branch of EFBSI VPO "Moscow state law university of O. E. Kutafin" (MSLA), chairman of the "Dalnevostochnaya" faculty of advocates of the Magadan region.

In this article the author conducts a brief comparative analysis of theoretical approaches libertarian legal and positivist legal doctrines in the face of their leading representatives, V. S. Nersesyants and O. E. Kutafin to such a term of constitutional law as "constitutionalism".

Key words: constitutionalism; the constitution; the supreme law; political system; political system.

Конституционализм как правовая категория до сегодняшнего дня различными авторами наполняется различным содержанием. Как верно подметил в свое время И. М. Степанов, к этому термину прибегали "чуть ли не в качестве равнозначного понятиям "конституция", "конституционный строй", "форма правления" и даже "политический режим" <1>. В отличие от перечисленных вариантов В. С. Нерсесянц наполняет термин "конституционализм" совершенно другим содержанием. Он был убежден, что конституционализм есть идеология. Причем не ординарная, а некая общегосударственная, надпартийная, интегративно-общенационального характера. "Разумеется, - писал по этому поводу академик, - конституционализм как общегосударственная, надпартийная идеология (государственно-правовое сознание, позиция и ориентир) не противоречит положению Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 13) о том, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Совершенно очевидно, что этот запрет относится ко всем партийным идеологиям, но никак не к конституционализму - уже в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции. Государство в целом, все государственные органы и должностные лица, все сторонники Конституции и конституционно-правового строя должны всемерно содействовать возвышению роли конституции и повышению уважения к ней, реальному утверждению ее статуса как Основного Закона страны, последовательной реализации ее норм, принципов и ценностей" <2>. -------------------------------- <1> Степанов И. М. Социалистический конституционализм: сущность, опыт, проблемы // Советское государство и право. 1987. N 10. С. 4. <2> Нерсесянц В. С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8.

В отличие от В. С. Нерсесянца под конституционализмом О. Е. Кутафин понимает некий антипод авторитаризма <3>. Таким образом, в учении О. Е. Кутафина конституционализм приобретает черты политического режима. К этому выводу читателя трудов академика подводит именно противопоставление категорий конституционализма и авторитаризма. Если эти категории можно противопоставить, следовательно, они сопоставимы, т. е. являются видами одного родового понятия. Поскольку для авторитаризма таким родовым понятием является термин "политический режим", то и конституционализм следует, с учетом мнения О. Е. Кутафина, признать видом политического режима, хотя сам Олег Емельянович этого уточнения не делал. Однако, насыщая содержание этого термина, академик Кутафин писал о двух его сторонах. "Представляется, - отмечал он, - что понятие "конституционализм" можно рассматривать, с одной стороны, как теоретическую доктрину, связанную с представлением о справедливом, демократическом государстве, соответствующем природе человека, а с другой стороны, как государственный строй, созданный в соответствии с этой доктриной" <4>. Понимая под государственным строем "систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права" <5>, видим, что термин "конституционализм" в понимании О. Е. Кутафина занимает некое промежуточное место между новой разновидностью политического режима и элементом (либо характеристикой) государственного строя. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография О. Е. Кутафина "Российский конституционализм" включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008. ------------------------------------------------------------------ <3> См.: Кутафин О. Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7: Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2011. С. 5. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография О. Е. Кутафина "Российский конституционализм" включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008. ------------------------------------------------------------------ <4> Кутафин О. Е. Избранные труды. Т. 7. С. 42. <5> Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 128.

Характерно, что наличие Основного Закона само по себе не является для О. Е. Кутафина признаком конституционализма в его эффективном воплощении, поскольку ученый допускает мнимость этого феномена. Вот его слова: "Дело в том, что конституционализм, подобно самой конституции, может быть как реальным, так и фиктивным, т. е. мнимым. Фиктивен конституционализм, когда конституция, построенная на его идеях, и действительность расходятся. Не фиктивен конституционализм, когда они сходятся" <6>. В этом, мы полагаем, основное отличие трактовки феномена конституционализма у О. Е. Кутафина от версии В. С. Нерсесянца. У последнего, как мы показали выше, конституционализм - это идея. А идея не может противоречить сама себе. Идее может противоречить только ее воплощение в жизнь, реализация. Поэтому либертарно-юридическая трактовка не допускает мнимости (фиктивности) конституционализма, расценивая его в виде некоей цели, к которой необходимо стремиться. Кутафинское же учение, напротив, расценивает конституционализм как достигнутый уровень развития государственного строя. Расщепляя понятие конституционализма на теоретическую (цель) и практическую (государственное строительство) составляющие, О. Е. Кутафин избегает идеализма, придает своему учению в этой части практическую направленность. Таким образом, у О. Е. Кутафина конституционализм - это цель плюс критерий государственно-правовой деятельности, а у В. С. Нерсесянца - исключительно цель. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография О. Е. Кутафина "Российский конституционализм" включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008. ------------------------------------------------------------------ <6> Кутафин О. Е. Избранные труды. Т. 7. С. 45.

Подводя итоги нашего краткого обращения к теоретическим позициям понимания конституционализма в трудах двух ведущих правоведов второй половины XX в., можно резюмировать следующее. Такой термин, как "конституционализм", в учении В. С. Нерсесянца максимально идеализирован (употребляем это слово без приставшего к нему негативного оттенка, понимая под этим наиболее близкий случай отождествления с идеей), тогда как у О. Е. Кутафина возможность характеристики конституционализма как мнимого позволяет демонстрировать качество созданного и используемого конкретной нацией государственного режима. В этих двух подходах видится нам не столько противоречие, сколько плюрализм взглядов на один из важнейших терминов науки конституционного права. Методологические различия в подходах к трактовке сущности конституционализма, идеалистические у В. С. Нерсесянца и позитивистские у О. Е. Кутафина, во многом обогащают конституционно-правовую теорию и позволяют современникам в полной мере уяснить суть этого феномена.

Литература

1. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография О. Е. Кутафина "Российский конституционализм" включена в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008. ------------------------------------------------------------------ 2. Кутафин О. Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7: Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2011. 3. Нерсесянц В. С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 6 - 10. 4. Степанов И. М. Социалистический конституционализм: сущность, опыт, проблемы // Советское государство и право. 1987. N 10. С. 3 - 12.

Название документа