Исследование категории "легальность государственной власти" в теории юридической науки

(Безкоровайная Ю. Е.)

("Общество и право", 2009, N 5)

Текст документа

ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИИ "ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ" В ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Ю. Е. БЕЗКОРОВАЙНАЯ

Безкоровайная Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

Статья посвящена рассмотрению понятия "легальность государственной власти" в теории права. Особое внимание автор уделяет подходам к определению понятия "легальность", ее признакам и значению, закономерностям исторического развития.

Ключевые слова: легальность, государственная власть, категория, государство, легитимность.

The article is devoted to investigation of the "legality of the state authority" in the law theory. The approaches to the definition of the legality of the state authority, it signs and meanings, tendency of its historical develops are considered by the author.

Key words: legality, state power, category, state, legitimity.

Проблема легальности и легитимности государственной власти является одной из наиболее актуальных не только в современной России, но и иных государствах мирового сообщества. Актуальность указанной проблемы обусловливается в первую очередь многообразием политических процессов, происходящих в современном мире, а также их разнородностью (яркий пример: тенденции государств к суверенизации их власти, глобализации и одновременной интеграции в мировое сообщество). В связи с этим важным и необходимым становится изучение свойств легальности и легитимности государственной власти, которые во многом определяют степень дееспособности власти в указанных процессах.

Проблема легитимности государственной власти довольно подробно исследовалась учеными начиная с конца XIX в. (со времен М. Вебера). В трудах отечественных ученых проблема легитимности стала широко освещаться в 90-х гг. XX в. в связи с возникновением кризисных тенденций в государствах бывшего СССР и приобретением этими государствами суверенитета. Однако во всех этих исследованиях легитимность получала наибольшее развитие, в то время как свойство легальности государственной власти на сегодняшний день остается мало исследованным.

Имеющиеся теоретические выкладки по проблеме легальности государственной власти в основной своей массе лежат в плоскости сравнения и соотношения ее с легитимностью, в то время как полные, исчерпывающие исследования по проблеме отсутствуют. В этом вопросе мы придерживаемся позиции, согласно которой легальность и легитимность - категории различного порядка. Так, легитимность носит более оценочный, правовой характер, в то время как легальность является строго юридическим процессом.

Слабая разработанность темы обусловливается также тем фактом, что ряд ученых-теоретиков, философов, политологов [1] рассматривают легальность в качестве синонима категории "законность" (которая в рамках юридической науки и политологии получила широкое распространение). Однако следует отметить существование иных позиций (в первую очередь советского периода развития Российского государства, представителями которого являются Н. В. Витрук, Н. Г. Александров, Г. В. Назаренко и другие), которые исходят из различных пониманий законности (как правило, в узком и широком смысле) [2]. Развивая исследовательские положения советских ученых с учетом современных знаний в этой области, следует говорить о единой природе легальности и законности. Однако некорректным представляется тезис об отождествлении законности и легальности.

Нам представляется, что законность является более широкой по объему категорией и должна рассматриваться как режим общественной жизни, состоящий в строгом неукоснительном соблюдении правовых норм всеми субъектами. Легальность же видится нам в более узком понимании, в качестве явления политико-правового характера. Иными словами, легальность характеризует определенный режим функционирования государственной власти (в лице его государственных органов) на основании закона и во исполнение его. Субъектами легальности выступают должностные лица (государственные и муниципальные служащие).

Таким образом, легальность выступает самостоятельным политико-юридическим процессом узаконивания власти и обладает в силу этого уникальным набором признаков (рационально-правовая основа, политико-юридический характер, специфический субъектный состав).

Рассматривая легальность государственной власти как определенное качественное состояние политико-правовых отношений, нам представляется необходимым выделить следующие ее составляющие.

Во-первых, наличие самой власти в государстве должно быть закреплено соответствующими законами, в том числе актом, обладающим особым статусом (например, Конституцией). В тех случаях, когда нормативные акты указанного статуса отсутствуют, функционирование власти в обществе подтверждается и обеспечивается, как правило, историческими и правовыми традициями народа (как правило, титульной нации в многонациональных государствах).

Во-вторых, имеющиеся в государстве способы формирования органов государственной власти должны быть официально закреплены (например, институт выборов). Данный аспект также включает в себя характеристику реальной исполнимости. Иными словами, в обществе должны действовать нормативные акты, конкретизирующие и обеспечивающие исполнение продекларированных в Конституции процедур.

В-третьих, механизмы формирования органов государственной власти должны строго соответствовать юридической процедуре, нарушение которой входит в сферу конституционной ответственности.

В-четвертых, должностные лица, осуществляющие государственную власть, обладая компетенцией, полно закрепленной законодательными актами, не могут выходить за ее рамки. При этом компетентность должностного лица должна обеспечиваться как мерами общего порядка (гражданскими), так и мерами в силу его специального статуса. Опыт ряда государств показал, что такая система является надежным гарантом эффективного исполнения полномочий государственными служащими и должностными лицами.

В-пятых, должностные лица несут собственную ответственность за действия, осуществляемые в рамках должностных полномочий [3]. Данное положение свидетельствует о необходимости стимулирования органов государственной власти и должностных лиц к общественно полезной деятельности в рамках полномочий.

Исследуя становление легальности власти, мы приходим к выводу о том, что зарождение данного процесса отмечается уже в родоплеменных сообществах и связывается с формированием первобытных мононорм. Ретроспективный анализ возникновения права и законодательства дает основание для выделения по крайней мере трех эволюционных форм (уровней) легальности:

протогосударственный (деятельность ранних государственных образований по санкционированию обычаев). На этом этапе принцип легальности еще недостаточно четко выделен.

государственный (в этот период происходит формирование государством целостной разветвленной системы права путем нормотворчества, становления системы прецедентного права и т. д.).

конституционный (связан с появлением особых форм нормативно-правовых актов, обладающих специфическими признаками и целями).

В рамках исследования данного вопроса может быть раскрыт и вопрос о национально-культурной специфике процессов легализации власти. Мы полагаем, его следует рассматривать не только с точки зрения исторического подхода, но в большей мере системного, при котором процессы легализации должны исследоваться с учетом социокультурных условий становления легальности власти (то есть в рамках парадигмы власти).

Подобное рассмотрение позволяет рассмотреть сущность принципа легальности в основные периоды его развития, направления и тенденции трансформации данного принципа в зависимости от формы государства и его типов, осветить особенности легальности и процессов легализации в рамках каждой из парадигм.

Наибольший интерес в данном вопросе представляет рассмотрение процессов легализации власти в качественно разнородных обществах, например традиционных и рационалистских.

Так, рационалистские общества характеризуются преобладанием форм рационального знания о явлениях окружающей действительности, распространением учений, центральным ядром которых является человек, развитой системой позитивного права.

Общества, в становлении которых важная роль в регулировании общественных отношений отводилась традициям, обычаям, религиозным течениям, которые основывались на вере в сверхъестественные силы, личные качества того или иного лидера, являются по своей сути традиционалистскими.

Исследуя эти типы обществ, мы пришли к выводу о наличии специфических особенностей в процедурах легализации власти в каждом из них.

Так, для обществ рационалистского типа характерна тесная взаимосвязь легитимности и легальности. Власть, получившая большинство голосов на выборах (или иных процедурах формирования органов государственной власти населением государства), считается легитимной в силу ее электоральной законности.

В обществах традиционного типа четко разграничиваются понятия легальности как внешнего (юридического) соответствия государственной власти законам государства и легитимности как внутреннего одобрения ее населением государства в соответствии с их индивидуальной системой ценностей.

Российская Федерация, на наш взгляд, по своей природе традиционна, хотя в последние десятилетия произошли некоторые изменения, которые позволяют говорить о переориентации системы ценностей российского населения на рациональную основу. Законодательно установлены формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты формирования населением органов государственной власти. Проводимые процессы политической модернизации и становления новой российской государственности авторитарно-демократического типа позволяют нам говорить о провозглашении приоритета легальности над легитимностью, согласно западной модели.

Как мы видим, разграничение обществ на типы имеет большое эвристическое значение, так как при таком подходе появляется возможность учесть роль национального мышления (менталитета) в процессах легализации институтов государственной власти.

В целом поднятая нами тематика представляет определенный научный интерес и объективно требует разработки в исследованиях ученых, и в первую очередь ученых-теоретиков. Легальность - важная теоретическая и практическая категория. Исследование процессов легализации государственной власти способствует четкому разграничению категорий "насильственный" - "правовой", "законный" - "незаконный", "узурпация государственной власти" и т. д. относительно процедур смены власти, что особенно актуально в свете войн на территории Ирака, Южной Осетии, Ливана и т. д. А также позволяет определить методы и средства поддержания легитимности и эффективности государственной власти.

Литература

1. См. об этом: Дуденкова А. А. Легитимность как теоретическая категория: политико-правовой анализ // Философия права. 2005. N 4; Легальность и легитимность власти // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. N 2; Дибиров А.-Н. З. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера? // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 3; Гаджиев К. С. Введение в политическую философию. М.: Логос, 2004.

2. См. Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1973; Самощенко И. С. Охрана режима законности Советским государством. М.: Госюриздат, 1960; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22.; Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 13; Марксистско-ленинская общая теория государства и права // Социалистическое право / Под ред. Е. А. Лукашова. М.: Юрид. литература, 1973.

3. Данное положение имеет важное значение, так как учитывает специфику традиционных обществ и государств, характеризующихся неразвитой системой позитивного права (законодательства).

Название документа