Концепция комплексной активной профилактики зависимости от психоактивных веществ несовершеннолетних лиц и их реабилитации

(Пронин А. А.) ("Наркоконтроль", 2009, N 4) Текст документа

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ И ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

А. А. ПРОНИН

Пронин А. А., доцент, кандидат исторических наук (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Москва).

В предыдущем номере журнала "Наркоконтроль" <1> были рассмотрены социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних в Российской Федерации и обозначены три вида профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). -------------------------------- <1> См.: Пронин А. А. Социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних в Российской Федерации и международная практика // Наркоконтроль. 2009. N 3. С. 21 - 25.

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация, - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т. е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, образовательное учреждение, трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности. Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и будут предприняты усилия как на правительственном уровне, так и неправительственными структурами и движениями. Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в подростково-юношеской среде являются: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; - сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств посредством пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Какова же стратегия первичной профилактики? Суть современной концепции первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков заключается в том, что основное внимание должно быть уделено личности несовершеннолетнего и трем важным сферам, в которых реализуется его жизнедеятельность: семье, образовательному учреждению и досугу, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Стратегия первичной профилактики предусматривает активные профилактические мероприятия, направленные на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; на внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; на развитие социально поддерживающей инфраструктуры. В образовательной среде наиболее адекватным направлением профилактики наркомании является стратегия сдерживания. Государственная политика должна быть направлена на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально. Следует уточнить, что негативно ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т. е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование внимания на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ. Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цели - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи. В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты B, C, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ. Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз "наркомания", учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал. Профилактика, лечение и реабилитация - это взаимосвязанные процессы. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием "тяжелых" наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить "экспериментатора" в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблему третичной профилактики, т. е. реабилитации. Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Несмотря на высокую степень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активная помощь в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключена, но и должна рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи системы Минобразования России. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным: - оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость; - оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи; - организация общеобразовательного и профессионального обучения и создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых; - оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ; - взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ; - разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ; - разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в образовательное учреждение. Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях. Совершенно очевидно, что каждый вид профилактики имеет свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактика) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях, к концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами. Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде <2>, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего органов управления образованием и органов управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов. -------------------------------- <2> Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) <3>, которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, а также применить последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, то есть вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. Становится возможным контролировать группы детей и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение. -------------------------------- <3> Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации является составной частью Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Профилактическая деятельность в образовательной среде, согласно КАПР, включает следующие основные принципы: 1. Комплексность. Согласованное взаимодействие на межведомственном уровне - органы и учреждения, отвечающие за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном уровне - специалисты различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); в системе образования - органы управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательные учреждения, отвечающие за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. 2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: - возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет), младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 - 14 лет), старшего подросткового возраста (15 - 16 лет), юношеского возраста (17 - 18 лет) и молодежи (от 18 лет); - степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности, имеющих различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные" дети и подростки), начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков), заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений. 3. Аксиологичность (ценностная ориентация). Этот принцип предполагает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения служит одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания - основанием для социальной реадаптации и реабилитации. 4. Многоаспектность - сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий: социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально поддерживающей инфраструктуры; воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения детей группы риска; воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи. 5. Последовательность (этапность). Данный принцип предусматривает, что цели и задачи профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные (этапные), т. е. они не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании. На каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием. Для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки. 6. Легитимность. Согласно этому принципу необходима правовая база антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. В правовую базу также входят права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры, а также действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия. При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилактической помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например, доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении, диагностика употребления наркотиков методом тестирования, социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилактики, использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиту их прав и законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия. Цели концепции КАПР в образовательной среде: 1) снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества; 2) снижение заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний; 3) снижение численности групп риска потребления ПАВ; 4) снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ. Основные задачи концепции в образовательной среде: 1) вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования; 2) улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок; 3) улучшение качества образования путем повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся; 4) повышение качества здоровья детей и молодежи; 5) улучшение криминогенной обстановки в регионе; 6) разъединение наркотических асоциальных групп; 7) возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания; 8) оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; 9) осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи; 10) создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики; 11) создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.); 12) реализация этапов профилактической деятельности: создание организационных структур; подготовка кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований; взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации. Концепция КАПР учитывает все многообразие факторов, способствующих развитию наркомании, главным образом личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинских технологий (иммунохроматические тесты на наркотики), мероприятия в рамках концепции позволяют активно и целенаправленно не только выявлять заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансеризация, профосмотры и т. д.), но и изменять менталитет учащихся, показывая, что прием наркотиков скрыть невозможно. В условиях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций, необходимо включить в КАПР максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы. Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Фактически речь идет не только о разработке и принятии в качестве отправной точки всех профилактических мероприятий новой концепции, но и о создании совершенно новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров Минобразования России: организационно-методического и реабилитационного. Эти центры должны служить учебно-методическим полигоном для мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях и решению задач реабилитации; прототипом будущих региональных центров профилактики и реабилитации, действующих в реальной образовательной среде; "информационным узлом", позволяющим адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости. Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Поэтапность внедрения КАПР позволит сделать профилактику наиболее эффективной. На первом этапе должны быть осуществлены неотложные мероприятия, на втором - научно-организационные мероприятия, на третьем - полное развертывание КАПР. Концепция КАПР предполагает разработку и реализацию профилактических программ, направленных на активизацию профилактической деятельности в образовательных учреждениях, семье, на организацию внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи. Предложенная концепция является основой для создания конкретных программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, в том числе с использованием общественных инициатив в сфере профилактики наркозависимости.

Название документа