Социально-психологические особенности влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность обучаемых в военно-учебных заведениях
(Афанасьева Е. С.) ("Юридическая психология", 2009, N 3) Текст документаСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Е. С. АФАНАСЬЕВА
В работе представлены результаты исследования влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность курсантов образовательных учреждений военного профиля. Изложена авторская интерпретация особенностей влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность курсантов. Поиск путей стимулирования и развития познавательной активности личности в ходе учебного процесса традиционно относится к одной из актуальных проблем образовательной практики. Решая эту задачу в различные исторические эпохи, ученые, педагоги и психологи определяли познавательную активность человека исходя из доминирующих парадигм в тот или иной временной период. Анализ современной научной психолого-педагогической литературы показывает, что в различных источниках познавательная активность определяется как готовность (т. е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н. А. Половникова) [7]; проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова) [1]; волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности (Р. А. Низамов) [6]; действенность жизненных сил обучаемого (Г. И. Щукина) [12]; качество деятельности, в котором выявляется личность воспитанника с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания (Т. И. Шамова) [11]. Наиболее продуктивные результаты при изучении данного феномена были получены в рамках личностно-деятельного и психолого-детерминированного подходов <1>. С позиции личностно-деятельного подхода познавательная активность понимается и как характеристика деятельности человека - ее интенсивность и напряженность, и как качество личности. Другими словами, познавательная активность понимается здесь как особый вид деятельности, возникающий по поводу познания и в его процессе и выражающийся в заинтересованном принятии информации; желании углубить, уточнить свои знания; в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способы познания и применять их на другом материале [10]. -------------------------------- <1> Данные подходы в статье к рассмотрению феномена познавательной активности личности предложены и обобщены автором.
В то же время познавательная активность отражает также и определенный интерес взрослого человека к получению новых знаний, умений и навыков; внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к расширению знаний, расширению кругозора. Например, Г. И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. По ее мнению, качеством личности познавательная активность становится при устойчивом проявлении стремления к познанию [12]. Таким образом, обобщив научные психолого-педагогические труды ученых, можно с уверенностью сказать, что определение познавательной активности человека в рамках личностно-деятельного подхода преимущественно сводится лишь к рассмотрению учеными мотивационной сферы познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов, но не затрагивает сущность непроизвольного возникновения познавательной активности личности и не раскрывает содержательную сторону психических познавательных процессов. В рамках психолого-детерминированного подхода к рассмотрению феномена познавательной активности личности Б. Ф. Ломов определяет познавательную активность как особое образование субъекта деятельности, состоящее в интеграции его психологических возможностей, способностей, знаний и их направленности на достижение цели [3]. Б. М. Теплов пишет о познавательной активности как об общем компоненте природно-детерминированного свойства нервной системы, находящем свое выражение на психологическом уровне, в частности осуществляя взаимодействие между темпераментом и способностями в процессе познания [3]. М. В. Бодунов, полагаясь на вышеизложенные взгляды ученых и в соответствии с психолого-детерминированным подходом к изучению данного феномена, познавательную активность личности определяет как общеличностную характеристику, выражающую природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умственной и психомоторной сфере и обусловливающую стремление индивида к эффективному освоению окружающего мира. При этом он выделяет качественную, содержательную сторону познавательной активности, определяемую комплексом действующих побуждений на совершение тех или иных действий, а также количественную, процессуальную сторону, характеризующую совершаемую деятельность по таким формальным параметрам, как темп, интенсивность, уровень и распределение во времени. Исходя из вышесказанного, следует, что психолого-детерминированный подход к изучению природы познавательной активности человека позволяет рассматривать познавательную активность как существенную характеристику, "интегральный параметр" личности, как важнейшую сторону темперамента и общих способностей индивида, но недостаточно четко раскрывает влияние внешних факторов социальной среды на процесс формирования и развития познавательной активности личности. В контексте статьи познавательная активность рассматривается как форма поведения индивида, которая направлена на получение знаний с целью достижения продуктивного и социально одобряемого результата в условиях учебной деятельности. Познавательная активность сопровождается инициацией психических состояний, психических познавательных процессов, актуализацией мотивов в процессе ориентировки в ходе решения профессиональных и социальных задач. В числе факторов, влияющих на познавательную активность обучающихся, рядом отечественных и зарубежных ученых-психологов признается привлекательность преподавателя. С точки зрения современной социальной психологии привлекательность человека определяется как совокупность свойств личности, формирующих у окружающих его положительную установку на взаимодействие с ним в процессе общения, деятельности. В данном исследовании привлекательность преподавателя определяется как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые способствуют созданию у обучаемых положительного эмоционального отношения к установлению и развитию продуктивного взаимодействия в ходе учебной деятельности. Процесс формирования привлекательности преподавателя включает несколько этапов: - возникновение у обучающихся визуального предпочтения конкретного преподавателя; - создание положительных эмоциональных отношений между субъектами учебного процесса; - актуализация потребности в деловом контакте с педагогом; - становление начального этапа эмоциональной привязанности обучающихся к преподавателю; - формирование стремления находиться на дистанции личностного общения с преподавателем; - развитие ощущения у обучающихся необходимости к положительной включенности в учебный процесс с целью приобретения профессиональных знаний, навыков, умений. Привлекательность преподавателя можно рассматривать как социально-психологическое условие установления более эффективного контакта и взаимодействия с обучаемыми, что, в свою очередь, проявляется в познавательной активности учащихся. Феномен влияния привлекательности на уровень познавательной активности зафиксирован на выборке студентов гражданских вузов [13]. Учитывая малую изученность феномена привлекательности преподавателя военного вуза, имеет смысл проверить данное предположение на выборке курсантов образовательных учреждений военного профиля (далее - курсантов). Цель исследования заключалась в установлении характера влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность курсантов. Реализация цели исследования осуществлялась путем решения следующих задач: 1) установление факта влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность курсантов (далее - ПАК); 2) выявление наиболее значимых характеристик и критериев привлекательности преподавателя (преподавателя-мужчины и преподавателя-женщины); 3) определение степени стремления и желания курсантов успешнее обучаться по тем предметам, которые преподают наиболее привлекательные для них преподаватели. Исследование проводилось на базе одного из вузов системы органов ФСБ России. Эмпирическую базу исследования составили курсанты-юноши, обучающиеся на факультете по специальности "Психология" (далее - психологи) и курсанты-юноши, обучающиеся на другом факультете по специальности "Юриспруденция" (далее - юристы). Всего приняли участие в тестировании 272 человека. Возрастной диапазон испытуемых - 17 - 25 лет. Исследование проводилось в мае 2008 г. В ходе исследования применялись специально разработанная анкета, беседа, анализ результатов деятельности и взаимоотношений в группах. Анкеты обрабатывались с помощью прикладных программ SPSS 13.0, Excel. Полученные результаты позволяют утверждать, что привлекательность преподавателя однозначно влияет на познавательную активность курсантов. Так, 226 человек (83,1%) считают, что привлекательность преподавателя положительно влияет на их познавательную активность. Надлежит заметить, что не выявляется значимых различий в распределении ответов респондентов по факультетам на вопрос о влиянии привлекательности преподавателя на ПАК: юристы - 107 (81,1%) положительных ответов, психологи - 119 (85%). Вместе с тем характер влияния этого феномена несколько варьируется на различных курсах обучения (см. рис. 1 - не приводится).
Рис. 1. Оценки респондентов влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность курсантов (N = 272)
Рисунок не приводится.
Наибольшее влияние привлекательности преподавателя проявляется на втором и четвертом курсах. Данный факт может быть интерпретирован следующим образом: на этапах поступления в вуз и последующего обучения на первом курсе молодые люди преодолевают адаптационный период, для большинства из которых этот процесс сопряжен с немалыми трудностями (психологическими, физиологическими, социальными, межличностными и др.). Вследствие чего у курсантов наблюдается низкая мотивация к учебному процессу, ошибочное восприятие личностных и педагогических качеств преподавателя и как результат всего этого недостаточно адекватное оценивание характерных особенностей привлекательности преподавателя [8]. На втором курсе у курсантов наблюдается уже наиболее выраженный интерес к учебе, готовность к изучению специальных предметов, дисциплин и освоению будущей профессии, преобладает настрой в овладении необходимыми знаниями, навыками, умениями [8]. В связи с этим курсанты начинают требовательнее относиться к личностным качествам преподавателя и грамотно детерминировать различные компоненты привлекательности педагогов. К третьему курсу обучения у юношей происходит своего рода переоценка ценностей. Постигнув военное ремесло в ходе стажировки на офицерских должностях, курсанты применили полученные знания, навыки на деле и теперь уже располагают возможностью самостоятельно и грамотно сравнивать педагогические способности, предшествующий опыт и компетентность преподавателей. Также обучающиеся к этому времени довольно хорошо знают личностные качества многих преподавателей, ознакомлены с требованиями педагогов и освоили содержание большинства учебных дисциплин. В результате чего курсанты отдают предпочтение иным принципам и факторам анализа структурных компонентов привлекательности преподавателей. Совокупность изменений взглядов курсантов на содержательную сторону личностных свойств и особенностей преподавателя отразилась характерным спадом положительных ответов на вопрос о влиянии привлекательности преподавателя на ПАК (см. рис. 1). На четвертом же курсе, вероятно, происходит инициация психических познавательных процессов у курсантов, мотивационная сфера активизирует познавательную деятельность в учебе и, как удалось эмпирически зафиксировать, значительно увеличивается степень влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность респондентов. Известно, что на четвертом курсе молодые люди довольно четко определяются с целями своего обучения в вузе и овладения специальностью (психолог или юрист), однозначно дифференцируют получаемые ими знания и приобретаемые навыки для становления в будущей профессии, умеют грамотно строить диалог с преподавателями [8]. Вследствие чего курсанты правильно соотносят педагогическую компетентность, опыт, мастерство преподавателей по разным блокам дисциплин, категоричнее оценивают для себя формы проявления привлекательности и личностные качества преподавателя. Данный аспект отразился на выборке респондентов четвертого курса (см. рис. 1). К пятому курсу количество положительных ответов в незначительной степени снижается. Молодые люди находятся на завершающем этапе обучения в вузе. Перед ними актуализируется вопрос о возможных профессиональных перспективах, оценивания себя в новой роли офицера, выбора дальнейшего места прохождения службы, занимаемой должности, адаптации в новом коллективе, взаимоотношений с будущими сослуживцами и коллегами. Происходит периодичная "непроизвольная оторванность" курсантов от учебного процесса. Первостепенной задачей для пятикурсников являются сдача зачетов и государственных экзаменов, написание и защита выпускной квалификационной работы. Решение преобладающей задачи инициирует у них подъем и мобилизацию психофизического потенциала для успешного завершения учебы, сдачи экзаменов, защиты дипломной работы. На момент выпуска курсанты наиболее корректно оценивают влияние привлекательности преподавателя на ПАК, о чем и свидетельствуют полученные положительные ответы респондентов (см. рис. 1). Один из вопросов анкеты был направлен на оценку стремления курсантов успешнее обучаться, получать высокие баллы по тем предметам, которые преподают более привлекательные для них преподаватели. Результаты анкетирования показали, что 83,1% (226 чел.) опрошенных ответили положительно на данный вопрос. Причем, с 1-го по 5-й курс динамика положительных ответов варьируется в тесном соотношении с положительными ответами на вопрос о влиянии привлекательности преподавателя на ПАК (см. рис. 2).
91,62%
88,36% 76,26% 82,41% 74,13%
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Рис. 2. Динамика положительных ответов респондентов, желающих успешнее обучаться по тем предметам, которые преподают привлекательные для курсантов преподаватели (N = 272)
Анализ наблюдений за учебно-воспитательным процессом в вузе, обработка результатов учебной деятельности и текущего оценочного контроля респондентов в учебных группах также говорят о том, что курсанты, обучающиеся у преподавателя, которого считают для себя привлекательным, достигают лучших результатов усвоения учебного предмета. Следует подчеркнуть, что достижение высоких результатов в овладении учебной дисциплиной сопровождается проявлением положительных эмоций и позитивных психических состояний у курсанта. Стремление пережить такие же положительные эмоции и позитивные состояния повторно мотивирует курсанта к самостоятельной познавательной активности и по другим учебным предметам. Иными словами, можно предположить, что самодетерминация познавательной активности курсантов развивается по следующему алгоритму: внешнее эмоциональное и эстетически значимое воздействие (привлекательный преподаватель) - ситуационная ПАК (ответ на раздражитель), далее - полученное курсантом удовольствие (высокие результаты учебной деятельности по конкретному предмету) и затем - стремление повторно пережить состояние удовлетворения от достигнутой цели качественным освоением другого учебного предмета без внешне значимого стимула. То есть речь идет о смене характера детерминации познавательной активности курсантов: от индивидуально-психологических характеристик преподавателя к построению внутренней системы положительных критериев и целей учебной деятельности обучающихся [5]. Результаты исследования восприятия курсантами преподавателя позволяют утверждать, что оценка преподавателя как привлекательного для обучаемых формируется у 88,3% респондентов на первом занятии. Более категоричны в этом суждении курсанты четвертого (66,7%) и пятого курсов (53,9%). А обучающиеся на младших курсах считают, что положительная оценка привлекательности преподавателя складывается на основе впечатлений от второго и последующих занятий (71,9%). Видимая категоричность пятикурсников также объясняется их умением грамотно и корректно оценивать педагогические способности, личностные качества и степень проявления привлекательности преподавателей уже на первом занятии. Следует отметить, что привлекательность педагога активизирует стремление у курсантов ему понравиться. Данное утверждение основывается на положительных ответах 63,4% участников исследования. Анализ вариантов действий, совершаемых курсантами с целью понравиться преподавателю, который является для них привлекательным, представился существенной вариативностью в зависимости от гендерных различий преподавателей. Во-первых, для того чтобы понравиться преподавателю-женщине, большая часть курсантов уделяют особое внимание своему внешнему виду (76,4%); во-вторых, проявляют большую активность на занятиях (9,7%); в-третьих, более тщательно готовятся к занятиям (7,4%); в-четвертых, они более дисциплинированны и помогают поддерживать дисциплину в группе (3,5%). Для того чтобы понравиться преподавателю-мужчине, на первый план у большинства курсантов выходит проявление большей активности на занятиях (65,7%); затем следует более тщательная подготовка к занятиям (16,2%), часть курсантов обращаются за индивидуальной консультацией к преподавателю (7,1%), а часть курсантов уделяют особое внимание своему внешнему виду (6,7%), и последнее - это дисциплинированность курсантов (2,3%). Весьма интересны результаты исследования критериев привлекательности преподавателей-мужчин и преподавателей-женщин. Данные, представленные в таблице 1, говорят о том, что ранги критериев привлекательности преподавателей-мужчин и преподавателей-женщин значительно различаются.
Таблица 1. Соотношение рангов привлекательности преподавателей <2>
Критерии привлекательности Ранг критерия
Преподаватель - Преподаватель - женщина мужчина
Внешне красив(-а) 1 6
Молод(-а) 2 9
Опрятен(-на) в одежде 3 3
Способен(-на) разрядить обстановку 4 4 с помощью уместной шутки
Методически подготовлен(-а) 5 2
Компетентен (-на) в учебном предмете 6 1
Доступен(-на) обучаемым в 7 5 изложении учебного материала
Активно вовлекает обучаемых в 8 8 дискуссию по учебному вопросу
Доступен(-на) обучаемым в общении 9 7
Уверен(-а) в себе 10 10
Привлекательность преподавателей-женщин, как следует из данных, представленных в таблице 1, определяется в основном внешними признаками личности (внешняя красота, молодость, опрятность в одежде), а преподавателей-мужчин - педагогическими качествами личности (компетентность в учебном предмете, методическая подготовленность и т. д.). В ходе исследования установлено также, что привлекательность преподавателя обусловлена следующими обстоятельствами: 1) привлекает сам учебный предмет (64,2% положительных ответов); 2) знания предмета важны в профессиональном становлении и как офицера, и как гражданского специалиста (юриста или психолога) (25,6% опрошенных ответили положительно). Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать следующее: 1. Личная привлекательность преподавателя положительно влияет на познавательную активность курсантов на всех курсах обучения независимо от специальности обучаемых. 2. У курсантов диагностируется стремление успешнее обучаться, получать высокие оценки по тем предметам, которые преподают более привлекательные для курсантов преподаватели. Привлекательность преподавателя формирует у курсантов желание понравиться ему лично, что проявляется в поведении курсантов: больше внимания уделяют своему внешнему виду, проявляют большую активность на занятиях, тщательнее готовятся к занятиям, дисциплинированны и помогают поддерживать дисциплину в группе. 3. В ходе исследования установлены различия в рангах критериев привлекательности преподавателей-женщин и преподавателей-мужчин. У преподавателей-женщин на первое место респонденты (курсанты-юноши) определяют внешнюю привлекательность, а у преподавателей-мужчин - компетентность в учебном предмете.
Литература
1. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. 2. Богданов Е. Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 3. Гурьянов Ю. Н., Дмитриев И. В., Тетерин А. А. Современные психологические теории личности. Голицыно, 2008. 4. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 5. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. N 4. 6. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. 7. Половникова Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань, 1968. 8. Сидоров И. А. Развитие мотивации учебной деятельности курсантов военных институтов пограничного профиля: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 9. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 10. Чащевая А. Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2003. 11. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 12. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 13. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.
Название документа