Современное развитие гражданско-правового образования в России и за рубежом

(Касич О. И.) ("Юридический мир", 2009, N 10) Текст документа

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ <*>

О. И. КАСИЧ

Касич О. И., адвокат, член Московской городской коллегии адвокатов.

В статье говорится об особенностях гражданско-правового образования в современном обществе и действиях российского Правительства, направленных на формирование целостной системы гражданского и правового образования. Ключевые слова: гражданское общество, сфера общественных отношений, гражданско-правовые отношения, важнейший фактор социально-правового образования, современная образовательная парадигма, образовательная модель, система гражданского и правового образования.

In the article it is told about features grazhdansko-pravovogo formations in modern company and actions of the Russian government directed on formation of complete system civil and legal education. Key words: civil company, sphere of public relations, civil-law relations, the major factor of is social-legal formation, modern educational paradigm, educational model, system civil and legal education.

В современном мире одним из наиболее важных факторов гражданского взросления общества в целом и формирования его основ является гражданско-правовое образование. И это не удивительно, ведь необходимо признать тот факт, что гражданское общество должно складываться, формироваться, вызревать, а не строиться. Говоря о гражданском обществе, следует учитывать, что оно предполагает наличие не только нравственно самостоятельных, либерально настроенных и автономных граждан. Его строительство также осуществляется и на основе признания принципа собственной автономии и автономности государства, экономики, образования как независимых секторов общественной жизни, внутри которых и во взаимодействии между которыми происходит верховенство закона, права [1, с. 374]. В настоящее время в России происходит активное формирование гражданского общества. По мнению Д. А. Медведева, гражданское общество в нашей стране "уже имеется", и государство дальше "будет вести твердый курс на развитие свободного общества" [2]. Данную точку зрения подтверждает и доклад Общественной палаты, в котором приводятся соответствующие статистические данные. В докладе указывается, что "гражданское общество в России все-таки существует и развивается. Его даже можно выразить в цифрах. Некоммерческий сектор нашей страны производит 1% ВВП. Для сравнения: в Нидерландах - 15,3%, в Румынии и Словакии - 0,3 - 1,5%. В экономике нашей страны организации гражданского общества имеют ту же долю, что и высшее образование или ЖКХ, и в полтора раза большую долю, чем легкая промышленность" [3]. В то же время в условиях формирования гражданского общества в России наблюдается социальная и идеологическая дезорганизация, трансформация общественных устоев, социальная дифференциация. Изменения в сфере общественных отношений повлекли за собой сдвиги в системе ценностных ориентаций граждан, в результате чего возникли социальная напряженность, правовая пассивность, нежелание решать многие проблемные вопросы и социальные конфликты самостоятельно, правовыми методами. Отсюда четко обозначилась и обратная связь: "граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. Имеет место и подрыв духовно-нравственных аспектов, приводящих к распространению пренебрежения нормами морали" [4, с. 3]. Вполне закономерно, что сейчас среди многочисленных образовательных задач отечественных педагогических учреждений на первый план выходит гражданско-правовое образование. Российское общество нуждается в гражданах, обладающих целостной системой гражданско-правовых качеств, предоставляющих возможность почувствовать себя активным субъектом политико-правовой жизни. Одна из актуальных задач современного периода развития России заключается в разработке воспроизводства гражданско-правовых отношений в целях поддержания стабильности Российского государства и приобретения им черт устойчивого развития. Россия не может оставаться в стороне от международного образовательного пространства, потому что "современный образованный человек - это новый субъект политической деятельности и гражданских отношений, человек, способный включиться в международный политический дискурс, открытый новому межэтническому пониманию, признающий факт интернационализации международного образовательного пространства" [1, с. 346]. Важнейшим фактором социально-правового образования молодого поколения, средством формирования нового гражданско-правового менталитета и гражданско-правовой культуры должно выступать новое содержание образовательных профессиональных программ в российских педагогических колледжах и педагогических университетах. В современной образовательной парадигме университетского образования, особенно педагогического, следует предполагать формирование дискурсивного мышления учащихся. Соответствующее отражение должно быть в интернационализации информационных баз данных, заложенных в содержании образовательных стандартов, в интернационализации технологий обучения. Складывающийся в нашем государстве новый тип гражданско-правового образования должен ориентироваться на личность, имеющую активную гражданскую позицию, эмоционально-нравственную готовность лично принимать участие в социально-политической жизни России, всячески способствовать ее процветанию и стабилизации. Совершенно справедливо мнение, что "практической образовательной моделью, воплощающей парадигму интернационализации, может стать построение образовательных программ, не обладающих абсолютной национально-региональной замкнутостью, но включающих ведущие инвариантные компоненты западноевропейских образовательных стандартов, относящихся прежде всего к комплексу общеобразовательных дисциплин, работающих на формирование активной гражданской и социально терпимой личности" [1, с. 347]. Основные свойства предлагаемой модели образовательного процесса заключаются в мобильности, незакоснелости образовательных программ, реализации их в небольших учебных подразделениях педагогических факультетов колледжей, институтов и педагогических университетов. В перечень предложений, способных выступить фактором формирования толерантного сознания современного юношества России как ведущего свойства его гражданской культуры, должны входить: использование и аккумуляция общепринятых мировых стандартов в соответствующей области знания, усвоение понятийных рядов каждой предметной сферы и соответствующих классических источников, в том числе и на языке оригинала, и др. Особо следует подчеркнуть, что на нынешнем этапе реформирования или модернизации гражданско-правового образования в России предполагается соответствующая нормативная база, регулирующая как образование в целом, так и гражданско-правовое образование в частности. Если в СССР действовал практически один закон, регулирующий образовательные отношения, - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, - то в настоящее время в нашей стране имеется два емких, но не охватывающих все аспекты образовательных правоотношений базовых федеральных закона: Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятый Госдумой 19 июля 1996 г. Кроме того, 10 апреля 2000 г. Государственной Думой была принята Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы. Также имеются Концепция модернизации образования на период до 2010 года и множество подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых Правительством Российской Федерации. Все эти документы направлены на регулирование образовательных правоотношений. Издавая нормативно-правовые подзаконные акты, российское Правительство преследует цель - сформировать целостную систему гражданского и правового образования. Например, Министерством образования Российской Федерации были изданы: письмо Министерства образования Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации"; информационно-методическое письмо МО РФ от 19 марта 1996 года N 391/11 "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации"; Программа развития воспитания в системе образования в России на 1991 - 2001 годы, утвержденная Приказом Минобразования России от 18 октября 1999 г. N 574; информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении". Значимым документом является Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Приказом Минобразования РФ N 2783 от 18 июля 2002 г. Значение Концепции состоит и в том, что на уровне профильного образования школьников предполагается предметная специализация в естественно-математической, социально-экономической, гуманитарной и технологической областях. Заметим, что, "в свою очередь, социально-экономический профиль предполагает возможность реализации правового профиля" [1, с. 355]. Для эффективного усвоения принципов, на которых должно базироваться гражданско-правовое образование, необходимо изучение многих отраслей знания (основ политических знаний, основ права, основ религии и нравственности, социальной философии и экономики, социологии и социальной психологии). Однако все эти отрасли знания вполне можно представить в школьном интегративном курсе "Граждановедение" (или "Человек в гражданском обществе"), который "способствовал бы формированию и закреплению гражданской культуры, выступал бы фактором социально-правового образования" [1, с. 355]. Формирование гражданской культуры у молодого поколения представляет собой весьма сложный процесс. Политическая, правовая, экономическая, духовно-этическая формы культуры, входящие в состав гражданской культуры, определяют способ деятельности в гражданско-правовом пространстве. И вполне объяснимо, что курс граждановедения должен носить интегрированный характер. Нельзя забывать и о том, что гражданская культура является фактором стабилизации и укрепления существующего строя. Ее объединяющая сила заключается в концентрации энергии людей на решении общей задачи. Вполне уместно упомянуть исследователя О. В. Омеличкина, который в своих работах, посвященных вопросам гражданского общества, вспоминает Аристотеля. Рассматривая проблему устойчивости государственного строя, Аристотель указывал, что народ, имеющий законный доступ к власти, остается спокойным, потому что гражданская добродетель и состоит в укреплении существующего строя [5, с. 113]. Без гражданской культуры, понимаемой и как способность к консенсусу, сотрудничеству в общегражданских целях, происходит вырождение политической культуры. В труде известных американских ученых-классиков политической науки Гэбриэля Алмонда и Сиднея Верба "Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти нациях", опубликованном еще в 1963 г., подчеркивалось, что гражданская культура предполагает общее доверие людей, доверие к своему социальному окружению, и благодаря этому напряженность в социальных отношениях исчезает [6, с. 3]. Нет никаких сомнений, что гражданское общество призвано усмирять государство, способствовать смягчению межпартийной борьбы. Для нашей страны это важнейшая задача. Исследователь проблем гражданского общества Ю. Н. Солонин в одной из своих работ, опубликованных в России, отмечает: "Гражданское общество должно укрощать государство в его непомерных претензиях, оно должно создавать механизмы общественного контроля за его деятельностью и определять ее границы и функции. В общественном сознании постоянно должно находиться понимание вторичности статуса политической сферы, служебной роли государства" [7, с. 15]. Несмотря на то что в 90-е годы XX - начале XXI в. проделана огромная работа по обновлению обществоведческого образования в России, до сих пор имеются серьезные проблемы в содержании, структуре и организации отечественного гражданско-правового образования [1, с. 360 - 364; 8, с. 72 - 74; 9; 10; 11; 12]. В целях достижения высокой эффективности гражданское образование должно сопрягаться с собственно правовым, специализированным образованием. Гражданско-правовое образование детей, юношества и вообще всех российских граждан - это "правовое образование "в квадрате", погруженное в социально-духовное пространство движущегося и развивающегося процесса вовлечения личности в жизнь гражданского общества и организующих его жизнедеятельность норм и правил поведения человека" [1, с. 364]. Весьма удачно формулируется понятие гражданского образования в работе Е. Е. Вяземского, Е. Б. Евладовой и И. А. Галанцевой. Так, они отмечают, что "гражданское образование в современной России должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину России, включая знания политических и правовых основ, жизни российского общества и государства, нравственные установки и навыки позитивного участия в общественной жизни" [13, с. 42]. Действительно, гражданское образование должно способствовать формированию гражданской компетентности личности как совокупности готовности и способностей, предоставляющих возможность ей активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, эффективно применять полученные знания и умения в практической деятельности. Зарубежная система гражданского образования по сравнению с российской системой имеет свои особенности. Если рассматривать систему школьного обучения за рубежом в целом, то она характеризуется большим удельным весом социально-правовых дисциплин в рамках общегуманитарного знания, которое усваивается школьниками. Обычно они носят название "граждановедение" ("civics" или "civic education"). Данному учебному курсу отводится роль общественной лаборатории по формированию гражданско-правовых качеств учащихся. Основным из них считается умение сотрудничать, соответствовать своими поступками демократическим идеалам, обладать гражданской ответственностью [1, с. 157]. Для курса обществоведения, или civics, являющегося интегративным, характерна исключительная прагматичность и обладание особыми функциями. Это наблюдается в школах таких стран, как США, Франция, Япония, Англия. В некоторых же странах предусматривается изучение отдельного курса основ государства и права. В основной (средней) школе (Middle school) на обществоведческий курс, как правило, отводится от двух до пяти часов в неделю. Порой в дополнение ставится курс религии (Англия, Италия, Германия) либо этики (до двух часов в неделю). В старшей школе (High school) особое внимание уделяется курсам (особенно в США) "Проблемы демократии" и "Американское государственное устройство". Что касается выпускных классов академических школ Западной Европы (например, во Франции), то в них преподается философия (от трех до восьми часов в неделю). Во Франции преподавание граждановедения сохраняется в лицее на первом и на втором году обучения, причем в блоке с историей и географией. На это отводится до часа в неделю. Блок социальных дисциплин также включает политику и экономику (два-три часа в неделю). В Германии помимо этики (или религии) предусматривается изучение интегративного курса обществоведения в различных типах основной школы начиная с 7-го или 9-го до 10-го класса, а также в 11 - 12-х классах гимназии второй ступени [1, с. 157 - 158]. Итак, в средних школах развитых западных государств функционирует строгая система преподавания социально-гражданских и социально-правовых дисциплин, что выражается во включении базовых знаний о природе и обществе в предметы начальной школы (Elementary school). В основной школе изучаются интегрированные курсы обществоведения (граждановедения). Дополнительно во многих зарубежных странах преподаются религия, этика. В старшей школе обучение завершается изучением таких дисциплин, как философия, политология, социология, которые преподаются год-два. Следует отметить, что обществоведческие предметы в школе имеют тенденцию к расширению [1, с. 158]. Вместе с тем в западных государствах, включая США, "постоянно звучит призыв к приумножению социально-правовых знаний у школьников, совершенствованию методов их преподавания и универсализации этого вида образовательной деятельности" [1, с. 158]. Анализируя достижения зарубежного университетского образования, в частности в США, традиционно связанного с либеральной интеллектуальной и культурной традицией, следует отметить, что вместе с достижениями обозначилось и немало проблем. Например, принятая более полувека назад структура образовательной программы в колледже/университете - общеобразовательные дисциплины (general education), дисциплины профилирующей области (major) и элективные курсы (electives) - не представляет собой единого целого, так как данные дисциплины не в полной мере соединены друг с другом [1, с. 1; 14]. Значительная озабоченность педагогов и ученых связана с усилившимся стремлением студентов выбирать курсы, ориентированные на будущую профессиональную деятельность, проявляя явную прагматичность. Безусловно, данный факт сам по себе нельзя считать негативным. Вместе с тем он заставляет исследователей вновь обратить внимание на проблему статуса либерального образования. По мнению американских ученых, концепция либерального образования, составляющая основу образовательной модели многих американских колледжей и университетов, является ценностью и для нынешнего столетия. Сегодня в определении "либеральное" не имеется практически политического смысла. Либеральное образование противоположно практически ориентированному, прикладному образованию. Либеральное образование для стимулирования развития умственной свободы ориентирует на изучение широкого спектра учебных предметов, непосредственно не связанных с будущей работой. Одновременно либеральное образование является и практическим образованием, потому что оно направлено на формирование и развитие аналитических, коммуникативных способностей. Либеральное образование также способствует формированию гражданской ответственности, т. е. тех свойств личности, которые в будущем востребуются в процессе ее взаимодействия с микро - и макросоциальной средой. Несмотря на то что большинство американских исследователей утверждают, что либеральное образование автономно, независимо от практической политики американского общества, в действительности крайне трудно отделить идеологическую составляющую от содержания либерального образования [15]. Либеральное образование в американских колледжах и университетах содержит гражданско-правовую составляющую. Оно ориентировано на формирование гражданской ответственности. Если раньше либеральное образование было доступно только политической и экономической элите страны, то в настоящее время либеральное образование открыто каждому вступающему в жизнь американцу, стремящемуся служить своему государству. Как видим, к числу значимых институтов гражданского общества всегда относились и относятся за рубежом университеты, колледжи, ассоциации и организации ученых и педагогов. Гражданская культура и правовая культура неотделимы друг от друга. Гражданская культура не в состоянии быть не правовой. Что касается правовой культуры, то она выражает ценности гражданского общества, содержит деятельностно-волевую устремленность на воссоздание в жизни современного общества правовых форм различных гражданских организаций. Одна из важнейших задач российской правовой науки состоит в ее подключении к современному зарубежному дискурсу о гражданском обществе и гражданских добродетелях, выявлении степени разработанности граждановедческой проблематики в отечественном обществознании. И это вполне объяснимо, так как в условиях быстрой и решительной смены политико-правовых и социально-нравственных ценностей, трансформации социальных устоев и переоценки принципов, образующих гражданско-правовую структуру, возникает новый этап социально-правовой реальности, требующей рождения нового субъекта политико-правовой деятельности и гражданских отношений. Именно поэтому гражданскому, гражданско-правовому (социально-правовому) образованию и воспитанию нового поколения в настоящее время необходимо уделять особое внимание.

Литература

1. Сморгунова В. Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: Монография. СПб., 2004. 2. Выступление Д. Медведева на Всероссийском гражданском форуме // URL: http://www. medvedev-da. ru. 3. Еле-еле душа в теле. Общественная палата обнаружила гражданское общество в России - зависимое и советское // Россия. 2008. 15 февраля. 4. Позов Д. Ш. Российская правовая политика в сфере формирования гражданского общества: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 5. Омеличкин О. В. Гражданская культура. Кемерово, 1996. 6. Almond G. A., Verba S. The Civic Culture: Political attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton Univ. Press, 1963. 7. Солонин Ю. Н. Гражданское общество в контексте российских проблем // Стратегия формирования гражданского общества в России. СПб., 2000. 8. Всероссийская олимпиада школьников по праву // Основы государства и права. 2002. N 4; 2003. N 3. 9. Гражданское образование. Материалы международного семинара / Редкол.: Г. А. Бордовский, В. К. Бацын, В. Ю. Сморгунова, Н. В. Гороховатская, О. Г. Роговая. СПб., 1997. 10. Гражданское образование. Материалы международного проекта. СПб., 2000. 11. Гражданское образование: Учебно-методич. пособие / Под ред. Г. А. Бордовского и др. СПб., 2003. 12. Гражданско-правовое образование в педагогическом вузе / Отв. ред. В. Ю. Сморгунова. СПб., 2003. 13. Вяземский Е. Е., Евладова Е. Б., Галанцева И. А. О перспективах гражданского образования в образовательных учреждениях г. Москвы // Основы гражданского общества и права. 2003. N 5. 14. Schneider B., Stevenson D. The Ambitions Generation. New Haven and London: Yale Univ. Press, 1999. 15. www. greaterexpectations. org.

Название документа