О деловых играх в процессе преподавания экономической теории студентам-юристам

(Соколов Б. И.) ("Реформы и право", 2009, N 3) Текст документа

О ДЕЛОВЫХ ИГРАХ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ

Б. И. СОКОЛОВ

Соколов Борис Иванович - доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского университета.

В статье рассмотрены вопросы о совершенствования методики преподавания экономической теории студентам-юристам за счет применения деловых игр для приобретения практических навыков.

Ключевые слова: методика преподавания экономики, деловая игра.

About the business games in teaching economic theory of law students B. I. Sokolov

The article deals with issues of improving teaching methods of economic theory of law students through the use of business games for the acquisition of practical skills.

Key words: methods of teaching economics, business game.

Цель данной статьи показать: - необходимость совершенствования методики преподавания экономической теории студентам-юристам за счет применения деловых игр для приобретения практических навыков; - неизбежность осуществления изменений в преподавании экономической теории, которые предполагают увеличение инструментально-аналитической составляющей и внедрение механизмов, позволяющих отсеять из программы "мусорные", "шумовые" концепции; - реальный пример деловой игры, профессионально-практическую значимость концепции стоимости товара при изучении экономической теории. В настоящее время вследствие попытки трансформации образовательных стандартов высшей школы из поля зрения научного сообщества выпал важный вопрос - о совершенствовании методики преподавания отдельных дисциплин, в том числе экономической теории. К сожалению, при ее изучении преподаватели ориентируют студентов на усвоение некоторой суммы знаний, не задумываясь о том, насколько важен данный предмет при подготовке магистрантов, в каких аспектах может быть применен запас полученных сведений и может ли он быть вообще применен? Сложилась ситуация, когда перерисованные и переписанные из англо-американских учебников графики и формулы объясняются из самих себя, а студенты должны догадываться о возможности их практического применения. Сегодня в читаемых курсах по экономической теории обязательно освещается теория предельной полезности, но полностью исключено изучение трудовой теории стоимости. Насколько это целесообразно, отвечает ли требованиям подготовки магистрантов? Задумываются ли преподаватели о том, как часто применяют на практике теорию предельной полезности, допустим, бухгалтеры, банкиры, юристы? При общении с практикующими банкирами, бухгалтерами, юристами выяснилось, что они никогда не испытывали потребности в расчете предельной полезности при решении деловых вопросов. Следовательно, преподавание экономической теории превращено в дисциплину, уроки которой студенты отбывают принудительно. Эффект от изучения подобной "науки" не просто нулевой, он порождает ее агрессивное неприятие, усиливающееся тем фактом, что обучаемому не позволяют усомниться в элементарной разумности вдалбливаемых постулатов. Совершенствование методики преподавания экономической теории означает изменение ее структуры и содержания. Как известно, к середине XX в. сложились два основных учебных варианта экономической теории: политическая экономия и economics. События, происходящие в экономике Российской Федерации, опровергли многие, казавшиеся незыблемыми постулаты двух основных курсов. Политэкономия в силу догматичности оказалась не в состоянии предложить реалистичные и действенные меры по преодолению кризиса национального народного хозяйства - обузданию инфляции, контролю за ценами и доходами, избавлению от дефицита, ослаблению социальной напряженности и т. п. А на что оказался годен экономике? Именно благодаря заложенным в нем теоретическим постулатам были ликвидированы трудовые денежные накопления в 1991 году, страну довели до дефолта в 1998 году, в 2008 году втянули в мировой финансовый кризис; хозяйственная система стала монокультурной, полностью зависящей от экспорта сырья. Отказ в недавнем прошлом от преподавания политической экономии под флагом деидеологизации и деполитизации науки не решил ни практических, ни образовательных проблем. В переориентации на англо-американские economics опирались на ничем не подкрепленную уверенность в том, что за нас уже кто-то предложил все решения: читай, излагай, применяй. В связи с крахом надежд на автоматизм действия законов свободного рынка и спонтанный подъем производства западная экономическая мысль в России лишилась ореола святости и непогрешимости. Тогда весомость аргументов сменилась массированностью пропаганды и объемностью переводных изданий учебных курсов. Обычно авторы учебников превращаются в составителей, пользователей чужого теоретического потенциала. При этом учебные курсы лишаются научно-исследовательского оттенка, являются композициями с комментариями на заранее заданную тему. К сожалению, в настоящее время практически все учебные пособия стали русифицированными версиями англо-американских учебников, умалчивая при этом, что они используются не в магистерских университетах, а в колледжах для подготовки бакалавров. Но, несомненно, западные economics и отечественный экономикс отличаются друг от друга, так же, как подлинник и подделка, оригинал и копия. Российские экономиксы все в большей мере образуют разновидность компилятивного сектантства, которому свойственны невосприимчивость и блокирование любой информации, противоречащей заложенным установкам, простое провозглашение собственной авторитетности, отказ от проблемного анализа и вариантности изложения, формирование чувства боязни ухода из учебно-методической "секты". В результате учебные курсы не создают адекватного мироощущения экономики, ошеломляющего многообразием хозяйственной жизни, а предлагают какие-то стерильные математические формулы и графики. В них заключен только жесткий детерминизм: иного не дано, альтернативы нет, другого быть не должно, а потому и не случилось. Нам в значительной мере проще отказаться от рыночных мифов экономиксов, поскольку без особого труда расстались с плановыми догмами. В условиях глобального экономического кризиса мы способны легче понять, что провалы рынка ничем не лучше плановых котлованов. Можно выразить сочувствие тому поколению преподавателей, которое переживает второе научное и педагогическое банкротство, связанное с заменой политэкономии экономиксом и осознанием несостоятельности последнего. Оно (поколение) оказалось перед неизбежностью полного забвения как ученых, так и педагогов вследствие отсутствия практически значимых научных и образовательных результатов. Ознакомление с ныне преподаваемой не только в российских вузах экономической теорией приводит выпускников к открыто высказываемому мнению о том, что это не наука. При чтении учебников, предназначенных для раскрытия ее законов, люди буквально совершают над собой насилие, чтобы усвоить их содержание, поскольку оно не жизненно. Кажущееся многообразие мнений, представленных в экономиксах, ухудшило положение, связанное со старой проблемой российского образования, о которой писал еще Д. И. Менделеев: "...у двух профессоров или доцентов слушатель иногда в тот же день слышит совершенно противоположные суждения об одном и том же предмете, и так как он не умеет еще разбирать, то приноравливается не к науке и знанию, а к лицам и к их мелочным требованиям". Когда знакомишься с содержанием множества издаваемых в последнее время учебных курсов, в том числе удостоенных грантов и премий, создается впечатление, что их авторы мучаются не над проблемой изложения российской экономической реальности, а над вопросом, как от нее убежать. Ведь в учебнике должны описываться примеры поведения и четко обозначаться "герои нашего времени". А кто он - герой - в нашей рыночно-реформаторской действительности? Это - активный лидер продолжающегося процесса первоначального накопления капитала, который строит финансовые пирамиды, уходит от уплаты налогов, умеет давать взятки; энергичный либерализатор цен и приватизатор государственной собственности, выводящий капиталы за границу; инициативный участник залоговых и проч. аукционов, создатель устойчивых криминальных групп, своевременно делящийся доходами с властью. Продолжение некритического заимствования постулатов экономикса лишь усилит реакцию отторжения. Economics мало соприкасается с реальными проблемами, хотя его отдельные модели достаточно интересны. Потребность в разработке новой учебной системы вызывается задачей приближения знаний к действительности, отказом от проповеди догм и пропаганды иллюзий. Учебный курс не должен рассматриваться в качестве идеологического прикрытия для экономических и политических авантюр. Экономикс внедрялся в российскую систему образования под один из "хитов" перестройки и реформ - рефрен об общечеловеческих ценностях мировой цивилизации и соответствующих интересах. Пустая трата времени и сил отыскивать их в подобных изданиях и учить им. Удивительные события происходили в России в 2006 и 2007 годах, в период проведения выборов в Государственную Думу и Президента. Власть, уже построившая для себя отнюдь не либеральную рыночную экономику, т. е. "прихватизировавшая" государственную собственность, стала договариваться о замораживании цен на так называемые социально значимые продовольственные товары, к которым можно отнести все повседневные продукты питания обычного человека: хлеб черный и белый, молоко, яйца, растительное масло и проч. Возникает вопрос: где же тот совершенный рыночный механизм, который должен был их самостоятельно регулировать? В преддверии выборов стали упоминать о важности роста производительности труда и его увязки с размерами заработной платы, но не упоминали о необходимости увязки пенсии и осуществленного вклада в создание национального богатства предыдущими поколениями. Преодоление разрыва между реальностью хозяйственной деятельности и иллюзорностью постулатов ее объясняющих видится в усилении связи между преподаваемыми общетеоретическими и специальными дисциплинами, нацеленным на повышение качества подготовки выпускников вузов, применение в учебном процессе таких педагогических технологий, как деловые игры. Деловая игра имитирует реальную ситуацию, требующую конкретного решения при наличии конфликтных ситуаций и/или информационной неопределенности. Следует отметить, что соответствующие успехи в данном направлении уже достигнуты <1>. В частности, предложены деловые игры и практические задачи для усвоения сути государственного и муниципального кредита, банковского дела, денежного обращения. -------------------------------- <1> См., например: Практикум по финансовому праву / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2007.

Студентам после прочтения лекций на юридическом факультете СПбГУ при подготовке к практическому занятию для усвоения темы "Общие основы товарного хозяйства: теории ценообразования" предлагалась следующая деловая игра. В ходе следствия и судебного заседания было установлено следующее. Школьница Ш., придя к подруге домой, похитила перстень ее матери М. Перстень представлял собой изделие из металла желтого цвета с несколькими бесцветными прозрачными камнями и камнем зеленого цвета. Он входил в состав старинного гарнитура, включавшего также серьги, изготовленного дедом М., в прошлом известным петербургским ювелиром. Ш. признала свою вину, однако перстень не вернула, ссылаясь на то, что продала его за 50 денежных единиц (д. е.) неизвестному мужчине на улице. Деньги ей были нужны на еду, поскольку родители, уехав из города, оставили ее на продолжительное время одну. Имевшихся денег не хватило. В заявлении о возмещении материального ущерба М. назвала приблизительную денежную оценку перстня - 5000 д. е. При этом она руководствовалась: - стоимостью одной серьги - весьма приблизительного аналога перстня. Серьги, входившие в гарнитур, представляли собой изделие из золота 56 пробы с бриллиантами и изумрудом; - отрывочными воспоминаниями о беседах с дедом, уже давно умершим. В ходе разбирательства М. сделала приблизительный рисунок перстня, с которым согласилась Ш. Никаких иных доказательств, свидетельских показаний выявлено не было. В ходе судебного разбирательства родители подсудимой Ш. задали потерпевшей М. вопрос, согласна ли она отказаться от искового требования о возмещении ущерба и заключить мировое соглашение, если они выплатят в течение 10 дней 2000 д. е. Учитывая, что Ш. не имела материальных средств, которые могли бы быть зачтены в счет иска, М. выразила устное согласие отказаться от исковых требований, если в течение 10 дней ей будут в установленном порядке выплачены 2000 д. е. В суд был вызван независимый эксперт, специалист-ювелир, который отметил следующее: - стоимость только лишь бриллиантов перстня может составлять от 5000 до 15000 д. е. В перстень, входящий в гарнитур, всегда вставляются более красивые, а следовательно, и более дорогие камни, чем в серьги; - огранка бриллиантов перстня и серег не соответствует современным формам. Если бы она была произведена в настоящий момент, то бриллианты потеряли бы до 40% своего веса, а соответственно, и стоимости, но выглядели бы более эффектно, игра света улучшилась бы заметно; - природные изумруды высокого качества очень редки, поэтому крупные и очень красивые камни оцениваются из расчета около 10000 д. е. за карат ограненного камня и даже дороже. Часто их цена превышает цены на лучшие рубины и бриллианты аналогичного веса. В среднем природные изумруды могут иметь цену от 1000 до 2500 д. е. за карат ограненного камня; - стоимость одной серьги - аналога перстня - составляет около 1500 д. е.; - стоимость 1 грамма золота 583 пробы составляет 45 д. е.; - вес желтого металла в перстне, если бы он был золотом, мог составлять около 6 граммов. Отвечая на вопрос М., эксперт показал, если зеленый камень в перстне был все-таки изумрудом, он весил бы около 5 карат. Потерпевшая М. в связи с выступлением эксперта дала пояснения: комплект из перстня и серег был изготовлен не для продажи, а в качестве семейной реликвии. С этим связаны, по рассказам ее деда, особенности огранки камней. Суд постановил: взыскать с подсудимой Ш. в пользу потерпевшей М. 3270 д. е. При этом суд руководствовался следующим. 1. Металл желтого цвета был признан золотом 583 пробы, весящим 6 граммов. Его комиссионная оценка составляет 270 д. е. (6 x 45). 2. Камни бесцветные признаны бриллиантами. Их стоимость равна 3000 руб., что соответствует денежной сумме, которую можно было бы получить при продаже бриллиантов, выработанных в современных условиях. Учитывалось мнение эксперта, что минимальная стоимость бриллиантов могла составить 5000 руб., но в процессе современной огранки они потеряли бы 40% своего веса и стоимости. 3. Камень зеленого цвета изумрудом не признавался и при возмещении ущерба не учитывался. Вопрос: в какую сумму вы оценили бы размер материального ущерба. Ответ обоснуйте экономическими расчетами и ссылками на правовые нормы. При решении задачи студенты должны ответить на следующие вопросы. 1. Является ли перстень товаром? Как видно из материалов судебного дела, перстень создавался не для продажи, а в качестве семейной реликвии. Если перстень - не товар, то каким образом он связан с системой товарно-денежных отношений? 2. В чем состоит различие между ценой и денежной оценкой? 3. В постановлении суда названо несколько денежных оценок перстня. Проведите параллели между денежными оценками и основными теориями стоимости (теорией спроса и предложения, трудовой теорией стоимости, теорией предельной полезности), используя учебные материалы <1>. -------------------------------- <1> См.: Соколов Б. И. Экономика. М., 2006.

4. Разберитесь с исторически существовавшими мерами веса (каратами) и неметрическими системами оценки пробы драгоценных металлов. 5. Каковы законодательные основы для возмещения ущерба в товарно-денежной форме? 6. Какие теории стоимости заложены в отечественное законодательство? Каким экономическим принципом следует руководствоваться для определения материального ущерба в денежной форме применительно к данному конкретному случаю? 7. Рассчитайте денежную оценку перстня. При этом ответьте на вопрос: можно ли давать оценку каждой части перстня по отдельности. Почему? Известно, что цена, например, картины не может быть сведена к стоимости холста, красок, рамы, кистей и затратам труда при нанесении красок на ткань. Вводная часть практического занятия была направлена на определение степени самостоятельной проработки участников группы предварительно поставленных конкретных вопросов. Здесь можно рекомендовать проведение как устного, так и письменного опроса. Студенты должны проявить понимание того, что теории предельной полезности соответствует денежная оценка перстня в 50 д. е., теории спроса и предложения - денежная оценка в 5000 д. е., 2000 д. е. (так называемая равновесная цена) и 3270 д. е. Денежная оценка перстня, соответствующая трудовой теории стоимости, в задаче не названа, ее требуется рассчитать с учетом принципа: цена изделия определяется условиями его воспроизводства. Обычно вопросы о том, обладает ли перстень в условиях всеобщего господства товарно-денежных отношений денежной оценкой, в чем состоит различие между ценой (суммой денег, уплачиваемой за товар при его реализации) и денежной оценкой (приближенным значением величины стоимости), проблем не вызывают. В ходе предварительного анализа задачи нужно разобраться с мерами веса драгоценных камней (каратами) и неметрическими системами оценки пробы драгоценных металлов <1>. Тогда станет понятно, что неметрическая 56 проба соответствует 583 метрической. -------------------------------- <1> Деньги. Кредит. Банки: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. В. Иванова и Б. И. Соколова. М., 2006. С. 15 - 16.

Основная часть практического занятия (как правило, занимала четыре академических часа) проходит в форме деловой игры, когда отдельные студенты заранее назначаются на озвучивание определенной роли (истца, ответчика, судьи, эксперта). Обычно студенты-правоведы, основываясь на полученных знаниях, приводят нормативные акты, регулирующие принципы трудовой теории. В частности, согласно ст. 104.2 "Конфискация денежной суммы взамен имущества" УК РФ, если конфискация определенного предмета на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета. При расчете конкретной суммы студенты чаще всего не приходят к однозначному мнению относительно итоговой денежной оценки перстня. В связи с этим при подведении итогов преподаватель должен обратить внимание группы на следующие моменты: 1) в реальной действительности существует феномен ограниченности информации, поэтому можно дать лишь приблизительную денежную оценку перстня; 2) нормативные акты, не способные учесть всего многообразия экономических явлений, требуют постоянного совершенствования и научно обоснованного применения. Если последовательно руководствоваться принципами трудовой теории стоимости (общественно нормальными, т. е. средними условиями производства и потребления), то расчетная величина перстня составляет:

Стоимость золота: 6 г x 45 д. е. = 270 д. е.; Стоимость бриллиантов: (5000 + 15000): 2 = 10000 д. е.; Стоимость изумруда: (1000 + 2500): 2 x 5 = 8750 д. е.

Итого: 19020 д. е.

После практического занятия преподаватель проводил заранее подготовленный преподавателем письменный анонимный опрос, в ходе которого студенты оценивали такого рода форму проведения занятий по экономической теории. Во всех случаях проявлялось понимание того, что: - подготовка к деловой игре вызывает необходимость систематической самостоятельной подготовки; - насаждение в курсе экономической теории лишь постулатов экономиксов не только не способствует получению и совершенствованию профессиональных знаний юристов, но и прямо ему противодействует; - проведение практических занятий в виде деловых игр доказывает необходимость увеличения в учебных планах числа часов, отводимых на экономическую теорию; - вынесение судебных решений и постановлений может требовать не только технической, но и теоретической экономической экспертизы, представление о которой еще должно быть развито экономической наукой; - в условиях ограниченности экономической информации единственно правильного ответа на поставленный вопрос может не быть; - необходима значительная работа по совершенствованию правовых норм в целях согласования их с рациональными экономическими принципами. Итак, учебный курс должен ставить реальные задачи, тогда обучение даст чувство приобщения к научному поиску в явлениях бытия через творческий логический выбор с самостоятельно выработанными аргументами. Будущее за преподаванием, расширяющим кругозор, то есть, с одной стороны, более практичным, с другой, находящим новые научные континенты. Преподаватель должен не отгораживаться от действительности частоколом математических формул, не вести критический обстрел новыми гипотезами по отжившим концепциям прошлого, не пережидать осаду устоявшихся научных терминов, скрываясь в глубине смысла сложных противоречивых определений, не проводить внезапную логическую атаку на образовательный процесс, используя туманность и неопределенность текущей ситуации, а максимально возможно разъяснять систему экономических понятий путем сравнений, сопоставлений с реалиями хозяйственной сферы, общественной жизнью и, таким образом, сделать восприятие экономики как можно более доступным, более практичным.

Название документа