Каким быть механизму общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров в России?

(Слепнева Л. И.)

("Юридическое образование и наука", 2009, N 4)

Текст документа

КАКИМ БЫТЬ МЕХАНИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ?

Л. И. СЛЕПНЕВА

Слепнева Л. И., почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент, кандидат юридических наук, Межвузовский центр по юридическому образованию МГЮА им. О. Е. Кутафина.

Статья посвящена разработке мер, способствующих совершенствованию высшего профессионального образования в целом и юридического образования в частности. Автор рассматривает одну из главных мер совершенствования высшего юридического образования - введение обязательной общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

В условиях перестройки системы высшего профессионального образования в России с большой актуальностью встает вопрос о разработке мер, способствующих совершенствованию высшего профессионального образования в целом и юридического образования в частности. Это обусловлено прежде всего разработкой новых образовательных стандартов, которые должны вступить в законную силу с января 2010 г., введением новых правил лицензирования образовательных программ высшего профессионального образования (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277), изменением порядка испытаний при поступлении в высшие юридические заведения (с учетом результатов единого государственного экзамена) и т. п. Кроме того, следует констатировать появление неоправданно большого количества вузов, которые готовят в настоящее время юристов, в том числе и в непрофильных вузах, которые зачастую не готовы и не в состоянии обеспечить должный уровень образовательного процесса.

С этой целью Ассоциацией юристов России были намечены соответствующие меры, направленные на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию юридического образования в Российской Федерации", среди которых, как представляется, одной из наиболее актуальных является внедрение в практику подготовки юридических кадров общественной аккредитации.

Какие же задачи призвано решать введение общественной аккредитации и чем она будет отличаться от государственной?

Представляется, что введение общественной аккредитации как процедуры, обязательной для прохождения всеми юридическими вузами и факультетами, послужит формой дополнительного контроля качества их образовательной деятельности со стороны уполномоченных компетентных органов. С другой же стороны, это будет ориентировать юридические вузы и факультеты на более глубокий и серьезный подход к введению образовательных программ юридического профиля, организации соответствующего учебного процесса и к подготовке и прохождению как общественной, так и государственной аккредитации.

В настоящее время, когда эта проблема находится еще в стадии разработки, представляется, что первоочередной задачей на данный момент является определение основных элементов механизма общественной аккредитации для его внедрения в соответствующую практику.

Прежде всего, необходимо обозначить те звенья (организации, объединения), которые могут (и должны) принимать участие в общественной аккредитации юридических вузов. Видимо, это должны быть такие организации (подразделения), у которых есть определенный опыт контроля качества юридического образования в России в различных формах. Среди них мы в первую очередь назвали бы Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации, основные задачи которого напрямую связаны с совершенствованием и координацией различных направлений деятельности юридических вузов страны (см. Положение об учебно-методическом объединении по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации).

Кроме того, вполне логично привлечь к рассматриваемой деятельности Межвузовский центр по юридическому образованию Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (МВЦ МГЮА). Главной целью создания МВЦ МГЮА в 2002 г. явилась необходимость развития и совершенствования юридического образования в России, о чем детально говорится в Положении о межвузовском центре по юридическому образованию (п. 2 "Цели и задачи Центра"). Тем не менее практика функционирования Центра за эти годы сложилась таким образом, что его использовали в основном как рабочий орган УМО по юридическому образованию, и приоритетными направлениями его деятельности стали три основных: экспертиза учебных изданий на присвоение учебным изданиям грифа УМО и грифа уполномоченного учреждения; участие в нострификации; экспертиза документов на право ведения образовательной деятельности в области юриспруденции, производство которой порой сопровождалось выездами в лицензируемые вузы для ознакомления на месте со всем необходимым для реализации конкретных образовательных программ юридического профиля.

В 2008 - 2009 гг. работники Центра приняли участие в разработке образовательных стандартов нового поколения. Кроме того, в настоящее время авторский коллектив Центра по заданию Минобразования разрабатывает три научно-исследовательские темы, реализация предложений и рекомендаций по которым позволит существенно повысить эффективность отдельных направлений развития юридического образования.

Одним из важных направлений деятельности МВЦ МГЮА является учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в рамках которого с введением в действие новых образовательных стандартов остро встанет вопрос о необходимости разработки новых примерных учебных планов, учебных программ дисциплин, инструкций по внедрению в учебный процесс определенных новаций (системы зачетных единиц-кредитов, возможности выбора студентами совокупности дисциплин для освоения за определенный период и т. п.), что является компетенцией МВЦ МГЮА.

Логичным и целесообразным представляется привлечение работников МВЦ МГЮА к проведению занятий с преподавателями вузов России (в рамках курсов повышения квалификации для уяснения организационных и методических положений новых образовательных стандартов), а также к участию в общественной аккредитации юридических вузов в качестве координирующего органа с последующим обсуждением полученных результатов на заседании Президиума Совета УМО по юридическому образованию.

Аргументами для принятия такого решения являются также богатые наработки и опыт проведения МВЦ МГЮА экспертизы документов на право ведения образовательной деятельности в области юриспруденции.

Учитывая вышеизложенное, дальнейшая детализация системы механизма общественной аккредитации юридических вузов предполагает включение в качестве ее звеньев и структурные подразделения УМО - Учебно-методические советы по образованию в области юриспруденции (УМС), которые функционируют в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах России. Роль этих подразделений может заключаться в проведении общественной аккредитации юридических вузов (факультетов) на подведомственной им территории с последующим представлением предварительного заключения в МВЦ МГЮА и дальнейшего рассмотрения на заседании Президиума Совета УМО.

Безусловно, предложенный механизм общественной аккредитации нуждается в тщательной, детальной проработке и принятый его вариант должен быть регламентирован в соответствующем документе (например, в Положении об общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров).

Название документа