О некоторых вопросах изучения и преподавания государственного суверенитета

(Пастухова Н. Б.)

("Юридическое образование и наука", 2009, N 4)

Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИЗУЧЕНИЯ И

ПРЕПОДАВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Н. Б. ПАСТУХОВА

Пастухова Н. Б., доцент кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

В статье автор рассматривает основные аспекты государственного суверенитета - одного из основополагающих конституционных принципов. Автор анализирует эволюцию этого понятия, исследует теорию, концепты и сущность.

Суверенитет - один из основополагающих конституционных принципов любого государства. Проблематика государственного суверенитета постоянно привлекает внимание политических и общественных деятелей, юристов и ученых-правоведов. И до тех пор, пока существует государство, она вряд ли утратит свою актуальность. В учении о государстве и праве, как образно отмечается в научной литературе, суверенитет представляется вечнозеленым древом, которое роняет отжившее, заменяя его новым.

Проблема суверенитета, эволюция этого понятия, а также исследование теории и концептов суверенитета в процессе развития социально-экономической и политической структуры различных государств демонстрируют сложность, многообразие и политизированность проявлений сущности суверенитета на различных исторических этапах.

Как феномен, отражающий определенное состояние государства, народа, нации, суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической структурой обществ, на разных этапах приобретал свои особенности в отношении как содержания, так и форм проявления.

Идея суверенитета, обоснованная и сформулированная мыслителями на исходе Средних веков, когда прогрессивный для того времени класс буржуазии шел к власти, ломая замкнутость феодальных вотчин, жесткие абсолютистские режимы, сдерживая неограниченную власть церкви, постоянно пополнялась в течение длительного времени.

Известно, что федеративное устройство государства, особенно такого сложного и уникального с точки зрения построения по национально-территориальному принципу, как Российская Федерация, обусловливает множество проблем, связанных с состоянием и перспективами развития федеративных отношений, самого принципиального понятия "федерализм". Государственный суверенитет, рассматриваемый через призму федеративного устройства как результат согласованного взаимного перераспределения полномочий между центром и субъектами Федерации, требует особенно внимательного изучения. Научное осмысление проблем федеративных отношений в нашей стране актуализируется своего рода "изъянами" в государственно-правовой системе России, существующей недооценкой системности государственной власти, еще имеющими место неправильными толкованиями природы федеративного государства.

Научные подходы к государственному суверенитету, выступающему в качестве цементирующей основы сохранения единства федеративной государственной системы власти в России, позволяют утверждать, что и в современных условиях многие положения классической теории суверенитета не потеряли своего значения. Однако время, процессы, происходящие сегодня в мире, вносят в нее существенные новации и дополнения. Потребовались углубленный анализ, критическое восприятие ряда традиционных, казавшихся устоявшимися взглядов и представлений с целью "очищения" теории суверенитета от породившей ее идеологии европейского абсолютизма и других отживших положений, в особенности при соотнесении их с российскими реалиями.

Укрепление государственного суверенитета Российской Федерации - процесс организованный, развивающийся, но еще не завершенный. Важной проблемой на нынешнем этапе является задача четкого, обоснованного разделения властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации в интересах сохранения и укрепления российской государственности, нейтрализации современных вызовов и угроз.

Для современного российского общества, представляющего собой своеобразный сплав национально-этнических групп с их историческими традициями и различными уровнями правовой культуры, решение проблемы государственного суверенитета в постсоветский период, в иной геополитической обстановке, в условиях нового миропорядка стало актуальнейшей задачей.

Представляется целесообразным сформулировать некоторые выводы и высказать ряд рассчитанных на перспективу соображений, которые могли бы быть использованы при преподавании курса конституционного права РФ в юридических вузах.

1. Анализ становления государственного суверенитета Российской Федерации показал, что этот процесс до конца не завершен. В целях дальнейшего упрочения единства политического, правового и экономического пространства России как гарантии ее суверенитета необходимо наращивать данный процесс, решая тесно связанные с ним вопросы создания механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации. Государственным деятелям, политикам, правоведам предстоит еще большая работа и по совершенствованию российского законодательства, касающегося суверенитета.

2. Важной проблемой, а значит, и перспективной темой для дальнейших исследований продолжает оставаться методология построения Российской Федерации и формирование принципов ее национального и административно-территориального деления. Решение данной проблемы предполагает усиление внимания к национально-этническим и конфессиональным вопросам, проблемам автономии, связанным со структурой Российской Федерации. При этом, безусловно, следует исключить любые непродуманные, импровизированные попытки пересмотра федеративного устройства Российской Федерации. Но, видимо, территориальный принцип построения России будет в перспективе главенствующим.

3. Анализ законодательной базы Российской Федерации свидетельствует, что в соответствии с задачами, выдвинутыми Президентом России, проделана большая работа по приведению в соответствие с Конституцией РФ конституций республик и уставов других субъектов Федерации, содержания других законодательных актов, принятых в регионах, но эта работа еще не завершена. Требует, в частности, внимания проблема совершенствования механизма реализации государственного суверенитета внутри страны. В этом процессе необходимо в полной мере обеспечить верховенство федерального права, окончательно устранить противоречия при реализации нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

4. Актуальной задачей остаются выстраивание вертикали власти и связанная с ней административная реформа. Предстоит довести до конца реформирование системы и структуры федеральных органов власти, урегулировать вопросы федеративных отношений и местного самоуправления. Следует энергично продолжать начатые руководством России структурные административные, экономические и социальные реформы, реализацию национальных проектов в интересах модернизации страны, роста благосостояния населения, укрепления институтов гражданского общества, национальной безопасности и государства в целом. Любые поверхностные, непродуманные подходы к передаче кому-либо прав и важных функций государства недопустимы. Административная реформа ни в коем случае не должна ослабить главного - суверенных прав и обязанностей Российского государства.

5. Сложности федеративного процесса в России во многом связаны с недооценкой системности государственно-правовой действительности, не всегда адекватным пониманием природы федеративного государства, содержания его суверенитета, а также субъективными подходами к принципам разграничения предметов ведения и объемов полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Одна из причин имеющих место деформаций связана с неточным, а порой и ошибочным пониманием степени автономности субъектов Федерации, местного самоуправления. Многие проблемные ситуации предопределены противоречиями, до сих пор содержащимися в некоторых конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также отсутствием должной требовательности к полному соответствию нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральному законодательству.

Неполная отрегулированность некоторых сторон федеративных отношений в России порождает проблемные явления политического, экономического и социального характера. Они не позволяют в полной мере реализовать потенциал установленных Конституцией РФ ценностей федерализма, всего, что составляет содержание государственного суверенитета Российской Федерации: верховенство Конституции РФ и федерального законодательства, равноправие и самоопределение народов, юридическое равенство субъектов Российской Федерации, конституционное разграничение предметов совместного ведения в Российской Федерации, самостоятельность местного самоуправления, государственная целостность, единство системы государственной власти.

Процесс совершенствования федеративной государственности России продолжается. При этом необходимо учитывать влияние национальных, экономических, культурных и иных традиций, включая исторические, во многом обусловливающих ее особенности, не вписывающиеся в рамки классических образцов федеративных государственных систем. Вместе с тем автор разделяет оптимистические прогнозы правоведов, полагающих, что современный этап в развитии российской модели государственного суверенитета имеет тенденцию дальнейшего движения в направлении ее упрочения.

6. Международные отношения в последние десятилетия претерпевают коренные изменения, а в международном праве обозначились новые подходы к вопросам международной правосубъектности, что не может не сказываться на подходах к исследованию государственного суверенитета. Особое влияние на эту проблему оказывают рост взаимозависимости в мире, процессы международной интеграции и глобализации, новые вызовы и угрозы, с которыми сталкивается человечество.

7. Глобализация как объективный процесс создает для суверенитета Российской Федерации как определенные дополнительные возможности, так и существенные риски. Динамичный глобальный мир требует геостратегического позиционирования России. Российскому государству необходимо максимально конструктивное взаимодействие с основными факторами на международной арене. Курс на вхождение в современную мировую экономику, на выгодную адаптацию к процессам глобализации и интеграции предполагает четкую ориентацию на последовательное сближение со странами "первого мира", и прежде всего с США и Европой, дальнейшее укрепление позиций в "Большой восьмерке", умелое использование, в том числе в геополитическом плане, статуса ведущей энергетической державы. Будет наращиваться стратегическое партнерство с Китаем и Индией, при прагматичных, взаимовыгодных отношениях с остальными странами. В то же время Россия не может позволить себе ослабления усилий по модернизации вооруженных сил, в том числе ракетно-ядерного фактора как важной сдерживающей составляющей своей внешней политики.

8. Российской Федерации предстоит и впредь активно использовать для отстаивания своего государственного суверенитета потенциал международных организаций, прежде всего ООН, решительно противодействовать попыткам ослабить роль Совета Безопасности в процессе предстоящего реформирования этой всемирной организации. Безусловно, правильным является выбор России в пользу участия в широкой коалиции ответственных государств, направленной против любых форм международного терроризма. Необходимо давать своевременный отпор любым попыткам "гуманитарного вмешательства", насильственного ограничения суверенитета государств в обход существующих международно-правовых механизмов и процедур. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в современном мире часть вопросов, входивших на протяжении веков в исключительную внутреннюю компетенцию государств, все в большей мере становятся теперь предметом не только международного обсуждения, но и своего рода совместного с международным сообществом ведения. Речь идет сегодня, например, об угрозе миру и международной безопасности, массовых нарушениях прав человека. А в перспективе такими вопросами могут стать те или иные аспекты международной экономической, экологической, продовольственной безопасности и др.

9. Глобализация предъявляет повышенные требования к качеству власти, компетенции государственного управления, ее интеллектуальной составляющей. Государственная власть сама должна меняться, чтобы оправдывать свое предназначение в изменяющемся мире. Необходима дальнейшая консолидация власти и общества вокруг целей национального возрождения и развития государственного суверенитета в условиях глобализующегося мира, новых вызовов и угроз человечеству.

10. Важно использовать современные тенденции глобализации, международные интеграционные процессы для усиления российского влияния на постсоветском пространстве, прежде всего в странах СНГ. Этому способствуют:

- сохранение в значительной степени единого культурного, а частично и языкового (исключение составляют, пожалуй, лишь страны Балтии) пространства, "державной" традиции в общественном сознании и исторической памяти населения прежде всего в морально-психологическом отношении, толерантность в межэтническом и межконфессиональном мире;

- значительная русская диаспора в ближнем зарубежье, которая при наличии политической воли и моральной поддержке России может играть более активную интегративную роль, прежде всего на Украине и Казахстане. Братские же российский и белорусский народы давно готовы к реальному объединению в союзное государство;

- кризисный, периодически обостряющийся характер государственности наблюдается практически на всем постсоветском пространстве, а в ряде государств Средней Азии источником нестабильности наряду с воздействием внешних факторов является авторитарная природа подчас этнократических режимов, нередко действующих в узкоэгоистических интересах. На этом фоне Российская Федерация с ее набирающей обороты экономикой, активной социальной политикой, совершенствующейся государственно-правовой системой становится все более притягательным примером;

- жесткая зависимость постсоветских экономик от российских сырья, машин, оборудования, транспортных систем и маршрутов, равно как и неконкурентоспособность производимой ими продукции, объективно работает на углубление интеграционных процессов. Все эти обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении вопросов суверенитета применительно к постсоветским государствам.

11. Задача юридической науки применительно к российскому государственному суверенитету заключается в том, что она должна отказаться от опасных попыток "приписать" суверенитет каким-либо иным субъектам (суверенитет республики, региона, личности и т. п.), открывающим простор для конкуренции самых разнородных "суверенитетов" (экономический, политический, духовный). Поэтому рассматривать суверенитет необходимо только во взаимосвязи с государством, каким бы образом он ни обеспечивался - международным признанием, поддержкой народа, договором или каким-либо иным способом.

12. Государственный суверенитет сам по себе как изолированное явление не существует, это сущностная, определяющая характеристика государства, его верховной власти. Исчезает государство - вместе с ним исчезает и суверенитет. Вместе с тем рожденный государством суверенитет становится незыблемым при наличии фундамента, базы для своего укрепления.

Отвечающее потребностям общества государственное устройство, эффективное функционирование в нем центральных и региональных органов власти, местного самоуправления укрепляют институт государства, его экономику, социально-культурные устои, а следовательно, и государственный суверенитет. В суверенном государстве должна быть сильная власть как в центре, так и на местах, способная эффективно реализовывать его внутренние и внешние функции.

Материальным фундаментом российского государственного суверенитета является экономика, имеющая четкую стратегию развития. Защита отечественного производителя, собственника и собственности, малого и среднего бизнеса - главная задача всей государственной политики. Ее решение позволит справиться с проблемами выживания, ликвидации бедности, избавления экономики страны от "сырьевой иглы", скатывания в демографическую яму, способствует переходу промышленности на высокие, инновационные технологии, обеспечению национальной безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что у некоторой части российских граждан потеряно ощущение оптимистической перспективы. Сложности бытия, ослабление духовности, индивидуализм размывают общенациональные цели. Вот почему важно подвести под возрождающееся понимание незыблемости российской государственности а значит, и суверенитета соответствующий нравственный, идеологический фундамент - укрепить гордость за свою страну и свой народ. На решение этой задачи должна быть направлена исследовательская и практическая политическая работа. Все это также будет работать на укрепление государственного суверенитета Российской Федерации.

Тематика, связанная с изучением государственного суверенитета, весьма обширна, многопланова и нуждается в дальнейших политологических, социологических и правовых исследованиях. Научное познание государственного суверенитета современной России трудно исчерпать, ибо каждый новый этап в развитии нашего государства приводит к углублению представлений о содержании государственного суверенитета как целостном объекте, но уже в иных аспектах и на новом уровне понимания.

Название документа