К вопросу о приеме абитуриентов в образовательные учреждения МВД России для обучения

(Стручкова Т. В.)

("Общество и право", 2009, N 4)

Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРИЕМЕ АБИТУРИЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Т. В. СТРУЧКОВА

Стручкова Татьяна Вячеславовна, инспектор по особым поручениям Департамента кадрового обеспечения МВД России.

Положение государств в современном мире во многом определяется их интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки и качеством профессиональной подготовки специалистов. Эти факторы социального прогресса продолжают занимать прочные позиции среди остальных, внося существенный вклад в поддержание и умножение национального богатства, уровня и качества жизни, безопасности социальной системы. Учитывая это, современные стратегические доктрины прогресса передовых стран мира базируются на принципах всемерного развития человеческого потенциала.

В современном российском обществе реализуются различные социально-экономические реформы. Одним из важных направлений реформирования признана модернизация системы национального образования [1]. В системе мер повышения эффективности профессионального образования руководством страны особое внимание акцентируется на совершенствовании организационных основ его функционирования и развития.

В период формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан [2, с. 7, 23 - 24] одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством. Объем и сложность стоящих перед министерством задач требуют кардинальной оптимизации организационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. В ее задачи входит не только реализация профессиональных программ различного уровня и направленности в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование у сотрудников ОВД высоких морально-нравственных качеств, от которых во многом зависит профессиональная социализация сотрудников, осознание ими государственного и общественного предназначения профессиональной деятельности.

В Конституции Российской Федерации закреплено право на образование как одно из основных и неотъемлемых прав граждан (ч. 1 ст. 43). Каждый гражданин согласно Конституции имеет право получить бесплатно на конкурсной основе высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Прием в высшие учебные заведения проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, регулирующим образование, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, уставом и иными локальными нормативными актами высшего учебного заведения.

В 2009 году прием абитуриентов в образовательные учреждения МВД России осуществлялся помимо перечисленных нормативных правовых актов на основании Приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1148 "Об объявлении набора на учебу в образовательные учреждения МВД России в 2009 г.", Приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. N 396 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год" (в редакции Приказа Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 58), Правилами приема в образовательные учреждения МВД России.

В целях организации и проведения вступительных и дополнительных испытаний в вузах были созданы приемные, предметные, апелляционные, аттестационные комиссии.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 365 "Об утверждении Перечня вступительных испытаний в 2009 г. в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию". Перечень дополнительных испытаний по специальностям определен Приказами МВД России от 17 февраля 2009 г. N 143 "Об утверждении Перечней дополнительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России на 2009 г.", от 27 апреля 2009 г. N 327 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 17 февраля 2009 г. N 143".

В целях информирования поступающих о новом порядке приема с учетом действия нового положения о Едином государственном экзамене информация о правилах приема в вузы, порядке отбора кандидатов на учебу и проведении вступительных испытаний, программы подготовки к вступительным и дополнительным испытаниям были размещены на сайте вузов. Подготовка и размещение информации на интернет-сайте образовательных учреждений осуществлялись в соответствии со сроками, определенными Минобрнауки России.

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам, определенным в качестве вступительных экзаменов на очную форму обучения, проводились в виде Единого государственного экзамена, на заочную форму - по материалам, разработанным предметными комиссиями вузов.

Абитуриенты, имеющие свидетельства с результатами ЕГЭ 2009 г. или 2008 г., представляли их при регистрации в приемные комиссии. Кандидаты на учебу из числа выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет, образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования при поступлении на очную форму обучения сдавали ЕГЭ в период поступления в образовательное учреждение МВД России. В целях реализации вышеизложенного в некоторых вузах МВД России работали пункты проведения экзамена в виде ЕГЭ. При отсутствии в образовательных учреждениях МВД России указанных пунктов абитуриенты направлялись для сдачи экзамена в виде ЕГЭ в пункты, созданные на базах других образовательных учреждений.

Для оценивания результатов вступительных и дополнительных испытаний абитуриентов использовалась стобалльная шкала.

В связи с проведением вступительных испытаний в виде ЕГЭ до прибытия абитуриентов в вузы на основании п. 18 Приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. N 396 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год" (в редакции Приказа Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 58) приемные комиссии осуществляли проверку достоверности сведений об участии абитуриентов в сдаче ЕГЭ и их результатах. Основной формой контроля за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ являлось направление соответствующих запросов в информационную систему "Федеральная база свидетельств".

Вместе с тем итоги проведения дополнительных испытаний показали, что баллы, набранные абитуриентами на ЕГЭ, в большинстве случаев не являются объективным показателем реального уровня знаний.

Как показало изучение практики, основными проблемами, возникшими в ходе приемной кампании, стали:

несвоевременное издание нормативных актов, определяющих порядок приема в образовательные учреждения, изменений, вносимых в них, что значительно усложнило работу приемных комиссий вузов, а также в определенной степени дезориентировало абитуриентов;

неограниченное количество образовательных учреждений, в которые абитуриент имеет право подавать заявление о поступлении, что привело к отсутствию информации о количестве желающих обучаться в конкретном образовательном учреждении и вызвало проблемы планирования и организации учебного процесса;

несоответствие показанных абитуриентами знаний в ходе приема дополнительных вступительных испытаний с результатами Единого государственного экзамена по аналогичному предмету.

В целях совершенствования механизма приема абитуриентов в образовательные учреждения МВД России полагаем возможным высказать следующие предложения:

нормативные правовые акты, определяющие порядок приема в образовательные учреждения, утверждать не менее чем за один месяц до окончания текущего учебного года;

проводить для всех абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения, вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, а не по результатам Единого государственного экзамена;

ограничить количество образовательных учреждений, в которые абитуриент имеет право подавать заявления о поступлении.

Настоящее время само по себе несет немало трудностей для системы МВД России, связанных с изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Что также негативным образом сказывается и на механизме формирования квалифицированного кадрового потенциала.

В то же время российское общество объективно заинтересовано в такой системе органов внутренних дел, которая способна эффективно обеспечивать права и свободы его членов, осуществлять противодействие преступным посягательствам, в первую очередь коррупции, и т. п. Существование такой системы органов внутренних дел возможно лишь в случае наличия квалифицированного кадрового потенциала, формирование которого начинается уже с момента приема абитуриентов в образовательные учреждения МВД России.

Заключая изложенное, хочется высказать уверенность, что высказанные предложения позволят в определенной мере оптимизировать порядок приема абитуриентов в образовательные учреждения МВД России.

Литература

1. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование", утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (Протокол N 2 от 21 декабря 2005 г.).

2. Что является приоритетным в работе милиции: Сборник материалов расширенного заседания коллегии МВД России. М.: ДКО МВД России, 2006.

Название документа