Чтение как средство эстетического развития личности юного читателя
(Полевина Е. В.)
("Культура: управление, экономика, право", 2009, N 3)
Текст документа
ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Е. В. ПОЛЕВИНА
Полевина Е. В., кандидат педагогических наук (МГУКИ).
Одним из приоритетных направлений деятельности современных детских библиотек является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), цель которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты - семья, школа, библиотеки, общественные организации, государственные структуры, что будет способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка и будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны". Катализатором инновационных процессов выступает движение "Молодая Россия читает", инициаторами которого выступают Российская книжная ассоциация, Русская школьная библиотечная ассоциация, Российская книжная палата, Московский дом книги. Движение призвано оказать помощь в развитии новых идей и организации национальной политики в области поддержки книги и чтения. В этой связи интересен международный опыт поддержки детского чтения. Зарубежные специалисты также заинтересованы в решении проблем детского чтения. Международный совет по детской книге IBBY работает с 1953 г. Штаб-квартира Совета находится в Базеле (Швейцария). Лозунг организации: "Детской книге - международную заботу". На сегодняшний день это международная организация, которая объединяет в своих рядах писателей, художников, издателей, библиотекарей, переводчиков, литературоведов, патронируется ЮНЕСКО, активно сотрудничает с ИФЛА, ИРА, ЮНИСЕФ, МОИДЛ и другими организациями. В 1956 г. в рамках деятельности IBBY была учреждена международная премия им. Х.-К. Андерсена. Специальное международное жюри раз в два года присуждает премию одному из ныне живущих писателей, а с 1966 г. - одному из художников-иллюстраторов, которые внесли весомый вклад в создание книг для детей. Медаль с профилем сказочника вручается во время конгресса IBBY. Международная премия им. Х.-К. Андерсена считается самой престижной в области мировой литературы и искусства для детей. Ее именуют "Малой Нобелевской премией". Среди целей и задач IBBY - поддерживать и объединять усилия всех стран в деле обучения и воспитания детей посредством книг; поощрять распространение хороших книг путем организации международных детских библиотек; способствовать выпуску высокохудожественных книг.
В материалах "Проекты детских библиотек в поддержку чтения" представлен проект Калужской областной детской библиотеки "Новаторство - в традициях", который объединяет все лучшее из опыта работы. Исследователи находятся в поиске новых форм продвижения изданий для детей, распространяют инновационный опыт работы детских библиотек. Главным условием и главным критерием успеха были творческие работы сотрудников детских библиотек, представленные на конкурс. В конкурсе участвовало 26 библиотек от 18 районов области. Это давало возможность расширения границ библиотечного пространства, сфер творческой деятельности, выходящих за рамки библиотек. Все это способствовало активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь общества. Сфера формирования подрастающей личности является приоритетным направлением современной науки. Пробуждение творческих способностей - важнейшее условие развития растущего человека. Именно атмосферу творчества и доброжелательного сотрудничества необходимо создать во всем образовательном пространстве. Эстетическое воспитание в библиотеке во всем многообразии своих возможностей является одним из факторов такого развития.
В начале XX в. эстетическому воспитанию школьников были посвящены теоретические труды Н. К. Крупской. В трудах А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского и др. эстетическое воспитание подрастающей личности являлось одним из приоритетных направлений. В практической работе учителей одно из главных мест отводилось литературе и искусству как основе эстетического воспитания. В процессе научно-педагогического творчества они создали многочисленные научные труды, которые актуальны и сегодня. Новаторство их педагогических систем состоит в том, что они направлены на максимальное развитие духовно-нравственных и творческих устремлений подрастающей личности.
Для этой эпохи характерен невиданный размах энтузиазма и энергии в организации эстетического воспитания, в создании новых форм и методов, близких интересам ребенка. Кружки и клубы, самодеятельное творчество, проведение уроков по изучению искусств - все это внесло в жизнь библиотек живую струю, привлекало внимание школьников к вопросам эстетического самообразования и самовоспитания. Лучшие произведения классической и современной литературы того периода стали служить материалом непосредственного и благотворного влияния и формирования нравственного облика учащегося. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являлись примерами для подражания, всесторонне раскрывали нравственно-эстетические гуманистические идеалы. Одним из важнейших элементов отечественной педагогики является художественное воспитание. Для современного школьника необходимо общение с литературой и искусством. Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Опыт современных детских библиотек России, обобщенный в сборнике (Проекты детских библиотек в поддержку чтения: Сб. статей / Е. В. Цулания. М.: РГДБ, 2006), говорит о том, что выставки, встречи с писателями и художниками, организаторами которых являются библиотекари-педагоги, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ эстетического воспитания современных школьников. Проект отдела культурно-массовой работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества предусматривает цикл мероприятий с известными людьми, для которых чтение стало знаковым явлением в судьбе. Основной целью проекта стало продвижение и позиционирование чтения как определяющего фактора развития, формирования и утверждения личности в современном обществе.
Эстетическое воспитание - это результат чувственного, образного познания действительности. Подлинное искусство является для подрастающего поколения стимулом для собственного творчества и средством познания жизни. Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений. В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное понимание прекрасного переходит в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.
Практический опыт библиотек страны, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своей библиотечно-педагогической деятельностью решают основную задачу - формируют всесторонне развитую личность. Нравственное и прекрасное издавна создают органичное единство. С гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, что возвышает и облагораживает растущего человека. Формирование такой личности - важнейшая задача современных детских библиотек. Педагогическая работа по эстетическому воспитанию юных читателей в библиотеке способствует формированию всесторонне развитой личности, сочетающей в себе высокую духовность, творческое развитие, теоретические знания, практические навыки, эстетические способности. Именно поэтому в каждой библиотеке страны эстетическое воспитание рассматривается как важнейший элемент целостной системы формирования личности. В целях эстетического воспитания и развития применяют совокупность разнообразных средств и методов, пробуждающих и активизирующих у юных читателей эстетическое отношение к жизни, литературе, искусству. Эстетико-воспитательная работа должна пронизывать весь библиотечно-воспитательный процесс, всю библиотечную деятельность: факультативную работу по изучению литературы и искусства, педагогическо-творческие лаборатории, медиасреду. Вся эта работа в совокупности может стать доминантой эстетико-воспитательного процесса, его организующим и объединяющим звеном, путеводной нитью процесса познания. В познании искусства существуют две важнейшие стороны: непосредственное восприятие литературно-художественного произведения и его оценка. Читатель, погружаясь в саму атмосферу детской книги, постигает художественно-эстетическую сущность произведений. В момент восприятия литературно-художественных образов он остается наедине с книгой, и рождается творческий диалог: читатель и художник, читатель и писатель. А это мечты и устремления всех библиотекарей-педагогов, занимающихся эстетическим воспитанием подрастающей личности. Если же в этом диалоге читатель не задал ни одного вопроса, если в нем не вспыхнуло ни одно чувство, а осталось лишь информативное сообщение - цель не достигнута и задача не решена. На следующем этапе познания юный читатель высказывает собственное мнение о художественном произведении, дает оценку его идейно-художественного содержания, аналитически рассматривает его особенности. На этом этапе особенно полезны знания о художественном оформлении детской книги, литературном воплощении образов. Познание искусства только на интеллектуальном уровне может исказить смысл, поэтому организация эстетического восприятия искусства является в этом процессе главной. Сознательное отношение к оценке художественного произведения возможно только тогда, когда юный читатель овладеет умениями и навыками аналитической оценочной работы. Он должен уметь соотносить собственное отношение, собственную оценку литературно-художественного произведения с той оценкой, которая утвердилась в общественном опыте. Познание юными читателями опыта общественной оценки художественного произведения имеет воспитательное и развивающее значение. Логика познания должна быть строго объективной: от чувственного и непосредственного к рациональному и абстрактному. Чувственность и эмоциональность восприятия читателей-детей сохраняются как качества подрастающей личности. В практике процесса познания доминирует установка на постижение литературно-художественных произведений как образного отражения жизни. Юные читатели, воспринимающие литературно-художественные произведения, постигают творческий замысел писателя и художника-иллюстратора, изучают их стиль, испытывают целую гамму незабываемых эмоций, т. к. книги, прочитанные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь. Полифония эмоционального, образно-художественного и интеллектуального способствует развитию эмоционального мышления. Такое восприятие художественного произведения возможно при педагогическом участии библиотекарей и отборе самого ценного из классического или современного искусства. Опыт восприятия произведений искусства сказывается на развитии творческого, образного мышления.
Художественное произведение - явление сложное и способствует эстетическому воспитанию читателей-детей: формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, влияет на развитие чувств и творческие способности. У юных читателей развивается чувство слова, особенно поэтического, воображение и фантазия, формируется способность творческого самовыражения. В отзывах и сочинениях, рисунках и стихах они способны выразить настроение. Опыт использования разнообразных форм познания: восприятия, переживания, овладения материалом искусства - становится стимулом развития ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Эстетическое познание искусства, литературы, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием способности видеть и чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать. В процессе эстетического развития юных читателей у них формируется художественный вкус, появляется представление о эстетических идеалах. Развитие проявлений эстетического сознания совершенствуется в течение всей жизни человека. Детская библиотека является серьезной ступенью в этом процессе. Приобщая читателей-детей к красоте искусства и красоте окружающей действительности, библиотекари развивают способность творчески воспринимать эстетику, формируют потребность в эстетическом, развивают навыки оценки литературно-художественных образов, способствуют развитию эстетического вкуса. Развитие эстетического вкуса начинается у ребенка на ранней стадии развития вместе с познанием окружающего мира и опытом общения. Наиболее интенсивный период его формирования - школьные годы. Педагогическое воздействие библиотекарей-библиографов позволяет систематически знакомиться с литературой и искусством. Все это влияет на общее развитие растущего человека и его художественно-творческие способности. Юным читателям присущи открытые эмоциональные реакции. Их выбор решается просто: нравится или нет. Постепенно у учащихся развивается комплекс представлений, характеризующих личные предпочтения, симпатии. Выбор литературно-художественных произведений юного читателя является показателем его эстетического вкуса.
Эстетический вкус юных читателей является показателем эстетического развития. Библиотекарь, опираясь на художественные и эстетические предпочтения юных читателей, имеет возможность показать школьнику перспективы совершенствования его вкуса. Одним из проявлений эстетического вкуса является вкус художественный. В нем отражаются индивидуальное отношение, ценностные ориентации растущей личности. "Эстетический идеал - представление человека о совершенстве явлений материального, духовно-интеллектуального и художественного мира. Часто полагают, что эстетический идеал носит конкретный и чувственный образ". Однако достаточно редко можно встретить человека, который высшую меру совершенства связывает с конкретным эстетическим или художественным явлением. Юные читатели способны ответить на вопрос, каким произведениям они отдают предпочтения. Дети называют любимые книги, картины, иллюстрации. Эти произведения являются показателем художественного или эстетического вкуса, дают ключ к пониманию идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Как правило, у юных читателей эстетический идеал является феноменом, еще не имеющим ясных и четких параметров, абстрактным и расплывчатым. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. На современном этапе вопросы формирования художественного и эстетического развития юных читателей актуальны как никогда. Прекрасное в жизни и искусстве - одно из средств формирования нравственности растущего человека.
Эстетическое воспитание может быть успешно осуществлено, если библиотекарь учитывает возрастные психологические особенности школьников, особенности их восприятия. С развитием учащегося от младшего до старшего школьного возраста обогащаются его знания, эстетические представления, формируется вкус, появляется потребность в красоте. В процессе эстетического воспитания у читателей-детей появляется зрелая, осознанная потребность в красоте. В условиях детской библиотеки юные читатели приобретают умение оценивать литературно-художественные образы и получают навыки творческого самовыражения. Специалисты системы детских и школьных библиотек г. Озерска опубликовали проект "Читаем, думаем, творим". Интересен опыт литературно-художественных конкурсов: "Навеяно пушкинской поэзией", "Книги, открывающие нас", "Детство с книгой" с последующей публикацией лучших творческих работ читателей-детей. Уровень эстетического развития юных читателей проявляется в творческих работах - это самостоятельные иллюстрации к художественным произведениям, сказки-импровизации, стихи, театрализации любимых литературно-художественных произведений. Педагогическая работа со школьниками в библиотеке: беседы на абонементе, интересные встречи с писателями и художниками, конкурсы изобразительного искусства - все это основа для общего и художественного развития ребенка. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, необходимо создать гармоничные условия для эстетического развития юных читателей в системе детских библиотек в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Эстетическое воспитание юных читателей должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное эстетическое начало возвышает человека.
Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования растущего человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам красоты. Задачи эстетического воспитания состоят в развитии эстетического восприятия, следующим этапом является формирование творческих способностей читателей-детей. Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и им наслаждаться, появляется способность творить.
Именно эта мечта объединяет юных читателей и детских библиотекарей-педагогов. В проекте Мурманской областной детско-юношеской библиотеки "Читающий город детства" реализация этапов проекта предусматривалась в программах "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т. д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие юных читателей в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Программа "Праздники читающего города" включает в себя всероссийские и международные праздники книги и чтения. В честь создателей детских книг устраиваются фейерверки. Во время Недели детской книги Мурманск и его окрестности становятся настоящей читающей страной. По традиции один из районных городов объявляют книжной столицей - "Город-столица Недели детской и юношеской книги в Мурманской области". В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение. Этот проект способен позитивно повлиять на кризис детского чтения в настоящее время.
Название документа