И. А. Ильин о сопротивлении злу силой
(Мартыненко К. Б.)
("Общество и право", 2009, N 3)
Текст документа
И. А. ИЛЬИН О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЙ
К. Б. МАРТЫНЕНКО
Мартыненко Ксения Борисовна, главный специалист финансово-правового обеспечения управления по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования г. Краснодара.
В статье анализируется работа И. А. Ильина "О сопротивлении злу силой", где он изложил свою точку зрения на насилие. Автор нестандартно подходит к рассмотрению материала и выводам.
Ключевые слова: государство, преемственность, право, кризис, насилие, добро, зло, сила, сопротивление.
The article analyzes the work of I. A. Ilyina "On resisting evil by force", where he outlined his views on violence. From innovative approaches to review the material and conclusions.
Key words: State, continuity, law, crisis, violence, good, evil, power, resistance.
Книга И. А. Ильина "О сопротивлении злу силой", где он изложил свою точку зрения на насилие, вызвала острую полемику среди русских эмигрантов. Н. А. Бердяев охарактеризовал книгу Ильина как "кошмар злого добра", а некто Церковник "окрестил" И. А. Ильина как "чекиста во имя божье". Ю. Айхенвальд отозвался об идеях Ильина как о "злом добре" [1], однако эти оценки крайне несправедливы. Книга Ильина весьма актуальна и сегодня, и многие идеи русского мыслителя о насилии надо признать все-таки верными.
Сам Ильин в письме к П. Б. Струве так определяет структуру работы, выделяя четыре части:
"1) главы 1 - 8: расчистка дороги от мусора, уяснение, уточнение, удаление плевел из мысли, чувства и воли; постановка проблемы;
главы 9 - 12: погребение набальзамированного толстовства;
главы 13 - 18: разрешение проблемы - начало: бей, но когда, но доколе, но отколе, но кого, но зачем, но почему?;
главы 19 - 22: разрешение проблемы - конец: очищайся от чего, почему, для чего?" [2. С. 243].
Существует мнение, высказанное еще в свое время И. А. Ильиным, что само слово "насилие" имеет отрицательный ценностный аспект. "Одно применение этого ценностно и аффективно окрашенного термина вызывает в душе отрицательное напряжение и предрешает исследуемый вопрос в отрицательном смысле" [3. С. 53 - 54]. И. А. Ильин в своей работе "О сопротивлении злу силою" поэтому вместо термина "насилие" стал применять термины "понуждение" и "принуждение". Однако здесь, думается, как раз тот случай, когда от переименования сущность явления не меняется. В этике остается термин "насилие" для обозначения применения силы - физической, духовной - к кому-нибудь, для обозначения принудительного воздействия на кого-нибудь.
Слово "насилие", действительно, на уровне обыденного сознания вызывает к себе отрицательное отношение. Но насилие многообразно. Кроме того, отметим, что оценка насилия всегда требует конкретного ситуативного анализа [4].
Вполне очевидно, что надо различать предметное действие, оцениваемое как насилие, от его оценки. Подобное действие может быть сопричастно ценностям добра и зла. Например, насилие над террористами, удерживающими заложников, будет насилием по отношению к террористам и одновременно освобождением заложников. И если здесь насилие, примененное к террористам, еще можно оценить как зло, то освобождение заложников есть несомненное добро.
Ильин не приемлет толстовского понимания права и государства как основных источников насилия в обществе: "сентиментальный моралист не видит и не разумеет, что право есть необходимый и священный атрибут человеческого духа; что каждое духовное состояние человека есть видоизменение права и правоты, и что ограждать духовный расцвет человечества на земле невозможно вне принудительной общественной организации, вне закона, суда и меча" [5. С. 55].
Впрочем, Ильин хорошо понимал, что негативное отношение к праву спровоцировано господствовавшим в XIX в. юридическим позитивизмом, диктатом буквы закона, сословным характером отечественного права, бесправным положением основной массы населения страны - крестьянства. Однако Ильин считает, что полное отрицание позитивного права неприемлемо. По его мнению, верной будет постановка вопроса о соотношении позитивного права и естественного. Он не считает, что динамизм позитивного права противоречит статичности естественно-правовых норм и принципов: "для поверхностного взгляда здесь обнаруживается "неизбежный" дуализм "положительного" и "естественного" права, так что совестливый, но не вдумчивый человек может усмотреть здесь безысходность для правосознания" [6. С. 211], но дуализм этот легко устраняется, ибо "естественное право лежит сокровенным образом, в основе положительного, присутствуя в нем, во-первых, в качестве известного "минимума правоты", во-вторых, в лице своих основных категорий и, в-третьих, в виде имманентного, но недоразрешенного задания. Единство положительного и естественного права уже дано, хотя бы в зачатке, и еще задано, в своем целостном и осуществленном виде" [6. С. 211].
Ильин считает возможным "сопротивление злу силою". В основе его концепции лежит убеждение, что зло укоренено в мире: "зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию хвата" [5. С. 13]. Отсюда Ильин делает вывод, что борьба со злом может происходить прежде всего в душе самого человека. Но материализация зла ограничивает возможность духовного способа борьбы с ним. Поэтому даже в борьбе со злом в своей душе человек вынужден применять методы психического и физического принуждения. И люди, находясь в духовной связи между собой, должны помогать друг другу в этой борьбе, используя в том числе и методы психического и физического заставления других. Проблема использования в борьбе со злом физического заставления является в работе Ильина одной из важнейших. Он считает, что если человек "одержим злом", то физическое воздействие на него есть единственный способ ограничения его злой воли. Но воздействие не ведет непосредственно к добру, а лишь изолирует носителя зла, замыкает его на самом себе и помогает ему пробудить духовность и самому начать борьбу со злом в своей душе.
Любые конкретные объекты или субъекты предстают носителями ценностей и добра, и зла. В иной системе конкретное явление может предстать в других моральных качествах. Так, например, страдание, которое иногда ошибочно отождествляется со злом и которое действительно связано с определенными видами "психического" и морального зла, может быть сопричастно и добру. Другими словами, необходимо различать то, что понимается под добром и злом как естественными, социальными, человеческими феноменами и что понимается под добром и злом как моральными ценностями. Не все воспринимаемое как добро или зло есть добро или зло как моральная ценность. "Добро и зло, персонификация которых только и могла бы стать нравственной санкцией насилия, на самом деле представлены в каждом субъекте, и в таком переплетении, что одно не существует без другого. Это исключает возможность нравственно оправданного и разумно аргументированного насилия, но зато открывает широчайший простор для его морализирующего прикрытия" [7. С. 71].
Добро и зло переплетены в каждом субъекте и объекте, но это не делает бессмысленным теоретическую и практическую работу как по изучению добра и зла, так и по ограничению и искоренению зла, по совершенствованию добра в мире или по совершенствованию мира в добре.
Мы полагаем, что выбор определенным образом скорректированного насилия определяется не столько его качествами "внутреннего", воспитующего средства, сколько его качествами "внешнего" средства пресечения зла. Кроме того, правомочность применения определенного насилия, что всегда должно сопровождаться ситуативным анализом, следует из сущности самого добра и зла, их соотношения.
Оценивая насилие как конкретное практическое действие, необходимо оценить его различные аспекты. Очень важно при этом учитывать различные виды добра и зла и их иерархию. И здесь существенную роль может сыграть понятие "греха" [8. С. 31 - 33].
Отношение зла и греха носит исторический характер. Мера греха определяется уровнем нравственного состояния общества и человека, степенью свободы выбора, ценностным рангом совершаемых актов. Ни один человек не может избежать зла, но человек может и должен избегать греха, - отсюда и особая ответственность человека за совершенный грех.
Если теперь обратиться к насилию, то следует признать, что всякое насилие как ценность есть зло, но не всякое насилие есть греховное зло. Человек несет нравственную вину за всякое насилие и особую, а в подобающих случаях и правовую, ответственность за греховное насилие. Человек не должен совершать греховного насилия, ибо для него нет морального оправдания, но человек может, а иногда и должен совершать насилие, не являющееся греховным. И в данном случае человек идет на определенный компромисс, которого невозможно избежать в мире, зараженным злом.
Признавая моральную допустимость негреховного насилия, следует признать, что нельзя при этом снимать всякую моральную ответственность за совершающееся насилие. Насилие, собственно, может быть оправданным в том смысле, что не признано грехом тогда, когда оно направлено против абсолютизации свободы то ли отдельной личностью, то ли социальной группой или даже народом. Неверное противопоставление свободы как якобы высшей ценности ценностям мира, содружества, чести, любви, т. е. ценностям, равнозначным по рангу ценности свободы или превосходящим ее, является источником греха, и ограничение подобной свободы в форме насилия над нею не предстает греховным злом.
Литература
1. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1995. Т. 5.
2. Ильин И. А. Письмо к П. Б.Струве от 19 июня 1925 г. // Полторацкий Н. П. И. А. Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. США: Эрмитаж, 1989.
3. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1995. Т. 5.
4. Капустин Б. Г. Насилие/ненасилие как ключевая проблема политической морали // Насилие и ненасилие: философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конференции. М., 2003.
5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925.
6. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. М., 1994. Т. 4.
7. Насилие и ненасилие: философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конференции. М., 2003.
8. Матвеев П. Е. Этика. Основы хозяйственной этики. Владимир, 2003.
Название документа