Правовая охрана интересов потребителей при проведении концертно-развлекательных мероприятий
(Иванов Н. В.) ("Закон", 2013, N 9) Текст документаПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНЦЕРТНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Н. В. ИВАНОВ
Иванов Никита Витальевич, доцент кафедры гражданского права СПбГЭУ, кандидат юридических наук.
Статья посвящена вопросам защиты интересов посетителей концертно-развлекательных мероприятий. Рассматриваются типичные случаи нарушения прав потребителей в указанной сфере: отказ в возврате или обмене приобретенного билета, исполнение музыкальных произведений под фонограмму без предварительного уведомления зрителей, несвоевременное начало концерта, в том числе в связи с выступлением не заявленных в афише исполнителей. Автор анализирует действующие правовые нормы и меры ответственности за их несоблюдение.
Ключевые слова: потребитель, права потребителей, концертно-развлекательные услуги, право на возврат билета, информация об услуге, фонограмма, неустойка.
Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, концерты артистов-исполнителей и иные развлекательные мероприятия по-прежнему занимают значительное место на рынке культурно-развлекательных услуг. Проведение подобных мероприятий немыслимо без участия зрителей - конечных потребителей создаваемых и исполняемых произведений искусства, в связи с чем необходимы определенные юридические гарантии для экономически слабой стороны соответствующих отношений. Российское законодательство предоставляет посетителям концертно-развлекательных мероприятий целый ряд подобных гарантий, однако зачастую существующие нормы не соблюдаются, причем в подавляющем большинстве случаев причиной этого является неосведомленность граждан о своих правах, порядке и способах их осуществления и защиты. Базовыми источниками регулирования отношений в данной сфере являются ГК РФ и Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Специальные нормы, регулирующие порядок оказания отдельных видов услуг, установлены Правительством РФ на основании ст. 39.1 Закона. К нормативным актам, действующим на сегодняшний день в отношении 28 видов услуг, относятся, в частности, Постановления Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", от 25.04.1997 N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", от 17.11.1994 N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" и др. Концертно-развлекательные услуги не являются предметом специального регулирования, хотя нарушения интересов потребителей в этой сфере происходят достаточно часто. Наиболее распространенными нарушениями являются: отказ организатора (его агента) возвратить или обменять приобретенный билет, исполнение музыкальных произведений под фонограмму без предварительного уведомления публики, несвоевременное начало концерта, в том числе в связи с выступлением не заявленных в афише исполнителей (так называемый разогрев). С первой из перечисленных ситуаций сталкивался почти каждый. Билеты на многие концерты и спектакли поступают в продажу и приобретаются за несколько недель или месяцев до даты проведения мероприятия. В силу тех или иных жизненных обстоятельств у потребителя может возникнуть необходимость сдать или обменять билет. Однако в подавляющем большинстве случаев на билетах указано, что их возврат и (или) обмен невозможен. Такое же предупреждение обычно содержат объявления, размещенные в билетных кассах. При обращении к сотруднику кассы с просьбой сдать или обменять билет в 99% случаев следует отказ. В результате потребителю приходится продавать или отдавать билет либо мириться с некомпенсированными затратами. Каковы же юридические основания описанной модели поведения, которой последовательно придерживаются современные организаторы развлекательных мероприятий? Совершенно очевидно, что с момента реализации/приобретения билета организатора и зрителя-потребителя связывают правоотношения из договора возмездного оказания услуг. У устроителя мероприятия возникает обязательство предоставить потребителю в надлежащий срок услугу - концертное, театральное, цирковое или иное выступление заявленных исполнителей. Этой обязанности организатора корреспондирует право потребителя требовать оказания услуги. При этом указанный договор, заключаемый по модели договора присоединения, содержит условие о недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора со стороны заказчика (потребителя). По общему правилу, закрепленному в ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Исключительные случаи, в которых такой отказ возможен, могут быть предусмотрены законом либо договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ) <1>. -------------------------------- <1> Планируемые изменения ст. ст. 310 и 450 ГК РФ должны коснуться главным образом случаев закрепления в договоре исключений из указанного общего правила. Правило о допустимости одностороннего отказа от договорных обязательств в силу закона, судя по всему, останется неизменным (см.: законопроект N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс").
В рассматриваемом случае соответствующее исключение предусмотрено нормами двух федеральных законов. Согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Согласно ст. 32 Закона зритель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время, если оплатит исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору. Обе нормы являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Следовательно, указание в договоре на недопустимость возврата и (или) обмена приобретенного билета следует считать его недействительным условием на основании ст. ст. 168, 180 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона. Несмотря на наличие данного пункта в заключенном договоре, покупатель билета вправе отказаться в одностороннем порядке от его исполнения в любое время до начала мероприятия. Это означает, что зритель может возвратить билет и потребовать возврата уплаченной при заключении договора суммы. При наличии в кассе других билетов потребитель, отказавшийся от договора, вправе заключить новый договор и приобрести другой билет на это же мероприятие, т. е. фактически обменять ранее приобретенный билет. Верховный Суд РФ решением от 16.04.2009 по делу N ГКПИ09-339 подтвердил правильность вывода о недопустимости ограничения права потребителя на односторонний отказ от исполнения договора. В Верховный Суд РФ обратилась С. с заявлением о признании недействующим абз. 5 п. 24 Правил киновидеообслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (далее - Правила), в части, исключающей право зрителей на возмещение стоимости билета в любое время до оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. По мнению заявителя, сужение в абз. 5 п. 24 Правил сферы действия права потребителя на отказ от исполнения договора случаями виновного поведения организатора, заключающегося в некачественной демонстрации фильма, его замене, отмене просмотра или несообщении зрителю информации о возрастных ограничениях, не соответствует положениям п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона, в которых данное право не ограничено приведенными условиями. Изучив материалы дела и выслушав доводы заявителя и представителей Правительства РФ, ВС РФ среди прочего установил, что отсутствие в п. 24 Правил указания на право зрителя, отказавшегося от исполнения договора в любое время до оказания услуг, на возмещение стоимости билета при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, не свидетельствует о незаконности соответствующего пункта Правил, поскольку он не содержит положений, исключающих применение как ст. 32 Закона, так и п. 1 ст. 782 ГК РФ. Тем самым ВС РФ подчеркнул распространение норм п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона на отношения по предоставлению услуг по киновидеообслуживанию населения. Поскольку эти услуги являются однородными с концертно-развлекательными услугами, к ним в полной мере относится вывод, сделанный судом. Предоставляя заказчику право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, Закон в то же время возлагает на него обязанность возместить организатору расходы, понесенные в связи с исполнением обязательств по договору. Поскольку речь идет о расходах, сопровождающих исполнение, а не заключение договора, исполнитель не вправе требовать от посетителя мероприятия возмещения расходов на рекламу и изготовление билета - они предшествуют либо сопутствуют заключению договора с потребителем и не связаны с его исполнением. Расходы организатора на аренду помещения для проведения мероприятия и аренду транспорта для артистов-исполнителей и реквизита также не могут быть возложены на зрителя, поскольку организатор приобретает указанное имущество в аренду в рамках исполнения обязательств по договору, заключенному им с артистами-исполнителями (их агентами). Представляется, что вопрос о возмещении расходов исполнителя может быть поставлен лишь тогда, когда заказчик отказывается от договора непосредственно перед началом мероприятия и исполнитель в силу низкого спроса за оставшееся время лишен возможности повторно реализовать билет. При таких обстоятельствах на потребителя может быть возложена обязанность возместить организатору понесенные расходы в пределах стоимости нереализованного билета. При заблаговременном отказе от исполнения договора (за несколько часов или тем более дней до начала концерта или иного представления) исполнитель сохраняет возможность заключить аналогичный договор с другим потребителем. В этом случае заказчик не обязан производить встречные выплаты, поскольку организатор не понес расходов в связи с исполнением обязанностей по договору. Кроме того, следует учитывать, что действующее законодательство предусматривает административную ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ подобные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 2 тыс. руб., на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб. Выступление артистов-исполнителей под фонограмму - другая не менее распространенная ситуация, непосредственно связанная с охраной прав и интересов зрителей при проведении концертно-развлекательных мероприятий. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев ни организаторы представлений, ни сами артисты не сообщают зрителям об использовании фонограмм. То же относится к телекомпаниям, транслирующим концерты исполнителей, выступающих под фонограмму. Согласно п. 1 ст. 10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В развитие данной общей нормы, закрепленной в первоначальной редакции Закона, в 1999 г. в п. 2 ст. 10 Закона был добавлен абз. 13, согласно которому информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать среди прочего указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Норма, закрепляющая эту обязанность организаторов концертно-развлекательных мероприятий, действует на территории России с 20 декабря 1999 г. - момента вступления в силу Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Согласно официальному толкованию рассматриваемых норм, содержащемуся в письме Роспотребнадзора от 21.06.2005 N 0100/4690-05-32, "при заключении договора об оказании услуги, применительно к рассматриваемым отношениям "указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" (в случаях, когда такое их использование действительно предполагается) должно содержаться в афишах, программах выступлений, рекламных проспектах и других, главным образом печатных, носителях соответствующей информации, находящихся и размещенных непосредственно в местах продажи соответствующей билетной продукции". В июле 2012 г. в Государственную Думу РФ членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е. Г. Тарло, Н. В. Косаревым, К. В. Сурковым был внесен проект Федерального закона N 110535-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования зрителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" (далее - проект 1) <2>. Согласно Пояснительной записке основной целью проекта 1 было обеспечение соблюдения права потребителя на информацию об использовании фонограмм в ходе развлекательных мероприятий, закрепленного в российском законодательстве более одиннадцати лет назад. В частности, предлагалось утвердить в Законе обязанность Правительства РФ по установлению порядка доведения до сведения зрителей указанной информации, требований к ее содержанию. Кроме того, проект предполагал внести изменения в законодательство о рекламе, а именно расширить круг обязанных и ответственных лиц за счет рекламораспространителя. Также проект 1 содержал нормы, ужесточающие меры административной ответственности за нарушение рассматриваемого права потребителей. -------------------------------- <2> Материалы законопроекта доступны на официальном сайте Государственной Думы РФ в сети Интернет по адресу: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=110535-6&02.
Первоначально планировалось, что в случае успешного прохождения проектом всех стадий соответствующие изменения вступят в силу 1 февраля 2013 г. Однако впоследствии рассмотрение документа было перенесено на апрель 2013 г., и тогда же, в апреле 2013 г., проект 1 был отозван его авторами <3>. -------------------------------- <3> Там же. Протоколы заседания Совета Государственной Думы РФ от 10.12.2012 N 64, п. 136; от 08.04.2013 N 86, п. 149.
В июне 2013 г. теми же депутатами Совета Федерации совместно с депутатом Государственной Думы М. П. Максаковой-Игенбергс в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона N 299577-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" (далее - проект 2) <4>. Пояснительные записки к проектам 1 и 2 дословно совпадают, но проект 2 содержит две новые нормы. Во-первых, предлагается установить еще большие штрафы для должностных и юридических лиц и ввести специальный штраф в размере от 1 до 5 млн. руб. за совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем повторного аналогичного правонарушения. Во-вторых, планируется ограничить сферу действия норм об административной ответственности случаями использования вокальных (голосовых) фонограмм. -------------------------------- <4> Материалы законопроекта доступны на официальном сайте Государственной Думы РФ в сети Интернет по адресу: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=299577-6&02.
При применении норм об указанном праве потребителя необходимо учитывать, что существует несколько видов фонограмм. Фонограмма "плюс" предполагает полное отсутствие в выходном сигнале "живого" звука, фонограмма "минус" содержит инструментальное сопровождение, а вокальные партии исполняются непосредственно на концерте. Встречаются также смешанные ситуации, когда фонограмма включает отдельные инструментальные или вокальные партии, а другая часть инструментов и вокала исполняются вживую. Возникает закономерный вопрос: обязан ли организатор информировать зрителей об использовании фонограммы, если на концерте предполагается частичное "живое" исполнение с использованием фонограммы "минус" либо звукозаписи, содержащей те или иные вокальные или инструментальные партии? В законодательстве о защите прав потребителей отсутствует специальная дефиниция фонограммы, поэтому целесообразно обратиться к ее легальному определению, закрепленному в законодательстве об интеллектуальной собственности (подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ), согласно которому фонограмма представляет собой исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков либо их отображений. Для признания звучащего объекта фонограммой не требуется наличия в нем партии вокала, какого-либо определенного инструмента или их особого сочетания. Основываясь на данном подходе и принимая во внимание отсутствие специальных указаний в нормах о защите прав потребителей, следует признать, что организатор концерта обязан предупреждать об использовании фонограммы в любом случае. В частности, зритель имеет право на информацию даже о незначительном применении фонограммы на предстоящем мероприятии, например в том случае, когда на материальный носитель записаны всего один-два музыкальных инструмента, а остальные инструменты и вокал будут представлены в формате "живого" звука. За неисполнение или ненадлежащее исполнение рассматриваемой обязанности организатора действующим законодательством установлена гражданско-правовая и административно-правовая ответственность. Нормы гражданско-правовой ответственности содержатся в п. п. 1, 2 ст. 12, ст. 15 Закона. В соответствии с п. 1 ст. 12 если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе требовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и настаивать на возврате уплаченной за товар суммы и возмещении других убытков. Согласно п. 2 ст. 12 исполнитель, не предоставивший покупателю полных и достоверных сведений об услуге, несет ответственность по п. 1 ст. 29 этого Закона за недостатки услуги, возникшие после ее передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. В силу п. 1 ст. 29 потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены ее существенные недостатки или иные значительные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с указанными недостатками. Кроме того, организатор обязан компенсировать зрителю причиненный моральный вред независимо от возмещения имущественного ущерба и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона). Если при заключении договора организатор мероприятия не уведомит зрителя о предстоящем использовании фонограммы, подобные действия следует квалифицировать как предоставление услуги, содержащей существенные недостатки. Зритель в подобной ситуации вправе во внесудебном порядке отказаться от исполнения договора и потребовать от устроителя возмещения убытков в полном объеме, в том числе возмещения расходов на приобретение билета, транспортных расходов. Кроме того, в случае причинения физических или нравственных страданий потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда. Что касается административной ответственности за неисполнение рассматриваемой обязанности, то соответствующие санкции предусмотрены ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб., на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб. Как уже отмечалось, проект 2 предполагает ужесточение мер административной ответственности. Предлагается исключить из числа мер ответственности предупреждение, предусмотреть для должностных лиц дисквалификацию за повторное совершение аналогичного правонарушения и существенно увеличить размеры штрафов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за повторное совершение аналогичного правонарушения. При этом нормы об административной ответственности будут действовать лишь в случае неинформирования потребителей об использовании вокальной фонограммы. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по информированию потребителей о факте использования инструментальной фонограммы организатор мероприятия, по смыслу проекта 2, может быть привлечен лишь к гражданско-правовой, но не к административной ответственности. Порядок привлечения организатора мероприятия к юридической ответственности зависит от ее вида. Привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности возможно во внесудебном претензионном либо в судебном порядке. Помимо самого потребителя, права которого нарушены, соответствующими полномочиями на обращение в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ обладают территориальные органы Роспотребнадзора (ст. 40 Закона), органы местного самоуправления (ст. 44 Закона), органы прокуратуры (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре", далее - Закон о прокуратуре) и общественные объединения потребителей (ст. 45 Закона). Полномочиями на возбуждение производства об административном правонарушении по ст. 14.8 КоАП РФ обладают органы Роспотребнадзора (подп. 5 п. 4 ст. 40 Закона) и органы прокуратуры (п. 3 ст. 27 Закона о прокуратуре). Функцией правоприменения по данному составу административного правонарушения наделены должностные лица органов Роспотребнадзора (ст. 23.49 КоАП РФ). Нельзя не отметить, что при рассмотрении дел о привлечении организатора к гражданско-правовой или административной ответственности за непредоставление информации о применении фонограммы довольно трудно доказать сам факт исполнения произведения под фонограмму. При наличии видео - или аудиозаписи выступления это может быть установлено при условии привлечения в процесс эксперта (звукорежиссера). В случае отсутствия записи обосновать наличие объективной стороны правонарушения значительно сложнее. Доказательствами могут служить показания свидетелей, а также составленный органами полиции, прокуратуры или Роспотребнадзора акт осмотра музыкального оборудования и носителей, использованных при проведении концерта. Наконец, еще одно достаточно распространенное явление, при котором также нарушаются права зрителей, - это несвоевременное начало концертно-развлекательных мероприятий. Момент фактического начала концерта может не совпадать на несколько десятков минут, а иногда и на несколько часов со временем, указанным в билетах, афишах и рекламных материалах. В ряде случаев это может быть связано с выступлением перед началом основного мероприятия не включенных заранее в афишу артистов-исполнителей, которые осуществляют разогрев публики. Подобные действия организаторов с точки зрения законодательства являются неправомерными. При задержке начала концерта, в том числе в связи с выступлением не заявленных при заключении договора исполнителей, в силу п. п. 1, 3, 4 ст. 28 Закона потребитель вправе либо требовать уменьшения цены договора, либо отказаться от его исполнения без возмещения исполнителю понесенных расходов и потребовать компенсации убытков в полном объеме, в том числе возврата стоимости билета, возмещения транспортных расходов и т. п. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый час просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены оказания услуги. Неустойка за нарушение сроков начала предоставления услуги взыскивается за каждый час просрочки вплоть до начала ее оказания. При выступлении на концерте "разогревающих" артистов необходимо также учитывать, что согласно п. 3 ст. 16 Закона исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг либо потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Таким образом, российское законодательство о защите прав потребителей, несмотря на отсутствие нормативно установленных специальных правил оказания концертно-развлекательные услуг, предоставляет посетителям соответствующих мероприятий широкий спектр юридических возможностей на случай нарушения их прав и интересов организаторами. Остается надеяться, что существующий разрыв между правовыми нормами и реальным положением дел будет с течением времени сокращаться. Более активная позиция граждан в вопросах осуществления и защиты потребительских прав неизбежно поставит организаторов концертов и иных культурно-развлекательных мероприятий перед необходимостью соблюдать правовые нормы. Кроме того, представляется целесообразным ввести более подробное нормативное регулирование рассматриваемых отношений и, в частности, предоставить Правительству РФ полномочия не только устанавливать порядок доведения до сведения потребителей информации о предстоящем использовании фонограмм, но и порядок и последствия реализации потребителями права на возврат билета на концертно-развлекательные мероприятия. На наш взгляд, принимая соответствующие нормы, в качестве ориентира следует использовать положения транспортного законодательства, в соответствии с которыми размер возвращаемой пассажиру стоимости нереализованного билета зависит от временного промежутка, в который пассажир заявил об отказе от исполнения договора (см. ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Например, если потребитель заявил об отказе от исполнения договора не позднее чем за один час до начала мероприятия, он имеет право получить обратно полную стоимость билета. Если же отказ от исполнения договора заявлен в более поздний срок, организатор обязан возместить потребителю лишь частичную стоимость билета, поскольку риск нереализации возвращенного билета с течением времени значительно увеличивается. Внедрение данного подхода внесет большую определенность в регулирование рассматриваемых отношений, будет способствовать установлению разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей, соблюдению организаторами развлекательных мероприятий прав и имущественных интересов потребителей.
Название документа