Автореферат учебного пособия "Ювенальная юстиция"
(Автономов А. С.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 4)
Текст документа
АВТОРЕФЕРАТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ "ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ"
А. С. АВТОНОМОВ
Автономов А. С., Москва.
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
Москва, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие, система и предмет ювенальной юстиции
§ 1. Понятие ювенальной юстиции
§ 2. Система ювенальной юстиции
§ 3. Предмет курса ювенальной юстиции
Глава 2. Основы ювенальной юстиции
§ 1. Физиологические и психологические основы ювенальной юстиции
§ 2. Социальные основы ювенальной юстиции
§ 3. Правовые основы ювенальной юстиции
Глава 3. Ребенок и его правовой статус в контексте ювенальной юстиции
§ 1. Понятие ребенка в праве
§ 2. Правовой статус ребенка
Глава 4. История отправления правосудия и принятия мер, альтернативных судебным, в отношении несовершеннолетних
§ 1. Краткая история ювенальной юстиции за рубежом
§ 2. Эволюция судебных и несудебных мер в отношении несовершеннолетних в России
Глава 5. Международные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
§ 1. Понятие международных стандартов
§ 2. Обязательные международные акты
§ 3. Рекомендательные международные акты
Глава 6. Современное состояние отправления правосудия по делам несовершеннолетних в России
§ 1. Нормы материального права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
§ 2. Процессуальные нормы, регулирующие отправление правосудия в отношении несовершеннолетних
§ 3. Деятельность российских судов в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
§ 4. Проблемы внедрения ювенальной юстиции в современной России
Глава 7. Несудебные органы и организации в системе ювенальной юстиции в современной России
§ 1. Уполномоченные по правам ребенка
§ 2. Комиссии по делам несовершеннолетних
§ 3. Административные и правоохранительные органы
§ 4. Неправительственные организации и ювенальная юстиция
Глава 8. Технологичность решения проблем в рамках ювенальной юстиции
§ 1. Понятие социальных ювенальных технологий
§ 2. Ювенальные технологии на службе ювенальной юстиции
Глава 9. Ювенальная юстиция в иностранных государствах
§ 1. Модели ювенальной юстиции за рубежом
§ 2. Канадский опыт ювенальной юстиции
Заключение
Введение дает общее представление о проблематике ювенальной юстиции, об актуальности данной тематики, о цели написания данной книги и о задачах, решаемых в ней.
Глава 1 посвящена базовым понятиям ювенальной юстиции. В литературе имеются различные подходы к ювенальной юстиции. Некоторые авторы рассматривают ювенальную юстицию исключительно как особое судопроизводство по делам несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения или уголовные преступления. Такой подход представляется слишком узким. Вместе с тем нельзя не обратить внимания и на тот факт, что, говоря о юстиции вообще, этим словом (речь идет о слове "юстиция") обозначают отнюдь не исключительно относящееся к судебным органам (например, существует Министерство юстиции). При этом известно, что юстиция всегда связана в той или иной степени с отправлением правосудия. Точно так же и ювенальная юстиция не может и не должна ограничиваться исключительно судебными органами, хотя специализированный суд по делам несовершеннолетних, конечно же, занимает в системе ювенальной юстиции стержневое положение. При этом институционально в систему ювенальной юстиции наряду с судами, занимающимися делами несовершеннолетних, входят такие органы, как уполномоченные по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, инспекторы по делам несовершеннолетних, социальные службы, неправительственные некоммерческие организации и т. д. А функционально в систему ювенальной юстиции включены специальные методы работы, рассчитанные именно на молодежь, с целью профилактики преступности, мер восстановительного правосудия в отношении правонарушителей и потерпевших, воспитательного воздействия на осужденных, ресоциализации и адаптации отбывших наказание в виде лишения свободы.
Вообще системный подход к ювенальной юстиции позволяет наилучшим образом выявить и отстроить связи между различными ее элементами. Исследование системных качеств ювенальной юстиции дает возможность разобраться в особенностях функционирования отдельных институтов и общих закономерностях эволюции всего комплекса обеспечения прав ребенка в разнообразных ситуациях.
Предмет курса ювенальной юстиции является комплексным, поскольку требуется освоить правовые основы правового статуса ребенка, а также процессуальные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и функционирования органов и организаций, не связанных непосредственно с судебной деятельностью, и, наряду с этим, элементы детской психологии, применение отдельных ювенальных технологий и пр.
В главе 2 показаны главные факторы, на которые опирается ювенальная юстиция, а также факторы, затрудняющие ее внедрение и развитие. В частности, в подростковом и раннем юношеском возрасте происходят определенные физиологические изменения, организм человека интенсивно растет, причем неравномерно, происходит гормональная перестройка в связи с тем, что именно в данный период происходит половое созревание. Все это оказывает сильное влияние на здоровье (физическое и психическое) несовершеннолетнего, его самочувствие, поведение. Вместе с тем на этой же стадии развития человека происходит не только его физиологическое, но и психологическое развитие. Происходит перелом в сознании. Человек начинает задумываться о том, кто он, каково его место в жизни, ближе к окончанию этого периода начинает строить планы на будущее. Для рассматриваемого возраста характерны противоречивые личностные проявления: сочетание упрямства и отрицания предложений и советов близких людей с повышенной внушаемостью и слепым копированием форм поведения, костюма, жестов, языка лидеров группы, к которой он принадлежит, и обожаемых кумиров (артистов, спортсменов и др.); сочетание робости и застенчивости среди незнакомых людей с показной развязностью и грубостью; сочетание повышенного внимания к своим переживаниям с холодностью и безучастностью по отношению к другим людям, прежде всего к родным. Имеются психические патологии, которые встречаются в подростковом и юном возрасте, а со временем проходят.
Все это требует особого подхода к несовершеннолетним, специальных усилий по профилактике девиантного (и в особенности делинквентного) поведения, хорошо продуманных и отработанных мер по ресоциализации и адаптации оступившегося (оступившихся).
При этом человек становится человеком именно в человеческом обществе, понимаемом как конкретно-историческая форма совместной деятельности людей. Ценности, определяющие мотивацию поступков человека, модели его поведения вырабатываются в ходе участия человека в общественных отношениях. Не случайно процесс становления индивида как человека именуется социализацией. Таким образом, от социальных условий во многом зависит состояние дел в сфере преступности и успешности борьбы с ней, в деле обеспечения прав и законных интересов ребенка.
В настоящее время в России факторами, содействующими росту делинквентного поведения, в том числе и в среде несовершеннолетних, являются довольно распространенная бедность и поляризация доходов населения. В 90-е годы XX в. бедность получила в России широкое распространение. Начиная с 2000 г. мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения уровня бедности, хотя с началом экономического кризиса, в который Россия вошла в конце 2008 г., возобновилась тенденция роста бедности. Росстат в последние годы давал весьма радужную картину снижения доли малоимущих в стране, однако реальное влияние инфляции на доходы этой категории населения явно недооценено. Это подтверждают данные опроса ВЦИОМ от 17 - 18 мая 2008 г. (1600 чел. в 153 населенных пунктах 46 регионов РФ), согласно которым 41% россиян тратит на питание до 74% семейного бюджета, а 16% почти все свои деньги (более 75% бюджета), лишь 6% - менее четверти бюджета, а экономический кризис, переживаемый Россией с конца 2008 г., усугубляет эту ситуацию.
Бедность не только толкает людей на воровство продовольствия ради пропитания, но и сужает круг удовлетворяемых потребностей: на второй, а то и на третий план отходят образование, культурный досуг, занятия спортом, в результате чего происходит деградация личности. На фоне этого возрастает алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые, в свою очередь, толкают людей на преступления, в том числе и бытового характера. Негативно бедность влияет и на устойчивость семьи. Особенно больно бедность ударяет по детям, т. е. по людям, находящимся в процессе социализации.
Способствует росту преступности не только бедность как таковая, но и большой разрыв в доходах между бедными и богатыми. Со ссылкой на данные Росстата в средствах массовой информации прозвучала оценка разницы в доходах богатых и бедных на 2007 г., составившей 20 раз, по данным независимых источников - 40 раз. Децильный коэффициент считается критическим для социальной стабильности на уровне 1:10 (в Европе он составляет в зависимости от страны 1:6 - 8, в США - 1:9), у нас же он уже превысил по официальным данным 1:15. Есть экспертные оценки на 2006 г. - 1:25,3. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, разрыв составляет до 28 раз. В некоторых регионах этот показатель существенно выше (например, в Москве - в 50 раз).
Все это существенно сужает возможности для социальной мобильности лиц из числа бедного населения. Среди получающих профессиональное образование в возрасте 15 - 35 лет в вузе учатся около 40% бедного населения против почти 69% небедного населения. Особенно распространена бедность на селе. ВЦИОМ показал, что 50% россиян не могут позволить себе платное образование, исследования Института социологии РАН подтверждают неравенство в доступе к качественному образованию - 24% россиян, особенно молодежь, негативно оценивают возможность получения необходимого образования. Отсутствие или существенное ограничение легальных путей вертикальной социальной мобильности для несовершеннолетних и молодежи из числа бедных толкает их на преступный путь с целью улучшить свое материальное положение и "выбиться в люди".
Для того чтобы лучше разобраться в социальных основах ювенальной юстиции в современной России, требуется принимать во внимание общественное мнение. Специально проведенный в январе 2007 г. на основе общероссийской выборки опрос общественного мнения показал, что наиболее серьезной причиной, по которой дети могут оказаться в группе риска, является наличие проблем в семье (материальные, жилищные, болезнь членов семьи и др.) 72,1% респондентов. Жители Москвы и Санкт-Петербурга особо выделяют среди других причин недостаточное внимание родителей к своему ребенку и отсутствие развитой и доступной системы проведения досуга. С последним согласились жители всех участвовавших в обследовании крупных городов страны.
Большинство респондентов считают, что улучшить ситуацию с молодежью группы риска могут в первую очередь мероприятия, связанные с укреплением института семьи (63,3%) и работой со всеми детьми, не разделяя их на "плохих" и "хороших" (52,3%). При этом признается необходимость внедрять новые методы работы с молодежью группы риска, исключающие карательные меры (24,7%).
В правовом отношении ювенальная юстиция опирается на весь массив нормативных актов, внутригосударственных и международных. Естественно, законодательство в разных странах неодинаково, однако есть возможность использовать универсальные критерии для оценки состояния дел в сфере ювенальной юстиции. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) инициировал разработку индикаторов, которые можно использовать для того, чтобы разобраться в состоянии ювенальной юстиции в любой стране. Индикаторы были подготовлены группой экспертов и доработаны в сотрудничестве ряда специализированных учреждений и подразделений ООН, включая, естественно, ЮНИСЕФ. В апреле 2006 г. ЮНИСЕФ и Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) опубликовали Руководство по использованию индикаторов для замера состояния ювенальной юстиции.
Глава 3 содержит основные определения ребенка, статуса ребенка в отечественном внутригосударственном законодательстве и в международных актах. Здесь же разбираются основные проблемы, связанные с установлением статуса ребенка, особенности отраслевого законодательства в данной сфере. Естественно, определение того, в каком возрасте человек считается ребенком, осуществляется отнюдь не произвольно, а в соответствии с научно обоснованными физиологическими и психологическими параметрами. Поэтому для законодателя в данном случае существенным является экспертное мнение медиков, биологов и других ученых, способных дать компетентное заключение по этому вопросу. Вместе с тем юридические последствия имеют положения, установленные нормативными правовыми актами, а не научные данные исследователей. В силу этого важно, чтобы законодатель опирался на выверенное мнение ученых, занимающихся проблемами физиологического и психического развития человека на разных стадиях его жизни, прежде всего, конечно же, на стадии взросления. Обратим внимание на то, что возраст, определяющий возрастную границу между ребенком и взрослым в 18 лет, установлен не только российским законодательством, но и Конвенцией ООН о правах ребенка. И все же надо иметь в виду, что нормативно установленный возраст для определения понятия "ребенок" опирается на усредненные данные, поэтому в рамках ювенальной юстиции необходимо использовать индивидуализированный подход, не отрицающий, естественно, общенормативных установок, но учитывающий индивидуальные особенности каждого конкретного человека в период несовершеннолетия.
При установлении правового статуса ребенка, круга его прав и обязанностей, его правоспособности, дееспособности, деликтоспособности (в совокупности - правосубъектности) не могут не учитываться возрастные особенности. Поэтому правовой статус ребенка на разных стадиях несовершеннолетия различен, что и показано в данной книге.
Глава 4 дает краткий экскурс в историю ювенальной юстиции в нашей стране и за рубежом, показывает основные этапы развития ювенальной юстиции. Как известно, первые суды по делам несовершеннолетних появились в США в самом конце XIX столетия. Затем ювенальные суды распространились в разных странах. При этом следует обратить внимание на то, что различные модели ювенальной юстиции все же вписываются в единую периодизацию истории соответствующих учреждений. История помогает понять истоки нынешнего состояния ювенальной юстиции в различных странах, базовые закономерности и пути ее дальнейшей эволюции.
В нашей стране ювенальные суды (назывались они, правда, несколько иначе) появились в самом начале XX в. Постепенно они распространялись по территории государства, однако всю территорию тогдашнего Российского государства так и не охватили. Инициатива создания таких судов была делом активных граждан-юристов, создавались они исключительно на уровне мировых судов. Говоря современным языком, по сути, это был пилотный проект, причем проект весьма успешный, но он так и остался на уровне пилотного проекта, поскольку на общегосударственном уровне такие суды созданы не были (да и планов таких у органов государственной власти, от которых зависело решение о создании, не было), в единую систему действующие суды для малолетних не объединились. В 1918 г. в связи с созданием комиссий для несовершеннолетних (да и в связи с реформой всей судебной системы) ювенальные суды были ликвидированы. Были созданы именно комиссии для несовершеннолетних, а не суды, так как впервые в мировой истории ювенальная юстиция в России была декриминализирована: уголовная ответственность наступала только с 17 лет, комиссии выносили решения исключительно о мерах воспитательного воздействия. Вопрос о декриминализации ювенальной юстиции в зарубежных странах начали ставить только в 60-е годы XX в. Именно потому, что в отношении юных правонарушителей стоял вопрос о воспитательном воздействии, а не об уголовной ответственности, в комиссии входили не только профессиональные юристы, но и представители органов здравоохранения и образования. В 1920 г. частично по отдельным составам преступлений (круг составов был довольно ограниченным) уголовная ответственность была восстановлена и для несовершеннолетних. Но и в отношении несовершеннолетних, привлекавшихся к уголовной ответственности, суды действовали вместе с указанными комиссиями. Только в 1935 г. данные комиссии были ликвидированы, все дела несовершеннолетних стали рассматривать суды общей юрисдикции, причем возраст, с которого наступала уголовная ответственность, был существенно снижен. В 1958 г. в судах общей юрисдикции была введена специализация судей, которые должны были рассматривать дела несовершеннолетних и осуществлять контроль за отбыванием ими наказания без лишения свободы. В начале 90-х годов XX в. в связи с судебной реформой такая специализация была ликвидирована.
Глава 5 посвящена международным стандартам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. На протяжении последних почти ста лет обнаруживается стойкая тенденция к расширению круга вопросов, регулируемых международным правом, а также к углублению такого регулирования по различным направлениям. В частности, отправление правосудия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, традиционно относилось к вопросам внутригосударственного регулирования, однако в настоящее время отправление правосудия в отношении несовершеннолетних подлежит осуществлению на основе как внутригосударственных, так и международно-правовых актов, причем в последних содержатся стандарты, которым надлежит следовать и при принятии и реализации внутригосударственных норм. Ввиду этого представляется необходимым разобраться в том, что же такое по своей сути международные стандарты.
Как представляется, под международными стандартами понимаются принципы международного права, относящиеся к той или иной сфере правового регулирования. Принципы международного права содержатся в международных актах и обычаях. Вместе с тем в отличие от конкретных международных правил поведения, которые всегда оформляются в виде норм международных актов или обычаев, каждый принцип международного права может быть сформулирован в каком-либо международном акте в виде некоторой нормы, хотя может и не получить четкой формулировки, а проявляться в совокупности норм, изучение которых в комплексе позволяет судить об их соответствии определенному принципу. Принципы права невозможно рассматривать без связи с нормами права, а правовые нормы не могут существовать вне правовых принципов, поэтому бессмысленно противопоставлять нормы принципам. И все же принципы права не тождественны нормам права. Содержанием принципов права являются фундаментальные начала, из которых исходят (или по крайней мере должны исходить) при формулировании, толковании и реализации норм права. Вследствие этого принципы права находят то или иное проявление в конкретных правилах поведения, содержащихся в нормах права. Все сказанное относится как к общим, так и к отраслевым принципам права, в том числе и к принципам международного права.
Основой обязательной силы международного права выступает добровольное ясно выраженное либо молчаливое общее или отдельное (т. е. с участием только группы стран, но не всего мирового сообщества) согласие государств по поводу установления или признания определенных правил международного общения (в данном случае речь идет и о принципах, и о нормах, закрепляющих конкретные модели поведения), правил, соответствующих правосознанию народов в конкретную историческую эпоху. По сути, указанное согласие государств является соглашением между ними вне зависимости от того, вырабатывается ли при этом какой-либо формально определенный письменный или устный договор или же складывается правовой обычай единообразной практики. Необходимость такого соглашения, как и соблюдения установленных им конкретных норм, определяется вполне объективными закономерностями общественного развития, порождающими потребности регулирования разнообразных отношений между участниками международного общения.
Обратим также внимание на еще одно последствие того обстоятельства, что действенность международного права обеспечивается прежде всего добровольным согласием государств на реализацию его принципов и норм. Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, важное значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы. Обязательные для исполнения нормы содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах (которые могут иметь различные наименования - договоры, соглашения, пакты, конвенции и т. д.) и обычаях международного права. Обязательными для исполнения могут быть и предписания, содержащиеся в актах, издаваемых определенными органами, создаваемыми на основе международных договоров, в том числе и отдельными органами некоторых международных организаций (например, резолюции Совета Безопасности ООН).
Среди актов рекомендательного характера, которые были приняты в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и которые непосредственно касаются ювенальной юстиции, следует упомянуть, в частности, Минимальные стандартные правила ООН в отношении отправления правосудия по делам несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Правила ООН в отношении защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (Гаванские правила, 1990 г.), Руководящие принципы ООН в отношении предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.).
В главе 6 рассматриваются нормы материального и процессуального права, действующие в настоящее время в Российской Федерации при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, а также практика применения указанных норм.
Также представлен опыт федеральных судов, действующих в различных субъектах Российской Федерации, в которых внедрена в той или иной мере специализация судей по делам несовершеннолетних в совокупности с социальным сопровождением ребенка-правонарушителя. Исследуются основные проблемы внедрения ювенальной юстиции в современной России.
Глава 7 посвящена целому ряду несудебных органов и организаций, которые входят в систему ювенальной юстиции. Среди органов - уполномоченные по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства и вообще различного рода правоохранительные и административные органы или их подразделения, которые специализируются на делах несовершеннолетних, на правах ребенка. Рассматриваются их полномочия, организация, основные направления развития практики их деятельности. Следует иметь в виду, что в России как в федеративном государстве существует определенная специфика субъектов Федерации, в том числе имеются особенности в законодательстве и в практике их применения. Например, уполномоченные по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организованы в основном на основе законодательных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных актов. Ввиду этого проведено сравнительное исследование соответствующего законодательства, показаны его общие черты и особенности. Следует отметить, что накоплен весьма значительный опыт работы таких органов и учреждений.
Рассматриваются также неправительственные некоммерческие организации, действующие в сфере ювенальной юстиции, показаны их роль и потенциал в данной сфере. Неправительственные некоммерческие организации во многом содействовали и содействуют внедрению инновационных подходов в области ювенальной юстиции, участвовали в различных пилотных проектах.
Глава 8 раскрывает понятие ювенальных социальных технологий. Указанные социальные технологии нацелены на первичную, вторичную и даже третичную профилактику девиантного поведения несовершеннолетних вообще и криминального поведения в частности. Именно ювенальные социальные технологии позволяют в наилучшей степени обеспечить развитие ребенка, дать ему понимание его прав и обязанностей, а также понимание, что пользование своими правами - это всегда дело ответственное и пользование своими правами не должно нарушать прав других людей, дезорганизовывать работу органов и учреждений, деятельность которых направлена на жизнеобеспечение и удовлетворение общественных потребностей, что в конечном счете направлено и на защиту интересов самого несовершеннолетнего.
Естественно, рассматриваются не все ювенальные социальные технологии, а только те из них, которые значимы для ювенальной юстиции. В первую очередь к таким ювенальным технологиям, без сомнения, относятся технологии восстановительного правосудия, реабилитации правонарушителей, потерпевших и свидетелей, адаптации и ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вышедших из мест лишения свободы.
Глава 9 позволяет ознакомиться с основными моделями ювенальной юстиции в ряде стран. На сравнительном материале показаны общие черты и особенности каждой из существующих сегодня моделей, разобраны их сильные и слабые стороны. Опыт зарубежных стран позволяет лучше понять основные тенденции развития ювенальной юстиции, возникающие в связи с этим проблемы и имеющиеся пути их решения. Естественно, иностранный опыт невозможно просто скопировать, ведь каждая модель создавалась и развивалась в условиях конкретной ситуации той или иной страны. Знание иностранного опыта помогает "не наступить на грабли" и не "изобретать велосипед", а внедрять в нашей стране такую систему ювенальной юстиции, которая бы в наилучшей степени отвечала российским условиям, но при этом учитывались бы сложности и проблемы, которые возникали в других странах, однако нам до начала работы они еще не видны, что дает возможности избежать ошибок, которые уже совершили другие, и внедрять сразу же передовые достижения в сфере ювенальной юстиции, а не устаревшие схемы.
В книге специальное внимание уделено канадскому опыту по двум причинам. Во-первых, в Канаде сравнительно недавно произошли изменения в законодательстве, касающемся различных аспектов ювенальной юстиции, причем изменения вносились на основе обобщения многолетнего опыта применения прежнего законодательства в той же области. Во-вторых, сама книга издается в рамках российско-канадского проекта, и многие участники проекта имели возможность ознакомиться с канадским опытом не только по литературе, но и лично. Лучшее знакомство с канадским опытом позволяет сделать на нем акцент.
Заключение подводит основные итоги и указывает возможные перспективы развития ювенальной юстиции.
Название документа