Зависимость качества преподавания от профессиональной позиции преподавателя

(Поводова Е. В.)

("Юридическое образование и наука", 2009, N 3)

Текст документа

ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Е. В. ПОВОДОВА

Поводова Е. В., доцент кафедры гражданского права и процесса Владимирского государственного университета, кандидат юридических наук.

В своей публикации автор рассматривает исследования, проводимые в области педагогики и психологии высшей школы. Рассматривает понятие "качество преподавания", выявляет уровень этого качества и делает вывод о том, что является гарантией для роста качества образовательных результатов.

Базисной основой повышения качества преподавания в вузе является характер отношения преподавателей к своей профессии, их постоянное стремление к инновациям и профессиональному росту, саморазвитию и самореализации (Б. Г. Ананьев, В. В. Столин и другие). От позиции преподавателя во многом зависит успех в организации образовательной деятельности студентов. В связи с этим исследователи в области педагогики все чаще обращаются к проблемам зависимости качественных характеристик деятельности современных специалистов (медиков, педагогов, военных, руководителей организаций и пр.) от их профессиональной позиции как на этапе их подготовки к будущей профессиональной деятельности, так и в течение всего процесса профессионального становления.

Исследования, проводимые в области педагогики и психологии высшей школы, раскрывают разные аспекты этой проблемы.

В психологических работах:

- изучается специфика рефлексивных способностей преподавателей вуза;

- обсуждаются вопросы профессиональной идентичности на разных этапах профессионально-педагогической деятельности, ее структура и функции, закономерности формирования и динамика развития;

- раскрываются условия развития у будущих педагогов рефлексивных способностей и профессионального самосознания и др.

В педагогических исследованиях раскрываются:

- проблемы и результаты оценки качества образования;

- педагогические средства организации рефлексии у будущих специалистов, актуализации опыта самоанализа;

- ценностно-смысловые детерминанты вузовского образования;

- методы оценки качества преподавания;

- условия обеспечения качества подготовки специалистов и пр.

Основой для оценки качества деятельности преподавателя вуза традиционно считают либо оценку учебных достижений студентов, либо достижения в области обеспечения учебного процесса. При этом оценка качества чтения лекций, проведения семинаров, практикумов, консультаций, оценка качества организации самостоятельной и поисковой образовательной деятельности студентов, как и качество проведения зачета или экзамена в общей системе решения образовательных задач в вузе, проходят стихийно, как правило, за счет копирования или отвержения сложившихся образцов, наблюдаемых у преподавателей разных вузов.

В понятие "качество преподавания" как "качества образовательной деятельности преподавателя" включают три аспекта:

- ценностно-результативный (качество образовательных результатов);

- содержательный (качество лекций, семинаров, практикумов, консультаций и экзаменов);

- организационный (качество условий деятельности преподавателя в вузовском образовательном процессе). Системность в реализации образовательных задач через основные формы организации образовательного процесса в вузе (лекции и практические занятия, консультации, зачеты или экзамены) раскрывается через соответствующую систему действий, в которых реализуются основные функции преподавателя - лектора, организатора учебно-познавательной деятельности студентов на практических занятиях, консультанта, экзаменатора. Таким образом, проявление профессионально-ролевого, индивидуально-типологического и этико-психологического признаков качества профессиональной деятельности преподавателя как системы у того или иного преподавателя будет зависеть от качества его действий на лекциях, практических занятиях, консультациях, экзаменах или зачетах.

Определение качества в анализе образовательной деятельности преподавателей предполагает выявление уровня этого качества. Основаниями для описания уровней качества образовательной деятельности стали:

- сложившиеся в вузовской практике традиции и зафиксированные в нормативно-законодательных документах профессионального высшего образования требования к знаниям, деятельности и поведению преподавателей вуза;

- нормы, которыми реально руководствуется преподаватель при выполнении каждой роли и реализации своих профессиональных функций в образовательном процессе;

- удовлетворенность потребителей (студентов, администрации вуза и общества в целом) от получаемых образовательных результатов и от действий преподавателей на занятиях, консультациях, экзаменах или зачетах. Качество профессиональной деятельности в целом и конкретных действий преподавателей вуза в рамках выполнения им той или иной профессиональной роли (лектора или экзаменатора) может быть разным и зависит от многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам, влияющим на качество реализации профессиональных обязанностей преподавателя вуза, можно отнести социальные гарантии на уровне всей системы профессионального высшего образования и всей страны, а также объективные условия конкретного вуза. Социальными гарантиями повышения качества образовательных результатов выступают повышение статуса преподавателя вуза в обществе, повышение оплаты труда преподавателей вузов и др.

Вузовскими условиями, приводящими к росту качества деятельности преподавателей вуза, могут выступать:

- академическая и научная свобода преподавателей в выборе своей дидактической системы, образовательной технологии или направления инновационного поиска;

- создание условий для саморазвития и повышения профессионализма преподавателей;

- материальная поддержка преподавателей, известных своими достижениями в работе со студентами и в научно-методическом обеспечении учебного процесса, разработчиков новых образовательных программ и технологий, мастеров педагогического труда;

- стажировки преподавателей с целью изучения опыта преподавания в других вузах и др.

Субъективными факторами или субъективной основой гарантий для роста качества образовательных результатов в психолого-педагогических исследованиях считают: ответственное выполнение профессиональных обязанностей преподавателем, высокий профессионализм, ориентация преподавателей на развитие студентов, творческий характер деятельности преподавателей в работе со студентами и все, что связано с профессиональной позицией и личностью преподавателей.

В науке и вузовской образовательной практике возможность получения различных образовательных результатов связывают с квалификацией педагога и его отношением к работе, с образовательными технологиями, на которые он опирается в своей работе со студентами, а также условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. То есть одним из интегральных и существенных показателей роста качества образовательных результатов может выступать профессиональная позиция преподавателя. Вот почему мы обратились к проблеме профессиональной позиции преподавателей вузов с целью в дальнейшем изучить характер влияния профессиональной позиции на рост качества образовательных результатов.

Литература

1. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

2. Качество высшего образования // Стандарты и качество. 2002. N 4.

3. Короткое Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. 1995. N 2.

4. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы): Концептуально-программный подход // Труды Исследовательского центра / Под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто.

5. Системы менеджмента качества. Государственный стандарт РФ. М.: Госстандарт России, 2001.

6. Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М.: ИНФРА, 2002.

Название документа