Реформа юридического образования (горестные размышления о критическом настоящем и критические - о планируемом горестном будущем)

(Бойко А. И.) ("Юридическое образование и наука", 2009, N 3) Текст документа

РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОРЕСТНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КРИТИЧЕСКОМ НАСТОЯЩЕМ И КРИТИЧЕСКИЕ - О ПЛАНИРУЕМОМ ГОРЕСТНОМ БУДУЩЕМ)

А. И. БОЙКО

Бойко А. И., доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Ростов-на-Дону).

В своей статье автор пишет о проблемах юридического образования, сложившихся в современных условиях, о причинах, приведших к этим проблемам, и выдвигает ряд своих предложений для улучшения юридического образования в России.

Секреты Полишинеля. Сегодня и самому захудалому торговцу контрафактной продукцией ведомо, что юридическое образование в России (за исключением ведущих вузов) пало ниже всех мыслимых критических отметок. Он узнает об этом уже при автоматическом зачислении своего ребенка на юрфак при выполнении одного-единственного условия - оплаты стоимости обучения, несмотря на абсолютную несовместимость "интеллекта" чада с ВЫСШИМ образованием, а позже закрепляет свое "открытие" по непредвиденным расходам на сессиях (заявки обычно делает ребенок-студент). Специалисты же знают, что и в среде обучающих положение не лучше: носителями ученых титулов стала масса совершенно никчемных лиц, а они уже воспроизводят себе подобных в геометрической прогрессии, возглавляя диссертационные советы и образовательные учреждения юристов. Грянуло время, когда в кругу незнакомых людей стыдно признаваться, что ты юрист, а тем более "остепененный". Студенты давно лишены возможности слышать породистую аудиторную речь, увлекаться и отвечать на элегантные приглашения к путешествиям за горизонт, за пределы чисто учебных или обозных знаний. Разве можно винить их в том, что ныне практически нет образцов для почитания среди обучающих? Но и вторая сторона образовательного действа - профессорско-преподавательский состав - в беде, отчаянно борется за приличествующее ее сану существование, занимается поденщиной в нескольких вузах одновременно и потому оправдывается невозможностью производства так нужных индивидуальных бесед со студентами, не следит за выходом в свет специальной литературы по своей дисциплине, а в результате перешла к "чтению" лекций по вырванным листкам чужих учебников, воровато размещаемым за ограждением кафедральной подковы. В общем, в горючий материал опасно соединяются наследственное невежество одних и вынужденная простота других; получается то, что на русском языке звучит с оттенком непристойности - "пара гнедых", а на окультуренной латыни более благозвучно - par nobile fratrium <1>. -------------------------------- <1> Благородная пара братьев - лат.

Что делать? Вечный вопрос российской интеллигенции, в силу своей традиционной безысходности инстинктивно обращенный к небесам. Что делать, если некогда элитное образование преобразовалось во всеобуч и скатилось к ремесленничеству, если в студенческих группах появились не только судимые, но и умственно дефектные лица? А бодрствующие рядом родители со справками от психиатра уговаривают преподавателей все-таки выставить положительную оценку убийственными филантропическими доводами, что дитятя работать по юридической профессии все равно не будет, а вот неудача на сессии вызовет аггравацию имеющегося заболевания и повинен в том будет экзаменатор. В этих диковинных условиях, volens-nolens, перемены вузовской жизни, адаптация образовательного процесса к новой, жуткой реальности неизбежны. Реформы необходимы, но не менее того необходимы знаки препинания (М. Е. Салтыков-Щедрин). Гильотина перемен уже докатилась до сферы образования. Каковы же их причины, мотивы и цели? Чаще всего мы слышим от властей, что России непременно нужна болонская система подготовки кадров вообще как что-то изумительное (во-первых) и как банальное условие вступления в ВТО (во-вторых). Но Болонская декларация, на которую ссылаются, принята не для организации перемен в вузовской среде, а в честь 500-летия Болонского университета; к тому же она имеет рекомендательный характер, а в самой Европе ее не очень-то почитают; по крайней мере, не рассматривают в качестве обязательного документа, как в России. Полезно также знать, что мировое признание последних десятилетий в форме Нобелевской премии адресуется по преимуществу ученым тех государств, где Болонский процесс не вошел в практику или о нем вообще не знают. Что касается присоединения РФ к Всемирной торговой организации, то реализация настоящего намерения означает для наших производителей безальтернативную смерть. Отечественными экономистами (М. М. Голанский, С. Кара-Мурза, В. Клименко, Г. Нечволодов, В. Сироткин, Б. Хореев, С. Ф. Шарапов и др.) давно доказано: производство любого вида товаров на территории России всегда будет более затратно, чем в европейских странах в силу климатических и прочих особенностей. Единственный наш равноценный партнер, с которым можно образовывать двухстороннее территориальное ВТО, - Монголия <2>. -------------------------------- <2> Более подробную аргументацию см., например, в работе: Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост - 9Д; Форум, 2001. С. 156 - 161.

Но есть еще один критический момент. Выпускникам российских вузов, в том числе и юристам, предстоит работать в своей стране, а не в Болонском лесу. Их там вовсе не ждут; Европе нужны неквалифицированные кадры для производства тяжелой физической работы на стройках, уборщики мусора, жрицы борделей, но не управленцы. За весь XX в. мы еле-еле наладили подготовку специалистов с пятилетним сроком обучения, и с этой образовательной продукцией, особенно с выпускниками естественнонаучных факультетов, за рубежом считаются. Теперь нам приказывают не сомневаться в принятом стратегическом решении, предлагают срочно сломать отечественную вузовскую систему и перейти на чужеземную, что как минимум сомнительно, а как максимум дурно пахнет и больно аукнется для страны в самое ближайшее время. Почему? Критика легка - искусство мудрено. Уверены: генеральным расчетом в сфере подготовки кадров должны быть особенности профессии выпускника, а не заемные премудрости, понимаемые как обязательные требования для всех специальностей. Есть разница в том, как готовить лесничего, например, работающего в природной тиши, и публичного юриста. Последний - не молчаливый знаток правовых предписаний, а публичный управленец, оратор, вожак присутствий и аудиторий, представитель, так сказать, "наружной службы" государства. Он тот, кто не коня какого-то на скаку остановит, но заведомо способен на большее - тактично свяжет искреннее возмущение обывателя, парирует ангажированное неприглядными обстоятельствами поручение властвующей элиты, остановит бунтующую толпу осужденных в колониях; и все благодаря знанию жизни и права, навыкам ораторства, привычке мыслить логично. В общем, правовед и сегодня должен оправдывать своим профессиональным поведением в обществе известную пословицу XIX в. "По суду и скорпиона приятно проглотить". Но все это возможно лишь при том непременном условии, что в процессе обучения будущий юрист постоянно находится в соревновательной среде, в контактах с преподавателем, решает мыслительные задачи на виду у других, чувствует живую аудиторию, шлифует публичную речь, пока она не остыла. Дистанционное образование, преклонение перед тестированием, увлечение компьютерными заданиями, замена аудиторных занятий самоподготовкой и прочие акмеологические новшества клишируют разум, порождают робость перед живыми оппонентами, превращают будущего публичного управленца в наркомана дисплея, способного решать лишь типовые задачи, умертвляют в нем творческое начало. Что в "сухом остатке"? Из всех новаций, затеваемых "сверху" и осуществляемых под барабанный бой образовательного чиновничества, а также под фанфары политических пропагандистов, наиболее ярко выделяются два направления вузовских перемен: а) внедрение бесконтактных приемов трансляции знаний, гордо именуемых инновационными технологиями, а на деле сводящихся к резкому сокращению аудиторного времени в общем объеме занятий; б) переход на двухуровневую систему подготовки кадров. Можем ли мы их принять, а тем более с радостью, как этого от нас ждут федеральные власти? Отвечаем: с учетом требований к профессии юриста и сложившейся ситуации с подготовкой правоведческих кадров - нет. Ставка на самоподготовку и дистанционную передачу знаний очень подходит для обучения глухонемых, но не публичных юристов. И этим все сказано. Двухуровневая подготовка состоятельна при нескольких условиях, которых в стране точно нет: а) Родине здорово не хватает юристов? Но мы наблюдаем их перепроизводство; б) разве в обществе сложилась жуткая потребность в правоведах нескольких ступеней грамотности? Однако социум нуждается сегодня просто в грамотных юристах, которых образовательная система почти не поставляет, а после реформ в любом направлении тем более перестанет на некоторое время производить; в) неужели работодатели четко определились с квалификационными требованиями для бакалавров и магистров? Да нет же, бакалавров даже путают с бакалейщиками. Нужно также взять на заметку и то обстоятельство, что сосредоточение в рамках одного российского вуза нескольких ступеней подготовки с неизбежностью приведет к тому, что одни и те же лица станут передавать одни и те же знания одними и теми же методами - и бакалаврам, и магистрам. Произойдет банальность, когда лучшие побуждения реализуются по черномырдинскому завету (как всегда) либо заводят в ад (К. Маркс). Случится то, что величайший эстет России XIX в. князь П. А. Вяземский охарактеризовал словами "мещанство не одворянилось, но дворянство омещанилось" <3>. Наши потомки станут свидетелями того, как бакалавриат превратится в подобие советских профессионально-технических училищ, а магистратура уступит по качественным показателям приказавшему долго жить советскому специалитету. -------------------------------- <3> Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1984. С. 437.

Голь на выдумки хитра. Итак, на сегодняшний день в российской системе образования юристов господствуют следующие условия: а) набор абитуриентов практически без отбора; б) переполненность вузовской среды лицами, приобретшими на академическом базаре (по случаю и размеру незаконных доходов) ученые степени, но читающими и даже думающими по слогам; в) безнадежная компьютерная отсталость преподавательского состава, идеологическая кондовость и неразвитость общественных наук, жесткая централизация и контроль за вузовскими процессами со стороны государства. В этих условиях нам объявляют, что время обсуждения приемлемости Болонского процесса уже ушло, что нужно включаться в практическую реализацию принятого политического решения, что новые образовательные стандарты для юристов практически готовы и запрограммированы они на двухуровневую систему подготовки кадров при существенном сокращении аудиторной доли в общей структуре времени, устанавливаемого стандартами на постижение профессии. Пусть будет так; преподаватели ведь - понимающие важность начальственных указаний и прогибающиеся под их тяжестью люди. Однако есть и вторая сторона образовательного действа по имени "студенчество". А его психология совсем иная - задорность и задиристость, предпочтение соревновательному духу в постижении учебных истин, любовь к юмору, "безответственный" уход от приказных (нереальных, практически бесполезных, иногда глупых) схем и технологий образования. Эта сила пробьет любые административные заслоны и настроения. Ее-то мы также обязаны учитывать в своей педагогической практике. Как действовать в уже случившихся переменах и еще только создаваемых властями новых координатах? Первое. Вузовской системе необходимы реформы, приноровленные к нуждам собственной страны, а также дифференцированные по профессиям. Это значит, что для подготовки юристов требуется высокая доля аудиторных занятий в общей структуре учебного времени. Это значит, что различные представительские структуры вузовского сообщества правоведов должны защитить хотя бы прежний объем аудиторных форм передачи юридических знаний. Второе. Для повышения или хотя бы сохранения качества подготовки юридических кадров потребно организационное разделение между различными вузами двух придуманных уровней образования (бакалавриат и магистрат) с тем, чтобы избежать банального повтора содержания и методик обучения. Третье. Следует всемерно развивать внутри - и межвузовские соревнования студентов-юристов. Когда-то (1979 - 1988 гг.) мы занимались этим, проводили всесоюзные Олимпиады по Общей части уголовного права в 1979 - 1988 гг., в которых принимали участие команды многих университетов, юридических институтов и вузов системы МВД. Незабываемое зрелище для студентов-зрителей, восторг для членов жюри, не сравнимый ни с какими тестами и дистанционными технологиями передачи знаний публичный соревновательный опыт будущих публичных служителей Фемиды. А еще на основе упомянутых баталий нами были изданы учебные пособия нового поколения <4>, в которых предложены 15 способов трансмиссии уголовно-правовых сведений: традиционные казусы, разбитые на четыре группы по степени сложности 250 вопросов по курсу, кроссворды, рисунки для уголовно-правовых комментариев, уголовно-политические этюды, задания по "ремонту" текста действующего УК РФ, специально незавершенные схемы понятий и конструкций Общей части уголовного права, подборка неудачных высказываний студентов на экзаменах и зачетах в сочетании с жаргоном, русско-латинский глоссарий, переделанные на "веселый лад" министерские тесты, программа борьбы с коррупцией в правоохранительной сфере и в судах, неудобные вопросы студентов преподавателю, замысловатые отраслевые сюжеты из прошлого как противоядие от убожества современных детективов, игра в перевертыши с наиболее типичными законодательными словосочетаниями. Убеждены, что организация и проведение студенческих соревнований по базовым учебным дисциплинам должны служить аттестационным критерием юридических вузов. -------------------------------- <4> См.: Бойко А. И. Практикум по Общей части советского уголовного права. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991; Он же. Репетиториум по Общей части уголовного права. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2005.

Четвертое. Руководителей Министерства образования и весь корпус преподавателей сегодня должны заботить в первую очередь не два уровня подготовки кадров, не отказ от подготовки 5-летних специалистов в пользу бакалавров и магистров, не бесконтактные технологии передачи знаний, а совсем другие проблемы. Главная из них - очищение вузовской среды от тех лиц, чей интеллект не превышает, а иногда и уступает студенчеству. Никакой Болонский процесс не спасет нас от этой свежей и страшной отечественной напасти, а лишь отвлечет силы и убьет время, столь необходимые для возврата хотя бы к минимальному уровню культурности той сферы деятельности общества, которая всегда была лидером духовности нации - ее интеллектуального, интеллигентского, творческого, совестливого потенциала. И последнее. Если кто-то поймет настоящую статью как банальный протест против обновления вузовского образования, он ничего не понял. Реформы нужно производить с умом, т. е. с учетом национального опыта и сохранением традиций, наработанных в ведущих вузах страны, а также специфики профессии. Если поддержать намерение действующего Президента страны сделать Россию "процветающей, демократической страной", "сильной и в то же время комфортной для жизни", "лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан" <5>, то тогда нужно согласиться с мыслью, что подобную державу способны создавать лишь выращенные в жесткой соревновательной публичной среде юристы. -------------------------------- <5> Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. N 230. 6 нояб.

Название документа