Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России

(Фатов И. С.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 5) Текст документа

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

И. С. ФАТОВ

Фатов И. С., аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин МосГУ.

Основу гражданского общества составляют общественные объединения, ориентированные на деятельность в социальной, гуманитарной и правозащитной сферах. Они объединяют группы людей, отстаивающих профессиональные либо социальные интересы в какой-либо сфере, и ведут деятельность, направленную на поддержку интересов этого круга людей или наименее социально защищенных граждан. Именно в решении сложных социальных вопросов общественные объединения работают наиболее активно, решая проблемы граждан и оказывая поддержку там, где сегодня государственные институты работают неэффективно. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, общественные объединения различных форм как активный элемент гражданского общества взаимодействуют с государством. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом, в том числе с различными видами общественных объединений. Это взаимодействие происходит в процессе нормативного закрепления государством особенностей в статусе различной направленности общественных объединений; в многообразии форм их деятельности, обусловленных целями тех или иных объединений. Особое место в системе общественных объединений России занимают общественные объединения правоохранительной направленности. Правовую основу их деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы "Об общественных объединениях" <1>, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>, "О противодействии экстремистской деятельности" <3>, Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации" <4> и законодательство субъектов Российской Федерации о таком виде общественных объединений. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2006. N 6. Ст. 636. <2> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. <3> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031; 2006. N 31. Ст. 3447, 3452; 2007. N 21. Ст. 2457; 2007. N 31. Ст. 4008. <4> Указ Президента РФ от 18 сентября 1993 г. N 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации" // САПП РФ. 1993. N 38. Ст. 3517.

Поскольку на федеральном уровне законодательного определения объединений правоохранительной направленности не закреплено, законодатели субъектов Российской Федерации дают соответствующие определения в текстах своих специальных законов и устанавливают их организационно-правовые формы. Проанализируем некоторые законы субъектов Российской Федерации с целью выявить способы закрепления особенностей статуса этого вида общественных объединений, их целей и задач, форм деятельности и статуса их членов. Общественные объединения правоохранительной направленности Костромской области, например, являются самоуправляемыми некоммерческими формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на территории муниципальных образований <5>. Население Костромской области для участия в охране общественного порядка может создавать общественные объединения в следующих организационно-правовых формах - общественные организации, органы общественной самодеятельности, а также использовать иные формы участия в охране общественного порядка, не противоречащие действующему федеральному и областному законодательству. -------------------------------- <5> Закон Костромской области от 14 октября 1997 г. N 11 "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Костромской области" (в ред. от 4 декабря 2002 г.) // Северная правда. 1997. N 206.

Общественное объединение по охране общественного порядка Кировской области - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по охране общественного порядка. Они создаются в форме общественных организаций <6> и в форме органов общественной самодеятельности <7> на предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведениях, а также по месту жительства <8>. -------------------------------- <6> Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей по охране общественного порядка объединившихся граждан. <7> Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение проблем по охране общественного порядка, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей по охране общественного порядка. <8> Закон Кировской области от 3 апреля 2003 г. N 146-ЗО "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области" (в ред. от 9 апреля 2004 г.) // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2003. N 3(48).

Закон Пензенской области "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области" <9> закрепляет, что коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, а также в составе: добровольной народной дружины; добровольной казачьей дружины; оперативного молодежного (студенческого) отряда дружинников. -------------------------------- <9> Закон Пензенской области от 20 июня 2003 г. N 440-ЗПО "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Пензенской области" (в ред. от 29 июня 2006 г.). Приводится по СПС "КонсультантПлюс".

Добровольная народная дружина, добровольная казачья дружина, оперативный молодежный (студенческий) отряд дружинников являются общественными объединениями граждан. Дружины, оперотряды функционируют, как правило, при государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, организациях, а также при общественных пунктах охраны порядка. Граждане Удмуртской Республики могут осуществлять охрану общественного порядка путем участия в добровольных объединениях граждан по охране общественного порядка (самодеятельные группы граждан и народные дружины) и участия в рамках осуществления территориального общественного самоуправления <10>. -------------------------------- <10> Закон Удмуртской Республики от 16 мая 2000 г. N 172-П "Об участии граждан в охране общественного порядка" (в ред. от 2 декабря 2002 г.) // Известия Удмуртской Республики. 2000. N 60.

Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан с уведомлением территориального органа внутренних дел и исполнительного органа местного самоуправления. Порядок создания и деятельности самодеятельных групп граждан устанавливается Законом Удмуртской Республики и решениями представительных органов местного самоуправления. В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях". В целях содействия правоохранительным органам и органам местного самоуправления Удмуртской Республики в охране общественного порядка могут создаваться добровольные объединения граждан - народные дружины. В случае создания народной дружины в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях". Народные дружины Удмуртской Республики создаются с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств на объекты собственности граждан, юридических лиц, органов власти и управления, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования. Основной задачей народных дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, органам внутренних дел в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан. Общественные объединения правоохранительной направленности Костромской области создаются для содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на территории муниципальных образований. Основной задачей дружины, оперотряда является оказание содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам внутренних дел на территории Пензенской области в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений. Основными задачами общественных объединений Кировской области являются охрана прав и законных интересов граждан, общественного порядка, имущества всех форм собственности, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, работа по воспитанию граждан в духе уважения закона. К основным функциям общественных объединений правоохранительной направленности, как правило, относятся: 1) участие в охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах населенных пунктов, на транспортных магистралях, а также в поддержании общественного порядка во время проведения различных массовых мероприятий; 2) оказание содействия органам внутренних дел в предупреждении и пресечении правонарушений, профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений; 3) участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищениями имущества, квартирными кражами, детской безнадзорностью, правонарушениями среди молодежи и несовершеннолетних, другими правонарушениями; 4) участие в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; 5) оказание неотложной помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений; 6) участие в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; 7) шефство над подростковыми клубами и другими молодежными объединениями; 8) участие в пропаганде и распространении правовых знаний, правовом воспитании населения. Основными функциями общественных объединений Кировской области помимо названных являются: - оказание содействия правоохранительным органам в контроле за поведением лиц, условно осужденных к лишению свободы, и лиц, осужденных к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, а также за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них ограничений; - участие в охране общественного порядка в период стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций совместно с органами внутренних дел. Видами деятельности общественных объединений правоохранительной направленности законодатели субъектов Российской Федерации называют: 1) самостоятельное или совместное с милицией патрулирование по определенным маршрутам, выставление постов, организация дежурств в жилых микрорайонах, кварталах, отдельных объектах, транспортных магистралях, местах массового отдыха людей и местах проведения массовых мероприятий, проведения специальных рейдов и операций; 2) участие в совместной деятельности с органами внутренних дел по борьбе с хищениями, браконьерством, хулиганством, пьянством, наркоманией, дорожно-транспортными происшествиями; противопожарной безопасности, охране окружающей среды, борьбе с браконьерством, предупреждению и пресечению правонарушений; 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, вернувшимися из мест лишения свободы, амнистированными, получившими отсрочку исполнения приговора, условно освобожденными и условно осужденными, установление шефства над такими лицами; 4) проведение бесед с родителями и другими близкими родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения и состоящих на учете в органах внутренних дел; участие в предупреждении детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; 5) разъяснение гражданам действующего законодательства, организация выпуска плакатов, газет, фотовитрин, использование других средств массовой информации в профилактике правонарушений, распространении правовых знаний; обучение граждан основам безопасного поведения в общественных местах; 6) информирование администраций предприятий, учреждений и организаций об их сотрудниках, совершивших правонарушения; направление информации о лицах, совершивших правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в порядке, предусмотренном действующим законодательством; 7) обеспечение правопорядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций, участие в проведении неотложных аварийно-спасательных, карантинных мероприятий; оказании неотложной помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; спасании людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях, других чрезвычайных обстоятельствах; 8) выступление в средствах массовой информации по проблемам профилактики правонарушений. Следует подчеркнуть, что перечень видов деятельности правоохранительной направленности в действующем законодательстве субъектов Российской Федерации не закрыт. Итак, объединения по охране общественного порядка в субъектах Российской Федерации формируются по производственному, территориальному, производственно-территориальному признаку. Их задачами являются: содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам внутренних дел в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению, пресечению правонарушений; охрана и защита прав граждан, имущества всех форм собственности, работа по воспитанию граждан в духе уважения закона. Особенность исследуемого вида общественных объединений заключается в том, что они создаются для содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка, что влечет тесную взаимосвязь общественных объединений и органов власти, особенность форм работы таких объединений и специфику правового статуса их членов.

------------------------------------------------------------------

Название документа