О предмете правового регулирования

(Долгополова М. В.) ("История государства и права", 2009, N 14) Текст документа

О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

М. В. ДОЛГОПОЛОВА

Долгополова Мария Владимировна, соискатель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.

В статье предпринята попытка определить понятие "правовое регулирование", уточнить и конкретизировать его предмет. Общеизвестно, что в юриспруденции с определения предмета правового регулирования начинается любое учебное пособие, посвященное отдельной отрасли права. Например, в учебнике по международному частному праву под предметом международного частного права понимаются частноправовые отношения международного характера <1>. Предмет гражданского права составляют общественные отношения, поэтому "понятие предмета тесно связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются нормами гражданского права. Без ответа на данный вопрос трудно понять, что же представляет собой гражданское право России" <2>. Согласно общепринятому в отечественной теории права определению, понятие "предмет правового регулирования", как и в отраслевых юридических дисциплинах, означает общественные отношения. Такого мнения придерживается большинство ученых, среди которых В. В. Лазарев <3>, М. Н. Марченко <4> и др. Аналогично рассматривалось понятие предмета правового регулирования в советской теории права, характеризуя правовое регулирование как организованное государственное воздействие на эти общественные отношения с помощью закона <5>. -------------------------------- <1> Международное частное право: Учебник / Авт. кол.: Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева; под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2004. С. 10. <2> Гражданское право: Учебник / Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев, А. А. Иванов и др.; под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1999. С. 3. <3> Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1999. С. 147. <4> Марченко М. Н. Общая теория права. М., 2004. С. 566. <5> Стучка П. И. Революционная роль советского права. М., 1931. С. 106.

Особое мнение относительно предмета правового регулирования высказывал В. Д. Сорокин, впервые предложив рассматривать в качестве предмета правового регулирования единый предмет для всей системы права в целом <6>. Некоторые ученые понимают под предметом правового регулирования не общественные отношения, а поведение субъектов <7>, усматривая главное назначение юридических норм в программировании поведения людей, а правовое регулирование понимают как результат реагирования субъектов на правовое воздействие <8>. -------------------------------- <6> Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет и метод: Учебное пособие / Под ред. И. Ф. Покровского. СПб., 2000. С. 16. <7> Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 26 - 29, 73; Алексеев С. С. Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 287. <8> Марксистско-ленинская общая теория государства и права: основные институты и понятия. М., 1970. С. 88 - 89.

Представляется, что, несмотря на некоторые расхождения в определении понятия "предмет правового регулирования", какие-либо серьезные противоречия в отечественной теории права на этот счет отсутствуют. Поскольку, как обоснованно отмечает А. В. Поляков, право (если под правом понимать созданные государством нормативы поведения) воздействует на поведение и регулирует поведение субъектов, при этом именно поведенческие акты лежат в основе общественного отношения. Поэтому не будет ошибкой считать, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые регулируются через поведение субъектов социального взаимодействия <9>. -------------------------------- <9> Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций. СПб., 2003. С. 443.

Практически в любом учебнике по общей теории права предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулируется правом, и в него входят те общественные отношения, которые "объективно могут быть урегулированы правом" <10>. Например, по мнению В. В. Лазарева, объектом правового воздействия могут становиться лишь те общественные отношения, которые имеют нормативный характер, т. е. типичны для данных условий, повторяемы, отличаются массовым (потенциальным или реальным) проявлением, поддаются государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т. е. формализованы <11>. С точки зрения В. Д. Сорокина, в предмет правового регулирования входят те общественные отношения, которые объективно по целому ряду причин нуждаются именно в юридическом, т. е. единообразном воздействии на них со стороны государства <12>, в юридическом регулировании которых общество и государство непосредственно заинтересованы <13>. -------------------------------- <10> Лазарев В. В. Указ. соч. С. 147. <11> Там же. <12> Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет и метод: Учебное пособие / Под ред. И. Ф. Покровского. СПб., 2000. С. 12. <13> Там же. С. 15.

Таким образом, анализ сложившегося в отечественной теории права представления о понятии правового регулирования и его предмете показывает, что: а) правовое регулирование понимается в большинстве случаев как процесс регулирования общественных отношений при помощи норм права, создаваемых для этих целей государством; б) предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые объективно требуют правового опосредования. Как справедливо замечает Ю. И. Гревцов, традиционный ответ на вопрос в духе само собой разумеющегося воздействия права на общественные отношения представляется сегодня слишком общим и недостаточным <14>. Можно полагать, что приведенные определения предмета правового регулирования не в полной мере отражают его содержание и не определяют круг общественных отношений, которые подлежат санкционированию со стороны государства, и отношения, вмешательство в которые государства недопустимо. -------------------------------- <14> Гревцов Ю. И., Козлихин И. Ю. Энциклопедия права: Учебное пособие. СПб., 2008. С. 149.

На Западе в теории и социологии права давно существует понятие юридизации общественных отношений, посредством которого ученые пытаются определить сферы, подлежащие правовому регулированию. Так, например, Ю. Хабермас определяет юридизацию общественных отношений как выход правового (законодательного) регулирования за пределы принципа господства права, охраняющего определенные области общественных отношений от вмешательства государства, деструктивный процесс, разрушающий природу этих отношений <15>. По мнению Ю. Хабермаса, программы регулирования, принимаемые государством, вступают в конфликт с внутренней логикой существующих отношений, дезинтегрируя сферу регулирования; эффективность такого регулирования достигается ценой утраты эффективности социальных процессов экономического и культурного воспроизводства <16>. -------------------------------- <15> Четвернин В. А., Хабермас Ю. Право как средство и право как институт // Общественные науки за рубежом. Сер. 4. "Государство и право". М., 1988. N 3. С. 18. <16> Там же. С. 18 - 19.

Анализ современного научного представления о правовом регулировании показывает, что в большинстве случаев считается: в результате правового регулирования содержание фактического отношения изменяется, становится не фактическим, а правовым <17>. Предпосылки формирования данного подхода понятны: не конкретизируя круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и понимая под правовым регулированием только законодательное (государственное) регулирование общественных отношений, любым отношениям можно не просто придать обязательную правовую форму (санкционировать их), но даже установить их. Другими словами, в процессе правового регулирования общественных отношений может изменяться содержание регулируемого общественного отношения и даже порождаться новое. Между тем С. А. Муромцев утверждал, что по своему содержанию правовое отношение остается тем же фактическим. Оно отличается лишь своеобразным устройством среды - присутствием в ней особых защищающих (юридических) отношений. Но это обстоятельство изменяет пределы существования и содержание защищенного отношения, а не существо его <18>. Данная позиция обоснованна и заслуживает внимания, поскольку в действительности (если мы говорим о закреплении в правовом акте сложившихся в обществе нормативов поведения) посредством правового регулирования определяется только форма общественных отношений, а не изменяется их фактическое содержание, обеспечивается строгий порядок или направление, в котором следует разворачиваться общественному отношению, обозначаются правовые модели взаимодействия его участников. -------------------------------- <17> Гревцов Ю. И. Вступительная статья, комментарий к книге С. А. Муромцева "Определение и основное разделение права". 2-е изд., доп. СПб., 2004. С. 13. <18> Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004. С. 91.

В последнее время некоторые исследователи даже обосновывают существование фактических правовых отношений, противоречащих положениям действующего законодательства <19>. Также в научных кругах активно обсуждаются проблемы объективно образующихся в обществе поощрительных санкций, которые необходимо учитывать законодателю при моделировании правовых норм <20>. В отраслевых юридических науках стали появляться научные исследования, содержащие обоснованные сомнения ученых относительно того, что только государство осуществляет правовое регулирование общественных отношений <21>. -------------------------------- <19> Мыскин А. В. Обычай, противоречащий закону: миф или реальность? // Юрист. 2009. N 3. С. 66. <20> Трофимов В. В. Поощрительные санкции и правообразование // Государство и право. 2009. N 3. С. 85 - 90. <21> Дивеева Н. И. Теоретические проблемы индивидуального правового регулирования трудовых отношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2008. С. 92.

Как отмечал Ф. А. ф. Хайек, право старше законодательств, и, в отличие от самого права, которое не является изобретением, законодательство - сравнительно позднее изобретение <22>. Считаем данную позицию справедливой и полагаем, что государство может вовсе не создавать новых правил поведения и не выступать субъектом правотворчества, при этом осуществлять правовое регулирование путем закрепления уже сложившихся в обществе нормативов поведения. Очевидно, что, приспосабливаясь к обстоятельствам, человек действует по правилам, которые им не придуманы заранее, а вырабатываются в результате взаимодействия субъектов в общественных отношениях. Например, всем известные три закона собственности. Это не специально придуманные кем-то правила поведения, а те правила совместного существования в обществе, при несоблюдении которых сохранение в нем порядка станет невозможным. Государство, придавая им силу правовых норм (санкционируя их), тем самым принимает на себя обязанность защищать эти нормы и возникающие на их основе правовые отношения. Как утверждал Р. ф. Иеринг, право - это узаконенный порядок жизни и совокупность охраняемых государством правовых норм <23>. -------------------------------- <22> Хайек Ф. А. ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Пер. с англ. Б. Пинскера и А. Кустарева; под ред. А. Куряева. М., 2006. С. 91. <23> Иеринг Р. ф. Борьба за право / Пер. с нем. Р. А. Верта; под ред. М. И. Свешникова. СПб., 1985. С. 22.

Полагаем, то же можно сказать и о правовом регулировании. Различая по содержанию понятия "правовое регулирование" и "законодательное регулирование", первое не следует сводить только к государственному регулированию общественных отношений. В отличие от законодательного регулирования (регулирования, основанного на законе, законодательных положениях), правовое регулирование (регулирование с помощью права, правовых норм) представляет собой сложный процесс упорядочения общественных отношений при помощи норм права, которые как формируются в самом обществе, так и создаются государством в нормативно-правовых актах. А конкретизировать содержание понятия "предмет правового регулирования" можно, если рассмотреть его особенности во всех сферах, в которых осуществляется правовое регулирование: правообразование, законотворчество (нормотворчество) и реализация права. Принято считать, что субъектом правотворчества выступает только государство в лице законодательных и исполнительных органов власти. Некоторые ученые признают также правотворческую роль суда. Кроме того, при изучении содержания правового регулирования, как правило, принимается во внимание не сам процесс правового регулирования, а фактически результат такого регулирования в виде принятых положений нормативно-правовых актов, посредством которых и осуществляется, как принято полагать, правовое регулирование (например, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, правовое регулирование рынка ценных бумаг и т. п.). Позволим себе не согласиться с данным подходом, поскольку общепринятое значение понятия правового регулирования охватывает далеко не весь процесс правового регулирования, а лишь одну из его составляющих (в сфере реализации права). Разве в процессе правообразования, реализации права и законотворчества (нормотворчества) не осуществляется правовое регулирование?! Ведь правовое регулирование - это в первую очередь процесс, а не результат. Так, если рассматривать сферу правообразования, то, исходя из предложенной в настоящей статье концепции представления о праве, можно утверждать, что нормы права формируются в обществе спонтанно, без вмешательства какой-либо внешней силы (в том числе государства). При этом как назвать процесс упорядочения общественных отношений на основе спонтанно формирующихся в обществе норм права? Разве это не правовое регулирование?! Согласно определению понятия "регулирование" (от лат. regulo - "устраиваю", "привожу в порядок"), данному в толковом словаре, оно представляет собой: 1) приведение в порядок, упорядочение; 2) совокупность предписаний, исходящих от органа власти или управления и имеющих целью внести известный порядок в ту или другую сферу жизни; 3) форму целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей) <24>. Из данного определения следует, что во втором и в третьем значении регулирование понимается исключительно как процесс волевой, осознанный и, главное, заранее обдуманный (т. е. законодательное регулирование в его общепринятом понимании). Первое же значение регулирования дает возможность говорить о том, что это не всегда внешний процесс, осуществляемый принудительно, с помощью каких-либо специальных регуляторов, вводимых извне. Напротив, в первом значении речь идет об упорядочении какого-либо процесса без вмешательства силы извне, и упорядочение это отнюдь не всегда означает принудительный процесс. -------------------------------- <24> Большой словарь по социологии // URL: http://voluntary. ru/dictionary/662/word; Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., 2001. С. 672; Первый толковый словарь БЭС / Под ред. Н. Л. Баженова, Е. А. Барановой, Г. А. Барсукова, А. В. Батуриной и др. СПб., 2006. С. 1505.

Таким образом, процесс упорядочения общественных отношений при помощи спонтанно формируемых (в ответ на определенные социальные факты) в самом обществе правил поведения вполне может быть составляющей процесса регулирования как такового. При этом понятие правового регулирования не следует путать с саморегулируемыми процессами, происходящими, например, в природе. Очевидно, что процесс регулирования представляет собой волевой процесс упорядочения, напрямую зависящий от осознанных действий конкретных субъектов, принимающих в нем участие. Предметом правового регулирования в сфере правообразования выступают общественные отношения субъектов, в процессе которых формируются правовые нормы. Субъектами правового регулирования в сфере правообразования являются люди (группы, союзы, общности). Сделанный вывод может показаться непривычным, поскольку слишком прочно в сознании юристов укоренилось представление о том, что правовое регулирование - обязательно заранее обдуманное кем-либо (в основном государством), насаждаемое извне воздействие на общественные отношения при помощи специально создаваемых для этих целей норм права. В отличие от правового регулирования в сфере правообразования, процесс упорядочения общественных отношений в сфере законотворчества (нормотворчества) представляет собой законодательное регулирование в общепринятом смысле слова. Однако понимание того, что правовое регулирование осуществляется еще и в сфере правообразования, обусловливает необходимость разграничения предмета правового регулирования в сфере законотворчества (нормотворчества) на две области: создание так называемых правил организации и санкционирование спонтанно формирующихся в обществе норм права. В области создания правил организации предметом правового регулирования выступают отношения по организации государственной власти (созданию и функционированию государственного аппарата, установлению компетенции государственных органов). Государство создает правила организации, осуществляя тем самым правовое регулирование. В области санкционирования спонтанно формирующихся в обществе норм права предметом правового регулирования являются сложившиеся, устойчивые общественные отношения, которые формируются в процессе правообразования. Но это не все общественные отношения, а лишь те, которые уже отработаны на практике и, в силу важности и значимости для общества выработанных в этом процессе норм права, требуют официального признания и защиты со стороны государства. Субъектами правового регулирования в сфере законотворчества (нормотворчества) выступают государственные органы. Охарактеризовать круг общественных отношений, которые подпадают под правовое регулирование в сфере правореализации, - сложнее всего, однако он может быть установлен с учетом общей цели правового регулирования. Подчеркнем, что речь идет о реализации права, а не только правовых предписаний государства. Конечная цель правового регулирования состоит в создании условий для эффективного функционирования права, признания обществом основополагающих правовых идей и адаптации права к современным потребностям его членов <25>. Следовательно, основными задачами правового регулирования в сфере реализации права являются не только реализация того правопорядка, который в словесной форме закреплен в государственно установленных предписаниях, но и обеспечение правовыми способами необходимых условий для реального действия норм права, сформированных на этапе правообразования. Таким образом, предмет правового регулирования в сфере реализации права можно охарактеризовать как отношения по созданию условий для воплощения в жизнь правовых предписаний, содержащихся в принимаемых государством нормативно-правовых актах, и отношения, в которых срабатывают сформировавшиеся в обществе нормы права - правовые конфликты (две области предмета). Одну из основных функций по урегулированию общественных отношений в сфере реализации права выполняют судебные органы. Отыскивая сформировавшиеся в обществе и отработанные на практике правила поведения, суд формулирует новые, по отношению к действующему законодательству, нормы права, осуществляя тем самым правовое регулирование и способствуя реализации права в собственном смысле слова. Исполнительные органы власти также принимают участие в правовом регулировании в сфере реализации права путем принятия нормативных правовых актов, способствующих реализации правовых предписаний, закрепленных на законодательном уровне (правила организации). -------------------------------- <25> Гревцов Ю. И., Козлихин И. Ю. Указ. соч. С. 149.

Характеризуя вторую область предмета правового регулирования в сфере реализации права (отношения, в которых срабатывают сформировавшиеся в обществе нормы права), следует отметить, что здесь реализация норм права не зависит напрямую от деятельности государства и его уполномоченных органов, хотя часто без них тоже не обойтись. В самом общем виде можно предположить два пути реализации таких выросших из жизни норм права: общественные отношения могут складываться мирным путем (т. е. когда сформировавшиеся в обществе нормы права соблюдаются членами этого общества, даже без санкционирования их государством), а могут - в правовых конфликтах. Но в большинстве случаев правовые нормы реализуются в конфликтах. Происходит это следующим образом. Во-первых, конфликты могут возникать между субъектами общественных отношений по поводу норм права - когда в обществе имеются противоречащие друг другу нормы права или нормы права пока отсутствуют. В первом случае, если стороны разрешают спор без обращения в суд, нормы права просто отрабатываются на практике. Во втором - нормы формируются в обществе (опять же в конфликтах). Во-вторых, конфликты могут возникать между нормами права: когда одни нормы права санкционированы государством, а другие еще нет, при этом санкционированные нормы противоречат существу фактических отношений. Здесь не обойтись без вмешательства государственных органов, которые путем издания каких-либо разъяснений, формулирования истинных норм права, смогут разрешить конфликт норм. Предметом правового регулирования снова будет являться правовой конфликт. Можно констатировать, что правовое регулирование в сфере реализации права охватывает и элементы правообразования, и часть нормотворческого процесса. При этом в целом весь этот процесс представляет собой упорядочение общественных отношений с помощью норм права и одновременно реализацию этих норм в общественных отношениях. Полагаем, что в самом общем плане есть три пути (модели) правового развития современного общества: а) преобладание спонтанного правового регулирования, что означает значительное ослабление правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти и усиление роли суда; б) усиление роли государственного правового регулирования и возрастание принимаемых государством нормативно-правовых актов; в) сбалансированное правовое регулирование, учитывающее постоянно развивающееся в обществе право и одобряющее государственное нормотворчество. Из всех вышеприведенных моделей правового развития общества и вместе с ним процесса правового регулирования первый и третий варианты представляются более утопичными, поскольку в России на сегодняшний день на практике больше реализуется вторая модель правового регулирования. Однако по какому бы пути правового развития ни пошло современное общество, в целях установления баланса между спонтанным правом и законодательным регулированием необходимо признать и не пытаться отрицать, что складывающиеся в обществе нормы права и правовое регулирование представляют собой ответ общества на факты социальной действительности, и необходимость учитывать это в процессе осуществления законотворчества (нормотворчества) наиболее остро ставит проблему уточнения и конкретизации предмета правового регулирования.

Название документа