"Девиантологическая" проблематика произведений А. С. Пушкина (постановка вопроса)

(Харабет К. В.)

("Российская юстиция", 2009, N 6)

Текст документа

"ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКАЯ" ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А. С. ПУШКИНА (ПОСТАНОВКА ВОПРОСА)

К. В. ХАРАБЕТ

Харабет К. В., профессор Военного университета.

Следовать за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная

А. С.Пушкин

Пушкин откликнулся на все, в чем

проявлялась русская жизнь; он обозрел все ее

стороны, проследил ее во всех степенях

Н. А.Добролюбов

Нравственно-правовые воззрения Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) представляют собой важную и неотъемлемую часть правовой культуры России, выступают ярким выражением национального народного правосознания. Последнее рассматривается как важнейшая составляющая самосознания русского народа, включающего, помимо юридических традиций, религию, язык, народную культуру и проч.

1. Не требует особых доказательств констатация факта, что социально-правовая проблематика (в широком смысле слова), вопросы права, законности, преступности, правосудия нашли широкое отражение в многогранном гении Пушкина. Эта часть творчества поэта получила достаточно серьезное осмысление в отечественной юридической пушкинистике [1]. В то же время отсутствуют самостоятельные исследования, посвященные комплексному изучению всего репертуара девиантологической (в современном понимании этого термина) проблематики в творчестве Пушкина (за исключением, разумеется, темы преступления и преступности). Отдельные аспекты наследия поэта, связанные с проблематикой отклоняющегося поведения, получили отражение в специальной медицинской и экономической литературе [2]. Цель настоящей обзорной статьи - попытаться обозначить некоторые основные, по мнению автора, направления возможного изучения девиантологического аспекта произведений А. С. Пушкина, выходящего за рамки проблематики преступности. Разумеется, погружение в творческую лабораторию поэта невозможно без понимания особенностей его мировоззрения, постижения замысла создания произведений, а также окружавшего его литературно-исторического и социально-правового фона. Возможно, определенное влияние на рассматриваемую тему оказывают и отдельные страницы биографии самого поэта, нашедшие отражение в ярко выраженных гедонистических мотивах его многих произведений, прежде всего раннего периода творчества. В последние годы были написаны, а также переизданы не издававшиеся многие десятилетия интересные работы, рассматривавшие биографию и творчество поэта под этим углом зрения (см., напр.: Аринштейн Л. М. Пушкин. Непричесанная биография. М., 1999). Комментарий и цитирование пушкинских произведений автор приводит по следующему изданию: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.: Академия наук СССР, 1937 - 1949.

В отечественной девиантологии справедливо отмечается необходимость рассмотрения и оценки (в качестве отклоняющегося, девиантного) того или иного социального явления лишь применительно к конкретной социально-правовой системе (Я. И. Гилинский, 2000). Дошедшие до нас памятники правовой мысли России XVIII - первой трети XIX веков, другие научные источники, социально-правовая, религиозная и художественная литература пушкинской эпохи позволяют утверждать, что в рассматриваемый период отечественной истории подавляющее число девиаций (в современном толковании этого значения девиантологами и правоведами. - К. Х.) также относилось к категории правонарушающих, безнравственных, идущих в разрез с господствовавшими нормами морали и традициями. К таковым следует отнести преступность (прежде всего в традиционном ее понимании, с позиции "Десяти Заповедей"), самоубийство, половую распущенность (включая проституцию и педерастию), пьянство, богохульство, излишнюю зависимость от карточных игр и некоторые другие. Впрочем, мы встречаем у Пушкина осуждение тех "непристойных" распространенных социальных явлений, которые уже неизвестны современному обществу - слишком ранние браки, когда замуж отдается, по существу, ребенок (в статье "Путешествие из Петербурга в Москву" поэт поддержал появление закона, ограничивающего возраст лиц, вступающих в супружество).

2. Правопонимание А. С. Пушкина обоснованно рассматривается юристами-пушкинистами в разделении на право естественное и право позитивное. В его взглядах естественное право представляет собой духовное образование, которое выражает данные от природы, естественные права человека, естественные свойства и потребности его. Право позитивное - социальная ценность, обеспечивающая интересы гражданина, общества и государства; последнее создает, гарантирует и охраняет его посредством принятия правовых актов и организации принудительной силы их соблюдения. В законах и прочих актах государства закреплены права, свободы, обязанности и ответственность человека перед другими гражданами, обществом и государством.

Общепризнано, что за время обучения в Лицее (1811 - 1817 гг.) А. С. Пушкин получил добротное по тем временам юридическое образование, проявив хорошие познания по таким политико-юридическим дисциплинам, как нравственная философия, право естественное, публичное и частное, российское гражданское и уголовное право, римское право и др. Большую роль в формировании правовых (и девиантологических воззрений) поэта сыграл адъюнкт-профессор нравственности и политических наук Александр Петрович Куницын (1783 - 1840), выдающийся юрист своего времени, горячий последователь учения о естественном праве выдающегося французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо, автор передовой по своим философско-правовым идеям книги "Право естественное" (Ч. I, II. СПб., 1818 - 1820). По авторитетному мнению Ю. М. Лотмана, поддержанному А. В. Наумовым в "Онегинской энциклопедии" (с. 446), Пушкин в юности и в кишиневско-одесский период неоднократно читал основные труды Руссо. Последний нам интересен не только как автор учения об общественном договоре, но и как предтеча отцов современной девиантологии и криминологии. Философ выступал горячим поборником верховенства "мудрых" законов, которые граждане должны прежде всего уважать, а не бояться. Возникновение государства и законов Руссо связывал с появлением частной собственности и углублением неравенства между людьми. Пороки и злодеяния внутри общества, войны предстают у Руссо неизбежным порождением социальных противоречий несправедливого общества. По Руссо, за любые преступления ответственность несет общество, их породившее: "...следует также отнести за счет установленного права собственности и, стало быть, за счет общества, убийства, отравления, грабежи на больших дорогах и самые наказания за эти преступления, необходимые, чтобы предупредить несчастия еще большие". К социальным порокам общества Руссо относил также самоубийства, аборты, вредные для здоровья работы в рудниках и др. Как известно, преодоление неравенства граждан, порождающего пороки, Руссо видел с позиции реорганизации общественных отношений в соответствии с требованиями общественного договора, основанного на суверенитете народа [3].

В своем очерке А. Ф. Кони со ссылкой на "Записки" А. О. Смирновой-Россет указывает на факт знакомства поэта с трудами итальянского гуманиста Чезаре Беккариа, считавшего его "величайшим филантропом своего времени", а значит - с его великим криминологическим исследованием "О преступлениях и наказаниях" (1764). Близкими беккариевским по духу можно считать мысли Пушкина о том, что истинная справедливость выше формального закона. В этой связи поэта беспокоила актуальная для его времени юридическая проблема особой значимости для судопроизводства такого доказательства, как собственное признание подсудимого; у него в связи с этим возник (до конца не реализованный) замысел повести "Мария Шонинг" (1835?), основанный на реальном судебном деле, когда две невиновные женщины в Нюрнберге под пыткой оговорили себя и были казнены [4]. Беккариевское влияние, равно как и идеи Руссо, проявление христианского милосердия, возможно, можно увидеть даже в сюжете знаменитой пушкинской "Сказки о царе Салтане...", концовка которой свидетельствует о близости для ее автора проявления великодушия и милости к поверженному злодейству (преступникам), нежели жажды расправы над ними.

Определенное продуктивное влияние на творчество Пушкина оказали произведения другого оракула той эпохи - английского философа, юриста-утилитариста, а также одного из отцов криминологии Иеремии Бентама, развивавшего идеи Монтескье и Беккариа (его книги также были в библиотеке поэта). Его сочинения были переведены на русский язык в самом начале царствования Александра I и пользовались большей популярностью, в т. ч. в кругах будущих декабристов [5].

3. На протяжении всей сознательной жизни Пушкин развивал и углублял познания в сфере государства и права, социальной проблематики. Немалое свидетельство о социально-правовых познаниях и пристрастиях поэта дает его библиотека, библиографическое описание которой в свое время было осуществлено Б. Л. Модзалевским [6]. Среди книг по юридической и смежной с ней тематике мы находим уже упоминавшиеся книги Бентама и труды французских философов-просветителей, "Уложение царя Алексея Михайловича", "Устав воинский" (СПб., 1716), работу П. И. Иванова "Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших, с историческим изложением всего до них относящегося", произведения профессора-юриста Л. Цветаева "Краткая теория законов: часть первая, составляющая теорию законов вообще и в особенности гражданских" (М., 1810) и "Краткая теория законов: части вторая и третья, содержащие теорию уголовных законов и теорию судопроизводства гражданских и уголовных дел" (М., 1810), Свод законов Российской империи и некоторые другие. К криминалистической литературе, знакомой Пушкину, также следует отнести исследование англичанина Вильяма Гутчинсона (1793 - 1850), доктора медицины, домашнего врача графа М. С. Воронцова "Рассуждение о детоубийстве в его отношении к физиологии и юриспруденции" (1821), имевшееся в библиотеке вельможи. Пушкин и ученый медик приятельствовали в 1823 - 1824 гг. К разряду литературы девиантологической тематики, наверное, можно отнести и ряд работ иностранных медиков, имевшихся в библиотеке Пушкина на языке оригинала, прежде всего француза Н.-Г. Леклерка, написавшего "Историю древней и новой России" (1783), тенденциозно (по мнению современников) отразившую быт и нравы русской действительности, а также издание парижского профессора медицинской химии Ж. де Фонтенелля "Медико-юридические исследования о недостоверности признаков смерти, опасностях преждевременных погребений, способах определять смерть и возвращать к жизни тех, кто находится в состоянии кажущейся смерти" (1834), русское издание врача К. Бриль-Крамера "О запое и лечении оного. В наставление каждому, с прибавлением подробного изъяснения для неврачей о способе лечения сей болезни" (1819). В библиотеке поэта находилась первая отечественная научная монография - исследование С. П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки", впервые изданное в 1756 году. "Девиантологические" страницы этой книги обратили на себя внимание Пушкина. Январь 1837 г. (буквально последние дни жизни поэта) застает его конспектирующим труд своего великого предшественника. До конца так и остались не известными все творческие планы Пушкина относительно "Описания земли Камчатки" (считается, что это был замысел очерка об истории основания Камчатки). Читая "Описание земли Камчатки", поэт обращает внимание и на особенности местных традиций и образа жизни казачества и камчадалов, делая заметки о жестокости войны за покорение Камчатки, равнодушии населения к собственной и чужой жизни, коварстве, забавах, винокурении.

4. Интересен вопрос о законопослушании самого Пушкина в контексте соблюдения им гражданских и церковных законов Российской империи. Конечно, отношение его к соблюдению установленного в государстве порядка не могло оставаться неизменным на протяжении всей жизни: на место юношеского максимализма и протестного настроения молодости, несдержанности в поступках и речах пришли осознанная убежденность в подлинности христианской веры, вера в добродетель, верность долгу и закону.

В качестве важнейшей черты правовых взглядов А. С. Пушкина можно указать их связь с нравственностью и справедливостью. Закону писаному, юридическому, Пушкин предпочитал закон нравственности, порядочности. Защита чести - своей и семьи - стояла в нем выше обязанности быть формально юридически законопослушным. По нашему убеждению, в качестве примеров высказанного предположения могут служить многочисленные дуэли А. С. Пушкина на протяжении всей его жизни, запрещенные и строго каравшиеся уголовным законом (артикул 139 Артикула Воинского Петра I предопределял смертную казнь через повешение не только по отношению к оставшимся в живых дуэлянтам, но и позорное повешение за ноги тела погибшего на дуэли). Но... Пушкин не единожды вызывал противника к барьеру, сам принимал вызовы, ибо тогдашние представления о чести в дворянской среде были выше феодального предрассудка, требовали удовлетворения, русские государи (Александр и Николай) с пониманием и в целом сочувственно относились к дуэлянтам. Пушкин охотно в 1821 году в Кишиневе вступил в масонскую ложу "Овидий" (само состояние в масонской ложе все-таки носило протестный характер, хотя масонство в России запрещено было позднее). Наконец, закон "не останавливал" участие Пушкина в антиправительственном заговоре; как известно, на знаменитой и во многом оставшейся неизвестной (по содержанию беседы) встрече поэта с новым императором, происшедшей 8 сентября 1826 г. в Чудовом дворце Кремля, на вопрос Николая, чтобы он делал 14 декабря 1825 г., если бы был в Петербурге, Пушкин прямо ответил, что встал бы в ряды мятежников. К данному перечню можно добавить и антимонархическую свободолюбивую лирику молодого Пушкина (в оде "Вольность" поэт призывал: "Восстаньте, падшие рабы" и др.).

5. В девиантологии различаются социальные отклонения со "знаком минус" (собственно девиантное поведение - преступность и правонарушения, пьянство, суициды и проч.) и со "знаком плюс" (к последним, в частности, относятся геройство, гениальность и пр.). Известно, какое значительное влияние оказали на творчество Пушкина личность и произведения его старшего современника английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Справедливо высказанное в пушкинистике (В. С. Баевский) замечание, что весь "Евгений Онегин" стоит под знаком Байрона. Из истории литературы известна яркая девиантность самой личности Байрона - гениального поэта и неприкаянного бунтаря, человека скандально-распутной репутации. Об этом не мог не знать Пушкин. Выскажем предположение, что и пушкинский Онегин, в данном контексте, создавался в определенной степени как девиант - русский вариант Байрона, его героя Чайльд-Гарольда, но на отечественном материале, "отягощенный" гедонизмом и бездельем.

Преступность. Преступление, его причины и условия, криминологическая характеристика служили предметом профессионального внимания А. С. Пушкина. Наиболее распространенными преступлениями в Российской империи были воровство, лихоимство, взяточничество и убийства, на них прежде всего был обращен взор поэта. Так, теме убийства посвящены такие произведения, как "Евгений Онегин", "Полтава", "Борис Годунов", "Дубровский", "Капитанская дочка", "Каменный гость" и др. В разных произведениях Пушкин давал юридическую и морально-нравственную оценку преступления, оставаясь на позициях установления истины и обеспечения справедливости в уголовном судопроизводстве, совершении акта милосердия - в отношении преступника. Давая оценку в "Истории пугачевского бунта" общим причинам жестокого крестьянского неповиновения, - а на языке уголовного закона - государственного мятежа, бунта, - Пушкин указывает на протестный характер действий бунтовщиков, вызванный несправедливыми действиями властей. Многочисленны литературно-философские исследования смыслового значения знаменитой фразы "Народ безмолвствует" из трагедии "Борис Годунов", как бы завершающей собой страшный преступный акт - внесудебную расправу над царскими детьми. Что стоит за этими словами - характеристика российского долготерпения народных масс, соединенного с наивной верой властям, или указание на созревание будущего социального протеста (нередко - в самых жестоких формах) народа, который "долго запрягает"?

Самоубийство. Бесспорно, Пушкину было хорошо известно каноническое запрещение самоубийства христианским вероучением. Представляется более важным увидеть преодоление поэтом душевной опустошенности, безверия, отчаяния, заблуждений, которые являются в некотором роде признаком, преддверием самоубийства духовного. Возможно, что-то подобное в определенный момент испытывал поэт, создавая свои "Стансы" ("Дар напрасный, дар случайный..."). На них Святитель Московский Филарет (Дроздов) через Е. М. Хитрово откликнулся знаменитыми строчками, поддержавшими и увещевавшими Пушкина: "Не напрасно, не случайно / Жизнь от Бога мне дана; / Не без воли Бога тайной / И на казнь осуждена", которые способствовали выходу Пушкина из кризиса и возвращению к вере отцов.

Проституция. По мнению исследователей истории проституции в дореволюционной России, данное явление существовало еще с допетровских времен. В русском законодательстве XVIII века складывается система запрещения "непотребства" - так именовалась проституция, впрочем, в данное понятие вплоть до Уложения о наказании 1845 года входила и внебрачная связь (Я. И. Гилинский, 2000). Прелюбодеяние (во всем его многообразии) строго каралось (смертной казнью, ссылкой на галеры) нормами Артикула Воинского Петра I 1715 года (ст. ст. 169 - 176). Поэт, от природы человек с огромным запасом энергии и жизненных сил, с быстрой чувственной и нервной возбудимостью, горел, по его собственному признанию, "бесстыдным бешенством желаний". По воспоминаниям некоторых товарищей-лицеистов, в годы царскосельской учебы и после окончания Лицея, в столице, юный Пушкин прославился как непременный участник гусарских пирушек, дружеских "собраний" собратьев-лицеистов, слыл в близком знакомстве с трактирщиками, непотребными домами, прелестницами полусвета... Не случайно гедонистическими мотивами пронизана и лицейская лирика поэта. Пушкин с чувством юмора и налетом несерьезности, подчас с показной фривольностью вспоминал об этих своих увлечениях юности и ранней молодости, впрочем, возможно, следует прислушаться к тем пушкинистам (П. К. Губер и др.), которые указывали, что за такой "вольностью" Пушкин скрывал свои истинные мысли и чувства. Есть множество поэтических и биографических подтверждений тому обстоятельству, что зрелый Пушкин - верующий христианин и добропорядочный семьянин, стоит на страже добродетели и супружеских уз, семейного счастья.

Близким по своему смысловому значению к "непотребству" находится "разврат", данный термин неоднократно встречается в разных контекстах в лирических и публицистических произведениях поэта. В "Евгении Онегине" разврат конкретизируется через понятие "распутство", не случайно их объединяют такие эпитеты, как "мертвящий" и "хладнокровный". Разврат для Пушкина - отличительная черта как XVIII века, так и современной ему эпохи, отношение к нему поэта не вызывает сомнений: "развратная государыня развратила и свое государство" (сказано применительно к тотальному воровству в екатерининскую эпоху - К. Х.) (1822), "и горд и наг пришел Разврат" (1824), "пустыми звуками, словами Вы сеете разврат и зло" (1823, черновая рукопись главы 2 "Евгения Онегина").

Гомосексуализм. Нужно отметить, что гомосексуализм (мужеложство, педерастия) были весьма распространенными запрещенными формами сексуального поведения. Судя по тому, что такой авторитетный памятник канонического права, как Стоглавник (или Стоглав), действовавший в целом до 1700 года, еще в 1551 году выступил с осуждением мужеложства и содомского греха (главы 3 и 33), они не были редким явлением на Руси [7]. На распространенность педерастии на Руси начиная с XIV века указывают и исследователи этой социально-медицинской проблемы (Я. И. Гилинский, 2000). Действовавший в пушкинскую эпоху (до 1839 года) Артикул Воинский 1715 года предусматривал наказание "смертию" или "вечно на галеру ссылкою" если "кто отрока осквернит" или "муж с мужем мужеложствует" (артикул 166) [8].

В сочинениях и переписке Пушкина встречаются намеки и прямые указания на однополую любовь. Очевидно, что об этом явлении поэт знал еще со времен столичной жизни - по-видимому, армейские учебные заведения были поражены этим явлением. В "Записке о народном воспитании" Пушкин отмечает, что в кадетских корпусах нравы находятся в самом гнусном запущении. Находясь в кишиневской ссылке, Пушкин (в переписке со своим товарищем Ф. Ф. Вигелем, не скрывавшим нетрадиционной ориентации), сравнивает город с библейским Содомом. Остры и безжалостны эпиграммы и письма поэта, обращенные к некоторым одиозным носителям нетрадиционной ориентации (например, президенту Академии невежественному С. С. Уварову, а позднее - и барону Геккерну-старшему). В поэтическом творчестве Пушкина ("Путешествие в Арзрум", "Подражании арабскому" и некоторых других) тема однополой любви представлена в романтически-ироничном ключе. В "Путешествии..." поэт с симпатией упоминает о "любимце татарского бека", "любимом паже" сераскира. В другом стихотворении, датированном 1835 годом, читаем: "Отрок милый, отрок нежный, / Не стыдись, навек ты мой"); речь идет, по-видимому, об утверждении естественности "нетрадиционных" отношений на Востоке.

Пьянство. Вакхическая тематика широко присутствует во всем творчестве поэта, и это не случайно. Пушкин с молодости ценил и любил хорошие вина, включая шампанское, знал в них толк. Кроме высоких потребительских свойств, некоторые иностранные вина (например, немецкие белые) в ту эпоху рекомендовались как предупредительное средство от цинги, реабилитационное средство для тяжелобольных. Самому Пушкину не раз пришлось лично столкнуться с финансовыми и иными последствиями тяжелых запоев - ими регулярно страдал его родной младший брат Лев, мот и кутила. В трагедии "Пир во время чумы" безудержное пьянство выступает в качестве средства, "изменяющего сознание" отчаявшейся выжить в эпидемии чумы горстки горожан с "помутненным разумом".

6. Злободневно применительно к нынешним социально-правовым реалиям звучат слова поэта о том, что "наша общественная жизнь - грустная вещь... это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние", но при этом он "ни за что на свете... не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

Величайшей социальной ценностью Пушкин считал свободу. В его произведениях читатель находит мысли об обусловленности свободы человека условиями жизни общества. Пушкин осуждал нарушения свободы как высшей ценности личности и общества, непримиримо относился к несправедливым действиям государственной власти, бесчеловечным предписаниям законов. Важно подчеркнуть толкование Пушкиным свободы в органической связи с законом, закрепляющим права и обязанности человека. Свобода предполагает ответственность, она несовместима с произволом. А. Ф. Кони в своей статье, которую мы упоминали, подчеркивал, что "рисуя себе идеал общественной жизни, "где крепко с вольностью святой - законов мощных сочетание", Пушкин именно в такой взаимосвязи видел необходимое условие и залог успешного развития общества.

Законы государства, их соблюдение всеми гражданами являются правовой основной государственности и правопорядка. В оде "Вольность" Пушкин высказался о верховенстве закона над царем: "Владыки! Вам венец и трон / Дает закон - а не природа - / Стоите выше вы народа, / Но вечный выше вас закон". По мнению поэта, законы государства не подменяют норм нравственности, "закон не вмешивается в привычки частного человека", "закон постигает одни преступления, оставляя слабости и пороки на совесть каждого". Пушкин полагал, что человек свободен в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом: "Люди, почитающие забвение всяких правил законною свободой, ударились в крайнюю сторону". К таковым условиям поэт, безусловно, относил нормы нравственности, содержащиеся прежде всего в христианском вероучении. Полемизируя с Н. М. Карамзиным, Пушкин в этой связи писал: "Закон ограждается страхом наказания. Законы нравственные, коих исполнение оставляется на произвол каждого, а нарушение не почитается гражданским преступлением, не суть законы гражданские". Пушкин не противопоставлял право закону или закон праву. Закон для него - право, надлежаще оформленное и защищенное авторитетом государства, при этом существуют законы справедливые и несправедливые.

Важным фактором обеспечения социальной стабильности общества Пушкин считал эффективность закона, отмечая, что несостоятельность закона столь же вредит властям, как и несостоятельность денежного обязательства. Пушкин отмечал важность превентивной функции закона: "Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это даже его благодетельная сторона".

Будущее России, утверждение цивилизации Пушкин видел в развитии просвещения и отмене крепостного права, при этом выступая за эволюционный характер общественных преобразований, высказываясь в том смысле, что лучшие и прочнейшие изменения - те, которые происходят от одного улучшения нравов и без насильственных политических потрясений.

Пушкинский "Евгений Онегин", общепризнанный как энциклопедия русской жизни первой трети позапрошлого века, да и все творчество поэта глубоко социологичны, являясь для нас надежным источником сведений о социально-правовых реалиях александровской и николаевской России, тем более что серьезных научных исследований авторов - непосредственных свидетелей тех событий дошло до нас явно недостаточно, а имеющиеся работы содержат весьма противоречивые характеристики (взять хотя бы пространное описание путешествия французского маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году", вышедшее в 1843 году, оцененное многими читателями-современниками как пасквиль). А. С. Пушкин был истинно "поэтом действительности", во многих своих произведениях он исследовал взаимосвязь права и нравственности, проблематику борьбы добра и зла, воспел Отечество, Справедливость, Закон, Нравственность, Истину, Долг и Честь как обязательные условия существования и укрепления человеческого социума.

1. Прежде всего следует отметить специальные исследования А. Ф. Кони ("Нравственный облик Пушкина", 1899) и А. В. Наумова ("Посмертно подсудимый", 1992, 2004; цикл статей в "Онегинской энциклопедии", 2004; и др.), посвященные изучению юридических аспектов жизни и творчества А. С. Пушкина, а также публикации разных лет известных ученых-юристов проф. А. И. Алексеева, проф. М. Н. Гернета, доц. Л. Р. Клебанова, проф. А. С. Кобликова, проф. В. Д. Попкова и др.

2. Аникин А. В. Муза и мамона: социально-экономические мотивы у Пушкина. М.: Мысль, 1989; Громбах С. М. Пушкин и медицина его времени. М.: Медицина, 1989.

3. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 72, 100, 102, 117.

4. Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1968. С. 47 - 48.

5. См. подробнее: Харабет К. В. Пушкинская Россия и английский юрист Иеремия Бентам // Российская юстиция. 2008. N 1.

6. Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина (библиографическое описание). СПб., 1910; Он же. Библиотека А. С. Пушкина: Книги, бывшие в библиотеке Пушкина и несохранившиеся: Приложение к репринтному изданию. М., 1988.

7. Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1985. С. 260 - 262, 296 - 297.

8. Законодательство Петра I. М.: Юридическая литература, 1997. С. 784 - 785.

От главного редактора.

Настоящим очерком, посвященным девиантологическим страницам творчества А. С. Пушкина, редакция завершает (начало - в N 11 за 2007 год) серию научных публикаций, подготовленных профессором Константином Васильевичем Харабетом специально для нашего журнала, условно объединенных темой "Девиантологические и юридические вопросы в произведениях выдающихся русских литераторов XIX века". В настоящее время, по сообщению автора, им ведется работа над новым циклом очерков, посвященных исследованию юридической и девиантологической проблематики в произведениях выдающихся русских писателей и поэтов века минувшего (А. Блок, М. Булгаков, А. Куприн, М. Горький и др.). Пожелаем ему успехов!

Название документа