Поможет ли карательная юстиция школам?

(Сергеева В. И.)

("Юридическое образование и наука", 2009, N 2)

Текст документа

ПОМОЖЕТ ЛИ КАРАТЕЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ ШКОЛАМ?

В. И. СЕРГЕЕВА

Сергеева В. И., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского гуманитарно-экономического института, адвокат.

На сегодняшний день в сфере образования сложилась нетерпимая обстановка, связанная с множеством различных нарушений прав и свобод граждан. Это и низкий уровень образовательных услуг, и отсутствие педагогической и методической культуры у профессоров, и злоупотребления владельцев частных учебных заведений, и многое другое. Высшая школа по своей содержательной сущности дезориентирует людей и превращает весь образовательный процесс в формальность, необходимую лишь для получения диплома.

В то же время инициатива расширения круга административно наказуемых деяний, нарушающих права граждан в школах и вузах, без сомнения, заслуживает внимания общественности.

В Государственной Думе прорабатывается вопрос о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, касающихся ужесточения требований в сфере образования. Поставлю в связи с этим несколько вопросов: как можно оценить такую инициативу, насколько эффективной окажется эта мера и смогут ли государственные органы осуществлять своевременное реагирование и устранение нарушений в сфере образования?

Отвечая, хотел бы остановиться на следующих аргументах. Инициатива расширения круга административно наказуемых деяний, нарушающих права граждан в школах и вузах, без сомнения, заслуживает внимания общественности. Например, достойно похвалы требование о необходимости наказания за незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или незаконное отчисление учащихся из таких учреждений. Но и не только за это, по мнению некоторых инициаторов, нужно ныне нещадно карать.

Ведь на сегодняшний день в сфере образования действительно сложилась нетерпимая обстановка, связанная с множеством различных нарушений прав и свобод граждан. Это и низкий уровень образовательных услуг, и отсутствие педагогической и методической культуры у профессорско-преподавательского состава, и злоупотребления владельцев частных учебных заведений, и многое еще, что отбросило уровень теоретической и практической подготовки россиян в далекое-далекое прошлое (пожалуй, в такое далекое, что с башни нынешнего дня его и не увидеть).

Однако подобные нарушения, совершаемые, как правило, низовым уровнем руководителей педагогического звена (директорами школ, ректорами институтов и колледжей) - только вершина айсберга. Они всего лишь маленькие производные от более "высоких" причин сложившегося неблагополучия в российской школе. Такие причины нам всем хорошо известны: это социальные пороки общества, экономические и политические кризисы, вызываемые капиталистической системой производства, разграбление страны олигархами и чиновниками, следуемые за этим массовое бесправие и бедность простого народа. В том же ряду стоят обнищание учебных заведений, педагогов, ученых и, как последствие названных причин, - реальные плоды деятельности крупной русской буржуазии с находящимися с ней в одной упряжке государственными чиновниками, свидетельствующие о дебилизации и оболванивании населения, превращении его в бессловесную аморфную массу, послушную правящей элите.

К числу серьезнейших недостатков нынешнего обучения и воспитания следует отнести также и то, что образовательный процесс в российских школах и вузах не имеет четких стратегических ориентиров, подобных тому, что в нашей стране было раньше, в эпоху строительства "светлого будущего", когда знали, куда вести людей и каким должен быть человек этого будущего. Моральный кодекс строителя коммунизма хотя и считался утопическим, но тем не менее он был связан со своей эпохой и ориентирован на человека, его духовное совершенство. В отличие же от начисто отвергнутой правящим классом советской системы образования все нынешнее обучение и воспитание осуществляется в глубоком отрыве от социально-экономической формации, в которой происходит учеба. Современный учебный процесс ориентирован на безоговорочное принятие, а затем и обслуживание капиталистической системы, в которую, по мнению генералов от образования, должны влиться выпускники нынешних школ, вузов, колледжей. А хотят ли такого будущего учащиеся? В силу безальтернативности выбора они, к сожалению, должны идти тем путем, который для них предначертала власть.

При этом молодежи совершенно не разъясняются главные и наиболее важные черты и характеристики капитализма, нынешнего буржуазного государства, жизни в условиях капиталистического производства. А ведь эти характеристики очень хорошо освещены и учеными-экономистами, и писателями прошлого. Напомню об этих чертах: беспощадная эксплуатация народа, погоня за прибавочной стоимостью, присвоение основной части прибыли, разворовывание национальной собственности, в том числе природных ресурсов, политический цинизм, глобализация рынка, вывоз природных богатств из страны и т. д. К сожалению, будущим менеджерам и иным слугам капитала в силу такого вот образования придется взять на себя бремя и принуждения, и эксплуатации, и грабежа своего собственного народа.

Чтобы скрыть такую вот сущность капиталистической системы, в интересах которой и происходит подготовка молодых кадров, учителя по воле педагогических начальников и навязанных учебных программ умело маскируют ее эксплуататорский характер, придавая значимость и обожествляя эфемерные законы рынка. Для отвода глаз они придумывают идеи якобы правового и социального государства, ссылаются на совершенно не действующую в условиях капиталистической действительности Конституцию да абсолютно безжизненные правовые институты, якобы стоящие на страже прав граждан.

И конечно же по принципу Гюстава Флобера ("ненависть к буржуазии - начало добродетели") нынешнему поколению совершенно не прививается объективное и правдивое отношение к новейшей истории, критический и осуждающий взгляд на неприглядную картину жизни за окном школы. Да и о разумном, добром и вечном говорить не приходится. А потому сегодняшние учащиеся лишены чувства сострадания к простым людям и праведного гнева к эксплуататорам. Уже не встречается сегодня благородство душевных порывов в интересах Отечества ("...мой друг, Отчизне посвятим...") и сопереживание за судьбу народа, терпящего угнетение. Совершенно не просматриваются суровые оценки учащейся и студенческой молодежью действий властных структур, их обмана и горя, которое они несут людям, растаскивая несметные богатства страны и природы.

Улетучились из программ воспитания или подверглись коренной переоценке пронзительная лирика Некрасова ("Труд этот, Ваня, был страшно громаден..."), героический подвиг декабристов и множества других представителей русского народа, о которых знали и с которых брали пример дети прошлых эпох. Нынешние учащиеся совершенно не знакомы ни с ними, ни с социальными образцами капиталистической "живописи" Эмиля Золя, Виктора Гюго, Теодора Драйзера ("Отверженные", "Чрево Парижа", "Американская трагедия" и др.).

Учащихся умышленно отторгают от сурового анализа капиталистической системы, данного Марксом и Лениным, а в социальной философии, например, Бердяева ("Русская идея", "Судьба России") и других русских мыслителей упор делают или на религиозную составляющую, или на иные несущественные аспекты. К сожалению, многого, что открывало бы глаза подрастающему поколению на суровый и жестокий мир, звериную сущность капитала и цинизм российской буржуазии, нет в образовательном багаже современной школы. Зато в избытке множество других уроков, уроков неправды, политического лицемерия, призывов и показа карьеризма, двоемыслия, корысти, продажности.

Казалось бы, созданной системой образования правящая элита должна достичь своей цели: подготовить послушного управленца. Однако в условиях повальной бедности, всеобщего нарушения прав, свобод и элементарных интересов подавляющего большинства российских граждан и произвола властей сконструированные ею идеологические образцы и навязываемые правящим буржуазным классом с его современной педагогикой фантазии все же не срабатывают. Тем более они не срабатывают там, где не только ученики, но и сами педагоги чувствуют абсолютную фальшь этой системы, не верят преподаваемым ими высокопарным стандартам нынешнего образования. В стране происходит беспощадное столкновение образовательной науки с жизнью, и образование в таких условиях реальной действительности не выдерживает никакой критики и позитивной поддержки. Оно рушится само по себе, оставляя в душах учеников страшную раздвоенность, непонимание происходящего, неверие в будущее и глубочайший внутренний разлад, а в душах их учителей осознание бесполезности, пустоты и беспредельного формализма от собственной работы.

То есть нынешняя школа (я имею в виду и высшую), вся ее содержательная сущность не только заведомо дезориентируют людей во времени и в пространстве, они полностью превращают весь образовательный процесс в какую-то пустую формальность, необходимую лишь для получения "корочек", и не более, а поэтому не несут и не могут нести в себе никакого конструктивного и социально полезного начала. Образование в этой школе само себя уничтожает, независимо от сознания руководителей этого процесса, их организующей и направляющей роли, создавая вселенскую неразбериху во всем (в умах, в нормативном регулировании, в организации, в том числе и в привлечении людей к административной ответственности). Школа хаоса и абсурда - вот что такое современное образование в России.

А потому считаю, что в условиях нынешней капиталистической стратегии образования, где полностью отвергнута идея народного просвещения, где отброшены на задворки истории великие гуманистические цели, где даже и не пахнет заботой о народе, где ни русский язык, ни русская литература, ни российская история не культивируются как основные предметы, а в технических, гуманитарных, правовых и экономических науках взят крен исключительно на мелкобуржуазные ориентиры, построенные на безнравственном обогащении, товарно-денежных отношениях, культе тестов и других бездуховных атрибутах жизни при капитализме, предложенные некоторыми горячими головами меры по "завинчиванию гаек" окажутся не только не эффективными, они создадут в очередной раз очаг напряженности в нашей и без того бедной школе. Что толку привлекать к ответственности за размороженный котел кочегара, если не завезло уголь начальство? Единственное, чего добьешься таким наказанием: вызовешь очередной нецензурный отклик у наказанного работяги. И только.

Правда, в некоторых случаях следовало бы и при существующей системе ввести кое-какие репрессивные меры в целях предупреждения явного рецидива, от которого страдают самые незащищенные педагоги. Остановлюсь на такой проблеме. Как видно из текста законопроекта, предлагается, например, привлекать к административной ответственности за "нарушение прав и свобод педагогических работников, предусмотренных законодательством в области образования. В стране права педагогических работников нарушаются довольно часто. Сплошные взбучки, незаконные увольнения, третирование и психологическое давление, невозможные условия для работы и т. д. За создание такой "рабочей" обстановки наказывать руководителей действительно надо.

Хотя, конечно, и директора не от хорошей жизни так злобствуют с простым учителем. Они сами поставлены властью и системой в дурацкое положение, которое объективно не может дать положительного эффекта. Вот и валят все на стрелочника, рядового преподавателя. А потому и мера-то предлагается неконкретная. Так, предлагают привлекать к ответственности не за нарушения прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и Трудовым кодексом России (там эти права и свободы обозначены конкретно и четко), а за нарушения таких "прав и свобод, которые предусмотрены в законодательстве об образовании". А что такое законодательство об образовании в нашей стране, мы все хорошо знаем: бред сивой кобылы, да и то мягко сказано. Это значит, что принятая в такой редакции норма будет просто-напросто мертворожденным дитятей: она как бы и есть, но привлекать при ее наличии директоров будет не за что.

Предлагается также установить ответственность за "нарушение требований к организации образовательного процесса, установленных законодательством об образовании". Опять-таки, это тоже "резиновая" норма, которая к тому же позволит карать "по выбору". Как и в предыдущем случае, здесь нарушен основной конституционный принцип законотворческой деятельности: принцип определенности нормы. О какой определенности, да и вообще о чем здесь идет речь, мне, например, совершенно неясно.

Ну и наконец, предлагается ввести норму об ответственности за нарушение правил оказания платных образовательных услуг, нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Насколько мне известно, данные положения всегда вводятся в тексты гражданско-правовых договоров со студентами. Тут уж такое нововведение вообще ни в какие ворота не лезет, поскольку в нем смешаны гражданско-правовые и административно-правовые понятия, административные и гражданско-правовые меры, все, как говорится, свалено в один куль.

Потому у меня и возникает вопрос: кому и зачем понадобился этот горе-законопроект и что он должен отразить в действительности - глубокую озабоченность по поводу уровня образования у представителей народа, инициаторов этого проекта, или же он должен показать имитацию кипучей деятельности этих представителей? Во всяком случае, коренного влияния на происходящие в образовании процессы здесь и близко не просматривается. Ибо для такого влияния требуются свои Ломоносовы, Сперанские, Ушинские, Корчаки, Макаренки, которых в России среди чиновного люда днем с огнем не сыщешь.

Хотя, конечно же, в нашем народе они есть. Но, к великому сожалению, именно там, в народе, их никто не ищет. Вот и получается, что те, кто правит ныне школьным и университетским оркестром вместе с собратьями во властных структурах, как бы ни садились вокруг громкого политического барабана, в музыканты не годятся. Очередную актуальную нелепость типа ЕГЭ соорудить они еще кое-как могут, но на большее эти мастера педагогики не способны.

А потому на последний поставленный мною вопрос отвечу так: сегодняшнее государство, его нынешние структуры и чиновники не смогут ни своевременно отреагировать и устранить нарушения в сфере образования, ни изменить его. Они - слуги своей системы и будут служить ей до конца, пока эта система когда-нибудь не развалится сама под тяжестью собственных противоречий, абсурда и бестолковости.

Название документа