Культурологический подход к исследованию права и государства

(Бибик О. Н.) ("Журнал российского права", 2009, N 5) Текст документа

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

О. Н. БИБИК

Бибик Олег Николаевич - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета, кандидат юридических наук.

Право и государство отнюдь не являются только юридическими категориями, а потому их исследование нередко осуществляется на междисциплинарной основе. В свое время были предложены исторический, социологический, психологический подходы к изучению государства и права. В последнее десятилетие заметное место стала занимать проблематика, касающаяся взаимодействия юриспруденции и культурологии, все больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена <1>. Это дает повод ученым говорить о появлении нового направления исследований - культурологии права <2>. Аналогичным образом как феномен культуры может рассматриваться и государство. В целом необходимо вести речь о формировании культурологического подхода к пониманию государства и права. Следует отметить, что фундамент для подобных исследований был заложен еще дореволюционными авторами, рассматривавшими право как "один из элементов общественной культуры" <3>. Подобный подход использовался не только в общей теории права, но и в отраслевых исследованиях. Например, И. В. Михайловский анализировал такой институт уголовного права, как наказание, в качестве культурного феномена <4>. Необходимо также отметить наличие многочисленных исследований зарубежных ученых, посвященных изучению права как элемента культуры <5>. -------------------------------- <1> См., например: Гузнов А. Г. Право как явление культуры: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994; Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996; Супатаев М. А. Культурология и право. М., 1998; Преступность и культура. М., 1999; Разуваев Н. В. Норма права как явление правовой культуры: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Право и культура. М., 2002; Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): Дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003; Гусейнов А. И. Право как феномен культуры: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007; Сидорова Е. В. Право - феномен культуры // История государства и права. 2007. N 2. С. 33 - 35; Сазонникова Е. В. Конституционная культурология: постановка проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 4 - 6. <2> См.: Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1990. С. 7, 11 - 12; Посконин В. В. Культурологическое правопонимание Толкотта Парсонса: Теоретико-методологический аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1996. С. 8; Бачинин В. А. Метафизическая культурология права и юридические артефакты // Формирование дисциплинарного пространства культурологии: Материалы Научно-методической конференции. 16 января 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. С. 10 - 15. <3> Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003. С. 336. <4> См.: Михайловский И. В. Наказание как фактор культуры. М., 1905. <5> См., например: Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 38; Pospisil L. Anthropologiedes Rechts: Recht und Gesellschaft in archaischen und modernen Kulturen. Munchen, 1982; Law and Anthropology / Ed. by P. Sack, J. Aleck. Great Britain, Dartmouth. The International Library of Essays in Law and Legal Theory Series. 1992; Gephart W. Recht als Kultur. Zur kultursoziologischen Analyse des Rechts. Frankfurt am Main, 2006. См. также: http://www. fusl. ac. be/fr/2007/CB04.php.

Культурологический подход к исследованию права и государства предполагает рассмотрение данных явлений с точки зрения категорий культурологии, выявление и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов их формирования и функционирования. Основной категорией культурологии является понятие культуры, которое может быть определено как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений <6>. Весь общественный опыт аккумулируется в культуре, ее нормах <7>. Далее вся эта информация передается следующему поколению посредством процесса инкультурации, т. е. приобщения человека к культуре, усвоения стереотипов поведения <8>. Указанный процесс возможен только при условии регулирования человеческой деятельности, осуществляемого при помощи нормативной системы культуры, которая может быть определена в виде совокупности существующих в культуре норм <9>. -------------------------------- <6> Указанное определение, как и настоящая работа в целом, основано на понимании культуры как результата человеческой деятельности. Вместе с тем существуют и другие подходы к определению понятия культуры, которых насчитывается более 500. См.: Кравченко А. И. Культурология. М., 2003. С. 11. <7> См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 336; Гревцов Ю. И. Социология: Курс лекций. СПб., 2003. С. 85; Бачинин В. А. Социология. Академический курс. СПб., 2004. С. 622. <8> См.: Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2005. С. 100 - 109. <9> См.: Кравченко А. И. Указ. соч. С. 89.

Нормативная система культуры (также именуется системой социального нормирования) является подсистемой культуры, которая имеет определяющее значение для процесса формирования соответствующих норм. А. В. Бутаков обоснованно отмечает, что культурологический метод играет универсальную роль в системе методов социального нормирования, служит первоосновой существования и развития других аналогичных методов, обеспечивает социальный контроль над всем нормотворчеством. В случае "когда... норма права по определенным параметрам не соответствует требованиям уже существующих культурных универсалий, метод превращается в некий "фильтр" на пути проникновения такой нормы в социальное пространство". При этом культурное пространство рассматривается автором как основание для функционирования и репродукции каждого из видов человеческой деятельности, маточное пространство, нормы которого являются "тем воском, посредством которого создаются нормы различных видов человеческой деятельности" <10>. Поскольку правовые нормы являются разновидностью социальных норм, вышесказанное относится и к ним. -------------------------------- <10> Бутаков А. В. Нормативный структурализм и современное Российское государство: Методологическое исследование. Омск, 1996. С. 18 - 19, 23.

Большинство теорий государства указывает в качестве причины его появления потребность людей в наличии соответствующего социального института. Функция культуры как раз и заключается в удовлетворении потребностей человека <11>. Если взять за основу названные теории, то государство можно рассматривать как результат человеческой деятельности, своеобразный артефакт культуры. -------------------------------- <11> См.: Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005. С. 42, 76 - 111, 127.

Культурологический подход следует отличать от других смежных направлений научных исследований права и государства. Так, он применяется для рассмотрения правовых явлений безотносительно их "национальности", конкретной страны происхождения, выявляя общие для правовых систем закономерности их функционирования с учетом принципов, на которых основывается культура, протекающих в ней процессов, а сравнительное правоведение направлено на сопоставление национальных правовых систем нескольких стран, выявление сходства и различия между ними <12>. -------------------------------- <12> См.: Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементарный состав. М., 2004. С. 358; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2003. С. 14.

Социология права предполагает исследование права "в контексте его социальных связей и социальных значений" <13>, изучение взаимосвязи права "с другими социальными явлениями в процессе его действия..." <14>. В рамках культурологического подхода право рассматривается, прежде всего, с точки зрения того влияния, которое на человека оказывают порожденные им материальные и нематериальные объекты. Социологический и культурологический подходы не могут быть отождествлены, поскольку не могут отождествляться общество и культура. Вполне справедливо отмечено, что "человек является творцом культуры, а она, в свою очередь, творит человека" совместно с обществом <15>. Таким образом, социология и культурология дополняют друг друга в изучении юридических феноменов. Ряд ученых предлагают рассматривать право как социокультурный феномен <16>. В данном случае, по нашему мнению, необходимо вести речь об одновременном использовании социологического и культурологического подходов. -------------------------------- <13> См.: Лапаева В. В. Социология права / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2000. С. 29. <14> См.: Социология права: Учеб. / Под ред. В. М. Сырых. М., 2004. С. 17. <15> См.: Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. С. 73. <16> См.: Гусейнов А. И. Право как феномен культуры: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 10.

Существуют определенные различия между культурологическим и этнологическим подходами к праву. Последний используется для описания юридического быта конкретных народов. Цель такого описания - сравнить несколько этносов, выявить сходство и различие между ними <17>. А. П. Садохин пишет: "В общем контексте культурологических исследований роль этнологии состоит в том, чтобы описывать и объяснять особенности культуры, мышления и поведения прошлых и современных обществ" <18>. Задачей этнологии является изучение именно специфики этнических культур <19>. При этом этнология не абстрагируется, а подвергает анализу конкретные этносы. Как уже было отмечено, культурологический подход применяется безотносительно этнической составляющей предмета исследования. Так, процессы инкультурации, межкультурной коммуникации, безусловно, имеют массу общих черт независимо от национальной принадлежности соответствующей культуры. Указанные общие характеристики и исследуются в рамках культурологического подхода. -------------------------------- <17> См.: Бабосов Е. М. Прикладная социология. Минск, 2001. С. 181. <18> Садохин А. П. Этнология. М., 2004. С. 177. <19> См.: Садохин А. П. Указ. соч. С. 17 - 29. См. также: Этнология / Под ред. Е. В. Миськовой, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. М., 2005. С. 5 - 6. Следует отметить отсутствие единого подхода к определению предмета этнологии. См.: Садохин А. П. Указ. соч. С. 17 - 22.

Наконец, следует отграничивать культурологический подход от антропологического исследования юридических феноменов <20>. Юридическая антропология рассматривает человека как юридическое явление, как уникальное живое существо, которое способно создавать нормы, в целом юридическую реальность, действовать сознательно <21>. Культурологический подход предполагает исследование, прежде всего, результатов человеческой деятельности, их влияние на развитие государства и права. -------------------------------- <20> См.: Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 2005. С. 6 - 7; Садохин А. П. Указ. соч. 2004. С. 26. <21> См.: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов н/Д, 2001. С. 25 - 26.

Как в зарубежной, так и в отечественной юриспруденции существуют работы, посвященные антропологии права <22>. В действительности эти исследования базируются как на антропологическом, так и на этнологическом, культурологическом, сравнительно-правовом и историческом подходах <23>. Использование термина "антропология права", появившегося первоначально в зарубежных работах, объясняется существующей в отдельных странах традицией отождествлять антропологию и культурологию <24>. Правда, есть исследования по антропологии права, в которых применяется собственно антропологический подход <25>. -------------------------------- <22> См., например: Рулан Н. Юридическая антропология. М.: Норма, 1999; Пучков О. А. Антропологическое постижение права. Екатеринбург, 1999; Юридическая антропология. Закон и жизнь. М., 2000; Ковлер А. И. Антропология права. М.: Норма, 2002; Социальная антропология права современного общества / Под ред. И. Л. Честнова. СПб., 2006. <23> См.: Нерсесянц В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Рулан Н. Юридическая антропология. М.: Норма, 1999. С. 1. <24> См., например: Малиновский Б. Указ. соч. С. 16. <25> К данной категории относятся, прежде всего, работы представителей антропологической школы уголовного права во главе с Ч. Ломброзо. См.: Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2004. С. 483 - 485. Есть и современные исследования, посвященные данной тематике. См., например: Спасенников Б. А. Правовая антропология (Уголовно-правовой аспект) / Под ред. И. Я. Козаченко. Архангельск, 2001.

Следует отметить, что отличие культурологического подхода от социологического, этнологического, антропологического подходов не исключает множества точек соприкосновения между ними. По этой причине, например, в культурологии выделяют социологию культуры и культурную антропологию <26>. Социология включает в себя раздел, посвященный взаимосвязи культуры и общества, а также антропосоциологию <27>. В литературе высказано предложение о выделении антропосоциологии права, в рамках которой изучается человеческий фактор через призму социологического подхода к праву <28>. Право также рассматривается как этнокультурный феномен <29>. Достаточно давно введен в научный оборот термин "философия культуры феномена права" (Kulturphilosophie des Rechts) <30>. По-видимому, вряд ли удастся точно разграничить указанные выше подходы, что вместе с тем не ставит под сомнение вопрос об обоснованности их выделения. -------------------------------- <26> См.: Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. С. 32 - 35, 54 - 60. <27> См.: Бачинин В. А. Социология. Академический курс. СПб., 2004. С. 300 - 305; Гревцов Ю. И. Указ. соч. С. 86 - 92. <28> Там же. С. 777 - 782. <29> См., например: Кулыгин В. В. Этнокультура уголовного права / Под ред. А. В. Наумова. М., 2002. <30> Радбрух Г. Указ. соч. С. 38.

Культурологический подход имеет достаточно широкий спектр применения в юридической науке. 1. Культурологический подход может использоваться, прежде всего, для анализа понятия "правовая культура". Если отталкиваться от вышеприведенного определения культуры, то под правовой культурой можно понимать созданные в процессе человеческой деятельности материальные и нематериальные артефакты, имеющие отношение к правовому регулированию. К таковым относятся нормы права, тексты правовых актов, юридическая терминология, научные работы в области юриспруденции, правовые идеи, концепции и т. п. Правовая культура - один из мощнейших факторов, детерминирующих процессы формирования и реализации норм права. Поэтому полноценное изучение названных процессов возможно только путем обращения к соответствующим культурным феноменам. Например, для исследования процессов зарождения права прибегают к анализу мифов, обрядов, ритуалов <31>. При изучении юридической терминологии предметом исследования становится язык <32>. Понятие "правовая культура", сформулированное на основе культурологического подхода, играет большую роль при определении предметной области юридической науки, которая не должна ограничиваться правовыми актами, правоприменительными решениями. Ученые справедливо отмечают, что право находится в тесной связи с искусством, литературой, театром <33>. Поэтому исследование правовых явлений может происходить на основе анализа литературных произведений, сказаний, мифов, легенд, пословиц и поговорок, кинофильмов, прочих артефактов культуры, содержащих информацию, представляющую интерес для изучения права. -------------------------------- <31> Рулан Н. Указ. соч. С. 56 - 58; Ковлер А. И. Указ. соч. С. 117 - 138. <32> См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 385 - 415. Помимо общетеоретических исследований, есть работы, посвященные отраслевым аспектам влияния языка на правовое регулирование. См., например: Кострова М. Б. Изобразительно-выразительные средства языка в уголовном законе: о допустимости использования // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 63 - 73; Она же. К вопросу о влиянии языка уголовного закона на юридическую практику // Российский судья. 2001. N 4. С. 30 - 32. <33> См.: Гриценко Г. Д. Указ. соч. С. 188.

Весьма интересным представляется применение понятия "правовая культура" в концепции диалога культур, сформулированной М. М. Бахтиным и В. С. Библером. Данный диалог предполагает свободный и ненасильственный обмен между культурами, накопленными знаниями. Применение соответствующих принципов весьма актуально в современном международном праве, в котором преобладает только один подход, принятый в европейской культуре, ставший следствием европоцентризма, абсолютизации ценностей европейской культуры. Если подобный подход возобладает, нужно будет констатировать крушение всей современной системы международных отношений, построенной в соответствии со ст. 1 Устава ООН на принципах равноправия и самоопределения народов. Выходом из этой ситуации представляется использование концепции диалога культур, которая позволит в полной мере реализовать указанные выше принципы международно-правового регулирования. 2. Актуальным представляется использование культурологического подхода к изучению преемственности в праве, которое Н. М. Коркунов именовал наследием прошлого, продуктом коллективного, векового опыта. Он писал: "Пользуясь для регулирования наших взаимных отношений положительным правом, мы тем самым пользуемся тем, что выработано целым рядом сменявшихся поколений" <34>. Под преемственностью понимается форма овладения опытом совершенствования правового регулирования, творческого его использования в новой исторической ситуации при изменившихся общественных обстоятельствах, необходимых для того, чтобы не потерять достигнутых результатов прошлого <35>. Цель преемственности - сохранение накопленного предыдущими поколениями опыта правового регулирования общественных отношений. -------------------------------- <34> Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 336 - 337. См. об этом также: Малиновский Б. Указ. соч. С. 112. <35> Рыбаков В. А. Преемственность в праве и кодификация права // Журнал российского права. 2007. N 7. С. 42.

Преемственность в праве представляет из себя элемент традиции; последняя образует "коллективную память" общества и культуры, обеспечивая "самотождественность и преемственность в развитии отдельных индивидов и целых сообществ" <36>. Традиция как культурный феномен включает в себя не только правовую составляющую, но и иные элементы, наследуемые в процессе ее передачи (социальные нормы, ценности, знания, обряды, ритуалы, процедуры и т. д.). Изучение традиции позволяет установить те факторы, которые оказали влияние на развитие права <37>. Норма права создается и существует не на пустом месте, но на основе накопленного в культуре опыта, имеет культурный контекст. Данную норму нельзя без последствий вырвать из этого контекста. Поэтому преемственность в праве предполагает обязательный учет всех элементов традиции, функционирующей в соответствующей культуре. Игнорирование традиции может существенно уменьшить эффективность воздействия права на общественные отношения, поскольку при таком подходе оно рискует утратить свои культурные корни, прежде всего систему ценностей, являющуюся одним из элементов культуры, выступающую основанием нормотворческой и правоприменительной деятельности. -------------------------------- <36> См.: Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. С. 176. <37> Например, на формирование западной традиции права большое влияние оказало христианство. См.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

Невнимание к традициям может также перерасти в попустительство противоправному поведению. Обычай кровной мести, безусловно, является примером традиции, отрицающей господствующий правопорядок, который основывается на признании лишь за государством исключительного права наказывать преступников. Поэтому УК РФ рассматривает мотив кровной мести как основание для усиления уголовной репрессии (п. "е.1" ч. 2 ст. 105). Но в некоторых случаях традиция принимается во внимание в силу прямого указания в законе. Например, согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться, прежде всего, его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что местные традиции определяют содержание местного самоуправления (ч. 2 ст. 1), учитываются при определении административного центра сельского поселения, муниципального района (ч. 1 ст. 2), установлении официальных символов муниципального образования (ч. 1 ст. 9), наименований органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 34), установлении границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 85). Нормы Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" обеспечивают сохранение на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока традиционного природопользования. Традиция имеет большое значение и в вопросах государственного строительства. Так, сильная президентская власть в современной России объективно обусловлена вековыми традициями монархической формы правления до 1917 г., а в советское время авторитарным политическим режимом <38>. Невозможно в одночасье перестроить сознание человека, а тем более традицию. Для этого необходим период времени, в течение которого как минимум произойдет смена поколений. -------------------------------- <38> См.: Пугина О. А. Преемственность элементов российской правовой системы и проблемы конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 11. С. 2 - 6.

3. Культурологический подход может применяться для анализа процесса рецепции права, под которой можно понимать заимствование норм иностранного права национальной правовой системой. Данный процесс представляет не что иное, как вид аккультурации, частный случай влияния одной культуры на другую, заимствование культурных норм <39>. Следует отметить большую распространенность подобного рода заимствований. Наиболее известной является рецепция римского права в странах романо-германской правовой семьи. Можно также назвать рецепцию английского, французского права в странах, бывших прежде колониями соответствующих государств. Весьма распространена рецепция права и в настоящее время. С развитием сравнительного правоведения, повышением информированности юристов об особенностях иностранного права объем соответствующих заимствований резко возрос, что делает актуальным обращение к культурологическим аспектам данного процесса. -------------------------------- <39> См. также: Софронова С. А. Правовое наследие и аккультурация в условиях правового прогресса общества: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

Рецепция права является проявлением межкультурной коммуникации, содержанием диалога культур. Указанная коммуникация осуществляется на основе определенных принципов, одним из которых является учет особенностей соответствующей культуры в процессе осуществления данной деятельности. У каждого народа существует своя система культурных ценностей, что не позволяет ему навязывать иную систему <40>. А. Э. Жалинский и А. Рерихт, исследуя вопросы уголовного права, на примере Германии и Нидерландов убедительно продемонстрировали, что существующие культурные барьеры могут помешать применению взаимно заимствованных норм. Они пишут: "Уголовно-правовая норма может быть реализована, только если общество осуждает запрещаемое поведение, которое стоит за уголовно-правовой нормой. Нет согласия по этому поводу - норма не действует" <41>. А. В. Бриллиантов в связи с этим отмечает следующее: "Механический перенос на российскую почву подходов иных правовых систем к решению тех или иных вопросов вреден. Зарубежный опыт хорош, когда он используется с учетом национальных условий (экономических, политических, правовых, исторических и иных). В противном случае даже те правовые институты, которые положительно сказались в сфере противодействия преступности в других странах, в России могут дать отрицательный результат" <42>. -------------------------------- <40> См.: Садохин А. П. Указ. соч. С. 61, 71 - 74; Супатаев М. А. Указ. соч. С. 109; Гусейнов А. И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. N 7. С. 14 - 22. <41> Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 46. <42> Бриллиантов А. В. Изменения законодательства о наказании // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 36.

4. Культурологические знания могут найти свое применение при исследовании вопросов соотношения международного и национального права. В рассмотрении данных вопросов особый интерес представляют такие характеристики культуры, как многообразие и неоднородность. Культура формируется с участием большого количества субъектов - начиная от человечества в целом и заканчивая каждым индивидом в отдельности. Но подобное многообразие не исключает формирования общих подходов к решению одних и тех же задач, стоящих перед культурой. Именно наличие общих культурных основ позволило появиться международному праву, которое в своей основе есть не что иное, как совокупность разделяемых всеми цивилизованными нациями и народами культурных норм, обладающих общечеловеческим значением. Так, ценность мира и безопасности человечества признается всеми субъектами культуры независимо от присущих им особенностей. Но необходимо учитывать, что нормы международного права могут создаваться при участии как всех, так и нескольких государств (например, европейское право). В последнем случае они будут направлены на защиту тех ценностей, которые признаются лишь в странах, создавших данные нормы. С учетом этого обстоятельства, по нашему мнению, международное право должно иметь приоритет перед национальным правом только тогда, когда речь идет о ценностях, имеющих общечеловеческое значение. Во всех иных случаях должен быть обеспечен приоритет национального права. Г. Радбрух обоснованно отмечал, что следует "стремиться к созданию международного культурного сообщества на основе разнообразия национальных культур, к единой, но децентрализованной организации мира" <43>. -------------------------------- <43> Радбрух Г. Указ. соч. С. 217.

5. Большое значение имеет применение потенциала культурологии для изучения вопросов противодействия преступности. Культурологический подход успешно используется при изучении факторов, влияющих на формирование противоправной модели поведения. Преступление можно рассматривать как культурный феномен, проявление правового нигилизма, отрицание господствующей культуры и ее ценностей. Г. Кайзер в своем учебнике по криминологии отмечает, что для мышления, чувств, поступков человека, очевидно, его социокультурная идентичность имеет созидающее значение <44>. Причем она воздействует не только на поведение, соответствующее нормам, но и на отклоняющееся поведение. Поскольку существует мультикультурное общество, преступление можно рассматривать как одну из многих разновидностей манифестирования (проявления) культуры конкретной эпохи и страны <45>. То есть преступление - продукт не только индивидуального и общественного развития, но и результат воздействия культуры на поведение человека <46>. Связь преступности и культуры очевидна, а потому необходимым компонентом криминологических исследований выступает культурологический подход в вопросах изучения причин преступности, выработки механизмов ее предупреждения, исследования личности преступника и т. п. -------------------------------- <44> Kaiser G. Kriminologie. Ein Lehrbuch. 3. Auflage. Heidelberg: Verlag C. F. Muller, 2006. S. 212. <45> Kaiser G. Op. cit. S. 213. <46> См.: Преступность и культура / Под ред. А. И. Долговой. М., 1999; Иншаков С. М. Криминология. М., 2000. С. 129 - 143.

Весьма плодотворным стало применение понятия "субкультура" в криминологии <47>. Ю. К. Александров обоснованно отмечает, что изучение криминальной субкультуры "помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда... изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности" <48>. -------------------------------- <47> См., например: Корецкий Д. А., Тулегенов В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб., 2006; Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003. С. 416. <48> Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001. С. 4.

Согласно теории субкультур А. Коэна, субкультурные группы правонарушителей обладают системой норм и санкций, отклоняющейся от той, что существует во всем обществе. Их отклоняющееся поведение имеет под собой социально-экономические причины (неудовлетворенность своим положением в обществе и невозможность законными способами достичь статуса среднего класса), которые способствуют появлению субкультур, основанных на отрицании господствующих ценностей (ценностей среднего класса) <49>. И хотя названную теорию подвергают критике, все же в зарубежной литературе признается существование субкультур, неформализованные нормы которых в отдельных случаях противопоставляются системе правового контроля (например, молодежные субкультуры) <50>. -------------------------------- <49> См.: Eisenberg U. Kriminologie. 5 Aufl. Munchen, 2000. S. 60; Mergen A. Die Kriminologie: eine systematische Darstellung. 3. Auflage. Munchen, 1995. S. 120; Albrecht P.-A. Kriminologie. Eine Grundlegung zum Strafrecht. 3. Auflage. Munchen: Verlag C. H. Beck, 2005. S. 32; Kaiser G., Schoch H. Kriminologie, Jugendstrafrecht und Strafvollzug. 6. Auflage. Munchen, 2006. S. 15 - 16; Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. С. 416 - 421; Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Норма, 2000. С. 409. <50> См.: Albrecht P.-A. Op. cit. S. 142.

В определенной степени аналогичный подход предложил У. Миллер, объясняющий отклоняющееся поведение представителей нижних социально-экономических слоев свойственной им специфической культурой <51>. Для представителей этой субкультуры быстрый успех, богатство, даже посредством совершения преступления, значат больше, нежели упорный труд <52>. Известна теория конфликта культур Т. Селлина, основанная на гипотезе о влиянии иммигрантов и других небольших социальных групп со специфической культурой на преступность <53>. Теория субкультур используется отечественными учеными для исследования преступного мира, который живет по своим законам, традициям и обычаям <54>. -------------------------------- <51> См.: Eisenberg U. Kriminologie. 5 Aufl. Munchen, 2000. S. 60; Mergen A. Op. cit. S. 121 - 122; Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003. С. 419. <52> См.: Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. С. 419 - 420. <53> См.: Kaiser G., Schoch H. Op. cit. S. 16. См. критику этой теории: Laubenthal K. Fallsammlung zur Wahlfachgruppe Kriminologie, Jugendstrafrecht und Strafvollzug. Berlin; Heidelberg, New York; Barcelona; Hong Kong; London, Mailand, Paris, Tokyo: Springer, 2002. S. 50 - 51; Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. С. 408 - 409. <54> См.: Лебедев С. Я. Традиции, обычаи и преступность. Теория, методология, опыт криминологического анализа. М., 1995; Анисимков В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003.

Все эти теории не являются безупречными в плане доказательств, но ясно одно - культура, несомненно, выступает основой для формирования поведенческих шаблонов, а потому культурологический аспект всегда должен присутствовать в уголовной политике, направленной на противодействие преступности. Изложенным актуальность применения культурологического подхода в уголовном праве не исчерпывается. Анализу с его помощью подвергаются и другие аспекты уголовно-правовой теории <55>. -------------------------------- <55> См.: Гринберг М. С. Уголовное право как феномен культуры // Правоведение. 1992. N 2. С. 57 - 62; Кругликов Л. Л., Спиридонова О. Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. СПб., 2005; Кутина В. П. Исторические и культурологические факторы преступного насилия женщин // История государства и права. 2008. N 10. С. 5 - 7; Шишков С. Н. "Идея невменяемости" и здравый смысл (Историко-культурологический аспект) // Юридическая психология. 2007. N 4. С. 19 - 25.

Культурологический подход широко используется и в исследовании иных вопросов, относящихся к юридической тематике, в том числе правовых символов, процессов законотворчества <56>. Перспективы взаимодействия культурологии и юриспруденции представляются достаточно многообещающими. Культурологический подход может выступать в качестве компонента метода теории права и государства, включающего в себя систему способов исследования, познания права и государства как феноменов культуры, рассматриваемых через призму культурологических категорий. Культурология государства и права может рассматриваться как составная часть правовой науки, а также как учебная дисциплина. -------------------------------- <56> См.: Никитин А. В. Правовые символы: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999; Малешин Д. Я. Социокультурные исследования в законотворчестве // Законодательство. 2003. N 10. С. 83 - 87.

Название документа